КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить
это мышление, которое помогает принять обдуманное, осознанное
решение о том,
чему верить и что делать
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера
Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией
Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания
Таксономия Блума
Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Мышление высокого уровня
| Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. Знание | воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. |
2. Понимание | — объясняет факты, правила, принципы; |
3. Применение | — применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; |
| Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
4. Анализ | — вычленяет части целого; |
5. Синтез | — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; |
6. Оценка | — оценивает логику построения письменного текста; |
Issue 1 Date: 15/12/2011
Любая информация (знания) является передаваемой
Знания и понимания выстраиваются обучающимися, если учителя сумеют правильно структурировать урок.
Final Thoughts
Почему ученики ведут себя определенным образом в вашем классе?
Связано ли это с тем, как вы взаимодействуете с ними?
Почему ваш урок был успешным или неуспешным?
Чему вы должны обучить ваших учеников?
Каков уровень вашего предметного знания об этом предмете?
Что ученики уже знают о предмете?
Какие дополнительные концепции знают ученики об абстрактных идеях?
Итак:
Каково требование к обучению данного предмета?
т.e. пробелы между тем, что они уже знают и думают и тем, что является принятым мнением?
Когда вы представите эти концепции для того, чтобы обеспечить продвижение идей?
Когда вы проверите их понимание?
Как вы избавитесь от пробелов в требованиях к обучению?
Как вы будете занимать и мотивировать учащихся к обучению?
Как вы убедитесь, что учащиеся понимают научные идеи?
Как вы узнаете, что учащиеся понимают идеи?
Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
«Дерево предсказаний»
Листья – идеи по решению того или иного вопроса или проблем
Ствол – основа по разрешению вопроса, противоречия.
Корни – направления, подходы…
Ветки – авторы, концепции.
Земля – основа, причина. Основатель.
Плоды – конечный продукт, результат.
Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Инсерт (условные значки)
V | + | - | ? |
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу знать об этом больше |
Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Синквейн
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами
Четвертая строчка – это предложение из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Прием «перекрестная дискуссия»
Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках | |
ДА | НЕТ |
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.