Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии
Оценка 4.7

Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
биология
5 кл—11 кл
18.12.2019
Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии
Способ оценивания деятельности учащихся на уроке, основанный на сравнении количества правильно выполненных элементов с требуемым результатом, позволяет объективно оценивать работу учащихся на уроке.
Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии.docx

Масюк Елена Андреевна,

учитель биологии МБОУ СШ № 46 г.Красноярск

Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии

 

ФГОС требует деятельностного подхода к обучению. Оценка качества деятельности учащихся иногда может вызывать трудности. Для того, чтобы преодолеть эту проблему и добиться объективности в оценивании письменных работ учащихся, я использую критериальный способ оценивания.

Всем знакома ситуация, когда ученик или его родители высказывают претензии по поводу того, что оценка необъективна, начинают сравнивать работы, пытаясь понять – за что - же поставлена та или иная оценка. Избежать подобных ситуаций достаточно просто – если будут четкие критерии оценивания и привлечь на помощь математику и возможности Excel.

Задание составляется таким образом, чтобы на каждом этапе учащиеся выполняли какое-либо измеряемое действие, которое должно соответствовать предметным или метапредметным умениям.

Составляется модельный ответ, либо веер возможных ответов, в которых выделяются основные моменты или элементы ответа – критерии. Это соответствует системе проверки свободных ответов на ОГЭ или ЕГЭ, только количество критериев может быть разным для каждого задания.

При изучении материала  на уроках акцентируется внимание на тех умениях и знаниях, которыми учащиеся  должны овладеть в данной теме. Ученики заранее знакомятся с принципом оценивания, знают число критериев в каждом задании. И стремятся дать максимально полный и правильный ответ.

Для проверки в  программе Excel составляется таблица, и вводятся простые формулы, которые позволяют подсчитать степень выполнения каждого задания.

 Так выглядит таблица для подсчета результатов проверочной работы по генетике (скрин  реального подсчета, этот ученик получил 4). Формула для подсчета доли – это частное от деления фактического числа элементов на полное количество элементов в ответе на данный вопрос. В отдельной ячейке подсчитывается итоговая доля выполнения работы. Полученные данные переводятся в оценки по шкале ЕГЭ.

За многие элементы количество баллов равно 2. Это позволяет более точно оценить полноту и правильность ответа. Если частичный ответ, то выставляется только 1 балл, отсутствие ответа или ответ неверный – 0 баллов.

При проверке работы  учащегося я ставлю красную точку над текстом, содержащим элемент ответа. Потом рядом пишу дробь, например ¾, где в числителе – число имеющихся в ответе правильных элементов, а в знаменателе – число критериев, которые должны быть. В таблицу сразу вношу цифру,  и так для всех заданий. В таблице сразу появляется число – доля работы, выполненная учащимся, по шкале перевода выставляется  оценка.

Времени затрачивается не больше, чем при обыкновенной проверке. Нет проблемы, что поставить: четыре с минусом или три с плюсом. Полная конкретность – и это очень удобно для учителя, понятно для ученика.

Данная система оценивания позволяет ученикам быть уверенными, что каждое их правильное действие будет учтено, оценка будет объективной.

            В качестве примера приведу задание по генетике (тема «Анализирующее скрещивание, Дигибридное скрещивание»)

 

Задание

Критерии оценивания

Балл за элемент

Всего баллов

1

Напишите определения:

 

 

4

а)дигибридное скрещивание

правильное определение

2

б)анализирующее скрещивание

правильное определение

2

2

Подсчитайте число гамет для генотипов, объяснить, как считали

 

 

8

а) ААВВСс

1*1*2=2

2

б)АаВВСс

2*1*2=4

2

в)АаbbСс

2*1*2=4

2

 

Гомозиготный организм дает 1 сорт гамет

1

 

Гетерозиготный организм дает 2 сорта гамет

1

3

Напишите  гаметы для генотипов

 

 

6

а) АаВb

AB   Ab   aB    ab

2

б) Aabb

Ab    ab

2

в)aaBB

aB

2

4

Решите задачу по схеме на доске.

 

 

12

На доске рисунок

Правильно составил текст задачи

2

Правильно записал "дано"

2

Правильно записал данные родителей в "дано"

2

Правильно записал родителей в "Решение"

2

Правильно написал гаметы

2

Правильно составил решетку Пеннета, получил правильный результат

2

 

            Результаты этой работы в одном из классов: в классе 28 человек, отсутствовало 6 человек, «5» - 7 человек, «4» - 11 человек, «3» - 4 человека. Успеваемость 100%, качество – 82%. Причем эти оценки полностью соответствуют реальной успеваемости учеников. Когда оцененные работы были выданы учащимся, не было ни одного вопроса по поводу оценивания, не потребовалось дополнительно комментировать оценки.

Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии

Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии

Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии

Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии

Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии

Критериальный способ оценивания письменных работ учащихся на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2019