Крестьянские хоромы
Оценка 5

Крестьянские хоромы

Оценка 5
doc
01.03.2022
Крестьянские хоромы
урок истоки.doc

Технологическая карта урока

Учитель: Бойко Наталья Леонидовна

МБОУ ВМР” Погореловская основная школа”

Предмет : Истоки

 Класс : 5

Базовый учебник : Учебник “ Истоки” 5 класс, А.В.Камкин, Издательский дом “ Истоки”, О.А. Бандяк,        Н.В.Котельникова Истоки Рабочая тетрадь 2013

Тема урока : Крестьянские хоромы. И тесен дом, да просторен он.

Цель урока : Показать через особенности внутреннего убранства крестьянских хором особый образ жизни русского человека.

Задачи урока: Показать особенности внутреннего убранства крестьянских хором, подвести к пониманию, что для каждого дела было свое место и для труда земного и для труда души.

Тип урока : Изучение нового материала.

Необходимое оборудование : грамзапись “ Снится мне деревня”, раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные: умеют раскрыть базовые понятия: дары леса, тайны леса, царство леса

Личностные: проявлять  познавательный интерес и учебную мотивацию.

Метапредметные  (критерии сформированности компонентов УУД):

Регулятивные: определять цели деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; самоконтроль, саморегуляция, обеспечивающие организацию учебных действий; определять степень успешности своей и чужой работы.

Познавательные: определять тему; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учится работать в паре,  слушать и понимать речь других

 

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Орг. момент ( присоединение)

Доброе утро всем! Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку. Желаю вам узнать и увидеть много, услышать и почувствовать важность сегодняшнего урока

 

 

2.

Актуализация знаний.

Звучит песня “Снится мне деревня”.

-Про что эта песня?

-Вы пришли в школу из дома. Как выглядит твой дом?

-Всегда ли люди жили в таких домах? Как раньше назывались жилища?

- А что мы делали на прошлом уроке?
( - строили дом, крестьянские хоромы)
- Чтобы дом крестьянский нам раскрыл свои секреты внутреннего мира, мы должны с вами разгадать загадку в этом стихотворении (текст на раздаточном материале )
" Плотник долго собирался,
Но на славу постарался.
Он построил наконец
Дома первый ряд -( венец)
В старом доме есть секрет
Тёмный с лестницей (подклет)
Чуден терема убор-
Устремлённый ввысь (шатёр).
Из колючек свили сеть,
Из венцов сложили (клеть).
Служит входом в дом оно
С крышей красное (крыльцо).
Затейлив, светел и высок
Златоверхий (теремок).
Серебрится, как вода,
В окнах тонкая (слюда)".

-Молодцы! Все хорошо постарались

-Давайте вспомним основные части крестьянских хором. Для этого я предлагаю вам отгадать кроссворд на странице 17, задание №2 в рабочей тетради.

1) Учащиеся отгадывают кроссворд самостоятельно.

2) Проверяем по заданиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответ на вопрос учителя (фронтальная работа)

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

 

 

3

Целеполагание.

- Итак, на прошлом уроке мы познакомились с внешним строением дома.

- Сегодня мы продолжим изучение крестьянских хором - одного из чудес России.

- Какие пословицы, поговорки, народные изречения дошли до наших дней о крестьянских хоромах? Что они означают?

 -А ещё о крестьянских хоромах говорили: «И тесен дом, да просторен он».

- Можем мы сразу объяснить, что значит «дом тесен, и в то же время просторен»?

- Тогда давайте попробуем разобраться в смысле этого изречения на сегодняшнем занятии.

 

- Определите тему урока.

- Чтобы вы хотели еще узнать?

1.Узнать, что было изнутри

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют и формулируют тему урока.

Составляют план урока

Ответы детей

Регулятивные УУД

возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования своих действий

 

 

4.

Основная часть урока. Изучение нового материала.

-Да, хочется, чтобы дом крестьянский раскрыл нам свои секреты внутреннего мира. Изба выстроена. Но прежде чем поселиться и буднично получилась изба, можно ли в ней жить.

-Как же проверяли дом”
– Предположений много, а вот послушайте, как это было
.

