Краткосрочный проект по экологическому воспитанию "Птицы весной"

  • docx
  • 10.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ: Формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относится к нему – одна из актуальных задач воспитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для умственного, эстетического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Весна благоприятное время для формирования, уточнения знаний и представлений детей о жизни птиц, формирования заботливого отношения к ним. ЦЕЛЬ: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о перелетных птицах, ответственного и бережного отношения к ним. ЗАДАЧИ: · Формировать экологическую культуру. · Расширять и закреплять представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания. · Развивать у детей познавательную активность, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас. · Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе, привить любовь к «братьям нашим меньшим» (птицам), желание заботиться о них. ТИП ПРОЕКТА: Краткосрочный, групповой, информационно-исследовательский, творческий. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: с 01.04.2024 г. по 08.04.2024 г. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: · У детей сформируются знания о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания. · Появится желание взаимодействовать с природой, охранять её. · Дети научатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. · Обогатится словарный запас. · Дети научатся работать в коллективе сверстников, родителей. ХОД ПРОЕКТА Дата мероприятия Наименование мероприятия 1 апреля Беседа «1 апреля- международный День птиц» Конструирование из бумаги «Скворечник» Д.и. «Кто где обитает» П.и. «Перелёт птиц» Чтение В. Бианки «Сова» 2 апреля Беседа о «Прилёте птиц» Лепка «Скворец» Наблюдение за птицами на участке детского сада Д.и. «Чей малыш?», «Сосчитай птиц» Чтение И. Тургенев «Воробей» П.и. «Птицелов» 3 апреля Беседа «Пернатые друзья» Рисование «Птицы прилетели» Д.и. «Кто как голос подаёт?», «Один-много» Пальчиковая игра «Четыре цапли» Чтение В. Бианки «Чей нос лучше?» П.и. «Гуси-лебеди» 4 апреля Беседа «Птицы прилетели» Д.и. «Скажи одним словом», «Чего не бывает» Чтение А. Барков «Голоса леса» П.и. «Скворцы и кошка» Пальчиковая игра «Птички и ветер» 5 апреля Просмотр презентации «Пернатые соседи-птицы» Рисование «Ласточка вернулась» Д.и. «Кто кем станет?», «Что за птица?» Чтение Г. Серебрицкий «Берегите птиц» П.и. «Отгадай и присядь» 8 апреля Беседа «Как нам птицы помогают?» Конструирование из бумаги «Ласточка» Составление описательного рассказа об одной из перелетных птиц. Загадки и стихи о птицах, весне. П.и. «Займи гнездо» Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Перелётные птицы»
Иконка файла материала Проект Птицы весной.docx

- РФ –

Московская область

Администрация Дмитровского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «Жемчужинка»


 141800, г.Дмитров, мкр.Аверьянова д.13, тел. 8(222)3-08-01

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

по экологическому воспитанию

в подготовительной группе №9

МДОУ №2 «Жемчужинка»

«ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

 

 

 

 

Руководители проекта:

Плотникова С.В.

Швецова Е.Н.

 

Участники проекта:

Дети подготовительной группы №9

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитров, 2024 г.

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ: Формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относится к нему – одна из актуальных задач воспитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для умственного, эстетического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Весна благоприятное время для формирования, уточнения знаний и представлений детей о жизни птиц, формирования заботливого отношения к ним.

 

ЦЕЛЬ: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о перелетных птицах, ответственного и бережного отношения к ним.

 

ЗАДАЧИ:    

·        Формировать экологическую культуру.

·        Расширять и закреплять представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.

·        Развивать у детей познавательную активность, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

·        Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе, привить любовь к «братьям нашим меньшим» (птицам), желание заботиться о них.

 

ТИП ПРОЕКТА: Краткосрочный, групповой, информационно-исследовательский, творческий.

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

 

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая.

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: с 01.04.2024 г. по 08.04.2024 г.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

·        У детей сформируются   знания о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.

·        Появится желание взаимодействовать с природой, охранять её.

·        Дети научатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

·        Обогатится словарный запас.

·        Дети научатся работать в коллективе сверстников, родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ПРОЕКТА

 

Дата мероприятия

Наименование   мероприятия

1 апреля

Беседа «1 апреля- международный День птиц»

Конструирование из бумаги «Скворечник»

Д.и. «Кто где обитает»

П.и. «Перелёт птиц»

Чтение В. Бианки «Сова»

2 апреля

Беседа о «Прилёте птиц»

Лепка «Скворец»

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Д.и. «Чей малыш?», «Сосчитай птиц»

Чтение И. Тургенев «Воробей»

П.и. «Птицелов»

3 апреля

Беседа «Пернатые друзья»

Рисование «Птицы прилетели»

Д.и. «Кто как голос подаёт?», «Один-много»

Пальчиковая игра «Четыре цапли»

Чтение В. Бианки «Чей нос лучше?»

