Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства»
Цель урока: определить основные направления внутренней и внешней
политики князя Владимира;
уяснить причины и значение принятия
христианства на Руси.
Задачи урока:
образовательные: развивать интерес к истории своего государства; показать
преимущество христианской религии над язычеством;
воспитательные: выяснить, какое значение имело принятие христианства
для Руси, дать оценку деятельности Владимира Святославовича, воспитывать
уважение к религиозным верованиям людей разных национальностей;
развивающие:
продолжить работу с картой, историческими терминами,
формировать умение работать с текстом, выделять причинно – следственные
связи, работать с документом, описывать события по картине.
презентация:
«Владимир Святославович.
Оборудование:
Принятие
христианства», компьютер, карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.»,
исторические документы, распечатки для обучающихся и учителя.
Рисунки: Изображения домового, лешего, водяного, богов: Велес, Сварог,
Ярило, Стрибог, Перун, Макошь, церкви с силуэтом Владимира.
Портрет князя Владимира.
Иллюстрации: "Три богатыря", художник В.М.Васнецов; "Крещение
киевлян", художник К.Лебедев "Свержение идолов языческих богов в Киеве",
художник М.Макарова.
Учебник: «История России. С Древнейших времён до конца XVI века. 6
класс». А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. М., «Просвещение»
Методы:
репродуктивнословесный;
частичнопоисковый;
диалогический;
проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Творческая;
Фронтальная;
Индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель учителя на данном этапе: создать положительный эмоциональный настрой на урок;
активизировать учебную деятельность и познавательную активность
учащихся.
II. Проверка домашнего задания:
Задание № 1. Соотнесите высказывание с именем князя, которому оно
принадлежит.
Имя князя
1)Олег
3) Святослав
2)Игорь
Высказывание князя
А) Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в
Переяславце на Дунае — там середина земли
моей.
Б) Это (Киев) будет мать городам русским.
В) Идите с данью домой, а я возвращусь и
пособираю еще.
1
Б
2
В
3
А
Задание № 2.
Я прочитаю отрывки из стихотворений или исторических источников. Вы
должны узнать, о ком идет речь, выйдете к доске и поставите имя правителя
рядом с годами правления: 912 – 945, 945 – 957, 957 – 972.
1. Предание нарекло её хитрою, церковь – святою, история – мудрою.
Мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться
с великими мужами. (Ольга, 945957 гг.)
2. Смотрите, в грозной красоте,
Воздушными полками,
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами.
Великий воин, бич древних лет,
Се твой полет орлиный.
«Погибнем! Мертвым срама нет!»
Гремит перед дружиной. (Святослав, 957972 гг.)
3. Древляне же, услышав, что он идет опять, держали совет с князем
Малом: «Если повадился волк к овцам, унесет все стадо, пока не
перебьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит»
(Игорь, 912945 гг.) Задание №3
1. Погост – это: 1) место сбора дани; 2) место торговли; 3) сбор дани (1)
2. Уроки – это: 1) место сбора дани; 2) размер дани и сама дань (2)
III. Изучение нового материала
Актуализация:
1. Рисунки: Изображения домового, лешего, водяного, богов: Велес,
Сварог, Ярило, Стрибог, Перун, Макошь.
Вопросы: Что вы можете сказать о верованиях славян? Отвечало ли
язычество интересам государства? Почему?
Как мы сформулируем тему урока?
2. Слово учителя: После смерти Святослава осталось три сына, между
которыми началась борьба за власть. В 10 веке великим киевским
князем стал князь Владимир(9801015), сын Святослава.
3. Работа с документом: Ребята, прочитайте фрагмент исторического
документа, из летописи «Повесть временных лет»»: «И послал
Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь
твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа
– Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и
убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены».
Учитель: Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира?
(«поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий» и др.)
Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке?
(«жестокость», «коварство», «мстительность» и др.)
На доске краткий итог: «Владимир – жестокий».
Учитель: Ребята, теперь прочитайте второй текст «Справочные сведения»: 1.
В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый
князь», «Красное Солнышко».
2.Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к
лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. (Владимир оставил по
себе добрую, хорошую память).
На доске «добрая память».