+ На первую ночь в новый дом закрывали кота с кошкой, на вторую – петуха с курицей, на третью – поросенка, на четвертую – корову, на пятую – овцу, на шестую – лошадь.

- И только на седьмую ночь в дом решался войти человек и заночевать, если все животные наутро оставались живы, здоровы и веселы.
-Какой обычай сохранился до сих пор, когда въезжают в новый дом”
Сейчас переезжая на новое место жительства многие люди захватывают из старого «символы обжитости» – иконы, домовой сор, огонь для печи и даже… лукошко навоза из хлева.

почему это брали? («Символы обжитости» напечатаны на карточках ).
-Хозяин беспокоился о благополучии своего дома.
– Для большего благополучия даже новоселье справляли в определенное время – 14 сентября на Семеонов день. (только к осени дом был готов). -Что же это был за праздник?

Изба – это не только жилое помещение, но и накапливавшаяся десятилетиями, а то и столетиями многочисленная утварь, буквально заполнившая всё пространство. И загадок о различных предметах домашнего быта сочинили в народе очень много.

 

1) Ни свет, ни заря,

    Пошло, согнувшись со двора.

                                (Коромысло)

 2) Бычок рогат, в руках зажат,

     Еду хватает, а сам голодает!                          

                                  (Ухват)

  3) Три ноги, два уха,

      Посередине – брюхо,

      В брюхе – огонь: отойди не тронь.

                                 (Самовар)

  4) Смастерили из досок,

      Ладный, с крышкой теремок.

      Гардеробом я служу

      Внутрь одежду положу.

                                   (Сундук)

 

 

-В крестьянских хоромах собиралось много народа. Жили не одним поколением, а большими  семьями из 15-20 человек. Народная мудрость гласит: "И тесен дом, да просторен он".
- А что же было в крестьянском доме?
- А как вы думаете, где любила собираться семья, особенно зимними вечерами, когда на дворе стояла стужа, кружили метели?
-А почему у печки?            
- А почему так считали .
- А что ещё в жизни семьи связано с печью?).
-Молодцы! Много нам поведали о печке – хранительнице домашнего очага. И ведь печь определяла и планировку избы.
печь определяла и планировку избы

- Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался "бабий кут".( табличка)
- Посмотрите, подумайте, почему это место было для хозяйки, чем отличался от других?
- Если бы вы забежали на эту половину дома, чтобы вы услышали, почувствовали?
- А какое место в доме было самым почётным? Почему?

- А чем занимался глава семьи дома, когда возвращался с поля или холодными, зимними вечерами?
- Если у хозяйки было своё место в доме, могло ли быть такое же у хозяина?
- Посмотрите внимательно, найдите его в нашем доме.
Физминутка.
-Хозяев дома называли большак и большуха, а почему?
-Мужчина - хозяин нёс ответственность за достаток и защиту интересов семьи. А женщина- хозяйка отвечала за чистоту и порядок, уют в доме. Заботились о старших и детях.
-Все ли в доме были при деле?
- Да, для каждого дела было своё место: и для труда земного - держать дом в порядке и заботиться о семье, и для труда души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнения учащихся

 

 

 

Индивидуальные сообщения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о празднике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадывают друг другу загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание по рядам: вижу, слышу, чувствую

Работа по учебнику с.31, читают по очереди

 

Предположения детей

 

 

 

 

 

 

Работа в парах: выбрать и обосновать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей

Познавательные УУД: (общеучебные)

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

 

 

5.

Закрепление изученного.

На доске записаны пословицы:
В семье и каша гуще.
Семья в куче не страшна и туча.
И тесен дом, да просторен он.
Дружно не грузно.
Мир в семье женой держится.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
– О чем эти пословицы?

- Можем ли теперь мы объяснить, почему о крестьянских хоромах говорили: «И тесен дом, да просторен он»?

