«КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЕВОЧЕК-СИНХРОНИСТОК В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отбор проводится на основе выявления и оценки, определенных и устойчивых качеств личности – способности, которые рассматриваются в диалектическом единстве как врожденные свойства, приобретенные в результате влияния факторов наследственности и среды. Как правило, достижение успеха определяется комплексом способностей. Комплексная структура способностей и постепенный характер развития этих способностей в процессе многолетней тренировки обуславливает систему их выявления и оценки:
Иконка файла материала 252205.doc
«КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЕВОЧЕК­СИНХРОНИСТОК В УЧЕБНО­ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ» СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………4 ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.7 1.1 Существующие представления по  проблеме…….....7 1.2 Педагогические аспекты отбора..............................11 1.3 Социальные аспекты отбора.....................................15 1.4 Способности и их место в спортивном отборе.......17 1.5 Мотивация в спортивной деятельности..................20 ГЛАВА II.ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………… …………….23 2.1 Задачи  исследования……………………………………….23 2.2 Методы  исследования………………………...............23 2.3Организации  исследования……………...................292 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ….……38 3.1.Влияние морфологических показателей на уровень  спортивных результатов у девочек синхронисток 5­10  лет……………………………….………………………383 3.2.Влияние гибкости на уровень спортивных  результатов у девочек синхронисток 5­10  лет…………………………………………..…………....40 3.3.Влияние силовой выносливости мышц брюшного  пресса на уровень спортивных результатов у девочек  синхронисток 5­10 лет…………………………………42 ВЫВОДЫ……………………………………………….45 ПРАКТИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ......................45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… ….464 ВВЕДЕНИЕ Синхронное   плавание   –   водный   вид   спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку.  Он   один   из   самых   утонченных   и  элегантных среди   всех   видов   спорта.   Однако,   несмотря   на кажущуюся   легкость   синхронное   плавание   весьма требовательная спортивная дисциплина: помимо того, что   спортсменки   испытывают   серьезные   физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но  и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания. Отбор проводится на основе выявления и оценки, определенных   и   устойчивых   качеств   личности   – способности, в диалектическом   единстве   как   врожденные   свойства, рассматриваются     которые   приобретенные   в   результате   влияния   факторов наследственности   и   среды.   Как   правило,   достижение успеха   определяется   комплексом   способностей. Комплексная   структура   способностей   и   постепенный характер   развития   этих   способностей   в   процессе многолетней   тренировки   обуславливает   систему   их выявления и оценки:5 1) Обязательное комплексное всестороннее обследование,   морфофункциональных, включающее   оценку медицинских,   педагогических   и   психологических показателей; 2) Проведение отбора в процессе многолетней тренировки в   течении   нескольких   лет,   на   нескольких   этапах, которые имеют свои задачи сроки и критерии.                Выявление  и оценка качеств, обеспечивающих успешное   выполнение   спортсменом   постепенно усложняющихся требований многолетней тренировки – одна из основных задач отбора. В спорте имеются три основные разновидности отбора:  1) спортивная ориентация – определение  целесообразности занятий для данного ребенка тем или  иным видом спорта; 2) комплектование команды – формирование спортивного  коллектива, выступающего на соревнованиях как  единое целое; 3) «спортивная селекция» ­ отбор спортсменов высокой  квалификации для выступления за национальную  команду.            Актуальность. Исследования проблемы отбора стала  очевидной с момента широкой популяризации  синхронного плавания как спорта высоких достижений.6 Сопутствующая популяризации острая спортивная  конкуренция сформировала необходимость более  тщательного подхода к системе отбора как к фактору,  позволяющему выявлять перспективных спортсменов,  способных достичь высоких результатов.          Цель работы. Выявить мотивы занятий  синхронным плаванием у юных спортсменок и  выработать практические рекомендации по  дальнейшему совершенствованию спортивного отбора в синхронном плавании.            Объект исследования. Спортсменки­ синхронистки 5­10 лет ­ воспитанницы СДЮШОР  Кристалл Электросталь. Предмет исследования. Критерии отбора детей  в синхронное плавание. Гипотеза исследования. Предполагаем, что для  определения перспективности спортсменок  специализирующихся в синхронном плавании  необходимо обращать внимание не только на  мотивацию спортсменок, но и на общепринятые  критерии отбора. Научная новизна. Впервые определены нужные  антропометрические данные у юных спортсменок для  достижения успехов в синхронном плавании.7         Практическая значимость. Проведенные  исследования позволят улучшить систему отбора в  синхронном плавании, отобрать достойных  спортсменок способных показывать высокие  спортивные результаты.           ГЛАВА I. Обзор литературных источников. 1.1. Существующие представления по проблеме Вопрос о выявлении перспективных спортсменов, способных достичь высоких результатов, представляет  в настоящее время особую актуальность. Обусловлено  это исключительно высоким уровнем спортивных  результатов и тем, что для их достижения спортсмену  необходимо обладать редкими морфологическими  данными, уникальными сочетаниями комплекса  физических качеств и психических способностей,  находящихся на исключительно высоком уровне  развития. Такое сочетание, даже при самом  благоприятном построении многолетней подготовки  (тренировки) и наличии всех необходимых условий,  встречается очень редко.8 Опыт показывает, что на первых этапах  многолетней подготовки из поля зрения тренеров часто  выпадают одаренные спортсменки, а в тренировочных  группах остаются дети средних способностей в силу  тех или иных причин показывающие относительно  высокие результаты в детском или подростковом  возрасте. Следует отметить, что эффективность отбора в детских спортивных школах нашей страны намного  ниже, чем в ряде других стран с развитым спортом [16]. Вопросы отбора и подготовки спортивных  резервов продолжают оставаться центральной  проблемой теории методики юношеского спорта.  