Креативное мышление как компонент функциональной грамотности
Оценка 4.7

Креативное мышление как компонент функциональной грамотности

Оценка 4.7
Семинары
docx
другое
Все классы
26.06.2023
Креативное мышление как компонент  функциональной грамотности
зачем необходимо креативное мышление
Креативное мышление как компонент функциональной грамотности.docx

Креативное мышление как компонент

функциональной грамотности

 

Федорова Нина Николаевна,

учитель английского языка

МБОУ СОШ № 5

Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Согласно А. А. Леонтьеву “функциональная грамотность” - “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе.

В рамках проекта разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)

- математическая грамотность

- читательская грамотность

- естественнонаучная грамотность

- финансовая грамотность

- глобальные компетенции

- креативное мышление

Зачем нужно креативное мышление?

Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу.

Изучение проблемы «креативного мышления» началось уже с античных времен (Гераклит, Демокрит, Платон) и не прекращается до настоящего времени. Умы ученых и философов занимал вопрос о том, как развивать креативное мышление человека. За последние десятилетия по данной проблеме накоплен значительный опыт как зарубежными, так и отечественными психологами, и педагогами (Р.М. Грановская, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, А. Осборн, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, Р.Л. Солсо, В.А. Якунин и др.).

 Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд как целостного, интуитивного, релятивного. Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Креативное мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Креативное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

 -оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for lnternational Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что повышает значимость этого направления исследования, и имеющийся к нему интерес.  Мотивируется такое решение тем, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию— это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности.

В исследовании PISA-2021, под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы (личностные) — знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, — так и внешние условия (ситуативные) - лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах; страх. Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

По каким же проявлениям можно судить о наличии, либо отсутствии креативности? Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом. Это явление называют «большой креативностью» (Big-C creativity).

Вместе с тем креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Это называют малой креативностью.

Учитывая специфику исследования PISA— охват 15-летних учащихся в самых разных странах мира, — в данном исследовании приоритет отдается последнему пониманию креативности («малой креативности»).

Это в свою очередь привело к определенным ограничениям на подбор заданий для оценки креативности— успешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемое направление оценки нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью, другими характеристиками современных образовательных систем. Второй важный вопрос, что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или предметная область? Иначе говоря, талантливый человек— это всегда только талантливый математик, художник, ученый, артист и т.д. или талантливый человек талантлив во всем?

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, которые подтверждают наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в области художественного выражения и в области решения проблем— социальных, естественнонаучных, математических. Принятие такой позиции определяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

• задания, требующие использования художественных средств - словесных и изобразительных (далее используются термины «задания на вербальное самовыражение» и «задания на визуальное самовыражение»),

• задания на разрешение проблем - социальных и научных.

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Важнейшими из этих ограничений являются фиксированный объем времени и возможности платформенных решений.

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:

тематическую модель, в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов;

компетентностную модель, определяющую мыслительные процессы, используемые при разработке заданий.

Тематическая модель. Представляет собой две широкие содержательные области:

1)   креативное самовыражение

a) письменное или устное словесное самовыражение;

b) изобразительное и символическое самовыражение;

2) получение нового знания / креативное решение проблем.

a) решение естественнонаучных и математических проблем;

b) решение социальных и межличностных проблем.

Компетентностная модель. Модель предполагает, что процесс креативного мышления включает выдвижение и совершенствование разнообразных и креативных идей, их оценку и отбор тех, которые могут быть впоследствии доработаны и уточнены.

Кратко хотелось бы остановиться на визуальном самовыражении.

Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются следующие модели:

1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать) учащийся создает несколько различных визуальных объектов, разными способами комбинируя предоставленные формы;

2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;

3)совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией

4) оценка сильных и слабых сторон идей (учащийся может указать как улучшить, например, дизайн, предложенный другим учеником)

5) отбор креативных идей (учащийся ранжирует предложенные художественные дизайны, располагая их от наиболее до наименее креативного)

Проведенная апробация показала, что в целом предложенная система заданий посильна и доступна для учащихся.  

Развитие и оценка креативного мышления, по мнению специалистов, позволит внести позитивные изменения в практику обучения.

 

Литература:

1.    Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А. и др. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С.282–304.

2.    Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.

3.    Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. - №1. - С. 85-96.

4.    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

5.     Любарт Т., Муширу К., Торджман С. и др. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. 206 с.

6.     Рожкова С.В. Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Статья «Взгяды отечественных и зарубежных учёных на проблему изучения креативного мышления».

7.     Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/books/228988538

ния.


 

Креативное мышление как компонент функциональной грамотности

Креативное мышление как компонент функциональной грамотности

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, которые подтверждают наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в…

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, которые подтверждают наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в…

Литература: 1. Авдеенко

Литература: 1. Авдеенко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2023