- Что ставится на первое место в этом доме?
-Что семья значит для вас?
-Какой должна быть семья?
- Мы увидели с вами, что обязанности в доме были строго распределены. Но можно ли говорить, что каждый был сам по себе: дед на печи, мать у печи, отец за работой, ребята на полатях?
- А почему?
(Все выполняли своё дело, а дело было общее для всей семьи, каждый вносил свой вклад, старался для общего дела)
- А без чего не может жить такая семья, что в ней должно обязательно быть, присутствовать? (мир, дружба, взаимопомощь, согласие, доброта)
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид, взаимная любовь несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие считались грехом, наказанием судьбы.

В крестьянском доме, в семье царил дух взаимопомощи, старшие учили младших, передавали традиции, навыки, нравственные устои. Всегда мир и согласие хранила народная мудрость : "В тесноте, да не в обиде". Для каждого находилось дело, никто не чувствовал себя бесполезным и лишним.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение, мнение детей

 

 

 

 

 

 

 

6.

Рефлексия. Подведение итогов.

- Итак, а теперь представьте, что мы с вами сидим в настоящих крестьянских хоромах. Попробуйте описать зрительные образы, услышать звуки, ощутить запахи, рассказать о своих чувствах.

-Родной дом, а в доме очаг и красный угол были средоточием хозяйственной жизни, центром крестьянского мира.

-Мне понравилось как вы работали, хочу поблагодарить вас за урок и желаю сохранить полученные знания на долгие годы.

-Спасибо за урок.

 

 

 

 

Дети по очереди говорят, что они видят, затем слышат, что чувствуют

 

( берут в руки солонку и передают друг другу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока Учитель:

Технологическая карта урока Учитель:

Предметные: умеют раскрыть базовые понятия: дары леса, тайны леса, царство леса

Предметные: умеют раскрыть базовые понятия: дары леса, тайны леса, царство леса

Желаю вам узнать и увидеть много, услышать и почувствовать важность сегодняшнего урока 2

Желаю вам узнать и увидеть много, услышать и почувствовать важность сегодняшнего урока 2

Плотник долго собирался, Но на славу постарался

Плотник долго собирался, Но на славу постарался

Серебрится, как вода, В окнах тонкая (слюда) "

Серебрится, как вода, В окнах тонкая (слюда) "

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Какие пословицы, поговорки, народные изречения дошли до наших дней о крестьянских хоромах?

Какие пословицы, поговорки, народные изречения дошли до наших дней о крестьянских хоромах?

Узнать, что было изнутри

Узнать, что было изнутри

Как же проверяли дом” – Предположений много, а вот послушайте, как это было

Как же проверяли дом” – Предположений много, а вот послушайте, как это было

А почему это брали? (« Символы обжитости» напечатаны на карточках )

А почему это брали? (« Символы обжитости» напечатаны на карточках )

И загадок о различных предметах домашнего быта сочинили в народе очень много

И загадок о различных предметах домашнего быта сочинили в народе очень много

Три ноги, два уха, Посередине – брюхо,

Три ноги, два уха, Посередине – брюхо,

Народная мудрость гласит: "И тесен дом, да просторен он"

Народная мудрость гласит: "И тесен дом, да просторен он"

Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался "бабий кут"

Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался "бабий кут"

Если у хозяйки было своё место в доме, могло ли быть такое же у хозяина? -

Если у хозяйки было своё место в доме, могло ли быть такое же у хозяина? -

Мнения учащихся Индивидуальные сообщения детей

Мнения учащихся Индивидуальные сообщения детей

Предположения детей

Предположения детей

Высказывания детей Познавательные

Высказывания детей Познавательные

Что ставится на первое место в этом доме? -Что семья значит для вас? -Какой должна быть семья? -

Что ставится на первое место в этом доме? -Что семья значит для вас? -Какой должна быть семья? -

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид, взаимная любовь несмотря на семейную многочисленность

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид, взаимная любовь несмотря на семейную многочисленность

Для каждого находилось дело, никто не чувствовал себя бесполезным и лишним

Для каждого находилось дело, никто не чувствовал себя бесполезным и лишним

Мне понравилось как вы работали, хочу поблагодарить вас за урок и желаю сохранить полученные знания на долгие годы

Мне понравилось как вы работали, хочу поблагодарить вас за урок и желаю сохранить полученные знания на долгие годы

Крестьянские хоромы

Крестьянские хоромы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022