П.и. «Гуси-лебеди»

4 апреля

Беседа «Птицы прилетели»

Д.и. «Скажи одним словом», «Чего не бывает»

Чтение А. Барков «Голоса леса»

П.и. «Скворцы и кошка»

Пальчиковая игра «Птички и ветер»

5 апреля

Просмотр презентации «Пернатые соседи-птицы»

Рисование «Ласточка вернулась»

Д.и. «Кто кем станет?», «Что за птица?»

Чтение Г. Серебрицкий «Берегите птиц»

П.и. «Отгадай и присядь»

8 апреля

Беседа «Как нам птицы помогают?»

Конструирование из бумаги «Ласточка»

Составление описательного рассказа об одной из перелетных птиц.

Загадки и стихи о птицах, весне.

П.и. «Займи гнездо»

Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Перелётные птицы»

 

Список использованной литературы.

 

1.     Гризик Т. И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет по программе «Радуга» Просвещение Москва 2000.

2.     Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

3.     Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4.     Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.     Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

6.     Николаева С. Н. Экологическое воспитание старших дошкольников.

 -  М., 2002.

7.     Николаева С. Н. Эколог в детском саду. - М., 2003.

8.     «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

 

9.     Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Авт.-сост. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова М. 2003.

10. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

11. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.

12. Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Беседа «1 апреля-международный День птиц»

 

Цель занятия: Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых. Обобщить знания о перелётных птицах. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Задачи:

Познавательные:

– научить выделять признаки сходства и различия у птиц
– уточнить и расширить представления о перелётных птицах
– активизировать и расширять словарь детей

Развивающие:

– развивать диалогическую речь: умение слушать партнёра, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательными
– стимулировать и поощрять творческие проявления детей
– способствовать развитию восприятия, внимания
– логического мышления, памяти.

Воспитательные:

– прививать любовь к родной природе
– воспитывать интерес к жизни перелётных птиц
– учить быть заботливыми, добрыми, внимательными.

 

Ход занятия:

Воспитатель

– Милая певунья, ласточка, родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой»

Послушайте, как красиво поют птицы, как их много
и какое разнообразие голосов

Звучит пение птиц в записи

– Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц)

– Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают)

– Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

– А кто из вас слушает птиц, когда идёт из дома в детский сад или просто гуляет?

Мы не случайно слушаем их пение именно сегодня – ведь сегодня у пернатых праздник – День птиц.

– Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой.
Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость. Без птиц природа мертва.

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам.

– Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? Почему?

– Да, перелётные птицы – это птицы, которые теплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны. А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перёлет очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают.

(ответы детей)

– Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

 Какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда, построить новые)

– Из чего строят гнёзда птицы? (из сухих веточек, травинок, соломинок, пушинок, мха, …)

– Чем мы с вами можем помочь птицам весной? (сделать скворечники, кормушки, развесить на веточках вату, …)

– Что делают птицы дальше? (откладывают яйца, выводят птенцов).

Дидактическая игра «Кого выводят эти птицы?»
(журавли -…журавлят, грачи – …грачат, скворцы -…скворчат и т.п.)

-Птиц у нас на планете Земля великое множество, и каждая живёт в своём домике, где они высиживают своих маленьких птенцов, вот только у кукушки с этим проблема…

В далёкие времена, когда сказали Деве Марии, что у неё родится сын и назовут его Иисус Христос господь Бог назвал этот день – Благовещением, это значит: благая весть и велел в этот день не работать: «Птица гнёзда не совьёт, девица косы не заплетёт». Кукушка не послушалась и свила гнездо для своих будущих кукушат, за то, что она не послушалась её наказали и лишили родного гнезда, с тех пор своих будущих птенцов она подкладывает в другие гнезда. Ребята, а вы знаете где и из чего делают птицы гнёзда?

(ответы детей)

Знаете ли вы что…

– Сорока строит гнездо из веток и глины

– Иволга плетет гнездо – корзинку из травы

– У ласточки гнездо из глины и травы

– У щегла гнездо из сухой травы

– Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли

– Филин живет в дупле
– А теперь поиграем в игры:

– «Четвертый лишний»
(надо найти лишнее слово в цепочке слов, объяснить почему);

– «Назови ласково»
(образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

– Загадаю загадки – найдите отгадки:

– Днём спит, ночью летает и прохожих пугает   – сова

– Мальчишка в сером армячишке

по дворам шныряет, крохи подбирает

по полям ночует, зёрнышки ворует.              – воробей

– Шитовило – битовило по – немецки говорило

спереди шильце, сзади вильце

снизу – бело полотенце, сверху
– синенько суконце                                           – ласточка

– Самая большая птица в мире?                      – африканский страус

– Самая маленькая птица в мире?                   – калибри

– Не человек, а говорит                                     – попугай

 – Очень много пословиц и поговорок о птицах мы знаем: «Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»

– Как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (приносят пользу, радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить)

– Что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

– Экологическая беда: некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат весь урожай, некому будет разносить по земле семена ягод, растений, мы никогда не услышим их чудесных песен и т.п.

– Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою Родину.

Заучивание стихотворения:

И цветы, и трава, деревья, речки, птицы –

Все в природе на века пусть сохраниться.

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ:

Берегите травы, речку, лес и поле,

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Посмотрите, как красиво все кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом.
Любите птиц! Оберегайте их!

Беседа о «Прилёте птиц»

 

Цель: закрепить знания детей о перелётных птицах.
Задачи:
- закрепить названия птиц;
- закрепить внешние признаки птиц;
- воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Предварительная работа: рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за прилётом грачей; заучивание пословиц.
Материал: картинки с изображением птиц,.

Ход.

Воспитатель загадывает загадку: Всех приметней птиц, черней
Враг личинок, друг полей.
Взад, вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица (грач).
Воспитатель. Грачи первыми прилетают к нам весной. Как их называют? (Первые вестники весны).
Воспитатель. Какие пословицы вы знаете о грачах? («Увидел грача- весну встречай», «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»).
Воспитатель. Какого размера грачи? (Ответы детей).
Воспитатель. Какого цвета грачи? (Ответы детей).
Воспитатель. Что устраивают грачи на деревьях? (Ответы детей).
Воспитатель. Для чего нужны птицам гнёзда? (Ответы детей).
Воспитатель. Как только пригревает солнышко, первыми к нам прилетают грачи. Грачи- заботливые птицы, они наводят порядок в старых гнёздах, строят новые. Далеко слышен их громкий крик, когда к вечеру рассядутся они все попарно после дневных трудов и ка будто совещаются о своём будущем житье-бытье.
Воспитатель. Каждый год с погодой вешней
Все гостей крылатых ждут.
Только вынесли скворечник,
А скворцы уж тут как тут.
Воспитатель. Откуда прилетают к нам скворцы? Где они живут? (Ответы детей).
Воспитатель. Кто знает загадку про скворца?
Ребёнок. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его (скворец).
Воспитатель. Какие птицы к нам ещё прилетают из тёплых стран? (Ответы детей).
Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о жаворонках. (Жаворонок-перелётная птица. Оперение жаворонка пестрое: верх тела каштановый, с тёмными пятнами, из более светлый, грудь рыжеватая, с пестринками. Крылья у жаворонка широкие и длинные, хвост и ноги короткие. Гнёзда строят на земле в ямке, среди негустой травы).
Воспитатель. Про какую птицу в народе говорят «певец леса»? (Про соловья).
(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением соловья).
Воспитатель. Что вы знаете о соловье? (Соловей перелётная птица. Поют соловьи очень красиво и звучно, в пении соловья слышится свист, щёлканье, рокот. Соловей маленькая птичка. Оперенье у него невзрачное: спина, крылья и хвост буровато-рыжие, брюшко беловатое и бока серые.)
Воспитатель. Какую пользу приносят птицы? (Грачи полезны тем, что истребляют много вредных насекомых. Скворцы уничтожают огромное количество вредителей садов, лесов, огородов. Жаворонки-истребляют вредных насекомых и их личинок, а также семена сорных трав, принося большую пользу сельскому хозяйству. Соловьи выкармливают птенцов насекомыми и их личинками, уничтожая вредителей лесов).
Воспитатель. Да, вы правы птицы приносят большую пользу, поэтому их надо беречь и заботиться о них.

 

Беседа «Пернатые друзья»

 

Цель: Расширять представления у детей о птицах.

Задачи: Закрепить умение различать птиц по внешнему виду, находить признаки сходства и различия; Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам

Материал: Картинки с изображением птиц

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, изготовление кормушек совместно с родителями, кормление птиц. Чтение художественной литературы о птицах.

На стенде расположены картинки с птицами разделенные на три группы. Дети подходят, рассматривают картинки, разделенные на группы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, этих птиц разделили на три группы:

первая группа - зимующие (воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сойка, поползень). Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже зимой. Птицам очень трудно прокормиться, корма в зимний период не хватает, а аппетит огромный. Поэтому многие птицы найдя корм сообщают остальным - криком подзывают их. Помогая друг другу, они доживаю до весны. Некоторые птицы (синица, сойка, поползень) делают осенью запасы. Например, желуди и орехи, прячут все в трещины стволов.

- Ребята, а кто знает, у какой птицы зимой появляются птенцы?

- А хотите узнать?

Ребята у клеста зимой появляются птенцы. Эта птица не только зимует у нас, но и выводит птенцов. Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев и птенчиков тоже ими кормят.

А во второй группе птицы пролетные (снегири, свиристели, щеглы) они называются так, потому что они появляются у нас только пролетом.

Летом эти птицы живут только в северных лесах, там выводят птенцов, а осенью, как только наступаю, морозы прилетают к нам, питаются ягодами рябины, боярышника, шиповника, облепихи и летят дальше на юг.

Третья группа птицы перелетные. Когда наступает осень, птицы собираются в стаи, и готовятся к отлету на юг. Эти птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся. Корма становится мало, и птицы улетают в теплые края.

- Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете (ответы детей)

- Правильно. (Грачи, скворцы, ласточки, зяблики, соловьи, жаворонки, кукушки, журавли, лебеди, гуси).

Мелкие птицы прилетают незаметно, а крупные громко кричат. Это вожак подает сигнал: не отставайте, летите за мной. Самцы всегда прилетаю раньше, чтобы подготовить жилище для будущей семьи.

Как только жилище будет готово, там появятся яички. Птенцы будут согревать их своим теплом и из них вылупятся беспомощные неоперившиеся птенцы.

У прожорливых птенчиков широко раскрываются ярко - желтые или красные рты, а заботливые родители кормят их мошками, комарами или гусеницами.

С раннего утра до самого вечера птицы ищут корм для своих малышей, уничтожая при этом вредных насекомых, спасая леса и посевы на полях, скверы и сады.

Птенцы растут быстро, и вскоре взрослые птицы будут учить их искать пропитание, спасаться от врагов, выбирать место для ночевки, узнавать и подавать различные сигналы - сообщения.

Если вы приходите в лес прогуляться, старайтесь не бегать, не шуметь, не заглядывайте в птичьи гнезда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать птиц, они бросят свой дом и птенчики погибнут, либо из яиц не появятся птенчики.

- Ребята, что вы нового узнали из нашей беседы?

1. На какие три группы можно разделить птиц?

2. Каких зимующих птиц вы знаете?

3. Почему снегирей и свиристелей называют пролетными птицами?

4. Каких перелетных птиц вы знаете?

5. Почему перелетные птицы осенью улетают на юг?

6. Когда в наши края возвращаются перелетные птицы? Почему?

7. Почему в лесу нельзя шуметь?

8. Почему птиц называют друзьями леса и людей?

Подведение итогов.

Воспитатель: - Да, ребята птицы - наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогаю сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. А друзей нужно беречь! Сегодня мы много узнали о птицах. Птицам нелегко живется зимой: на улице холодно, корма мало. Птицам нужно помогать, зимой, подкармливать. И мы с вами, ребята, должны заботиться о птицах. А за это птицы нас летом отблагодарят замечательными песнями.

 

 

Приложение 2.

 

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Скворечник»

Цель: развить навыки складывания листа бумаги пополам, развить глазомер, аккуратность в работе с эти материалом. 
Материалы: Для каждого ребенка шаблон скворечника, с прорисованными линиями сгиба и вырезания. Приготовленный образец домика. Ножницы, клей, цветные карандаши.
Ход занятий: 
-Ребята, сейчас я закрывала окно, и к нам залетели две птички, они нам хотят что- то сказать. Пойдемте скорей на свои места, узнаем, что же нам птички сказать хотели (дети проходят за столы). 
Воспитатель дует в свистульку, кивает головой, потом говорит:

-Знаете, что мне птички сказали?  Слушайте. 
-Они прилетели из теплых краев домой, но у них нет домиков, им негде жить. Птички пролетали над нашим участком и увидели, что у нас есть кормушка. Значит вы добрые и заботливые ребята, любите птиц. И птички просят вас сделать им домики. Ребята мы сделаем домики для птичек? (да). Конечно сделаем птахи! 
Ребята, посмотрите, какой у меня домик. Такой домик для птиц называется скворечник. Сегодня мы будем конструировать скворечник из бумаги.» 
Воспитатель показывает готовый домик- из шаблона необходимо вырезать заготовки для скворечника, разукрасить цветными карандашами, а затем по линиям сгиба сложить заготовку и склеить.

Дети самостоятельно выполняют работу, воспитатель помогает, кому требуется помощь.

-Молодцы, ребята! Какие красивые скворечники получились, теперь наши пернатые певцы обязательно будут радовать нас свои пением.

 



 

Конспект занятия по лепке «Скворец»

 

Образовательные задачи: закрепить умение лепить скворца, добиваясь большей точности в передаче основной формы, характерных деталей, используя разнообразные приемы лепки: раскатывание, сплющивание, оттягивание, сглаживание мест соединения;

Развивающие задачи: стимулировать речевую активность, творческое воображение детей;

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам;

Материал и оборудование: образец, пластилин, дощечки, стеки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя.

 

Ход занятия.

-Ребята, сегодня у нас занятие лепка. А что мы будем лепить вы должны догадаться сами. В русском народном календаре, был такой обычай: в марте месяце, закликать- просить птиц, чтобы они прилетели и принесли весну.

Вот послушайте такую закличку.

«Эй, скворцы-молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите!

С шелковой травой,

С жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!»

-Ребята, о чем она? Кто прилетает к нам из-за моря?

Да, это птицы скворцы- вестники теплых дней. А вы видели скворцов? Да, они уже прилетели. (вношу иллюстрацию). Посмотрите на эту иллюстрацию и расскажите о скворце. Какой он? (ответы детей)

У скворца черное оперенье с отливом красноватого, зеленоватого цветов. На туловище крылья и хвост. А на голове длинный желтый клюв. Ноги с тремя пальцами впереди и одним сзади, на которых сильные и острые когти.

