Креативное мышление на уроках обществознания ( из опыта учителя истории Марковской Т.В.)
«Творческое начало дано не только художникам, но и
любому человеку. И если регулярно
подпитывать и тренировать его, оно становится
невероятным инструментом»
Барбара Дайан Берри
Одна из главных задач современного российского образования заключается в развитии творческого потенциала и таланта обучающихся. В ФЗ «Об образовании» на первом месте выделен принцип гуманистического характера образования, свободного развития личности. Это и формирует для учителей важные стратегические цели педагогической деятельности.
Работа учителя на современном этапе направлена на формирование людей с нестандартным мышлением, способных оценивать ситуации быстроменяющегося мира, использовать свой социальный опыт для саморазвития личности и ее становления, развитие творчества, как основы мировоззрения, модели поведения современного человека.
Эти задачи можно реализовать лишь в активной, созидательной деятельности учащихся на уроках. Прежде всего, учитель должен выступать режиссером творческого процесса, создавать необходимые условия взаимодействия в решении проблемы, задачи, ситуации.
Но что понимается по креативом? Это с одной стороны способность мыслить творчески, нестандартно. С другой стороны – это процесс создания чего-то нового, ранее не существовавшего. Но это еще и результат процесса творчества, новый, созданный продукт.
С точки зрения философии в мире есть люди, которые не изменяются в силу обстоятельств, а сами могут изменить эти обстоятельства. Это особая каста людей в современном мире, готовая развивать международное сотрудничество, экономику, финансы, культуру и спорт. И задача современной школы создавать таких людей. Создавать атмосферу творчества, нацеливать и мотивировать школьников на развитие воображения, фантазии, творчества. А сами творческие способности поощрять, формировать, тренировать в процессе обучения.
Американский психолог Джой Пол
Гилфорд выделил несколько
характеристик креативности: способность
к критическому и аналитическому мышлению, гибкость и беглость при выборе подхода
к решению проблемы, умение предложить оригинальные идеи, способность совершенствовать
свои идеи за счёт уточнения и добавления новых деталей, умение воплотить свои
идеи в жизнь.
Умение креативно мыслить входит в состав четырех основных навыков XXI века. Но особенность развития заключается в том, чтобы развивать один навык, нужно обязательно опираться на использование остальных трех, а это критическое мышление, коммуникация и командная работа! И это очень важно учитывать в практической деятельности учителю.
Еще одна важная особенность креативного мышления: в процессе его человек активно мыслит, создает несколько( множество ) вариантов, он как
бы мыслит вширь, объемно. Это ученые называют дивергентным мышлением. А затем из множества вариантов он выбирает один, лучший среди всех наиболее отвечающий условиям. Это конвергентное мышление. Эти процессы описал в своих работах Джой Пол Гилфорд. Его работы широко известны в области психологии творчества, он один из основателей этого направления. «Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой развития креативности является дивергентное мышление…»Это цитата Гилфорда.
Т.о. сформулированы цель и задачи учителя в образовательном пространстве, выделен метод развитие креативного мышления в совокупности с тремя важными элементами навыков XXI века. Определены приемы дивергентное и конвергентное мышление. Важно также соотнести, какие условия учитель должен создать при формировании креативного мышления.
Что нужно для того, чтобы безопасно придумывать и развивать идеи. Можно выделить четыре очень важных условия, которые необходимо соблюдать учителю, режиссируя этот процесс: безопасная поддерживающая среда, развивающая обратная связь, эмоциональный интеллект и эмпатичность, право на ошибку.
Ученики должны ощущать себя в этой среде комфортно, понимать, что учитель это партнер, готовый создать и предоставить все необходимое, для тебя, твоего творческого порыва. Важно, чтобы было активное свободное взаимодействие, коммуникация при выработке версий, организованный процесс этого. Не менее значимым является сопереживание учителя в контакте с учениками, поддержка и желание помочь, держать весь процесс в эмоционально - интеллектуальном контроле в этом роль учителя. И как в любом процессе обучения, так и при формировании креативности важно право ученика на ошибку, он не должен быть стеснен в этом процессе, он должен быть свободен от ответственности порицания, осмеяния, Только соблюдая все эти условия можно достичь эффективного результата.
