Краткосрочный проект «На дом – Южный Урал»
в подготовительной группе
январь 2021. Разработала: Лушпа О.В.
Вид проекта: краткосрочный (1 неделя), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта: дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. С учетом этого можно сказать о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Маленький татарин, башкир, русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Цель: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях. Воспитание у детей патриотических чувств и любви к своей Родине, родному краю. Познакомить с заповедниками Южного Урала.
Задачи:
Образовательные: формировать представления об особенностях национальных традиций, обычаях, фольклоре, жителях Южного Урала.
Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Формировать у детей этническое мировоззрение как выражение национального характера. Развивать познавательную активность, мотивацию, интеллектуальные способности детей.
Воспитательные: Воспитание интереса к истории и культуре родного края, чувства гордости за свою родину и свой народ, а так же уважения к фольклорному наследию других народов. Формирование интернационального сознания детей.
Задачи по работе с родителями: Повышение знаний родителей о жизни и культуре народов Южного Урала. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Ресурсы:
Материально-технические:
- мультимедийный центр;
- музыкальный центр;
- аудио и фотоматериалы;
- библиотечный фонд;
- иллюстрации и т.д.
Образовательные области по ФГОСТ:
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Конструктивное;
Физическое развитие.
План реализации проекта:
Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта; подбирает художественную и методическую литературу, составляет картотеку подвижных игр, поисковая работа для презентации.
Деятельность детей: сравнивают, анализируют, изучают, рисуют, создают, оформляют, участвуют в процессе проекта.
Деятельность родителей: беседы с детьми о Южном Урале, г.Пласте, с познавательной целью; помощь в создании альбомов.
Этапы.
Подготовительный этап:
Определение темы проекта
Формирование цели и определение задач
Подбор материала по теме
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор презентации по теме.
Основной этап:
Понедельник:
Утро: на карте найти г.Пласт, Уральские горы, рассказать детям, что мы живем на Южном Урале.
Презентация «Народы Южного Урала (русские, башкиры, татары, казаки, украинцы; их национальная одежда).
Занятие: рисование «Русская народная изба».
Прогулка: башкирская игра «Липкие пеньки».
Вечер: чтение легенды «Как возникли Луна и Уральские горы».
Раскраски «Головные уборы народов Урала».
Вторник:
Утро: чтение легенды «Происхождение башкир», познакомить с их бытом.
Занятие: рисование «Башкирское жилище (юрта).
Прогулка: русская игра «Два Мороза».
Вечер: знакомство с фольклором русского народа (пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, дразнилки, заклички).
Среда:
Утро: знакомство детей с природой Южного Урала, народными приметами.
Занятие: аппликация «Татарская тюбетейка».
Прогулка: татарская игра «Земля, вода, огонь, воздух».
Вечер: знакомство детей с трудом и производством людей Южного Урала (презентация, иллюстрации).
Четверг: чтение башкирских сказок «Ленивый сын», «Ленивая Аусаф».
Занятие: «Южный Урал – мой край родной» (презентация).
Прогулка: русская игра «Золотые ворота»
Вечер: «Мы – уральцы» (народно-прикладное искусство Южного Урала).
Пятница:
Утро: знакомство детей с народными праздниками русских, башкир, татар (Масленица, Пасха, Курбан-байрам, Сабантуй).
Занятие: заповедники Южного Урала.
Прогулка: русская игра «Кондалы».
Вечер: беседа «История жизни человека на Южном Урале».
Конструктивная деятельность «Заповедники»
Работа с родителями:
Вместе с детьми подобрать иллюстрации, картинки на тему «Достопримечательности» ( г.Пласт). Нарисовать (картинки) животных и птиц, распространенных на Южном Урале. Нарисовать или подобрать иллюстрации на тему «Народно-прикладное искусство Южного Урала». Макеты из лего «Заповедники»
Ожидаемый результат:
Для детей:
Приобщение детей интереса к разным видам национальной культуры народов Южного Урала. Развитие познавательной и творческой активности.Развитие у детей толерантности и интереса к национальным традициям, играм.
Для педагогов:
Установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам нравственно патриотического воспитания.
Педагогическая копилка: картотека подвижных игр, альбом «Животный мир Южного Урала», альбом «Достопримечательности г. Пласта», значки «Танкоград», конспекты, картотека пословиц и поговорок о труде (русские, башкирские, татарские). Фото макетов «Заповедники».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.