АКТУАЛЬНОСТЬПотеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей, замена их материальными ценностями, замена живого общения виртуальными играми сказывается на воспитании ребёнка. У детей снижена познавательная активность, искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, происходит утрата нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, к ее героям. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей нравственно-патриотических ценностей через знакомство со значимыми датами в истории развития страны: историей развития освоения космоса в нашей стране.
Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.
По продолжительности: краткосрочный (1неделя).
По содержанию: исследовательски-творческий, информационный (практико-ориентированный).
Участники: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель : Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи через активизацию их творческого потенциала, формирование активной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной личности в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Космос».
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей представления и знания о космосе.
способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека в изучении космического пространства.
создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
Коррекционно-развивающие:
обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
развивать связную речь;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.
совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, мнемотаблицы.
2 этап Основной
1. Проведение недели космоса в группе. 2.Проведение тематических занятий.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
4.Работа с родителями по данной теме.
3 этап Заключительный
Презентация проекта «Космос» педагогам ДОУ.
Предварительная работа 1. Подготовить художественную, научно-популярную, энциклопедическую литературу по теме проекта. 2.Создание развивающей среды. Подобрать фотоальбомы, наборы открыток, плакаты, оформить тематические стенд.. 3.Подобрать физкультминутки, чистоговорки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах. Содержание проекта 1.ООД «Что такое космос». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос. 2. Составление рассказа о космосе по мнемотаблице. Цель: Обогатить и активизировать словарный запас. Развивать связную речь детей. Совершенствовать грамматический строй речи. 3. Дидактические игры: «Подбери пришельцу ракету», «Планеты Солнечной системы», «Подбери словечко», «Угадай созвездие», «Найди лишнее», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты». 4.Физкультминутки:«Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Невесомость», «Космонавты». 5. Пальчиковые гимнастики: «Астрономическая считалка», «Космический отряд», «Космонавт». 6.Чтение загадок, рассказов, сказок, стихотворений о космосе и космонавтике 7.Индивидуальная и групповая работа: работа с трафаретами;конструирование; выкладывание фигур из счетных палочек составление изображений из геометрических фигур.
Предполагаемый результат
-Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, солнечной системе.
-Формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса, воспитание любви и интереса к Российской космонавтике.
- В процессе взаимопонимания у детей происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь, активизируется и обогащается словарный запас.
-Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта.
Мимические упражненияКосмонавты обрадовались, когда приземлились на Марс. Видят к ракете идут непонятные существа, удивились: неужели это марсиане? Марсиане сначала были сердиты на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им.
.
Физкультминутка «Полёт» А сейчас мы с вами, дети, (маршировать) Улетаем на ракете(потянуться, подняв руки над головой) На носки поднимись,(подняться на носки, руки сомкнуть над головой) А теперь руки вниз (опустить руки вниз) Раз, два, три, потянись (потянуться)Вот летит ракета ввысь (кружиться на месте)
Пальчиковая гимнастика ««Астрономическая считалка» В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля – Расстилается земля.(Выполняем движения по тексту). На Луне есть звездочет Он ведет планет учет: Меркурий -раз, Венера - два-с, Три - Земля, Четыре - Марс Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, Восьмой - Нептун.(На каждую строчку загибаем пальчик)
Развитие длительного плавного выдоха: упражнение «Летит ракета» На уровне рта ребёнка подвешен тренажер с ракетой на ниточке . Дети стоят напротив и выполняют следующие действия: медленно набирают воздух через нос, чтобы не поднимались плечи, вытягивают губы трубочкой, дуют, не раздувая щёк. (Повторять 3-5 раз.)
Вывод:
Реализация проекта «Космос» позволила сформировать и расширить представление детей старшего дошкольного возраста о космосе, конкретизировать знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, сформировался интерес дошкольников к истории космоса. Дети научились анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Дети проявили интерес к космосу в целом и отразили свои впечатления в творческой и поисково-исследовательской деятельности.
Таким образом, разработанный и реализованный проект «Космос» мы рекомендуем педагогам ДОУ к использованию в работе с детьми и родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.