Большой интерес к этой проблеме объясняется бурным  ростом спортивных результатов и настолько высоким  уровнем их, что приблизиться к ним или превысить этот уровень может далеко не каждый. [4]. Отбор – чрезвычайно многоплановая проблема:  социально­экономическая, философская, этическая,  педагогическая [4]. Спортивный отбор и ориентация, как указывают в своих работах В.П.Филин [6,21], Р.Е.Мотылянская,  [13],Н.Ж.Булгакова [4], М.С.Бриль [2], являются  многоэтапным длительным и сложным процессом,9 который включает в себя ряд взаимосвязанных сторон  подготовленности спортсмена. Ряд авторов по  спортивным отборам понимают определение  способностей к обучению и соответствие способностей  человека особенностям данной спортивной дисциплины [2,4] и рассматривают как длительный многогранный и  многоступенчатый процесс, охватывающий периоды от  начального до завершающего этапа спортивного  совершенствования [9,13].           Н.Ж.Булгакова выделяет три основных этапа,  причем характеризует их следующим образом: первый ­ отбор наиболее талантливых спортсменов, способных  показывать результаты международного класса. Второй – совпадающий по времени с возрастом начала  демонстрации высоких результатов. Третий этап – из  числа одаренных детей выбираются только те, кто по  физическим данным, личностным качествам и  стабильности спортивных достижений способен  бороться за высокие места на международной арене  [19]. Цель спортивного отбора – определение пригодности  начинающего спортсмена к специализации в данном  виде спорта, выявление его задатков и потенциальных  возможностей, основная задача на современном этапе –  разработка его научно обоснованной системы,  позволяющей выявить перспективных детей и  подростков для успешной специализации в избранном10 виде спорта. Одним из важнейших направлений  исследований проблемы отбора – разработка  методологии отбора, определение надежных критериев  прогноза способностей на начальном этапе спортивной  подготовки, что подтверждается проведенными  исследованиями во многих странах в последние годы в  различных видах спорта.              Анализируя перспективы в совершенствовании  системы отбора юных спортсменов некоторые авторы,  предлагают, усилить центральные управления  (централизацию) этим процессом. И выдвигают как  соответствующую одновременно и тенденциям развития спорта и физкультурного движения концепцию  «активного отбора», включающую: подготовительные  мероприятия, родовую ориентацию, видовую  ориентацию, отбор в спортивные школы и набор в  физкультурно­спортивные школы и ролевую  ориентацию [2].              Оценка перспективности юных спортсменов  должна быть положена в основу оценки работы  спортивных школ и отдельных тренеров. Необходимо  тесное увязывание оценки труда тренеров с научно  обоснованной оценкой перспектив дальнейшего  совершенствования его учеников. Если тренер  правильно определил соответствие новичка  требованиям вида спорта, сумел сформировать  разносторонний двигательный фундамент, то ученик11 получил высокие оценки на этапах многолетнего отбора и, значит, следует считать, что тренер работает хорошо. Поэтому система детских соревнований должна,  прежде всего, решать задачу всесторонней оценки  перспективности юного спортсмена, то есть позволяет  оценить уровень генетически обусловленных и трудно  развиваемых качеств – гибкости, быстроты,  координационных способностей, специализированных  восприятий, эффективность техники, способность к  обучению, личностно­психологические особенности  [19].               Таким образом, проблему спортивного отбора  и ориентации для определения пригодности, по мнению  большинства из следователей, следует решать  комплексно на основе педагогических,  психологических и медико­биологических методов  исследований.               Педагогические методы исследования  позволяют оценить и определить уровень развития  физических качеств, двигательное умение и  способности спортивного технического мастерства  спортсменов. Применение медико­биологических  методов дает возможность выявить  морфофункциональные способности организма,  уровень физического развития спортсмена, состояние  анализаторных систем организма. С помощью  психологических методов определяется особенности12 психики спортсмена, оказывающие влияние на решение  индивидуальных и коллективных задач в ходе  спортивной борьбы, а также  психологическая  совместимость спортсменов при решении задач,  поставленных перед спортивной командой.             Поскольку основной целью нашей работы  является изучение антропометрических данных для  спортивного отбора, поэтому в следующих разделах  подробно рассмотрим данные вопросы.   1.2. Педагогические аспекты отбора             В рамках педагогического исследования  проблемы отбора и ориентации большого значения  имеет изучение обучающей информации в самом  широком смысле этого понятия. Здесь имеется ввиду и  освоение технических элементов спортивного  движения, и овладение тактикой, и прирост  качественных показателей. Педагогическое  направление исследований охватывает так же изучение  темпов и прочности усвоения обучающей информации.  Практически выход этих разработок видится в  создании компактной, информативной и доступной для  разных возрастных групп системы педагогических  испытаний (тестов) для диагностики перспективности  обучения конкретным видом спортивных упражнений, а также в разработке эффективных методов оценки и13 интерпретации данных педагогического тестирования  [1].              Прогностическая значимость стабильных и  развиваемых признаков и качеств далеко не полностью  определяет решение проблемы отбора. Спортивному  педагогу не менее важно располагать сведениями о  возрасте и квалификации спортсменов, при которых  следует вести отбор и отсев занимающихся. Ряд  авторов рекомендуют делать акцент именно на  известных спортивной практики педагогических  методов исследования [23,1,5]. И в этой области уже  имеется немало открытых разработок. Так,  В.М.