А вы знаете, где живут птицы? Правильно, рядом с человеком.

А сейчас попробуйте отгадать загадку.

«На шесте – дворец,

Во дворце - певец»

Да, это скворечник. Людям очень нравится пение скворцов, поэтому они делают для них скворечники и развешивают на дереве между веток или устанавливают

на шест – длинную палку. А еще птиц подкармливают. А что для этого нужно? А сейчас посмотрите, что я принесла на занятие? Кого же мы будем лепить? Да, скворцов.

Поэтому тема нашего занятия называется «Скворцы прилетели» А чтобы моему скворцу не было одному скучно, слепим для него друзей.

Но сначала давайте рассмотрим его внимательно и вспомним приемы лепки. Назовите части тела птицы? (ответы детей)

А какой формы туловище? Да, это овал, зауженный с одной стороны (где шея скворца) и напоминает грушу. А какой формы голова? (шар) А как лепить ее

(круговыми движениями ладоней рук). После этого делаем клюв, оттягивая

пластилин пальцами. Затем соединяем голову с шеей туловища, сглаживая места соединения. А теперь лепим крылья и хвост. Ноги будем делать из маленьких цилиндров, на которые присоединим три пальца. (дети называют приемы лепки)

Затем кончиком стеки обозначить глаза и перья птицы (полоски на крыльях и хвосте)

-Но прежде чем приступить к работе проведем физкультурную минутку.

«Все движения разминки,

Повторяем без запинки

Эй! Попрыгали на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе

Повертись на месте ловко-

В этом нам нужна сноровка

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

-Итак, приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей, помощь, подсказки,

напоминание. При выполнении работы дети слушают поющую птицу).

Сегодня на занятии вы все старались.


Молодцы, ребята!


 

 

 



                                                                                                                                                                                              

Конспект занятия по рисованию «Птицы прилетели»

 

Цель: совершенствование умения передавать в рисунке картины природы.

Предполагаемый результат: выражают положительные эмоции при прочтении стихотворения С.Я. Маршака и А. Плещеева; умеют поддерживать беседу о признаках весны, высказывать свою точку зрения; интересуются изобразительной детской деятельностью.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать потребность в достижении качественного результата

Развивающая: продолжать развивать творческое воображение

Образовательная:

• Изобразительная: учить детей передавать в рисунке картины природы;

• Техническая: закреплять умение использовать для выразительного решения темы

• Цветовая: переносить краски весны (теплая палитра) на свой рисунок

• Композиционная: упражнять в красивом расположении изображения на листе

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона, воспитание через взаимодействие

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания и обучения:

Методы обучения: рассказ, беседа, организация наблюдения

Формы организации: фронтальная

Дидактические средства: бумага, гуашь, кисти, баночка с водой

 

Ход НОД

- Ребята, подойдите, пожалуйста все ко мне (действие происходит возле окна, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

- А теперь посмотрите за окошко, какое сейчас время года? Подходят к воспитателю

Улыбаются, отвечают.

- Ребята, прослушайте, пожалуйста стихотворение Самуила Маршака и Алексея Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

 

Алексей Плещеев

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

- О каких признаках весны рассказывают авторы в этих стихотворениях?

- Давайте мы тоже нарисуем картину на тему«Птицы прилетели». Присаживайтесь на свои места.

Рассматривают предложенные картины, отвечают на вопрос.

- Ребята, у вас на столах приготовлены краски, сегодня цвет для своей картины каждый выбирает сам. Подумайте, что бы вы хотели изобразить и какими цветами.

- Ребята, давайте перед нашей работой немного отдохнем!

- Вы знаете, ребята, раньше, на Руси, с приходом весны хороводы вели. А давайте и мы попробуем, выходите в круг:

Как весна с зимою повстречалися.

Как зима с весною распрощалися.

Ай, люли-люли, повстречалися.

Ай, люли-люли, распрощалися.

Как весна ручьями разливалася,

Как весна цветами распускалася.

Как вставало рано солнце красное.

Как светило людям оно ласково.

Как весну мы славим за ее дела.

Слава ей, что нам она тепло дала. Дети встают и заводят хоровод

- Молодцы, замечательный хоровод мы завели, а теперь садимся за столы. Никто не забыл на какую тему мы сегодня рисуем?

- Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображения на нем? Что можно изобразить? (Деревья, проталины, солнце, птиц, гнезда и т. д.)

- Конечно, ведь наступила на улице весна и мы попытаемся перенести весеннее настроение на свой рисунок, приступайте к работе. Усаживаются на стульчики и отвечают на вопросы

Педагог наблюдает, анализирует, направляет, побуждает к самоанализу. Дети рисуют.

-Всё, ребятки, закончили. Берите свои замечательные работы и несите их на мой стол. Посмотрите, как здорово у вас получилось, какие разные у всех работы.

