Креативное мышление
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний.
В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная учащемуся.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области.
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
Наличие ситуационной значимости контекста
Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области
Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Креативное мышление: понятие
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или
нового знания, и/или
эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
6
Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области
Креативное самовыражение
письменное
или
устное
художественное или символическое
Получение нового знания/ Решение проблем
естественно-научные или математические
социальные или межличностные
Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности. Первые результаты апробации
Основные замечания связаны с двумя обстоятельствами: для большинства экспертов, что приводило к тому, что они высказывали суждения
с новизной концепции оценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции
заметной недооценкой возможностей учащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором.
Иллюстрировать
Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям. Предложите детям создать картинки к литературному тексту или по мотивам абстрактного понятия: например, объёма.
4 класс - предмет ОРКСЭ. Задание нарисовать «душу».
Другие идеи: проиллюстрировать пословицу, загадать пословицу с помощью рисунка.
Как научить креативному мышлению?
Читать, разговаривать и придумывать
Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения.
Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки. Собрав истории всех детей класса, можно сверстать целую книгу. Во время знакомства с : спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.
Как научить креативному мышлению?
Хамелеон
Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.
Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».
Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.
Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни. произведениями важно акцентировать внимание детей на моментах, значимых для понимания авторского замысла
Сочини рассказ по ключевым словам.
Сочините историю, используя слова: "дедушка", "фотоальбом", "почта", "спички".
Играть
Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.
Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.
Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них.
В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.
Как научить креативному мышлению?
Как научить креативному мышлению?
Решать головоломки и ребусы
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, друдлов. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника.
Как научить креативному мышлению?
Подбирать ассоциации
Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.
Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри.
Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.
Как научить креативному мышлению?
Использовать задачи ТРИЗ
ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.
«Не да, а нет»
Им можно предлагать решать глобальные задачи:
Как сократить количество пластика в океане или решить проблему космического мусора?
Сделать кастрюлю, из которой не сбегает молоко.
Придумать примеры: «Шумелка-ходилка-прыгалка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.