Зациорский [9] указывает, что проблема отбора  связана с решением четырех задач: формирование  идеала спортсмена, прогнозирование, классификацией,  организацией отбора, и предлагает различать три  основные формы отбора в спорте: спортивная  ориентация, комплектование команды, спортивную  селекцию. Интересные идеи предложены и в  относительной периодизации отбора. Многие  исследователи предлагают выделить четыре основных  этапа в связи с возрастно­квалификационными  особенностями, другие же в качестве предпосылок  этапности отбора указывают на наиболее  благоприятные для развития физических качеств  «сенситивные» (чувствительные) периоды развития  организма [6,19,22].14             Интересные попытки по объективизации отбора  связаны впоследствии года с разработкой «моделей»  сильнейших спортсменов, которые должны явиться  эталоном при отборе и спортивной ориентации  желающих заниматься спортом, отборе для включения в сборные команды различного ранга с целью более  совершенной подготовки и при отборе для включения  сборной команды для выступления на соревнованиях.               На наш взгляд наиболее продуктивными  являются разработки В.П.Филина [21], предложившего  свою концепцию поэтапного отбора в юношеском  спорте.              Основной задачей первого этапа является  привлечение как можно большего количества детей к  спортивным занятиям. С этой целью рекомендуется  организовать секции в общеобразовательных школах и  проводить контрольные испытания. Отобранных детей  зачислять в спортивные лагеря, где они будут  заниматься под руководством тренеров спортивной  школы. Второй этап – определение способностей  учащихся на основе педагогических наблюдений и  контрольных испытаний в период пребывания в  спортивном лагере, где тренер должен определить  темпы роста подготовленности занимающихся. Третий  этап отбора – это непосредственный прием в  спортивную школу, где под руководством комиссии,  организованных из тренеров, проводятся контрольные15 испытания. На четвертом этапе тренер проводит  педагогическое наблюдение и контрольные испытания с целью дальнейшего изучения сильных и слабых сторон  подготовленности занимающегося и окончательного  определения их индивидуальной спортивной  специализации.               Важной задачей для решения проблемы отбора  является изучение закономерностей развития  физических качеств и изменения способностей  спортсмена в связи с возрастом и спортивной  подготовленностью. Это особенно актуально в связи с  тем, что на начальном этапе спортивной подготовки  весьма трудно определить перспективы дальнейшего  продвижения детей по этапам спортивного  совершенствования. Особенно в связи с тем, что при  просмотрах определенное преимущество имеют дети с  ранним физическим развитием или занимавшихся до  этого другими видами спорта [6,11,14,20,22].             Поэтому в отборе перспективности набранного  контингента следует определять, прежде всего, по  темпам положительных изменений физических качеств  и технических навыков.              Особого учета требует исходный уровень трудно воспитуемых качеств.              Немаловажен для тренеров и исследователей  при отборе и ориентир на особенность динамики16 результатов сильнейших спортсменов. В целом данный  аспект отбора и спортивной ориентации довольно  успешно разрабатывается уже сегодня, педагогические  наблюдения и тестирования служат одним из основных  способов определения уровня пригодности,  обеспечивает относительно надежное прогнозирование.               Подводя итоги данного раздела, отметим, что  хотя все аспекты отбора и спортивной ориентации  одинаково важны при ведении тренерской работы,  каждый из них получает определенное специфическое  преломление, когда речь идет о конкретном виде  спорта. 1.3. Социальные аспекты             При начальном отборе обязательно учитываются и социологические критерии предрасположенности к  успешному спортивному совершенствованию;  спортивной традиции в семье, отношение членов семьи  новичка к занятием спортом, успеваемость в школе и  д.р.             В настоящее время уделяется все больше  внимания анализу родственных признаков выдающихся  спортсменов.             Анализ родословных спортсменов, проявивших  незаурядных талант, позволяется с уверенностью17 говорить о значении фактора наследственности при  формировании спортивного таланта.            Однако не надо забывать, что дети получают от  своих родителей целенаправленное спортивное  воспитание, или прививаются интерес к спорту и  именно к тому виду, которым занимаются или  занимались родители.            Подведение исследования по проблеме отбора  показывает, что задачи спортивного отбора и  ориентации не могут успешно решаться без учета  интереса детей к спорту. Изучение такового и  экспериментальная обоснование возможностей  управления им при отборе спортивной школы было  проведено А.И.Исмаиловым [10]. Автор исследовал  структуру интереса, факторы, влияющие на него,  отдельные методические приему управления им и  формирование интересов. Формированию устойчивого  интереса к избранному виду спорта способствует  правильная ориентация учащихся на начальных этапах  спортивной подготовки.           Социологические исследования выявили  взаимосвязь мастерства юных спортсменов со  спортивным стажем учащихся, возрастом начала  занятий и всесторонней подготовленностью на  начальном этапе социализации [10,12,22]. Большое  значение имеет спортивный стаж учащихся поэтому­то  так важно верно оценить перспективы каждого из18 приступивших к занятиям уже на начальном этапе  спортивной подготовки. Правильно проведенный отбор  и точная спортивная ориентация способствует решение  проблемы стабильности контингента занимающихся на  всех этапах многолетней подготовки. Не говоря уже о  том, насколько важно это экономически, поскольку в  этом случае избегают бесцельных затрат тренерского  труда и материальных ресурсов. Проблемы  стабильности коллектива весьма важна и для  становления спортивного мастерства каждого из  занимающихся.               1.4. Способности и их место в спортивном отборе              Спортивные способности относятся к общим  сложным способностям и определяются показателями  моторного интеллектуального и сенсорного характера,  а так же сложными многообразными комплексами  качеств, которые обеспечивают протекание  деятельности в данном виде спорта.                По мнению В.П.Филина «спортивные  способности во многом зависят от наследственно  обусловленных признаков, которые отличаются  стабильностью и консервативностью» [21]. Поэтому  при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего нате относительно  мало изменчивые признаки, которые обуславливают19 успешность будущей спортивной деятельности [6,22].  При этом слабое проявление отдельных двигательных  качеств нельзя не рассматривать как отсутствие  спортивных способностей в различных видах спорта в  связи с гетерохронностью развития отдельных функций, имеющих место разные возрастные периоды.              Сочетание двигательных и психологических  способностей, а также на атомно­функциональные и  физиологические задатки в комплексе составляют  потенциальные возможности и характеризуют  спортивную одаренность человека [17,19,22].              