Дети анализируют.

- Ребята, вы все такие молодцы, вы очень хорошо работали сегодня. Посмотрите, каждый из вас сегодня попытался изобразить весну. Хоть на улице еще не совсем настроилась погода, у нас в группе с вашими веселыми и яркими работами стало еще теплей и солнечней. Вы молодцы!

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                              

 


Конспект занятия по рисованию «Ласточка»

 

Цель: закрепить знания детей о весне; научить рисовать ласточку.

Задачи:

- продолжать учить детей называть признаки времени года «весна»;

- продолжать знакомить с перелётной птицей ласточка;

- познакомить со схемой рисования ласточки;

- воспитывать любовь к природе и живым существам.

Материалы: картинки с изображением перелётных птиц, схема рисования ласточки, простые карандаши, акварельные краски.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите мне признаки весны. (ответы детей)

Воспитатель: Какие птицы вернулись к нам из тёплых стран? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, перелётные. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови перелётную птицу».

Дидактическая игра «Назови перелётную птицу» (дети по картинке определяют название перелётной птицы)

Воспитатель: (читает стихотворение Плещеева А. Н. «Травка зеленеет»)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

-Ребята, посмотрите на ласточку. (воспитатель показывает картинку с изображением ласточки)

Ласточка — небольшая красивая перелётная птица, стремительная в полёте, с длинными остроконечными крыльями. В народе её ласково зовут «касаточка».

Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением тёплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнёзд. Для постройки своего домика ласточке нужна влажная глина, шерстинки животных, перышки других птиц, соломинки и травинки.

Собрав достаточно материала, птицы лепят домики-чаши, скрепляя соломинки, шерстинки и глину своей слюной. Ласточки прикрепляют свои гнезда к карнизам домов, под крышами и балконами.

Ласточка является дневной птицей. В это время суток она летает и ищет пищу. Питаются ласточки на лету. Они непревзойденные акробаты и вытворяют в воздухе невероятные вещи. Таким образом, поймать какую-то мушку или жучка является для этой птицы простейшим заданием.

В рацион ласточек в основном входят насекомые. Птица поедает различных кузнечиков, стрекоз. При наличии опасности ласточка даёт сигнал, который предупреждает остальных птиц.

С появлением в гнезде вылупившихся из яиц птенцов заботливые родители приносят им еду: мошек, комаров, прилетая к гнезду около тысячи раз в день!

Примерно через месяц птенцы покидают родное гнездо и, подобно взрослым птицам, весело носятся в небе вслед за родителями, хватая на лету мошек, комаров и других насекомых.

Теперь давайте подвигаемся. Встаём в круг и слушаем меня внимательно.

Физкультминутка «Ласточка»

Ласточки летели(бегут по кругу, машут руками)

Все люди глядели.

Ласточки садились(приседают)

Все люди дивились.

Сели, посидели, (руки опускают за спиной)

Взвились, полетели,

Песенки запели. (бегут по кругу)

Воспитатель: Молодцы! Садимся и готовимся к рисованию ласточки. Посмотрите на схему. Как вы будете изображать ласточку(ответы детей)

Воспитатель объясняет схему рисования ласточки поэтапно.

Воспитатель: Сначала вы сделаете эскиз ласточки с помощью простого карандаша. Затем будете работать с акварельными красками. Какие цвета вы возьмёте для изображения ласточки(ответы детей)

Воспитатель: Не забудьте сделать фон рисунка, правильно подбирая для него цвет акварельных красок. Ведь ласточки летают в небе, значит вы должны подобрать цвета, которые подходят для его изображения. Приступаем к рисованию.

Дети рисуют, воспитатель в процессе индивидуальной работы даёт советы.

Воспитатель: Наше занятие заканчивается. Ваши рисунки должны высохнуть.

-Вы все молодцы! Все старались. Ласточки у вас получились замечательные.

 




Конспект занятия по конструированию из бумаги «Ласточка»

 

 

Цель: изготовление ласточки своими руками.
Задачи:
- учить создавать поделки своими руками;
- развивать моторику рук;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
Материалы и инструменты:
- шаблон;
- клей;
- ножницы;
- цветные карандаши;

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.( Алексей Плещеев)

Ласточка - перелетная птица, и ее возвращение весной означает надежду, плодородие и обновление жизни. Поскольку некогда считалось, что ласточка проводит зиму в спячке, она может символизировать воскресение. Как и большинство птиц, ласточка также олицетворяет свет.
Египтяне считали ласточку воплощением материнства, а стаю воспринимали как северные звезды, висящие над Древом Жизни.
В Древней Греции и Риме существовало поверье, что убить ласточку - значит накликать беду, поскольку она воплощала в себе дух умерших детей; кроме того, она была атрибутом Афродиты (Венеры).
В Китае ласточка - символ смелости, опасности, верности и позитивной перемены в судьбе, зато в Японии ее отождествляют не только с материнской заботой, но и с неверностью.
Почитают ласточку и мусульмане, поскольку существует поверье, что она совершает ежегодное паломничество в Мекку.
В геральдике ласточка изображалась на гербах как фантастическая птица без лапок, поскольку в средние века считалось, что ласточка не касается земли. Это также символ младших сыновей. Кроме того, по преданию, ласточки кормят птенцов соком чистотела, что дает им остроту зрения, а потому они стали символом Божьего озарения.

