− подводит итоги работы ученика за определенный период;
− содержит описание достигнутого уровня в сравнении с уровнем описанным ранее (то есть описывает динамику изменений: положительную, отрицательную или ее отсутствие динамики);
− должна быть положительной оценкой, при этом объективно описывать ученика, чтобы родители не создавали ложного образа своего ребенка;
− не должна быть обобщенной и схематичной, а должны быть конкретной и индивидуальной.
Критериальное оценивание
– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Целью критериального оценивания
является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.
Учеба оценивается по общим критериям.
Позволяет делать надежные и правильные заключения.
Можно сравнить результаты по разным классам, школам и различным предметам.
Предоставляются доказательства развития знаний и навыков каждого учащегося по предмету
Принципы системы критериального оценивания
7
Обеспечение достоверности оценивания
Оценивание должно проверять только то, что предусмотрено для проверки;
Уточните, что хотите проверить;
Подготовьте точное описание того, что хотели бы оценить;
Обеспечьте справедливость вопросов;
Обеспечьте правильность и надежность процесса принятия решений:
Получите обратную связь от учащихся.
8
- поддержку здоровья и физических сил школьника: организацию здоровьесберегающего режима жизни детей, приобщение к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье;
- поддержку интеллектуального развития учащихся: выявление и развитие познавательных особенностей каждого школьника, создание условий для успешной учебной деятельности;
- поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
- поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, помощь в их гармонизации.
Критериальное оценивание учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями должно быть направлено на:
Критерий
Критерий определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Название критерия | Краткое описание содержания критерия |
Знание и понимание | Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях |
Исследование | Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними |
Коммуникация | Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения |
Рефлексия | Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения |
представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
создать, придумать дизайн, разработать, составить план |
проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
применить, проиллюстрировать, решить |
описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
Примеры заданий
Дескриптор
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
Виды контроля:
Текущий контроль (ФО) осуществляется на уроках или по завершении определенной темы.
Периодический контроль проводится по завершении крупного раздела, четверти, полугодия.
Итоговый контроль проводится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующий уровень обучения.
Формативное оценивание
Повседневная работа
Устранение пробелов и недочетов
Количество вне регламента
Без учета при итоговой отметке
Текущий уровень усвоения знаний и навыков
Учи других и сам поймешь.
Без наук – как без рук.
Учи показом, а не рассказом.
Ученье - свет, а не ученье - тьма
Рассмотрите учебную программу и учебный план по предмету.
Просмотрите Сборник заданий для формативного оценивания.
Обозначьте цели обучения.
Составьте план.
У каждого учителя может быть разный план. Следовательно, данный процесс предусматривает гибкость в вопросах что и когда необходимо обучать.
Процесс
24
Работа в группе:
Задумайтесь о примерах формативного оценивания, которые вы сами применяете. Что бы вы сделали в следующих случаях?
Учащиеся не могут достичь целей обучения и не понимают почему.
Большинство учащихся не могут достичь целей обучения, однако один учащийся уверенно достиг цели.
Шесть учащихся не смогли достичь цели обучения, но остальная часть класса достигла.
Применение оценивания
Суммативное оценивание
за раздел и за четверть предполагает проведение различного рода контрольно-проверочных работ, которые должны включать вопросы и задания, проверяющие уровни мыслительных навыков не только на знание, понимание и применение, но и на проверку уровней мышления более высокого порядка: анализ, синтез и оценивание.
Предоставление доказательств успеваемости в конце четверти;
полная информация в тестовой спецификации для суммативного оценивания включает следующее:
формат тестирования;
продолжительность тестирования;
количество баллов;
равенство между вопросами и целями оценивания;
образцы вопросов и схемы выставления баллов;
способы управления тестированием.
Цель и содержание
Разработка заданий суммативного оценивания и схем выставления баллов осуществляется на основании спецификаций, единых для всех классов одной параллели.
Суммативные работы могут быть различных видов: тесты, зачеты, контрольные работы, диктанты, изложение, эссе.
График проведения суммативного оценивания утверждается приказом директора школы и доводится до сведения учащихся и родителей в начале учебной четверти.
Суммативное оценивание проводится в одинаковых условиях для одной параллели.