Спортивную одаренность в отличие от других  (математических, музыкальных, организаторских и т.п.) отличает избирательность и требование проявления  двигательных качеств в соответствии с выбором вида  спорта и, как правило, отвечает модельным  характеристикам спортсменов достигших успехов в  данном виде спорта [8, 9,16].               По мнению большинства авторов, задатки, как  предпосылки способностей, являются генетически  обусловленными [2,13,25,28]. Ввиду того, что на базе  разных задатков могут сформироваться достаточно  одинаковые способности и на базе одинаковых задатков – разные способности, взаимосвязь между ними  является неоднозначными [4,8,15].20              Важной задачей для решения проблемы отбора  является изучение закономерностей спортсмена в связи  с возрастом и спортивной подготовленности. Это  особенно актуально в связи с тем, что на начальном  этапе спортивной подготовки весьма трудно  определить перспективы дальнейшего продвижения  детей по этапам спортивного совершенствования.  Трудно прежде всего потому, что при просмотрах  определенное значение имеет раннее физическое  развитие детей и раннее занятие другими видами спорта [9,15,19,20,21 и др]. Поэтому в отборе перспективность набранного контингента целесообразно проводить,  учитывая в первую очередь темпы положительных  изменений физических качеств и двигательных  способностей. Особого учета требует исходный уровень трудно воспитуемых качеств.            Некоторые исследователи указывают на ведущую роль основных физических качеств для достижений  высоких спортивных результатов. Действительно, успех в любом виде спорта во многом зависит их развития  физических качеств. Однако, при оценке данного  показателя в динамике следует учитывать, что прирост  физических качеств на различных возрастных этапах не  одинаков [14,16,22].              Для прогнозирования потенциальных  возможностей спринтера и прыгуна в длину в  результате эксперимента разработана полярная схема21 оценки способности юных спортсменов, где  учитывалось соотношение между исходными уровнями  развития двигательных качеств и темпами их прироста.  На основе, которых была выявлена характеристика  способностей, включающая «очень большие  способности» (талант) и «очень малые способности»  (соотношение между темпами прироста и спорным  уровнем таких детей являются низким) [20,21].           Обобщая обзор по проблеме способностей,  следует еще раз подчеркнуть единство позиций  философов, что занятие любым видом спорта  (деятельности) требует определенного комплекса  специфических, свойственных данному виду  деятельности способностей. 1.5. Мотивация в спортивной деятельности            Мотивы, побуждающие учащихся к занятиям  физической культурой и спортом, имеет сложную и  многогранную структуру. Это мотивы, связанные с  удовлетворением процессов занятий: мотивы,  связанные с результатом деятельности; мотивы,  связанные с перспективами укрепления здоровья, стать  мастером спорта и т.п.22           Для достижения высоких спортивных результатов необходимо уже в детском возрасте формировать  систему мотивов, стимулирующих и направляющих  деятельность занимающихся в избранном виде спорта.  При этом очень важно, чтобы выбор определенных  мотивов реально соответствовал способностям и  задатком юного спортсмена, иначе он может потерять  интерес к занятием спортом, а также уверенность в  себе.          Мотивация базируется на потребностях  спортсмена, идет через иерархию его цели в спорте  (стратегических, тактических, операционных) и  находят выражение создание конкретных побуждений.  Изменив порядок знаменитой греческой триады, можно  сказать, что мотивация строится по принципу: хочу –  могу – должен.         «Хочу» – это потребности спортсмена, его  желания, увлечения, стремления различной степени  осознания. «Могу» – это потребности  сформулированные как осознанные желания,  дополненные пониманием высокой вероятности их  удовлетворения. Наконец, «должен» ­, где осознанность желания доведена до понимания причисленности  определенных действий, обязанной их необходимости.  Все это реализуется через мотивы – и конкретные  факторы, побуждающие к конкретным действиям.23            Вопрос о мотивации всегда вызывает  исключительный интерес у тренеров, особенно на  ежегодных конференциях по различным видам спорта.  Что может предпринять тренер, руководитель,  администратор, психолог, врач, массажист или любой  человек находящийся рядом со спортсменом, для  этого, чтобы поддержать как можно более высокую  активность, продуктивность и качество тренировочного процесса как побудить спортсмена к полной отдачи  сил, как сохранить эту активность и интерес к спорту  на долгие годы – вот некоторые вопросы этой проблемы [7].          Мотивация считается одним из наиболее важных в настоящее время, факторов, определяющий успех в  деятельности, требующий высокого спортивного  мастерства. Хотя в большинстве случаев некоторый  минимальный уровень способностей и мотивация  рассматривается как необходимость для достижения  цели, очень часто эти два фактора компенсируются и  оказываются достаточными для решения задач. Внутри  определенных границ высокая мотивация может  погасить недостаток способностей, и наоборот. По  имеющимся многочисленным данным, мотиваций к  хорошему выполнению работы является для  индивидуума сознание, что эта работа позволит ему  реализовать свои способности. Иными словами, более  способные люди имеют более четкие представления о24 своих способностях и задачах, которые стоят перед  ним, а следовательно более высокую мотивацию [4].          Следует отметить, что мотивы начала спортивной  деятельности изучена недостаточно в основном  использовались методы ретроспективных опросов  спортсменов, что не гарантирует точного  воспроизведения и структуры на этапе спортивной  начальной подготовки ввиду большого отрезка времени  с начала их спортивной деятельности, но дает  целостную картину набора мотивов.            Итак, изучение мотивов, как специфического  фактора детерминации спортивной деятельности  позволяет понять поведение человека и управлять им,  что особенно важно при отборе детей в спортивные  секции. ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования. 2.1. Задачи исследования В связи с поставленной целью были выдвинуты  следующие задачи: 1.Выявить влияние антропометрических показателей на уровень спортивных результатов. 2.Выявить влияние гибкости на уровень спортивных  результатов.25 3.