Критерии оценки письменных и устных работ по русскому языку
В школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах деятельностного и дифференцированного подходов. При оценке знаний, навыков и умений учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся в интеллектуальном развитии, состояние эмоционально – волевой сферы. Ученику с минимальным уровнем освоения предметных результатов можно предложить более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально – волевой сферы рекомендуется принимать дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работ и т.п.). В случаи стремления ученика преодолеть отставания, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.
Количественная оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2 - го класса.
Оценка устных ответов:
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку. При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, не знает правила, искажает их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ учащихся:
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, контрольных работ.
Основными видами классных и домашних работ учащихся являются упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику карточки, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
При небрежном выполнение письменных работ, с большим количеством исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). При проведении диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Основные виды контрольных работ во 2 – 4 классах - списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение части слова, части речи, членов предложения на основе установления слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико – орфографическим интересам, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включая в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделить орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложенный текст должен быть понятный учащимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ во 2 классе учебного года – 10 – 12 слов, к концу года – 16 – 18 слов, в 3-м классе – 20-25 слов, 4-мклассе – 30-36 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок или 1 – 2 самостоятельных исправления.
Оценка «4» ставится за работу с 1 – 3 ошибками и 1 самостоятельное исправление.
Оценка «3» ставится за работу с 4 – 5 ошибками. Наличие трех исправлений соответствует 1 орфографической ошибке.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
Ошибки на не пройденные правила правописания не учитывается. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) Две негрубые ошибки. Негрубые считаются следующие ошибки:
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи – искажение звука – буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставление оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное условие грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 – 2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного правила, умеет применять свои знания, допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применение своих знаний, допускает 3 - 4ошибки или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание учебного материала, не справляется с грамматическими заданиями.
Словарные диктанты
Оценка «5» ставится, если ошибок нет.
Оценка «4» ставится, если ученик допустил 1 ошибку, 1 исправление.
Оценка «3»ставится, если ученик допустил 2 ошибки, 1 исправление.
Оценка «2»ставится, если ученик допустил 3 и более ошибок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.