Повторное выполнение (переписывание) суммативного оценивания не допускается.
В случае отсутствия учащегося во время проведения суммативного оценивания по уважительной причине (болезнь, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах и научных соревнованиях) пропущенная суммативная работа по предмету должна быть выполнена после выхода учащегося в школу в течение двух недель; при этом используются дополнительные варианты суммативных работ.
Проведение СО за четверть
32
Суммативное оценивание
Для кого предназначены задания?
Сколько времени отведено на выполнение заданий?
Как проводится СО?
Каково содержание заданий СО?
Какие типы заданий будут использоваться?
Как подсчитываются баллы, полученные за вопросы или задания?
Сколько заданий нужно разработать?
Структура спецификации
Спецификация суммативного оценивания определяет структуру, содержание и включает следующую информацию:
цель суммативного оценивания;
обзор суммативного оценивания:
– продолжительность суммативной работы;
– структура оценивания;
– количество заданий;
– распределение баллов по заданиям:
инструкции по проведению суммативного оценивания;
образцы заданий суммативного оценивания;
схемы выставления баллов к заданиям.
ЗА РАЗДЕЛ
Охватывает цели обучения за раздел;
Проводится по разделам;
Проводится в течение 15-20 минут;
Осуществляется в соответствии с уровнями мыслительных навыков, критериями оценивания;
Выставляются баллы согласно дескрипторам;
Предоставляется обратная связь по уровням учебных достижений (низкий, средний, высокий);
Влияет на оценку за четверть (50%).
ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Охватывает цели обучения за все разделы четверти;
Проводится по разделам
Проводится в течение 1 урока;
Осуществляется в соответствии с тестовой спецификацией;
Выставляются баллы согласно схеме выставления баллов;
Влияет на оценку за четверть (50%).
Процедуры суммативного оценивания
Раздел | Подраздел | Цели обучения |
Сложение и вычитание двузначных чисел. Сотни. Задачи |
| 2.5.1.1** моделировать в виде таблицы, схемы, краткой записи задачи в два действия |
2.5.1.7** моделировать и решать задачи в 2 действия | ||
2.5.1.8** моделировать решение составных задач в виде числового выражения и отдельных действий |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Критерий оценивания | Решает составные задачи |
Задания. СО за раздел, Математика |
Критерий оценивания | Дескрипторы | Баллы |
Обучающийся | ||
Решает составные задачи | чертит схему/составляет краткую запись условия задачи; | 1 |
выбирает знак действия и записывает выражение первого действия; | ||
находит значение выражения первого действия; | ||
находит значение выражения второго действия; | ||
записывает ответ задачи. |
Обзор учебной программы и отбор целей обучения.
2. Ознакомление с уровнями мыслительных навыков и критериями оценивания.
3. Составление задании.
4. Составление дескрипторов с баллами к заданию.
Образец суммативного оценивания за раздел по математике
Низкий | Средний | Высокий |
Затрудняется в решении составных задач. | Допускает ошибки в составлении краткой записи или чертеже схемы / выборе знака действия и записи выражения первого действия / нахождении значения выражения первого действия/ нахождении значения выражения второго действия/ записи ответа задачи. | Верно решает составные задачи. |
5. Уровни учебных достижений
Суммативное оценивание за раздел (СОР)
Требования к проведению
Количество СОР определяется согласно учебной программе
Если в одной четверти количество разделов 4 и более, при проведении СОР разделы объединяются, проводится не более 3-х СОР в четверти
СОР рекомендуется организовать так, чтобы оно занимало не более 15-20 минут. Ограничение в 15-20 минут – условное, и было введено с целью демонстрации того, что речь идет о небольших оценочных работах, занимающих только часть урока.
Учитель самостоятельно определяет, в какой форме (контрольная, практическая или творческая работа, проект, устный опрос, эссе и др.) и на каком уроке проводится суммативное оценивание за раздел.
При составлении заданий к СОР необходимо учитывать только пройденный материал
Задания и дескрипторы для СОР учитель разрабатывает самостоятельно (допускается использование заданий из методических рекомендаций)
Максимальный балл за СОР учитель определяет самостоятельно с учетом дескрипторов к заданиям
Проведение последней суммативной работы за раздел планируется на период не менее чем за 1 неделю до конца четверти.
Необходимо информировать учащихся и родителей о результатах СОР в любой доступной и удобной для учителя форме (будет предусмотрена функция информирования через электронный дневник)
Суммативное оценивание за четверть (СОЧ)
Требования к содержанию и проведению суммативного оценивания за четверть
Длительность – 40 минут
Максимальный балл определяется в спецификации. Например, количество баллов по физике в 7-8 классе – 20 баллов
Необходимое количество вариантов суммативных работ определяется учителями в целях исключения списываний
Задания составляются учителями согласно спецификации для необходимого количества вариантов суммативных работ
Необходимо информировать учащихся и родителей о результатах СОЧ в любой доступной и удобной для учителя форме (будет предусмотрена функция информирования через электронный дневник)
процесс обсуждения работ обучающихся по суммативному оцениванию за четверть с целью стандартизации выставления баллов для обеспечения объективности и прозрачности оценивания.
Участие в модерации полезно для каждого учителя. Это позволяет:
Выявить случаи, когда верный ответ не засчитан, ответы сформулированы иными словами, допущена ошибка в схеме выставления баллов, неправильно подсчитан общий балл и др.
Увидеть, как провели оценивание коллеги.
Поделиться собственным опытом в оценивании.
Обсудить и понять, прошло ли суммативное оценивание правильно, были ли учтены все ответы обучающихся, есть ли разногласия в оценивании между учителями.
Принять решения, будут ли вноситься изменения или дополнения в схему выставления баллов, пересматриваться баллы учащихся.
Модерация
оценивает суммативную работу обучающегося в соответствии со схемой выставления баллов;
отбирает образцы суммативных работ (с максимальным, минимальным баллами; работу, оценивание которой вызывает затруднение);
зашифровывает личные данные обучающихся на отобранных образцах суммативных работ.
обсуждает с коллегами результаты работ и убеждается, что все баллы выставлены в соответствии со схемой выставления баллов;
при необходимости вносит изменения в результаты или в схему выставления баллов;
подписывает протокол заседания.
с учетом модерации пересматривает работы обучающихся и может изменить баллы как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения;
выставляет окончательные баллы в электронный журнал регистрации результатов оценивания.
Действия учителя при организации процесса модерации
До модерации:
Во время модерации:
После модерации:
Предоставление информации
44
для чего вы предоставляете информацию родителям?
что повышает эффективность информации, а что ее понижает?
трудно ли Вам предоставлять обратную связь?
Обращать внимание учащегося на обучающую цель.
Постоянно осуществляйте обратную связь и обучите этому учащихся, чтобы они могли оценивать свою работу и работу друг у друга!
Обратная связь не должна отвлекать учащегося от достижения поставленной цели.
Учитель должен избегать использования негативных комментариев, включающих критику, иронию, высмеивание ответа учащегося, например: «глупый ответ», «как ты мог до такого додуматься», потому что данная форма комментариев затрагивает личность учащегося.
Обратная связь
Поэтапная помощь.
Она может осуществляться посредствома) вопросов;б) описания;в) незаконченных предложений.
Например: Почему через точку, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямуюпараллельную данной?
Например: Опишите схему построения биссектрисы угла с помощью циркуля.
Например: Закончи предложение: Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда …
Фразы при неправильных, неполных ответах:
«Близко...»,
«Хорошая попытка…»,
«Верное направление…»,
«… а вы как думаете?»,
«А что, если…?»,«Еще¸ раз ... »,
«Вернемся …»;
Вознаграждайте успех (словом, жестом) и не просто похвалой, а положительным конструктивным комментарием.
Устная обратная связь
Не делайте много комментариев к одной работе;
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он работал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.
ЭТО ВАЖНО!
Кто предоставляет обратную связь?
Предоставляет | Получает | Ожидаемый результат |
Учитель | Ученик | Информация, помогающая осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед. |
Ученик | Информация, помогающая осознать собственные достижения, через общение со сверстниками. | |
Учитель | Информация, помогающая осознать пробелы в обучении учащихся и внести изменения в деятельность учителя. | |
Учитель | Информация от коллег, позволяющая корректировать преподавание и совершенствовать профессиональные навыки учителя. |
56
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.