Влияние силовой выносливости мышц брюшного  пресса на уровень спортивных результатов.  2.2. Методы исследования В ходе работы применялся следующий комплекс  методов научного исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение литературных  источников. 2. Измерение антропометрических данных; 3. Проведение тестирования в зале (ОФП); 4. Проведение тестирования на воде (3 и 4 фигуры). В процессе исследования изучались работы российских  и зарубежных авторов, касающихся избранной нами  проблемы. Анализировались вопросы педагогического  контроля за состоянием юных спортсменов, вопросы  использования контрольных нормативов, определения  способностей учащихся на начальном этапе спортивной подготовки. Подробно рассмотрен имеющийся  практический опыт по вопросу отбора и ориентации во  многих видах спорта. Анализировались различные  аспекты ориентации и отбора детей занятий  различными видами спорта: 1) педагогический, где с целью осуществления  педагогического контроля рассматривались  контрольные нормативы, предусматриваемые26 программой для детей в детско­юношеских спортивных школах, и упражнения, предлагаемые различными  исследователями в разных видах спорта; 2) биологические, определение физиологических и  морфофункциональных показателей при отборе,  наследственные факторы, а также взаимосвязь  показателей и физического развития и  психологической, со специальной технической,  тактической подготовленностью юных спортсменов; 3) психологический, включая особенности нервной  системы спортсменов, вопросы учета отдельных  свойств темперамента и эмоционально­волевых  процессов, типы нервной деятельности у  представителей различных видов спорта; 4) социальные, где рассмотрены вопросы социализации  личности спортсмена, мотивации, отношение, бюджет  времени занимающихся и другие социальные аспекты. Предметом педагогического наблюдения послужили  вербальные и невербальные действия юных спортсменов в ходе тренировочных занятий и соревнований. В  процессе исследования использовалась информация о  правильности набора антропометрических данных и  правила соревнований. Объектом наблюдения  послужили учащиеся СДЮШОР Кристалл  Электросталь.27 Проверка на устойчивость методики наблюдения  осуществлялась стандартизированным выбором  времени и места, одновременным наблюдением и  регистрацией деятельности занимающихся на  тренировках и в процессе соревнований. Для определения нужных параметров спортсменок, для наилучшего прогресса в синхронном плавании, было  проведено, измерение основных антропометрических  данных спортсменок, тестирование в зале и на воде,  девочек зачисленных в СДЮШОР. Перед тестированием у девочек происходил  тренировочный  процесс, который длился пол года. С  ними работали тренера разной квалификации и с  индивидуальным подходам к тренировкам. В связи с  этим у спортсменок был разный уровень  подготовленности. При сборе антропометрических данных были учтены  условия правильного снятия данных со спортсменки.  Девочки находились в медицинском кабинете где  имелось всё необходимое оборудование: ­Ростомер (прибор для измерения роста человека,  состоящий из стойки с делениями и подвижной муфты  с планшеткой);28 ­Электронные весы (прибор для определения массы  тела с погрешностью ± 1,0е); ­Сантиметровая лента ( инструмент для измерения  объёмов и длинны тела, с погрешностью 3мм на 30 см  ленты). Оборудование для проведения тестирования: ­Спортивный станок ( на нем девочки разминают  связки, при помощи махов, для шпагатов); ­Шведская стенка (на шведской стенке девочки  тренируются в поднимание ног в уголок 90 градусов); ­Маты (на них девочки встают в мостик из положения  стоя, мат идет как подстраховка при возможном  падении); ­Скакалка (её девочки используют для выкрутов двумя  руками, скакалка должна быть не меньше 50см); ­Скамейка (нужна девочкам для наклонов со скамейки,  скамейка высотой не менее 40 см). Тестирование на воде проходило в ванне бассейна  (25х25м, глубиной 6м).29 Девочки выполняли 3 или 4 фигуры (в зависимости от  возраста). Оценивали их тренеры бассейна по критериям  коэффицента сложности каждой фигуры. Ниже предлагается перечень дисциплин, включенных в  тестирование. Антропометрические данные: ­Масса тела; ­Длинна тела; ­Объем грудной клетки; ­Длина рук; ­Длина ног. В зале: ­Правый шпагат; ­Левый шпагат; ­Поперечный шпагат; ­Пресс (угол 90 градусов и выше); ­Мост; ­Выкруты; ­Наклон со скамейки. На воде.30 3фигуры: 1.Кувырок; 2.Оборот; 3.Балетная нога. Для определения уровня развития двигательных  способностей (качеств) и специальной физической  подготовленности занимающихся, прошедших  предварительный этап отбора и ведение объективного  педагогического контроля за состояние спортсменов  нами проведено тестирование в середине сезона, так  как именно  этот период считается у девочек пиковым. 2.3. Организации исследования Исследования проводились   в бассейне  «Кристалл Электросталь» в период 2013 года,  в нем  приняли участие юные спортсменками  в возрасте 5­10  лет. Первый наш этап заключался в измерении  антропометрических данных. Замеряла их с утра, так  как более точные данные  можно получить в утреннее  время. Чтобы сделать всё правильно и допустить31 меньшую погрешность, я воспользовалась помощью  специалиста ­ спортивного врача. 1.Измерение длинны тела. Для измерения длинны тела я использовала  вертикальный ростомер (широкая массивная доска,  длинной 2м, со шкалой деления, укреплённой на  массивной устойчивой площадке, по доске ходит легко  скользящая планшетка. Девочки по очереди подходили  к ростомеру вставали на площадку (без обуви),  прижимаясь к вертикальной доске пятками, ягодицами  и лопатками, голова держится и смотрит прямо. После  этого я опускала планшетку до макушки ребёнка, не  надавливая на неё, и снимала данные со шкалы деления  ростомера. 2.Измерение массы тела. Измерение массы тела я проводила на электронных  весах. Девочки были в футболках и шортах, так что мне пришлось вычитать из веса по 200­300 грамм, по  очереди вставали на весы, после чего на экране весов  появлялся вес спортсменки. 3.Объем грудной клетки. Объем грудной клетки измерялся сантиметровой  лентой длинной  1,5м. Измерение производилось при  опущенных вниз руках, в расслабленном состоянии, на  уровне нижнего края сосков, а сзади по нижним углам32 лопаток. Мои измерения производились при спокойном  дыхании девочек. 4.Длина рук и ног. Чтобы померить длину рук и ног я использовала  обычный сантиметр. Длину ног я измеряла следующим  образом: начало сантиметра я прикладывала к  выпуклой тазобедренной кости девочек и натягивала  его, чтобы он был в напряжении, до пола, Нога при  этом должна быть прямая, не согнутая в коленке.  