Проблема: Почему князь Владимир Святославович, несмотря на
совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память? Учитель: Выскажите свои предположения – почему же Владимир оставил о
себе добрую память? (Возможно, что Владимир совершал больше добрых
поступков; сделал много хороших дел, полезных людям).
4. Работа с презентацией
Послушайте мнения различных историков о Владимире.
Высказывания историков о князе Владимире:
( сл. 3) «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием
христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.
( сл. 4) «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…,
воином кровожадным и всего ужаснее братоубийцею…» Н.М. Карамзин
Проблемный вопрос.
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о
Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом
учебника.
Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.
5. Работа в рабочей тетради – выполнить задание 1 к п.5.
6. Инсценировка или Приложение
Сидит на троне Владимир в окружении старцев.
Владимир: Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем
приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех
пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Мудро говорят они, чудно
слушать их, рассказывают они и о другом свете, если кто, говорят, перейдет в
нашу веру, то умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовек. Если же в
ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что вы мне
посоветуете?
Старец: Если хочешь, в самом деле, разузнать, то ведь имеешь у себя мужей:
послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу.
Владимир: Идите сперва к болгарам, потом к немцам, потом к грекам.
Старец: Князь Владимир. Вернулись посланные мужи
Владимир: Послушаем же все, что было с ними. Говорите перед дружиною.
Посол 1й: Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, т.е. в мечети, стоят
там без пояса: сделав поклон, сядут и глядят туда и сюда, как безумные, и нет
у них веселия, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
Посол 2й: Пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но
красоты не видели никакой.
Посол 3й: Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат богу
они своему, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает
там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем
мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет
потом горького: так и мы, не можем уже здесь пребывать в язычестве.
Старец: Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя,
Ольга, а была она мудрейшей из всех людей.
Владимир: Где примем крещение?
Бояре: Где тебе любо.
7. Работа по учебнику и последующее собеседование:
П.2 «Причины принятия христианства на Руси».
Какие религии исповедовали соседние страны? (хазары иудаизм,
булгары ислам, Византия православное христианство).
Почему Владимир отказался от язычества? (1) Для общения с
соседями на равных надо было сменить первобытное язычество на
мировую религию. 2) Владимир хотел укрепить свою княжескую
власть).
Почему Владимир выбрал именно православное христианство? (1) У
Руси и Византии были давние связи по пути «из варяг в греки».
2) Русская знать привыкла заимствовать многие обычаи и традиции из
православной Византии. 3) Христианкой была и бабка Владимира
княгиня Ольга. 4) Киевский князь нуждался в религии, способной не
только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть.
Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе).
8. Рассказ учителя о крещении Руси
Использовать репродукции картин: "Три богатыря", художник
В.М.Васнецов; "Крещение киевлян", художник К.Лебедев "Свержение
идолов языческих богов в Киеве", художник М.Макарова , документы –
с.4041, 4243 9. Работа в группах:
1 группа: «Схема устройства Русской церкви».
2 группа: «Значение принятия христианства».
VI. Закрепление учебного материала. Выражение решения проблемы
Ответ на проблемный вопрос: «Почему князь Владимир Святославович,
несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую
память?» (Владимир оставил по себе добрую память, так как: 1) Защищал
жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков. 2)
Крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью
христианских народов Европы.
3) Способствовал становлению
православной церкви на Руси, распространению богатой христианской
культуры).
10. Видеоролик к 1000летию князя Владимира
V. Закрепление.
Учащимся можно предложить выполнить тестовое задание
1. Укажите дату крещения киевского князя Владимира:
а) 911 г.; б) 988 г.; в) 945 г.?
2. Первым правителем Руси, принявшим христианств, был (а):
а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?
3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожие; б) трехбожие; в) единобожие?
Задание 3 рабочая тетрадь.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Учитель: Кто же был главным героем нашего сегодняшнего путешествия в
прошлое? (Князь Владимир Святославович).
Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им
низкие поступки, оставил о себе добрую память?
VII. Домашнее задание: § 5, ответить на вопросы и задания
«Корсунская легенда» (Выбор веры).