В процессе креативного мышления существует три этапа. Первый связан с анализом проблемы и фокусировкой, своеобразным концентрическим выделением важных составляющих проблемы. Второй связан с генерацией идей, соответствующих критериям проблемы. И третий связан с оценкой выдвинутых идей, вариантов решений и фильтрацией, т.е. еще раз возвращаться к критериям проблемы и осуществлять отбор.
Урок по формированию креативного мышления при проведении всех трех этапов: фокусировки, генерации и фильтрации содержит следующие этапы. Первый - его можно назвать Айс-брейкер: «топим лёд», создаём дружелюбную атмосферу. Это может быть проведена фронтальная беседа о креативности. Можно составить иерархию ответов на вопрос когда человеку, в чем и где может помочь креативность. На втором этапе команды должны заключить контракт об условиях работы, составить и утвердить соответствующий кодекс работы, сформулировать принципы совместного творчества. Во время обучения на курсах Академии образования РФ «Современный учитель» нам модераторы тематического раздела «Креативное мышление школьников» предложили образец таких принципов, которые нам очень понравились и мы решили их использовать в своей работе. 1.Каждая идея может быть превращена бриллиант.2.Любые идеи надо записывать, не записано, значит потеряно.3.Сложно – это интересно, сложные решения сулят не только проблемы, но и могут служить огромным прорывом. Не забывать при этом про создание безопасной и поддерживающей среды, развивающую обратную связь, эмоциональную и интеллектуальную эмпатию, давать каждому право на ошибку.
Для примера приведем урок обществознания в 8 классе по теме «Нации и межнациональные отношения» Для решения была предложена задача: Как решить проблему с устройством беженцев из страны, где проходят боевые действия? 1 прием разбить проблему на фокусировки :
ü Как решить проблему с устройством беженцев из страны, где проходят боевые действия, чтобы люди находились в безопасности и были всем обеспечены.
ü Как решить проблему с устройством беженцев из страны, где проходят боевые действия, чтобы разнообразить их время препровождения и отдых.
ü Как решить проблему с устройством беженцев из страны, где проходят боевые действия, чтобы они могли получить возможность самореализации и трудоустройства и заработка.
ü Как решить проблему с устройством беженцев из страны, где проходят боевые действия, чтобы оптимизировать расходы на их содержание.
После этого нужно выбрать лишь один из фокусов и пробовать его решить. Можно использовать прием «Пять почему» он позволит посмотреть новый уровень проблемы, рассмотреть ее изнутри, разделить ее на составляющие, это можно сделать с помощью уточняющих вопросов. На уроке обществознание в 8 классе «Семья как малая группа» ребятам было предложено решить задачу Как сделать так, чтобы подростки с удовольствием выполняли домашние обязанности и дела.
Почему подростки с удовольствием не выполнят домашние обязанности?
ü Потому что много времени отнимают учебная деятельность, не хватает времени на домашние дела.
ü Потому что, не умеет правильно распределять свободное время и тратит много времени на бесполезные дела.
ü Потому что, родители требуют это в приказном порядке и это демотивирует.
ü Потому что, лень и привычка не убирать за собой и другими сформировалась у подростков.
ü Потому, что видит плохой пример взрослых в поддержании порядка в доме.
Углубление дальше ничего не дает, лучше всего остановиться на втором фокусе и развивать его. Следующий этап метод провокации. Гиперболизация
Нужно научиться избегать бесполезных дел и регламентировать время.
Принцип: освоить тайм менеджмент
Идея: Составлять мини - расписание на каждый день
Литота: Создать исследовательский проект «Я и мое свободное время»
Можно первую идею Потому что много времени отнимают учебная деятельность, не хватает времени на домашние дела сравнить со второй Потому что, не умеет правильно распределять свободное время и тратит много времени на бесполезные дела. Выделить «Плюсы-минусы-интересно»
Плюсы 1 идеи: оптимизировать свой распорядок дня, учиться правильно планировать свою учебную деятельность, выработать план выполнения Д/З, определить четкую иерархию предметов при выполнении Д/З
Плюсы 2 идеи: определиться с бесполезными занятиями для подростков(компьютерные игры, долгое нахождение в социальных сетях, переписка с друзьями, которая отнимает много времени, болтовня по телефону с одноклассниками, переписка в ватсапе)
Интересно: Знакомство с технологией тайм менеджмента.
Последний этап Создание банка идей. Можно попросить учеников отобрать и записать интересные идеи и определить к какой категории они относятся.