Длину рук я измеряла от верхней точки плеча до  кончика указательного пальца, рука при этом тоже  находиться выпрямленной. Второй этап нашего исследования­это тестирование в  зале. 1.Шпагаты. Каждая спортсменка садится на правый, левый  поперечный шпагат. Коленки и носки должны быть  сильно натянуты, спинка прямая. Чтобы измерить  расстояния до пола, если оно есть, возьмем обычную  деревянную линейку. На правом и левом шпагате  измеряем расстояние от внутреннего бедра  спортсменки и до пола, а на поперечном от копчика и  до пола. 2.Пресс (уголок 90 градусов и выше).33 Спортсменка залезает на шведскую стенку, после чего  виснет на двух руках, спиной прижимается к стенке и  начинает поднимать ноги до прямого угла и выше. При  этом носки и коленки сильно затянуты. Засчитываются  только те попытки, в которых ноги подняты хотя бы на  90 градусов с прямыми ногами. Если же коленки  спортсменки согнуты или угол подъема составляет  меньше 90 градусов, попытка не засчитывается. 3.Мост. Мостики измеряются следующим образом: спортсменка с положения стоя(кто не умеет или боится делают с  положения лежа) встают в прогиб­мостик, и стараются  как можно ближе подойти руками к ногам, чтобы  сократить расстояние. Измерения берутся обычной  линейкой от кончика среднего пальца до конца пятки. 4.Выкруты. Выкруты­ это прокручивание рук в плечевом суставе  при помощи скакалки. Девочки берут скакалку и  начинают прокручивать руки вперед­назад, при этом  уменьшая расстояние между руками с каждым  выкрутом. Конечный результат замеряется тогда, когда спортсменка соединила руки по максимуму. Так же  используем линейку и замеряем расстояние от  ближнего конца одной руки к ближнему концу другой. 5.Наклоны со скамейки.34 Мы используем гимнастическую скамейку высотой  всего 30 см. Девочки встают на скамейку так, чтобы  кончики пальцев на ногах не заходила за край, а были на его уровне. После чего спортсменка совершает наклон  вниз и тянется рука к полу, при этом коленки должны  оставаться четко прямыми, носки не должны  зацепляться на край. Измерение происходит только в  том случае, когда спортсменка задержалась внизу на  максимальном для нее уровне или достала до пола, но  только с прямыми коленками. Измерение так же  производится линейкой от кончика указательного  пальца и до пола. Третий этап исследования­это обязательная программа  в воде (3 или 4 фигуры) В нашем виде спорта девочки с 5 и до 6­7 лет делают  фигуры в воде и начинают с трёх стандартных, а  именно: 1.Кувырок КС 1,2 2.Оборот КС 1,3 3.Балетная нога (одна нога) КС 1,4 А вот уже с 7­ми летнего возраста девочки выполняют  по 4 фигуры(2 из которых не измены ­ обязательные, а 235 остальные дополнительные, их за день до соревнований  вытаскиваю на жеребьёвке судьи). В нашем случае эти 4 фигуры это: 1.Шаг вперед КС 2,1 2.Нептун КС 1,8 3.Барракуда КС 2,0 4.Балетная нога (2 ноги) КС 1,6 Оценивается каждая фигура по 10­ти балльной системе  с градацией 0,5 балла. Установлена следующая  градация оценок: ­полностью не удавшаяся рлпытка­0 баллов; ­плохое исполнение­ 0,5­2,5 балла; ­неудовлетворительное исполнение­3­4,5 балла; ­удовлетворительное исполнение­5­6,5 балла; ­хорошее исполнение­7­8 баллов; ­очень хорошее исполнение­8­9 баллов; ­отличное, совершенное исполнение­10 баллов. При оценке обязательной программы учитывается  техничность и уверенность выполнения фигуры, высоту положения тела и четкость обозначения отдельных  элементов фигуры. Обращается внимание на плавный,  спокойный ритм выполнения фигуры, на правильную  геометрию линий и траектории движения в  соответствии с классификацией.36 После выполнения каждой фигуры судьи­арбитры по  сигналу судьи­рефери одновременно показывают  оценки. Все оценки заносятся в судейскую карточку и  протокол судьями­секретарями. Самая высокая и самая низкая оценка отбрасываются,  оставшиеся 3 оценки суммируются и сумма делиться на 3, для получения среднего арифметического. Среднее  арифметическое умножается на коэффицент трудности данной фигуры и полученная сумма составляет оценку  за фигуру. Окончательная сумма баллов складывается  из 3­ех или 4­ех фигур выполняемыми спортсменками. Техническое выполнение и оценка 3­ех фигур. 1.Кувырок КС 1,2 Кувырок выполняется следующим образом:  спортсменка выходит на старт ложиться на воду в  горизонтальное положение, тазом напротив главного  судьи (в центре), так же там имеется большая красная  тряпка, как ориентир, после чего медленно подтягивает колени к груди, пятки идут четко по воде, после этого  она выполняет кувырок назад на 360 градусов,  всплывает и так же медленно раскрывает ноги  возвращаясь в исходное положение. Оценивается техника выполнения фигуры. 2.Оборот КС 1,337 Оборот вокруг себя выполняется: Спортсменка  выходит на старт, ложиться напротив главного судьи  тазом (в центре), после чего садиться в складку (носом  старается достать коленей), и так же делает оборот на  360 градусов. После оборота останавливается в позе  складки так, чтобы носки касались поверхности воды и  начинает раскрываться, всплывая при этом на  поверхность. Оценивается так же как и в кувырке техника  исполнения, чем плотнее складка и техничнее оборот,  тем оценка судей будет выше. 3.Балетная нога (одна нога) КС 1,4 Балетная нога самая сложная из 3­ех фигур. Её  выполнение требует от девочек техничности  исполнения. Начало такое же как и у остальных 2­ух  фигур ­ спортсменка ложиться напротив центрального  судьи, вытягивается в струнку, руки работают ужом  (гребок руками из стороны в сторону чуть ниже бедер,  под ягодицами. Основной грибок синхронного  плавания). И медленно начинает сгибать ногу в коленке, ведя носком сгибаемой ноги по 2­ой прямой ноге, после чего выпрямляет ногу до четкого угла 90 градусов, не  больше и не меньше, коленка и носок обеих ног  натянуты как струна, после этого опускает ногу в такой же последовательности как и поднимала. В этой фигуре цениться техничность, медленность  исполнения и аккуратность.38 Техническое выполнение и оценка 4­ех фигур. 1.Шаг вперед КС 2,1 Спортсменка ложиться напротив центрального судьи  головой, параллельно воде животом вниз. После этого  она принимает позицию горизонтального угла и одной  ногой описывает дугу в 180 градусов над поверхностью  воды в положение шпагата. После чего второй ногой  выполняется закрытие шпагата, приход в дугу и выплыв из воды вперед, то есть спортсменка оказывается лежа  на спине, при этом голова должна остаться на против  центрального судьи. В этой фигуре оценивается медленность, техничность,  гибкость, аккуратность, недопустимо уплывание с  места центрального судьи. 