Кристаллические и аморфные тела Краткосрочный план

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кристаллические и аморфные тела Краткосрочный план.docx

План урока

 

Раздел долгосрочного плана: Жидкие и твердые тела

 

Школа

Дата:

ФИО учителя:

Класс:  10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Кристалические и аморфные тела.Механические свойства твердых тел.

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

10.3.4.3 -различатьструктурыкристаллических и аморфных тел на примере различных твердых тел;

10.3.4.4 -определять модуль Юнга при упругой  деформации;

 

Цели урока

  • Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел и зависимость этих свойств от внутреннего строения тел; отработать понятия “изотропия и анизотропия”, “полиморфизм”.
  • Рассмотреть количественные характеристики механических свойств тел.
  • Ознакомить учащихся с различного вида деформациями твердого тела и их характеристиками.
  • Сформулировать закон Гука.
  • Объяснить физический смысл модуля упругости.

 

Критерии успеха

Учащиеся:

различают молекулярное строение веществ кристаллического и аморфного вида;

приводят примеры использования кристаллических и аморфных тел;

решают задачи на закон Гука;

решают задачи на определение модуля Юнга;

определяют из графика модуль Юнга для упругой деформации;

описывают диаграмму растяжения;

могут анализировать график диаграммы растяжения;

понимают и различают изотропию и анизотропию веществ.

 

Языковые цели

 

Учащиеся использует слова и выражения для описания структуры и свойств кристаллических и аморфных тел. Могут использовать слова и словосочетания для сравнения двух типов тел.

Учащиеся будут использовать следующие термины:

Қазақша

English

Русский

Кристалл

Crystal

Кристалл

Аморфты

Amorphous

Аморфные

Кернеулік

Stress

Напряжение

Аудан

Area

Площадь

Күш

Force

Сила

Көлденеңқима

Cross section

Поперечное сечение

Привитие ценностей

 

 

Уважение и сотрудничество:

  1. Учитель создает благоприятную, доброжелательную атмосферу для взаимодействия
  2. Учитель и ученики совместно определяют цели, критерии, правила работы в группах.

3.    Ученики содержат в порядке рабочее место

Обучение на протяжении всей жизни.

4.    Ученики добывают информацию самостоятельно.

5.     Знают и понимают цели урока. Понимают для чего нужны данные знания.

Межпредметные связи

Химия: связь с данным предметом наблюдается при сравнении кристаллических структур тела и аморфного строения веществ

Анатомия: деформации возникаемые в человеческом теле. 

Навыки использования ИКТ

Учащиеся работают в интернете для поиска информации;

Учащиеся могут анализировать и интерпретировать информацию, полученную из разных интернет-источников.

Предварительные знания

 

7 класс: учащиеся уже знакомы с агрегатными состояниями и о молекулярном строении веществ, могут описывать базовые отличия в строении и свойствах данных видов;

9 класс: учащиеся могут описывать диаграмму растяжения (график зависимости напряжения от относительного удлинения) и понимают физический смысл Закона Гука, а также описывают деформацию и ее виды.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

0-2 мин

(W) Организационный момент.

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Создается благоприятная атмосфера в классе.

 

Проверка готовности к уроку учащимися.

 

Середина урока

2-5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

5-15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15-25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

25-28 мин

 

 

 

 

28-35 мин

 

 

 

 

35-40 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 урок

 

 

40-45 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45-47 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47-57 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57-65 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65-78 мин

 

 

 

 

 

 

(W) Стадия вызова

Мы живем в мире, в котором большая часть веществ находится в твердом состоянии. Мы пользуемся различными механизмами, инструментами, приборами. Мы живем в домах и квартирах. Имеем мебель, бытовые приборы, современнейшие средства связи: радио, телевидение, компьютеры и т.д. А ведь все это твердые тела. С физической точки зрения, человек – твердое тело. Так что же такое твердые тела?

 

Актуализация знаний

(W)Учитель и учащиеся определяют цели урока и критерии  успеха для данного урока.

(Ф) Работа в группах

Учащиеся разделяются на три группы посредством соединения единого рисунка из заранее разрезанных составляющих данной картинки(ученики должны собрать паззл).

