Цыганкова Светлана Павловна
воспитатель
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭТИКЕТ»
По количеству участников: групповой
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный, 1 неделя
Проблема. В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что у них недостаточные знания об основах этикета
Актуальность.
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы сейчас заложим в душу ребенка, проявится позже. Известно, что все начинается с детства. Формировать у детей навыки поведения нужно начинать с дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета. Многие родители хотят, чтобы их ребенок был вежливым, однако сами демонстрируют противоположный пример. Заставляя ребенка здороваться, родители сами часто забывают это сделать. В детском саду воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на взаимоотношения детей со сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Старший дошкольный возраст –это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремление понять их. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.
Цель: создание условий для формирования основ этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для педагогов: ознакомление педагогов с существующими проблемами по теме; повышение уровня нравственной, этической культуры педагогов.
Для родителей: знакомство родителей с работой группы по данной теме «Этикет»;
привлечение внимания родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников;
помощь детям в сборе информации
Для детей: изучение детьми правил и норм поведения; овладение детьми правилами хорошего тона для построения межличностных отношений; воспитание уважительного отношения к близким и окружающим людям; обогащение собственного опыта детей новыми знаниями об этикете; развитие творческих способностей, памяти, воображения, фантазии; формирование умения свободно общаться со сверстниками, родителями знакомыми и незнакомыми людьми.
Предполагаемый результат
У детей сформируются такие чувства, как доброжелательность, сопереживание.
Укрепятся дружеские взаимоотношения детей в коллективе.
Дети закрепят все необходимые культурные правила и нормы поведения.
Повысится уровень культуры детей и родителей. Овладеют хорошими манерами, тактичностью, выдержкой.
Примерный план реализации проекта:
Способ реализации
|
Цель
|
Сроки
|
Подборка материала, пособий, литературы по теме.
|
Создать условия для формулирования цели и задач проекта; наметить пути достижения поставленной цели.
|
Подготовительный
|
Подбор иллюстраций, приобретение и изготовления дидактических игр |
|
этап (1 день)
|
Беседа «Этикет –что это?»
|
Создать условия для формирования у детей представления о речевом этикете; умения самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации |
День первый
|
Словесная игра «Все наоборот»
|
Создать условия для активизации использования в речи детей противоположных по смыслу слов |
|
Игра «Волшебный стул»
|
Создать условия для способствования повышения самооценки ребенка, улучшения взаимоотношений между детьми. |
|
Пение песни «От улыбки станет всем светлей»
|
Создать условия для развития эмоциональной отзывчивости. |
|
Создание альбома «Мое настроение»
|
Создать условия для воплощения через рисунок своего настроения, эмоций, впечатлений. |
|
Беседа на тему: «Значение вежливых слов
|
Создать условия для развития умения использовать в своей речи вежливые слова. |
День второй
|
Дидактическая игра: «Оцени поступок»
|
Создать условия для развития связной речи детей; упражнения в установлении причинно -следственных отношений с опорой на сюжетную картинку; воспитания честности, вежливости и скромности. |
|
Игра «Фотографии друзей»
|
Создать условия для развития способности понимать настроение другого ребенка по мимике лица; формирования позитивного отношения к сверстникам; умения выражать свои чувства, отношения в речи. |
|
Сюжетно -ролевая игра «Отправляемся мы в гости»
|
Создать условия для закрепления правил поведения в гостях; умения доброжелательно общаться друг с другом |
|
Заучивание «мирилок»
|
Научить детей в игровой форме примириться. |
|
Изготовление «Цветка вежливости»
|
Создать условия для активизации в речи детей и взрослых нежные, ласковые слова. |
|
Беседа «Кто и зачем придумал правила поведения»
|
Создать условия для закрепления с детьми правил поведения в гостях, общественных местах; развития диалогической речи, умения строить суждение. |
День третий
|
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы»
|
Создать условия для знакомства с худ. произведением; воспитания любви, уважительного отношения к близким и окружающим людям. |
|
Игра «Мост дружбы»
|
Создать условия для развития ориентации на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности. |
|
Игра: «Волшебные руки»
|
Создать условия для оптимизации взаимоотношений в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоления эмоциональной отчужденности у дошкольников. |
|
Сюжетно - ролевая игра «Путешествие в общественном транспорте».
|
Создать условия для закрепления правил поведения в общественном транспорте; умения доброжелательно общаться друг с другом. |
|
Оригами, конструирование из бумаги (салфетки для сервировки стола)
|
Создание условий для эстетического развития детей в процессе о владения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги |
|
Беседа «Добрые слова»
|
Создать условия для использования детьми в речи вежливых слов. |
День четвертый
|
Игра «Что мы делаем, не скажем, что мы делаем, покажем».
|
Создать условия для закрепления умения детей изображать без слов «волшебные» слова и добрые поступки. |
|
Чтение художественной литературы: Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева, О.Г. Сазонова «Детсадовский этикет: Как вести себя в детском саду». |
Создать условия для знакомства с худ. произведением; воспитания любви, уважительного отношения к близким и окружающим людям. |
|
Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»
|
Создать условия для стимулирования развития речевого общения; умения сочувствовать, стремления помочь ближнему. |
|
Дидактическая игра «Поступаем правильно»
|
Создать условия для понимания детьми хороших и плохих поступков; их анализа; развития вежливости. |
|
Заучивание стихотворения А. Усачева «Приветствия».
|
Создать условия для воспитания у детей любви к художественному слову, воспитания вкуса. |
|
Беседа «Будь всегда вежливым»
|
Создать условия для воспитания уважения к окружающим взрослы м и сверстникам; систематизации правил вежливого поведения: упражнения детей в анализе своих поступков. |
День пятый
|
Разрезные картинки
|
Создать условия для умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей |
|
Игра «Диктор на радио»
|
Создать условия для развития устойчивого интереса к сверстникам. |
|
Музыкальная игра «Танец в парах».
|
Создать условия для развития эмпатии у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе. |
|
Инсценировка стихотворения С.Маршака «Урок вежливости»
|
Создать условия для умения передавать эмоциональные переживания в образе; развития внимания, воображения и творческих способностей. |
|
Итоговый продукт «Изготовление «Лепбука» совместно с детьми
|
Создать условия для помощи ребе нку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал; закрепления и систематизации изученного материала; умения самостоятельно собирать и организовывать информацию
|
|
Изготовление совместно с родителями мнемотаблиц |
|
|
Оценка результатов проекта
Для детей: в группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей относится друг к другу. Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки. Дети научились оценивать свои поступки и поступки других, замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих, договариваться.
Для родителей: благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения; расширился кругозор; повысился уровень нравственной культуры родителей.
Для воспитателей: оснастили предметно-развивающую среду, через изготовление дидактических игр, наглядных материалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и др. –М.: Издательство «АСТ»; Издательство «Астрель», 2000. -96с.
2.Расту культурным: для детей 4-7 лет: в 2 ч.-Ч. 1 / С.В. Пятак, Н.А.Царикова. -М.: Эксмо, 2009. –56с.
3.Расту культурным: для детей 5-7лет: в 2 ч.-Ч. 2/ Н.М. Липская. -М.: Эксмо, 2009. –56с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.