Пример |
Идея категории |
Определить виды бесполезного времяпровождения |
Здесь и сейчас (бери и делай) |
Освоение приемов тайм менеджмента |
Концепция (большая идея) |
Создание исследовательского проекта «Я и мое свободное время» |
Теория и исследование (итоговая идея) |
Важно процесс генерации идей проводить 2-3 раза, это позволить выработать больше идей, их сопоставить и сохранить лучшие идеи в банке идей. Для того ,чтобы зафиксировать полученные знания, необходим этап рефлексии. На уроках по развитию креативного мышления эффективным приемом стал Старт. Стоп. Продолжить. Необходимо ученикам предложить сформулировать результаты т.о.
Я начну делать….
Я перестану делать…
Я продолжу делать…
Другой прием рефлексии трансформация во времени. Нужно предложить ученикам посмотреть на свою жизнь через 2-3 года. Что изменилось? С позиции наблюдателя со стороны они должны будут оценить себя в будущем.
Третий прием шесть шляп мышления
Каждой группе предложить выбрать шляпу определенного цвета и подвести итог, выполняя оценку по критерию.
Красная шляпа- яркое выражение своих чувств и эмоций по проблеме.
Белая шляпа - перечислить, что новое узнали, чему научились.
Черная шляпа критика недостатков, отрицательных моментов.
Желтая шляпа – позитивные оценки.
Зеленая шляпа –ответить на вопрос, где можно применить на практике материал.
Синяя шляпа – хочу похвалить!
Прием «Минутка» позволяет в одно - двух фразах узнать мнение каждого.
При проектировании урока, развивающего креативное мышление нужно, прежде всего, отталкиваться от определения желаемого результата урока. Для этого нужно осознавать: что ученики должны знать, понимать и уметь делать, что должны запомнить на долгую память, какие смыслы усвоить, понять и разобраться в теме, какие ключевые вопросы должны обсудить, какие знания и навыки приобрести.
В ходе урока учителю важно определить чему научился ученик на уроке. Для этого нужно осознать для себя как проверить, что он уже умел и чему научился в момент урока. Выделить критерии такой оценки. Проявления того, чему ученик научился связаны с тем, что он объясняет важные понятия своими словами, может кого - то научить, может интерпретировать текст, схемы, таблицы через аналогии, применять материал в новой ситуации, видит перспективу развития, делает глубокий анализ фактов, явлений, процессов.
При работе команд нужно четко представлять этапы взаимодействия.
1.Формирование команды 2.Конфронтация 3.Выработка норм 4.Работоспособность. Важно урок проектировать и учитывать то, чему новому они могут научиться, какие приобрести новые знания и опыт. В ходе урока нужно непрерывно поощрять, подталкивать, мотивировать на активное взаимодействие, погружение в ситуацию, нацеленность на результат. Важно четко вести и контроль за временем при генерации идей, фокусировке, фильтрации, создании банка идей.
Уроки обествознания позволяют формировать креативное мышление. При изучении темы Глобальны проблемы современности в 10 классе при групповой работе осуществляем защиты проектов группы по проблеме «Современные способы утилизации твердых отходов».
Нами был сформирован банк данных, он включал: Ответственность производителя за утилизацию продукции после использования ее потребителем. Экологическая замена одноразовых вещей. Замена опасных веществ безопасными с теми же свойствами. Технологии производства товаров из вторсырья. Разработка программы создания биоразлагающихся материалов, в том числе биоразлагающейся упаковки. Исследование и использование микроорганизмов, способных разлагать различные материалы. Домашние 3Д принтеры , для самостоятельного производства новых пластиковых предметов из старых. Отказ от производства бизнеса неперерабатывающейся упаковки. Открытие магазинов без упаковки.
Строительство предприятий, перерабатывающих отходы и производящих продукцию из вторсырья. Снижение количества упаковок. Создание долговечных вещей с легкой заменой сломанных элементов. Производство биоразлагаемых упаковок. Расширение производств, изготавливающих продукцию из вторсырья. Создание мусороперерабатывающих заводов.
Оборудование площадок для раздельного сбора мусора в каждом дворе.
Организация сбора опасных отходов (батареек, градусников, ламп, электролома) у населения. Финансирование экологических, венчурных проектов для малого и среднего бизнеса.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Джой Пол Гилфорд
3. Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. – М.: Просвещение, 1998.
4.Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Январь 2012, ART 1202. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1202.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225- 1618.
5..Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХI века. Теория и практика. –М.: МГИУ, 2008. – 306 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.