Критическое мышление.

  • Видеоуроки
  • pptx
  • 18.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить это мышление, которое помогает принять обдуманное, осознанное решение о том, чему верить и что делать и как бытьКритическое мышление.
Иконка файла материала Критическое мышление.pptx

Критическое мышление.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

это мышление, которое помогает принять обдуманное, осознанное
решение о том,
чему верить и что делать

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Основа ТРКМ –

трехфазная структура урока:

вызов

осмысление

рефлексия

Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера
Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией
Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания

Таксономия Блума

Оценка

Синтез

Анализ

Использование

Понимание

Знание

Мышление высокого уровня


Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

— объясняет факты, правила, принципы;
— преобразует словесный материал в математические выражения;
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
— использует понятия и принципы в новых ситуациях.


Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

— вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
— определяет принципы организации целого;
— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
— проводит различие между фактами и следствиями;
— оценивает значимость данных.

5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
— составляет схемы задачи.

6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

— оценивает логику построения письменного текста;
— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Issue 1 Date: 15/12/2011

Любая информация (знания) является передаваемой

Знания и понимания выстраиваются обучающимися, если учителя сумеют правильно структурировать урок.

Final Thoughts

Учителям при планировании обучения необходимо ориентироваться на следующие вопросы:

Кто ваши ученики?

Какие у них образовательные цели?

С чем они связывают свои успехи и провалы?

Почему ученики ведут себя определенным образом в вашем классе?

Связано ли это с тем, как вы взаимодействуете с ними?

Почему ваш урок был успешным или неуспешным?

Чему вы должны обучить ваших учеников?

Каков уровень вашего предметного знания об этом предмете?

Что ученики уже знают о предмете?

Какие дополнительные концепции знают ученики об абстрактных идеях?

Итак:

Каково требование к обучению данного предмета?
т.e. пробелы между тем, что они уже знают и думают и тем, что является принятым мнением?

Когда вы представите эти концепции для того, чтобы обеспечить продвижение идей?

Когда вы проверите их понимание?

Как вы избавитесь от пробелов в требованиях к обучению?

Как вы будете занимать и мотивировать учащихся к обучению?

Как вы убедитесь, что учащиеся понимают научные идеи?

Как вы узнаете, что учащиеся понимают идеи?

Формы и средства развития КМ

сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся

Роль учителя в ТРКМ:

направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Стратегии критического мышления, наиболее часто используемые в учебном процессе.

Кластеры (гроздья)

Ключевая идея

«Дерево предсказаний»

Листья – идеи по решению того или иного вопроса или проблем

Ствол – основа по разрешению вопроса, противоречия.

Корни – направления, подходы…

Ветки – авторы, концепции.

Земля – основа, причина. Основатель.

Плоды – конечный продукт, результат.

Прием «ФИШБОУН»

Проблема

Причина

Причина

Факты

Факты

Вывод

Перепутанные логические цепочки

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Инсерт (условные значки)

V
(осознать новые знания)

+
(исправить неверные предположения)

-
(исправить неверные предположения

?
(побудить дальнейший интерес к теме)

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

Стратегия «Отсюда – сюда»

Группа получает
общее задание по теме

Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования

Сбор информации
об объекте

Обмен информацией в группе

Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы

Заполнение таблицы

Написание совместного
исследования по теме

Презентация исследования

1

3

4

5

6

2

7

8

Синквейн

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами
Четвертая строчка – это предложение из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием «перекрестная дискуссия»

Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках

ДА

НЕТ

Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

Критическое мышление

Размышляйте над этим...

Только критически