Краткосрочный проект по эколого-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Природа моего родного края».

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 21.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект «Природа моего родного края» направлен на работу по воспитанию у дошкольников чувства любви к Родине, к родному краю, к родной природе.
Иконка файла материала Проект Ислямова ЭКОЛОГИЯ.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Раздольненский  детский сад «Колокольчик»

Советского района Республики Крым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочный  проект

по эколого-патриотическому воспитанию

с детьми  старшей группы

 

«Природа моего родного края».

 

Воспитатель: Ислямова С.Ш.

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Раздольное

«Заставить  полюбить  природу  нельзя,
но помочь полюбить можно».

Н.И. Сладков.  

 

Актуальность темы: В наше время все больше и больше природа загрязняется из-за необдуманной деятельности людей. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, гибнут растения и животные! Из года в год ситуация ухудшается и экологические проблемы уже носят глобальный характер и затрагивают человечество. Сегодня вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Поэтому очень важно закладывать с детства бережное, заботливое  отношение к природе, желание сберечь её.

Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Постановка проблемы.

Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе.  Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе,  о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые через детей поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

В нашем детском саду мы стремимся формировать у своих воспитанников эколого-патриотическое сознание, через формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание осознанно – бережного отношения к ней.

Создание проекта: «Природа моего родного края» направлено на работу по воспитанию у дошкольников  чувства любви к Родине, к родному краю, к родной природе.

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники старшей группы.

Форма проведения: групповая.

Образовательные области: «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Коммуникация», «Труд»

Цель: Изучение детьми объектов живой и неживой природы  во взаимосвязи со средой обитания;  формирование у детей осознанно-правильного взаимодействия с окружающим  миром природы.

Задачи:

- Научить детей  вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

- Воспитывать навыки экологически-безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

- Воспитывать чувство сопереживания и желание помочь  нуждающимся  объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

 

Содержание работы:

 

1 день.

1. Беседа о бережном отношении к природе, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

2. Всемирный День воды – экспериментально-исследовательская деятельность «Волшебница – вода».

Цель: сформировать представления у детей о признаках и свойствах воды, привлечь внимание детей к проблеме загрязнения водных источников; Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию.

3.Оформление альбомов:

«Явления природы»,

«Правила поведения в природе»

4.Слушание музыки: А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

Цель: научить детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы; способствовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т.д.

 

2 день

Цель: создать условия для формирования экологически грамотного поведения дошкольников в природе родного села.

1.Беседа «Первоцветы Крыма», рассматривание фотографий, иллюстраций

 Цель: знакомить детей с Красной книгой Крыма, продолжать совершенствовать знания детей о разнообразии крымских первоцветов, о необходимости их охраны.

2.«Комнатные и садовые цветы» - урок экологических знаний.

 

 

3.«Мы и природа» - экологический марафон (посев и высаживание цветов на клумбах);

 

 

 

  

 

4.Экологическая игра «Цветы»

Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения; закрепление правил поведения человека в природе;

   

 

        

3 день

1. Беседа «Что мы знаем о птицах?», рассматривание иллюстраций, картинок, карточек.

Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и названии птиц,

уточнить и закрепить названия птиц, проживающих в Республике Крым, учить вставлять недостающие по смыслу слова в нужном числе, закрепить произношение трудных слов (оперение, перья), воспитывать любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять их.

2. «Скворечник для птичек»;

3.Чтение произведения  В.Бианки «Молодая ворона»

4.Экологическая сказка «Теремок» 

http://razdou.crimea-school.ru/sites/default/files/images/img_20171129_101318_0.jpg

 

4 день

1.Беседа «Чистота во дворе – весело детворе»

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом весны; уточнять знания детей о профессиях взрослых (дворник) и предметах необходимых для трудовой деятельности;  воспитывать умение договариваться, распределять обязанности и роли в игре; - приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

2. «75-летию победы  Великой Отечественной войне!» - высадка березок  на территории детского сада.

Цель: воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину. 

      

3.«Мы за чистую землю!» - трудовой десант с участием детей, педагогов и родителей по уборке территории детского сада.

Цель: привлечь внимание детей детского сада к проблеме загрязнения территории;

 

 

  

 

4.Папка-передвижка для родителей: «Ребенок и природа»

 

5 день

1.Беседа: «Сохраним нашу Землю!»

Цель: закрепить представления детей о планете Земля, как о нашем единственном общем доме, за которым нужно следить и который нужно беречь.

2.Всемирный День земли (22.04.2020 г.) – выпуск  плаката и листовок «Земля наш общий дом!»;

 

 

 

3. Экскурсия по селу.

4.Родительское собрание: «Экологическое воспитание в семье»

http://razdou.crimea-school.ru/sites/default/files/images/img_0999.jpg

 

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

1.     У детей формируется глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

2.     Формируются начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

3.     Формируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

4.     Повышается ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

5.     Дети учатся грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение через практическую деятельность.

6.     У детей появляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они различают живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнают особенности природы родного края.

7.     Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.

8.     Знакомятся со  значением воздуха, воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

9.     Дети закрепляют представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят формируются  представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

10. Формируются навыки ухода за растениями в уголке природы.

11. Учатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

- все живые организмы имеют равное право на жизнь;

- в природе все взаимосвязано;

- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного  состояния в другое.

12.  Дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

13. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

14. К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.

Проделанная работа по экологическому воспитанию оставила положительные эмоции, способствует бережному отношению к природе, активизирует работу МБДОУ по формированию у дошкольников навыков бережного, неразрушающего обращения с природой и активного желания действовать в природе щадящим и сберегающим образом.