2.Нептун КС 1,8 Спортсменка ложиться напротив центрального судьи  головой, параллельно воде животом вниз. После этого  она принимает позицию горизонтального угла. Одна  нога поднимается в позицию Кран, после чего  горизонтальная нога сгибается в колене до принятия  позиции вертикали с согнутой ногой. После этого  выполняется вертикальное погружение под воду  согнутая нога вытягивается и полностью примыкает к  вертикальной во время погружения лодыжек под воду.             Здесь оценивается техника выполнения,  медленность и высота.39 3.Барракуда КС 2,0 Спортсменка ложиться напротив центрального судьи  тазом. Из позиции на спине ноги поднимаются в  вертикальное положение, в то время как тело  погружается в позицию согнувшись, носки у  поверхности воды. Выполняется выталкивание в  позицию вертикаль, после чего выполняется  вертикальное погружение под воду в том же темпе, что  и выталкивание. В этой фигуре оценивается техника выполнения и  высота выталкивания. 4.Балетная нога (2 ноги) КС 1,6 Спортсменка ложиться напротив центрального судьи,  вытягивается в струнку, руки работают ужом (гребок  руками из стороны в сторону чуть ниже бедер, под  ягодицами и медленно начинает сгибать ногу в коленке, ведя носком сгибаемой ноги по 2­ой прямой ноге, после чего выпрямляет ногу до четкого угла 90 градусов, не  больше и не меньше, коленка и носок обеих ног  натянуты как струна, после этого опускает ногу в такой же последовательности как и поднимала. Потом так же  идет вторая нога. Тут оценивается техничность и медленность  выполнения аккуратность спортсменки.40 Глава III. Результаты исследования. 3.1.Влияние возраста на антропометрические  показатели девочек синхронисток 5­10 лет В табл. 1. приведены коэффициенты корреляции между возрастом  и антропометрическими  показателями  у  девочек синхронисток 5­10 лет. Как видно из  приведенных в таблице данных возраст имеет сильную  положительную связь с антропометрическими  показателями. Так между возрастом  и длиной тела  коэффициент корреляции составляет 0,968, а между  возрастом и массой тела 0,934. Между возрастом и  объемом грудной клетки коэффициент корреляции  составляет 0,971. Показатели длины рук и длины ног  также имеют сильную связь 0,942 и 0,947 –  соответственно.41 Взаимосвязь возраста и антропометрических показателей у девочек синхронисток 5­10 лет (n=50) Таблица 1.   Возраст Рост Вес Возраст Длина тела Масса тела Объем грудной  клетки Длина рук Длина ног 1   0,968 0,934 0,971 0,942 0,947   1   0,928 0,969 0,958 0,980     1   0,889 0,870 0,892 Объем грудной клетки Длина рук Длина ног       1   0,960 0,960         1   0,976 1 Все антропометрические показатели имеют  сильную взаимосвязь между собой от 0,980 между  длиной тела и длиной ног до 0,870 между длиной ног и  массой тела.  Тесная взаимосвязь между возрастом и  антропометрическими показателями, а также  антропометрическими показателями между собой  позволяет сделать вывод о том, что  антропометрические показатели изменяются в возрасте  от 5 до 9 лет сильнее всего.42 3.2. Влияние возраста на показатели гибкости и  силовой выносливости мышц брюшного пресса  девочек синхронисток 5­10 лет  В табл. 2 . приведены коэффициенты корреляции  между возрастом и показателями гибкости, и силовой  выносливости мышц брюшного пресса у девочек  синхронисток 5­10 лет. Как видно из приведенных в  таблице данных возраст не везде имеет очень высокую  связь с показателями гибкости и силовой выносливости  мышц брюшного пресса. Так между возрастом  и  правым шпагатом коэффициент корреляции составляет ­0,485, между возрастом и левым шпагатом ­0,489,а  между возрастом и поперечным шпагатом ­0,388.  Между возрастом и коэффициентом корреляции моста  ­0,658,между возрастом и наклоном со скамейки ­0,696  и между возрастом и силовой выносливости мышц  брюшного пресса 0,680 – соответственно. И самую  большую связь возраст имеет с показателем выкрутов,  где коэффициент корреляции составляет ­0,730.43 Таблица 2. Взаимосвязь возраста на показатели гибкости и силовой выносливости мышц брюшного пресса девочек синхронисток 5­10 лет (n=50)   Возраст Правый шпагат Левый шпагат Попере чный шпагат Мост Наклон со скамейки Выкруты Силовая выносливость мышц брюшного пресса Возраст Правый  шпагат Левый  шпагат Поперечный шпагат Мост Выкруты Наклон со  скамейки Силовая  выносливос ть мышц  брюшного  пресса 1   ­0,485 ­0,489 ­0,388 ­0,658 ­0,730   1   0,880 0,746 0,654 0,622     1   0,781 0,637 0,649       1           0,590 1             0,551 0,767 1               ­0,696 0,571 0,524 0,492 0,646 0,695 1   0,680 ­0,772 ­0,797 ­0,669 ­0,801 ­0,686 ­0,578 1 Некоторые показатели гибкости и силовой  выносливости мышц брюшного пресса имеет сильную  взаимосвязь между собой от 0,880 между правым и  левым шпагатом до 0,781 между левым и поперечным  шпагатом. А так же  ­0,801 между мостом и силовой выносливостью мышц  брюшного пресса. Тесная взаимосвязь между возрастом  и показателями гибкости, а также показателями44 силовой выносливости мышц брюшного пресса между  собой позволяет сделать вывод о том, что показатели  гибкости и силовой выносливости мышц брюшного  пресса  изменяются в возрасте от 7 до 9 лет сильнее  всего. 3.3. Характеристики уравнений регрессии  между  антропометрическими показателями и  показателями гибкости и силовой выносливости  девочек синхронисток 5­10 лет В   табл.3   приведены   характеристики   уравнений регрессии по синхронному плаванию [Лакин Г.Ф., 1973; Дрейпер Н., Смит Г., 1986]  исследуемых показателей с возрастом   и   коэффициент   детерминации   у, занимающихся синхронным плаванием. Коэффициенты детерминации, определяемые возведение коэффициента корреляции   в   квадрат   и   умножение   на   100% [Врублевский   Е.П.,   Лихачева   О.Е.,  Врублевская   Л.Г.,   показывают   на 2006], рассматриваемые показатели. Так антропометрические возраста   влияние   показатели   и   показатели   гибкости   и   силовой выносливости   согласно   данным   таблицы   на   51,8% определяется возрастом девочек.45 Характеристики уравнений регрессии (n=50) Таблица 3. Коэффициент  детерминации(%) 0,938 0,874 0,944 0,888 0,898 0,235 0,239 0,151 0,433 0,533 0,485 0,462 Показатели 1.Длина тела 2.Масса тела 3.Объем грудной  клетки 4.Длина рук 5.Длина ног 6.Правый шпагат 7.Левый шпагат 8.Поперечный шпагат 9.Мост 10.Выкруты 11.Наклоны со  скамейки 12.