По народным представлениям, гнездо ласточки под крышей дома приносит счастье и удачу.

Пошаговое выполнение работы.
Подготавливаем необходимые материалы.

Для изготовления ласточки используем шаблон, где
1 – туловище, черный цвет
2 – грудка, белый цвет
3 – элемент головы, белый цвет
4 – клюв, красный цвет
5 – голова, черный цвет
6 – крыло, черный цвет

По шаблону вырезаем все детали.

Сворачиваем деталь головы в цилиндр, туловище в виде петельки и склеиваем края.

К голове приклеиваем белую деталь.

К туловищу приклеиваем белую грудку.

Приклеиваем голову к туловищу.

Деталь клюва складываем пополам и по линии сгиба приклеиваем к голове ласточки

Произвольно вырезаем из бумаги белого цвета кружочки, черным маркером прорисовываем глазки. Полученные детали приклеиваем к голове.

Склеиваем крылья и приклеиваем сверху к туловищу.

 

Из Африки весною
Ласточки летят,
Под крышами из глины
Гнёзда мастерят.
Летят, как самолётики,
Изящны и легки.
Раздвоенные хвостики,
Собой невелики.
Треугольным клювиком
Хватают на лету
Мошек и комариков,
Домой себе несут.
Похожие на ноты,
Сидят на проводах
И весело щебечут,
О солнце и дождях. (В. Мирясова)

 

-Какие красивые ласточки у вас, ребята, получились! Вы такие молодцы!!

 

 

 

 

 

 

 


 

 



                                                                                                                                                                                   

 

 


Приложение 3.

 

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы. Презентация «Пернатые соседи-птицы»

 

Слайд 1:

Презентация для подготовительной группы на тему: «Пернатые соседи-птицы»

 

Слайд 2:

Птицы осёдлые и перелётные.

 

Слайд 3:

Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
-Наступают холода,

Криком птицы сообщают.
-Мы летим не навсегда.
-Мы вернёмся, обещаем.
-До свиданья, край родной:
-Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают.
А. М. Измайлов

 

 

 

Слайд 4:

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

 

Слайд 5:

Первыми улетают насекомоядные.

 

Слайд 6:

За ними улетают зерноядные.

 

Слайд 7:

Последними улетают водоплавающие.

 

Слайд 8:

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

 

Слайд 9:

Летят клином.

 

Слайд 10:

Летят как попало.

 

Слайд 11:

Загадки.

 

Слайд 12:

Перелётные птицы.

 

Слайд 13:

Перелётные птицы.

 

Слайд 14:

Перелётные птицы.

 

Слайд 15:

Перелётные птицы.

 

Слайд 16:

Вопросы.

 

Слайд 17:

Спасибо за внимание!

 

 

 






Приложение 4.

 

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа-описание о перелётной птице»

 

В завершении нашей работой над проектом ребятам было задано домашнее задание:

1. Выбрать любую перелётную птицу.

2. Нарисовать её.

3. Составить рассказ-описание по образцу.

 

Образец:

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

 


Все ребята справились, рассказали замечательные рассказы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 5.

 

Пословицы, поговорки, загадки о перелётных птицах.

 

Грач на дворе – весна на дворе.
Одна ласточка весны не делает.
Грач прилетел – через месяц снег сойдёт.
Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
Ах ты, цапля, гляди, как цапнул!
Кулик в болоте плачет, а из болота не идёт.
Красота пустыни — вода, красота воды — лебеди.
Где верёвка по поднебесью протянулась, там и журавль.
Полетели за море гуси, прилетели тоже не лебеди.
В дырявом скворечнике скворец не гнездится.
Белый лебедь по серому гусю не скучает.
Журавушка курлычет – о тепле весть подаёт.
Сменял стрижа на ежа.
Видишь скворца – знать весна у крыльца.
Журавль межи не знает, а через ступает.
Журавль в небе не добыча.
Соловей да кукушка в одно поют, да не одну песню.
Из ивового куста — либо дрозд, либо сорока.
Стрижи летают – олухов оплетают, а меня и на сивой кобыле не объедешь
Скворец с сорокой в одном гнезде не живут.
Журавлиная походка не нашей стати.
Скворец орлу не соперник.
Кто стрижа выкормил, того Бог поцеловал
И журавль тепла ищет.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.

 

Видно птицу по полету.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Поменяли кукушку на ястреба.

Всякая ворона свой зобок набивает.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки — свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороне соколом не быть.

Вороненку гнездо — родимая хата.

Мала синичка, да коготок остер.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Пируют в ночи совы да сычи.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Кукушка кукует, по дому горюет.

