Технологическая карта урока
Учитель: Бойко Наталья Леонидовна
МБОУ ВМР” Погореловская основная школа”
Предмет : Истоки
Класс : 5
Базовый учебник : Учебник “ Истоки” 5 класс, А.В.Камкин, Издательский дом “ Истоки”, О.А. Бандяк, Н.В.Котельникова Истоки Рабочая тетрадь 2013
Тема урока : Крестьянские хоромы. И тесен дом, да просторен он.
Цель урока : Показать через особенности внутреннего убранства крестьянских хором особый образ жизни русского человека.
Задачи урока: Показать особенности внутреннего убранства крестьянских хором, подвести к пониманию, что для каждого дела было свое место и для труда земного и для труда души.
Тип урока : Изучение нового материала.
Необходимое оборудование : грамзапись “ Снится мне деревня”, раздаточный материал
Планируемые результаты:
Предметные: умеют раскрыть базовые понятия: дары леса, тайны леса, царство леса
Личностные: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.
Метапредметные (критерии сформированности компонентов УУД):
Регулятивные: определять цели деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; самоконтроль, саморегуляция, обеспечивающие организацию учебных действий; определять степень успешности своей и чужой работы.
Познавательные: определять тему; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учится работать в паре, слушать и понимать речь других
Структура и ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. |
Орг. момент ( присоединение) |
Доброе утро всем! Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку. Желаю вам узнать и увидеть много, услышать и почувствовать важность сегодняшнего урока |
|
|
2. |
Актуализация знаний. |
Звучит песня “Снится мне деревня”. -Про что эта песня? -Вы пришли в школу из дома. Как выглядит твой дом? -Всегда ли люди жили в таких домах? Как раньше назывались жилища? - А что мы делали
на прошлом уроке? -Молодцы! Все хорошо постарались -Давайте вспомним основные части крестьянских хором. Для этого я предлагаю вам отгадать кроссворд на странице 17, задание №2 в рабочей тетради. 1) Учащиеся отгадывают кроссворд самостоятельно. 2) Проверяем по заданиям.
|
Формулируют ответ на вопрос учителя (фронтальная работа)
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа
|
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
|
3 |
Целеполагание. |
- Итак, на прошлом уроке мы познакомились с внешним строением дома. - Сегодня мы продолжим изучение крестьянских хором - одного из чудес России. - Какие пословицы, поговорки, народные изречения дошли до наших дней о крестьянских хоромах? Что они означают? -А ещё о крестьянских хоромах говорили: «И тесен дом, да просторен он». - Можем мы сразу объяснить, что значит «дом тесен, и в то же время просторен»? - Тогда давайте попробуем разобраться в смысле этого изречения на сегодняшнем занятии.
- Определите тему урока. - Чтобы вы хотели еще узнать? 1.Узнать, что было изнутри
|
Определяют и формулируют тему урока. Составляют план урока Ответы детей |
Регулятивные УУД возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования своих действий
|
4. |
Основная часть урока. Изучение нового материала. |
-Да, хочется, чтобы дом крестьянский раскрыл нам свои секреты внутреннего мира. Изба выстроена. Но прежде чем поселиться и буднично получилась изба, можно ли в ней жить. -Как
же проверяли дом” -
И только на седьмую ночь в дом решался войти человек и заночевать, если все
животные наутро оставались живы, здоровы и веселы. -А почему это
брали? («Символы обжитости» напечатаны на
карточках ). Изба – это не только жилое помещение, но и накапливавшаяся десятилетиями, а то и столетиями многочисленная утварь, буквально заполнившая всё пространство. И загадок о различных предметах домашнего быта сочинили в народе очень много.
1) Ни свет, ни заря, Пошло, согнувшись со двора. (Коромысло) 2) Бычок рогат, в руках зажат, Еду хватает, а сам голодает! (Ухват) 3) Три ноги, два уха, Посередине – брюхо, В брюхе – огонь: отойди не тронь. (Самовар) 4) Смастерили из досок, Ладный, с крышкой теремок. Гардеробом я служу Внутрь одежду положу. (Сундук)
-В крестьянских хоромах
собиралось много народа. Жили не одним поколением, а большими семьями из
15-20 человек. Народная мудрость гласит: "И тесен дом, да просторен
он". - Угол напротив устья
печи считался рабочим местом хозяйки и назывался "бабий кут".(
табличка) -
А чем занимался глава семьи дома, когда возвращался с поля или холодными,
зимними вечерами?
|
Мнения учащихся
Индивидуальные сообщения детей
Мнения детей
Работа в парах по карточкам
Рассказ о празднике.
Загадывают друг другу загадки
Высказывания детей.
Задание по рядам: вижу, слышу, чувствую Работа по учебнику с.31, читают по очереди
Предположения детей
Работа в парах: выбрать и обосновать
Высказывания детей |
Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
|
5. |
Закрепление изученного. |
На доске записаны
пословицы: - Можем ли теперь мы объяснить, почему о крестьянских хоромах говорили: «И тесен дом, да просторен он»? -
Что ставится на первое место в этом доме?
|
Мнения детей
Обсуждение, мнение детей
|
|
6. |
Рефлексия. Подведение итогов. |
- Итак, а теперь представьте, что мы с вами сидим в настоящих крестьянских хоромах. Попробуйте описать зрительные образы, услышать звуки, ощутить запахи, рассказать о своих чувствах. -Родной дом, а в доме очаг и красный угол были средоточием хозяйственной жизни, центром крестьянского мира. -Мне понравилось как вы работали, хочу поблагодарить вас за урок и желаю сохранить полученные знания на долгие годы. -Спасибо за урок.
|
Дети по очереди говорят, что они видят, затем слышат, что чувствуют
( берут в руки солонку и передают друг другу)
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.