Силовая  выносливость   Коэффициент  регрессии Свободный член  уравнения Стандартное  отклонение 0,046 0,322 0,091 0,141 0,098 ­0,881 ­0,888 ­0,777 ­0,183 ­0,187 ­0,196 0,124 0,158 0,325 0,142 0,287 0,263 7,423 7,443 6,941 8,289 8,652 6,963 1,601 12,559 6,155 6,997 10,367 8,421 3,111 3,567 3,738 10,348 13,514 4,359 15,039 Используя   табличные   значения   коэффициентов регрессии   и   свободных   членов   уравнения   регрессии можно рассчитать значения любого из приведенных в таблице показателей.   На основе Таблицы 3 был составлен график для  демонстрации взаимосвязи показателей.46 Рисунок 1. Взаимосвязь возраста и массы тела у девочек­ синхронисток 5­10 лет. На Рис. 1 отражена корреляционная взаимосвязь между  возрастом спортсменок и их массой тела. Коэффициент корреляции составил 0,934, зависимость между  показателями обратно пропорциональная. Масса тела у  девочек­синхронисток влияет на хороший результат  отбора в синхронном плавании с вероятностью, равной  коэффициенту детерминации – 87,4%.47 ВЫВОДЫ 1.Было выявлено влияние каких морфологических  показателей будет наиболее значимым для наиболее  высокого достижения спортивного мастерства.  Наиболее важными оказались длина тела, масса  спортсменок и длина ног. 2.Так же было выявлено влияние гибкости на  показатели уровня спортивного мастерства. Наиболее  значимыми результатами являются правый, левый и  поперечный шпагаты, а так же выкруты. По набранным  данным именно эти показатели влияют на достижения  результатов. 3.Выявленно и влияние силовой выносливости мышц  брюшного пресса. Результаты  так же показатели, что  именно эта силовая выносливость имеет роль, в  достижении спортивных результатов. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Полученные в работе данные уравнений регрессии исследуемых показателей с возрастом дают  возможность создать программу подготовки  спортсменок для достижения наилучшей подготовки и  для более раннего выведения спортсменки на высший48 уровень, и достижения высоких результатов в данном  виде спорта. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бальсевич В.К. Методические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации. Теория и практика физической культуры.­ 1980. ­ №1. – с.31­33 2. Белоковский   В.В.   Художественное   плавание   М.: Физкультура и спорт, 1985. ­112с. 3. Бриль   М.С.   Отбор   в   спортивных   играх.   –М.   : Физкультура и спорт, 1980. ­127с. 4. Бриль   М.С.   индивидуальных особенностей детей с целью отбора в детско­юношеские   Исследование спортивные школы. Автореферат дисс. 5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.: физкультура и спорт, 1978. ­152с. 6. Волков   В.М.,   Филин   В.П.   Спортивный   отбор.   –   М: Физкультура и спорт, 1983. ­176с. 7. Врублевский   Е.П.,   Лихачев   О.Е.,   Врублевская   Л.Г. Выпускная   квалификационная   работа:   подготовка,49 оформление,   защита:   Учебное   пособие.   –   М.:   ФиС, 2006. – 228с. 8. Горбунов   Г.Д.   Психопедагогика   спорта.   – М.:физкультура и спорт, 90с. 9. Дрейпер   Н.,   Смит   Г.   Прикладной   регрессионный анализ: ­ М.: Финансы и статистика, 1986. – 366с. 10.Зациорский   В.М.,   Булгакова   Н.Ж.   Теоретические   и метрологические   основы   отбора   в   спорте:   Учебное пособие для слушателей УСО и ВШТ. –М,1980.­41с. 11.Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии,­ М.: Физкультура и спорт,1979.­152с. 12.  Исмаилов А.И. Организация и методика отбора юных спортсменов.­М.:1983.­52с. 13.Карамян   В.М.   Некоторые   вопросы   мотивации   начала спортивной деятельности. Тезисы научн. Конференции. Ереван, 1977.­120­125с. 14.Крылатых Ю.Г. Отбор и подготовка велосипедистов в специализированных   школах.   В   сб.   Велосипедный спорт.­М.: Физкультура и спорт,1974.­18­29с. 15.Лакин Г.Ф. Биометрия., ­ М.: Высшая школа. 1973. – 343 с. 16.Максимова М.Н. Синхронное плавание. Программа.50 17.Матвеева   Л.П. –  М.: Введение   в   теорию   физической культуры. Физкультура и спорт, 1983. ­128с. 18.Морозов   С.Н.   Оценка   подготовленности   пловцов­ спринтеров   и   стайеров   в   управлении   тренировочным процессом. Учебное пособие. М.: ГЦОЛИФК. 1983. – 46с. 19.Мотылянская   Р.Е.   Медико­биологические   аспекты проблемы   отбора   юных   спортспенов.   Материалы симпозиума.­Мю,1975.­9­25с. 20.Николич   А.,   Параносич   В.   Отбор   в   баскетболе.­ М.:Физкультура и спорт,1984.­144с. 21.Основы управления подготовки юных спортсменов. Под ред.   Набатниковой   М.Я.­   М.:Физкультура   и   спорт. 1982.­280с.  22.Парфенов   В.А.,   Кононенко   Ю.Л.,   Киев   «Здоров’я» 1917.­104с. 23.Платонов В.Н., Войцеховских С.М. Тренировка пловцов высокого класса.­М.: Физкультура и спорт, 1985.­256с. 24.Платонов   В.Н.,   Сахновский   К.П.   Подготовка   юного спортсмена.­Киев.:»Родянська школа».1988.­288с. 25.Попов   Н.С.   Теория   и   метод   на   подбор   в   спорте.­ София,ВИФ,»Георги Димитров».1986.­199с.51 26.Сахновский   К.П.   Подготовка   спортивного   резерва.­ Киев.:,»здоровья»,1990.­152с  27.Сирис   П.З.,   Гайдарски       П.М.,   Рачев   К.И.   Отбор   и прогнозирование способностей   в легкой атлетике.­М.: Физкультураи спорт, 1983.­103с. 28.  Теоретические   и   методические   аспекты   проблемы отбора в спорте.М.,1990 29.  Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта.­ М.:Физкультура и спорт,1983.­158с. 30.  Чесноков   А.С.   Об   отборе   детей   для   занятием спортом.Теория   и   практика   физической   культуры, 1973.­№3­15­17с. 31.Шварц   В.Б.,   Хрущев   С.В.   Медико­биологические аспекты   спортивной   ориентации   и   отбора.­М.: Физкультура и спорт,1984.­151с. 32.Шичанин   В.С.   Исследование   причин   текучести контингенттов   детско­юношеских   спортивных   школ плавания: Автореф. Дисс.канд.пед.наук.­М.,1978­24с. 33.Шустин   Б.Н.,   Брянкин   С.В.   Использование   «модели» сильнейших   спортсменов   для   отбора   и   спортивной ориентации.   Проблемы   отбора   юных   спортсменов. М.,1976.­11­14с. 34.Юрашов   С.Н.   Отбор   и   ориентация   в   велосипедном спорте.   Вопросы   теории   и   практики   физической культуры и спорта. Вып.№16.­Минск,1986.­59­62с.52 35.http://wiki.yarfsp.ru/Федерация   синхронного   плавания Ярославля, электронный справочник. Исполнитель выпускной квалификационной работы:  студентка 5 курса специализации «ТиМ плавания»                        Манёхина Д.А. Научный руководитель:  Профессор, к.п.н. Морозов С.Н. Зав. Кафедрой:  Профессор, д.п.н.                                                                                   Попов О.И. Дата защиты: «___» _______ 2015 г.53 Оценка за работу ____________________________________ Председатель Государственной аттестационной комиссии  ________________________________________________________