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

Грудь лебединая, походка павлиная.

Журавль прилетел и тепло принес.

Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

 

Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец...
Как зовут его? ...
(Скворец)

 

Отступили снега и метели,
Птицы с юга домой прилетели.
Кружат, трели разводят певцы.
Кто весну прославляет? 
(Скворцы)

 

Эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день.
(Скворец)

 

Весной прилетает птица. 
Поле вспашут - там любит кормиться.
(Грач)

 

Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? 
(Грач) 

 

Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят ...(Грачи)

 

На лету хватает мошек,
Хвостик - тонкие косицы,
Предсказать погоду может, -
Вам знакома эта птица. 
(Ласточка)

 

Шило впереди,
Клубок середи,
Ножницы сзади.
(Ласточка)

 

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)

 

В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ...
(Журавли)

 

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. 
(Журавли)

 

Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)

 

Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок)

 

Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

Птица на крыше
Гнездышко вьет -
Домик всех выше,
Счастье несет.
Птенчиков нежно
Будет учить,
Как безмятежно
В небе парить.
Осенней порою
На юг улетят,
Чтобы весною
Вернуться назад.
(Аист) 

 

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - ….
(Утка)

 

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких -
Красные ботинки.
(Утенок)

 

В ледяной воде болота
Целый вечер бродит кто-то,
И не холодно ни капли
Долговязой грустной … 
(Цапле)

 

Встала Нянька на ходули
Посреди болота.
Лягушат найду ли - 
Вот моя забота.
(Цапля)

 

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. 
(Цапля)

 

На одной ноге стоит,
Очень важная на вид,
Зорко на воду глядит,
Так лягушек сторожит,
(Цапля)

 

Всего две буквы знает,
В лесу их повторяет.
(Кукушка) 

 

В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка...
А как зовут? ...
(Кукушка)

 

Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет 
И о птенцах не вспоминает. 
(Кукушка)

 

Мать никудышная она,
Яйцо подкинула подружке,
Умчалась посчитать года,
Не зря зовут её ...
(Кукушка)


Приложение 6.

 

Памятка для родителей «Весна. Птицы»

 

Уважаемые родители!

 — вспомните  вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе;

  — рассмотрите иллюстрации с изображением перелетных птиц.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие). 
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.
Жук, бабочка, птенец, комар 
(птенец – птица, остальные насекомые). 

Дидактическая игра  «Улетает — не улетает».                                                 (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая

Дидактическая игра «Назови птенца»

Журавли – журавлята. 
Грачи – грачата.
 
Гуси – гусята.
 
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .
 

Дидактическая игра «Один — много»

 

Кукушка – кукушки. 
Журавль - журавли.
 
Скворец - скворцы.
 
Соловей - соловьи.
 
Жаворонок – жаворонки.
 
Лебедь - лебеди.
 
Грач - грачи.
 
Утка - утки.
 
Ласточка – ласточки.
 
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
 
Гусенок – гусята.


Дидактическая игра «Чей клюв?»
У журавля – журавлиный.
 
У гуся – гусиный.
 
У утки -... .
 
У кукушки -... .
 
У грача -... .
 

Дидактическая игра «Кто как голос подает»
Кукушка – кукует.
 
Ласточка – щебечет.
 
Скворец – поет.
 
Утка – крякает.
 
Гусь – гогочет.

Описать и сравнить птиц по плану:
Зимующая или перелётная птица?
 
Почему их так называют?
 
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
 
Чем питается?
 
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Составить описательный рассказ.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

 

Упражнение для пальчиков

(при назывании птичек - загибать пальчики на руке).

Пой - ка, подпевай - ка, десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей, эта птичка — воробей.

Эта птичка - совушка, сонная головушка.

Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.

Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.

Эта - зяблик, это - стриж, это — развесёлый чиж.

Ну, а это - злой орлан.                               

Птички, птички, по домам!

(Сжать пальчики в кулачки)

                                 (И. Токмакова)

 

 

Прочитайте ребёнку стихотворение        

 

Жаворонок

 На солнце тёмный лес зардел,

 В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

                          В. Жуковский

 

Ласточка
Ласточка примчалась
Из-за синя моря,
Села и запела:
"Как февраль ни злись,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Все весною пахнет!"
                                А. Майков

Чик-чирик!

Теплом уж веет.

И порой

Из сада слышен шумный крик.

То там воробушки толпой

Кричат на ветках: чик-чирик!

Довольны птички, что из туч

Им солнце выглянет на миг;

Они встречают этот луч

Веселым криком: чик-чирик!

Тот луч им шепчет, что земля

Вся скоро станет как цветник,

Утонут в зелени поля…

И громче слышно: чик-чирик!

                               И. Косяковик

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

«Весна. Птицы»

 

 

                                                                                                             Подготовила

Плотникова С.В.

Швецова Е.Н.

f4eed9b7bc8944d5a2b1f61c59c313af_original

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru