"Критериальное оценивание заданий в контурных картах"
Оценка 4.9

"Критериальное оценивание заданий в контурных картах"

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
география
8 кл—9 кл
02.12.2022
"Критериальное оценивание заданий в контурных картах"
В статье представлены принципы, термины, определения системы критериального оценивания, аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий в контурной карте на уроках географии с критериями оценки и бальной шкалой, а также перевод баллов в отметку. Приведены примеры использования контурных карт на уроках географии при критериальном оценивании.
Статья на портале Знанио.docx

УДК

 

Л.И.Корель

МБОУ СОШ № 37,

Белово

L.I. Korel

Secondary school 37 (Municipal budgetary educational institution),

Belovo

E-mail: ludm.korel@yandex.ru

 

Критериальное оценивание заданий в контурных картах

Criteria - based assessment of tasks on contour maps

 

Аннотация: В статье представлены принципы, термины, определения системы критериального оценивания, аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий в контурной карте на уроках географии с критериями оценки и бальной шкалой, а также перевод баллов в отметку. Приведены примеры использования контурных карт на уроках географии при критериальном оценивании.

Abstract: The article presents the principles terms, definitions of the criteria - based assessment system, analytical  heading for assessing  the performance of tasks in a contour map on Geography with assessment criteria and a point scale, as well as translating points into a mark. Examples of using contour maps on Geography for criteria-based assessment are given.

Ключевые слова:

Indexterms: criteria for evaluation, point scale, feedback.

 

По утверждению Ольги Николаевны Крыловой, оценивание - категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения. Данная категория предполагает оценивание обучения и оценивание для обучения. [2, с. 148]

Традиционная система оценивания мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Школьная система оценивания должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки, поощрять и стимулировать учение, даже незначительные продвижения учащихся дают информацию об уровне выполнения программы.

Методы критериального оценивания отличаются от традиционныхКритериальное оценивание – способ оценивания знаний, умений, компетенций на основе объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата. 

 В критериальном оценивании описываются уровни достижений, которые соответствуют каждому баллу. При этом оценивается движение вперед, пусть ты сделал не много, но это уже хорошо и получаешь за это балл. Ученик сам несет ответственность за свою учебу, все балльные шкалы начинаются с нуля. Главное, что оценивается деятельность ученика, а не его личность. Каждый балл должен быть содержательно наполнен и обозначал конкретный уровень достижений. 

Изучение многообразия современного географического пространства является главной целью географии в системе общего образования, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также формирует у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни. Достижение этой цели невозможно без овладения учащимися умения работать с географической картой. Географическая карта является для учащихся одним из языков «международного общения» [2, с. 328].

Работая с географической картой учащиеся формируют естественнонаучную картину мира, учатся анализировать, преобразовывать, классифицировать информацию, сравнивать и делать выводы. Эти компетенции необходимы для развития гармоничной личности. Одним из видов работ с географической картой является работа с контурной картой, которая способствует формированию конкретных представлений о связях между отдельными географическими явлениями и прочному закреплению полученных знаний у учеников, что повышает успеваемость.

Классическая система оценивания работ в контурной карте хорошо описана в статье С.А. Рочева «Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии в средней школе». Автор считает, что критерии оценивания уже не способны удовлетворить современные потребности обучающегося по географии [4].

По мнению Е.М. Пугаевой, при критериальном оценивании, ученик должен понимать, как оценивается его уровень знаний, быть заинтересованным в дальнейшем обучении [3]. Для объективной оценки работ в контурных картах Екатериной Михайловной был разработан аналитический рубрикатор оценивания заданий в контурных картах на уроках географии. "Аналитический рубрикатор имеет четыре критерия, по которым и будет производиться оценка работы. В зависимости от качества выполнения задания можно получить от 0 до 3 баллов, что дает большие возможности для учителя, оценивающего работу. Становится возможным не просто оценить работу как правильно или не правильно выполненную, а оценить качество каждого аспекта этой работы и получить более объективную картину" [1]. Данный рубрикатор представлен в таблице 1. «Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий в контурной карте на уроках географии».

Работа с контурной картой ведется на всех этапах изучения географии. Она является важным средством изучения предмета, отражает уровень знаний и умений учащихся, является важным элементом для оценки знаний учащихся. Так на этапе контроля знаний учащихся в 8 классах провожу диктант по проверке знания номенклатуры. Учащимся предлагаю список географических объектов, которые они надписывают на контурной карте, не используя при этом карту атласа. 

Возможен другой вариант диктанта.  Учащимся предлагаю текст работы, в котором объекты не называются, а дается лишь их характеристика. По этой характеристике учащиеся определяют объект и наносят его на контурную карту. Подобные задания даю в 8 классах при изучении тем, требующих знаний географической номенклатуры. Контурную карту использую не только при работе с географическими объектами, но и при изучении фактического материала.

В 9 классе контурную карту использую при групповой работе: одна группа отражает особенности географического положения района, другая особенности природы, третья природные ресурсы, четвертая специализацию промышленности, пятая специализацию сельского хозяйства и т.д. Далее учащиеся по представленным критериям оценивают выполненную групповую работу и заносят результаты в листы самооценки и взаимооценки. 

При подготовке к государственной итоговой аттестации использую контурные карты, топографические карты. Например, выбор участка для закладки нового фруктового сада, с обоснованием. Определения профиля рельефа местности по топографической карте в 9 классе и построение профиля рельефа местности по топографической карте в 11 классе. Задание на знание особенностей климата при помощи нахождения этих типов климата на контурной карте и сравнения их  с климатограммой.

Обратная связь и коррекция учебной деятельности при критериальном подходе способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных и аналитических способностей учащихся [1]. Каждый может с помощью рубрикатора и шкалы перевода баллов в отметку оценить свою работу и работу своего одноклассника. Полученные баллы переводятся в отметку с использованием процентной шкалы. Такой перевод баллов представлен в таблице 2 [1].

Использование критериального оценивания делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Учитель сможет сделать выставленные отметки более объективными. Родителям, зная критерии оценивания, будет проще контролировать правильность выполнения домашних заданий в контурных картах, и отметка за выполненное задание станет для них еще более понятной. Таким образом, работы на контурных картах отражают индивидуальные особенности учащихся, а именно их организованность, уровень знаний и графических умений. Критериальная оценка помогает объективно оценить деятельность учащихся и сделать оценку более понятной ученику и родителям.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Васильева М.Г. Критериальная оценка учебной деятельности как способ повышения качества образования и самосовершенствования: электронный научный журнал. — 2017. — № 31[Электронный ресурс].  http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=284&ELEMENT_ (дата обращения: 10.11.2019).

2. Крылова О. Н.  Современное школьное оценивание // Персональный сайт Крыловой О. Н.  — 2017. — № 31[Электронный ресурс].  http://www.sch612.edusite.ru/Krilova-O.N-ocenovanie.pdf (дата обращения: 10.11.2019).

3. Пугаева Е. М. Критериальное оценивание заданий в контурных картах у учащихся на уроках географии // Молодой ученый: электронный научный журнал.- 2017. - №14[Электронный ресурс].  https://moluch.ru/archive/148/41488 (дата обращения: 10.11.2019).

4. Рочев С. А. Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии в средней школе: электронный журнал. — 2010. [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/articles/575198 (дата обращения: 10.11.2019).



 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий в контурной карте на уроках географии [1]

 

Критерии оценивания

Баллы

Работа выполнена строго в соответствии с заданием

0 - 1 - 2 - 3

Аккуратность выполнения контурной карты

0 - 1 - 2 - 3

Правильность выполнения задания

0 - 1 - 2 - 3

Правильность оформления работы

0 - 1 - 2 - 3

 Расшифровка баллов:

«0» - Критерий не полностью не соблюден;

«1» - Большая часть критерия не соблюдена или допущены существенные ошибки при выполнении;

«2» - Большая часть критерия соблюдена, допущено несколько несущественных ошибок;

«3» - критерий оценивания полностью выполнен.

Максимальное количество баллов -  12.

Контурная карта должна быть правильно оформлена.

 

 

Таблица 2 Перевод технических баллов в отметку, в зависимости от процента правильно выполненной работы [1]

 

Процент правильности

выполненной работы, %

Количество баллов

Оценка

91–100

12–11

5

71–90

8–10

4

45–70

6–9

3

Менее 45

Менее 6

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

УДК Л.И.Корель МБОУ СОШ № 37,

УДК Л.И.Корель МБОУ СОШ № 37,

В критериальном оценивании описываются уровни достижений, которые соответствуют каждому баллу

В критериальном оценивании описываются уровни достижений, которые соответствуют каждому баллу

Учащимся предлагаю список географических объектов, которые они надписывают на контурной карте, не используя при этом карту атласа

Учащимся предлагаю список географических объектов, которые они надписывают на контурной карте, не используя при этом карту атласа

Список литературы 1. Васильева

Список литературы 1. Васильева

Таблица 1 Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий в контурной карте на уроках географии [1]

Таблица 1 Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий в контурной карте на уроках географии [1]

"Критериальное оценивание заданий в контурных картах"

"Критериальное оценивание заданий в контурных картах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2022