Приложение Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к
болгарам, немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к
болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир
бояр своих и старцев и сказали им: «Вот пришли посланные нами мужи,
послушаем же все, что было с ними». Он же сказали: «Ходили мы к болгарам,
смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль
великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах их
службу различную, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки,
ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на
земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как
лучше рассказать об этом. Знаем только. Что служба их лучше, чем во всех
других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если
вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в
язычестве».
Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его
бабка твоя, Ольга, а была он мудрейшей из всех людей».
И спросил Владимир: «Где примем крещение?».
Они же сказали: «Где тебе любо».
Князь Владимир
Приложение 1. Леший Водяной Перун Сварог Бер егиня Приложение 3 «Три богатыря» Васнецов В.М.
"Крещение киевлян", художник К.
Лебедев "Свержение идолов языческих богов в
Киеве", художник М. Макарова
Свержение Перуна Крещение Руси Приложение 4 Проверка д/з Задание № 1.
Соотнесите высказывание с именем князя, которому оно принадлежит.
Имя князя
1)Олег
2)Игорь
3) Святослав
1
Б
2
В
Высказывание князя
А) Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в
Переяславце на Дунае — там середина земли
моей.
Б) Это (Киев) будет мать городам русским.
В) Идите с данью домой, а я возвращусь и
пособираю еще.
3
А
Задание № 2.
Я прочитаю отрывки из стихотворений или исторических источников. Вы
должны узнать, о ком идет речь, выйдете к доске и поставите имя правителя
рядом с годами правления: 912 – 945, 945 – 957, 957 – 972.
1. Предание нарекло её хитрою, церковь – святою, история – мудрою.
Мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться
с великими мужами. (Ольга, 945957 гг.)
2. Смотрите, в грозной красоте,
Воздушными полками,
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами.
Великий воин, бич древних лет,
Се твой полет орлиный.
«Погибнем! Мертвым срама нет!»
Гремит перед дружиной. (Святослав, 957972 гг.)
3. Древляне же, услышав, что он идет опять, держали совет с князем
Малом: «Если повадился волк к овцам, унесет все стадо, пока не
перебьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит»
(Игорь, 912945 гг.)
Задание №3
1. Погост – это: 1) место сбора дани; 2) место торговли; 3) сбор дани (1)
2. Уроки – это: 1) место сбора дани; 2) размер дани и сама дань (2) Задание № 1.Заполните пропуски в таблице «Начало правления Владимира».
Дата
Событие
Результат
Расширение и укрепление Киевской
Руси, крещение, административные и
экономические
преобразования,
создание «засечной» линии
Обложение данью
Присоединение Червенской Руси
(Галиция)
Дало возможность объединить северные
и южные регионы Руси
980*—1015
годы
981 —982
годы
981 год
Правление
Владимира в Киеве
князя
Поход на вятичей
Война с польским
королем за города
Червень и Перемышль
984 год
Поход на радимичей
Задание № 3.Отметьте причины принятия Русью христианства.
1) Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.
2) Византийский император силой навязал Руси свою религию.
3) Византийская принцесса Анна уговорила Владимира крестить Русь.
4) Византийская церковь способствовала укреплению княжеской власти.
5) Часть жителей Руси приняла византийский вариант христианства еще во
времена княгини Ольги.
6) Византия была одной из самых могущественных и процветающих держав.
Задание № 4. Заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси».
Принятие христианства способствовало завершению процесса
формирования древнерусской народности, создавало основу
государственности. Придавало статус княжеской власти
утверждением ее богоизбранности, отвергая социальные
протесты и насилие против власти.
Позволило Древнерусскому государству встать в общий ряд
христианских государств Европы,
придерживающихся
общепризнанных правил и норм поведения. Способствовало
устранению изоляции Руси. Усилило международные связи
Утверждались моральноэтические ценности и нормы
христианства. Церковь провозглашала милосердие, заботу о
нищих и беспомощных.
Христианская мораль и
вмешательство церкви серьезно влияли на семейные
отношения.
Распространяется письменность, летописание, появляются
первые рукописные книги, преимущественно церковного
Политические
Международны
е
Нравственные
Духовные содержания. Благодаря Византии, Русь познакомилась с
достижениями античной культуры. Принятие христианства
повлекло за собой зарождение каменного зодчества,
возникновение иконописи, фресковой живописи.
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.