1 Группа – кристаллические тела

2 Группа – аморфные тела

3 Группа – применение кристаллов и аморфных тел

 

Выступление и оценивание учащихся производится другими группами по данным критериям оценивания:

- иллюстративность материала;

- научная обоснованность материала;

- указание использованного источника;

- соответствие заданной тематике;

- тайм-менеджмент

- распределение ролей/спикеров в группе.

(Ф) Взаимооценивание: учащиеся в группах ставят баллы другим участникам группы, предоставляя при этом обратную связь.

 

(Т)Обобщение материала учителем.

Учитель предоставляет обратную связь группам и для обобщения изученного материала и ее корректировки предлагает учащимся ознакомиться с презентацией.

 

(I)Закрепление и систематизация знаний

1             В целях систематизации изучаемого материала по ходу беседы учащиеся заполняют таблицу “Кристаллические и аморфные тела” (табл. 1).

2             Таблица 1

 

Признаки сравнения

Кристаллы

Аморфные тела

1. Внешние признаки

Твердое тело сохраняет форму и объем, плоские грани, постоянство углов между ними, симметрия

Твердое тело, имеет форму, но со временем кристаллизуется (помутнение стекла)

2. Внутреннее строение

Кристаллическая решетка, плотная упаковка частиц, наличие элементарных ячеек, дальний порядок

Ближний порядок, но неустойчивый во времени, в целом частицы расположены хаотично

3. Физические свойства

Анизотропия (теплопроводность, твердость, упругость). Постоянная температура плавления

Изотропия, не имеют постоянной температуры плавления

 

(І)Самооценивание:

После того, как учащиеся заполнили таблицу, учитель показывает на интерактивной доске (или раздает распечатанную таблицу) и учащиеся сверяются с ответом.

Отметка: учащиеся отмечают в своих тетрадях с помощью символов

*  - если ученик выполнил все правильно;

« – если ученик совершил незначительную ошибку;

!  - несоответствие половины объема выполненного задания.

Далее учитель производит обзор тетрадей учащихся и проводит дополнительную разъяснительную беседу с учащимися.

 

(Р) Лабораторно-исследовательская работа “Наблюдение упругих и пластических деформаций тел”

В данной лабораторной работе учащиеся должны вспомнить материал изученный в 9 классе по деформации.

 

1. Растяните, затем согните ластик.

Ответьте на вопросы:

- Как направлены силы, действующие на ластик при его растяжении и сжатии?

- Как направлена сила упругости, возникающая в ластике при деформации, относительно направления смещения его частиц?

2. Изогните ластик. В каких слоях ластика возникли деформации растяжения, а каких – сжатия?

3. Скрутите ластик. Из каких деформаций состоит деформация кручения?

4. Подвергните деформации сжатия кусок пластилина. Восстанавливается ли его форма после снятия нагрузки?

5. Подвергните деформации растяжения полоску резинки. Восстанавливается ли ее форма после снятия нагрузки?

Учащиеся называют виды деформаций и приводят примеры.

 

Межпредметная интеграция с биологией:

Какие виды деформаций испытывает человеческое тело?

Человеческое тело испытывает достаточно большую механическую нагрузку от собственного веса и от мышечных усилий, возникающих во время трудовой деятельности.

 

Интересно, что на примере человека можно проследить все виды деформации. Деформации сжатия испытывает позвоночный столб и нижние конечности и покровы ступни. Деформации растяжения – верхние конечности, связки, сухожилия, мышцы. Деформации изгиба – позвоночник, кости таза. Деформация кручения – шея при повороте головы, туловище в пояснице при повороте.

 

(W)Рассмотрим удлинение стержня.

Вводим понятия Закон Гука, напряжение и относительное удлинение. С данными понятиями учащиеся знакомы с курса 9 класса. После того как учащиеся вспомнят данный теоретический материал, вводим понятия модуля Юнга.

Данные понятия и определения можно ввести через лекционный материал и в качестве самостоятельной работы с информацией.

 

 

(Т)Проблемный вопрос.

- Взгляните на диаграмму растяжение материала при деформации, как вы думаете, какими свойствами он обладает в разных участках диаграммы?

 

Материалы, у которых область текучести значительна, могут без разрушения выдерживать большие деформации. Такие материалы называют пластичными (пластилин, медь, золото).

 

Если же область текучести материала почти отсутствует, он без разрушения может выдерживать лишь небольшие деформации. Такие материалы называют хрупкими (стекло, кирпич, бетон, чугун).

 

Описывая строение кристаллов, мы до сих пор пользовались их идеальными моделями. Отличие реальных кристаллов от идеальных состоит в том, что реальные кристаллы не обладают правильной кристаллической решеткой. В них всегда встречаются нарушения строгой периодичности в расположении атомов. Эти нарушения называют дефектами в кристаллах.

 

Дефекты образуются в процессе роста кристаллов под влиянием теплового движения молекул, механических воздействий, облучения потоками частиц, из-за наличия примесей.

 

Точечные дефекты. Такие дефекты возникают при замещении одного из атомов кристаллической решетки атомом примеси (а), внедрения атома между узлами решетки (б) или в результате образования вакансий – отсутствия атома в одном из узлов решетки (в). (Наличие точечных дефектов в кристалле сильно влияет на его свойства.

 

В настоящее время знания о кристаллах и их дефектах достигли такого уровня, что можно точно предсказать, какова может быть прочность различных материалов. Разработаны принципы проектирования материалов с заранее заданными свойствами. А это чрезвычайно важно для создания сверхзвуковых самолетов, космических ракет, дешевых и прочных автомобилей, тракторов и т.д. Появилась возможность повышения прочности материалов и тем самым уменьшения веса машин и механизмов, увеличения их надежности.

 

(Р)Закрепление материала

Решение дифференцированных заданий.

Учащиеся в парах решают качественные задачи на определение свойств упругости и пластичности из диаграммы растяжения, а также количественные разноуровневые задания для определения модуля Юнга, абсолютного и относительного удлинения, напряжения.

 

Для сравнения полученного ответа с истинным ответом, на столе учителя будет предоставляться марк схема с ответами для учащихся. С помощью марк-схемы учащиеся могут узнать где они совершили ошибку и исправить свое решение или попросить помощи у учителя при осложнениях в решении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А3 постеры, маркеры, учебник/ноутбуки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стикеры

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приборы и материалы: 1) резина ученическая (ластик); 2) полоска резинки; 3) кусок пластилина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

Конец урока

78-80 мин

 

(І)Рефлексия

«Диаграмма знаний»

- Используя диаграмму растяжения для деформированных тел, составьте аналогичную диаграмму собственных знаний. Укажите при каких знаниях у вас есть вопросы, а в каких ваша «прочность» максимальна значима!

Также, учащиеся используют специальные символы для обозначения понятий и формулировок в тетрадях, при помощи которых учитель сможет дать обратнуюсвзяь учащимся:

*  - если ученик выполнил все правильно;

« – если ученик совершил незначительную ошибку;

!  - несоответствие половины объема выполненного задания.

 

Стикеры

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все учащиеся различают структуру кристаллических и аморфных тел, указывают на разницу в свойствах данных тел, воспроизводят знания по понятиям из раздела деформация тел, могут описывать диаграмму растяжение

Большинство учащихся сравнивают свойства кристаллических и аморфных тел как со стороны физики, так и со стороны химии. Решают задачи среднего уровня.

Некоторые учащиеся самостоятельно описывают диаграмму растяжение  и решают задачи повышенного уровня без или с минимальной помощью учителя

(1)  Групповая работа – работа учащихся в группе, их вовлеченность и вклад в создании постера, выступление с речью

(2)  Лабораторная работа –умение интерпретировать полученные данные и анализировать последовательность действий.

(3)  Работа с таблицей – правильное заполнение таблицы и просмотр самооценивания учащихся

(4)  Решение задач – оценивается понимание и знание формул при решении задач

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

                                                                                                                                                                        


 

Скачано с www.znanio.ru