Актуальность исследования заключается в том, что общество предъявляет запрос на ученика новой формации – человека, способного к постоянному самообразованию, мыслящего креативно и нестандартно, но нынешнее содержание образования не дает ребенку возможности отойти от устоявшихся норм (конвергентного мышления, постоянного заучивания и зубрежки), заставляя таким образом идти назад, а не прогрессировать.
статья критического.docx
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
В связи с переходом к 12летнему обучению многие аспекты в содержании
образования претерпевают ряд изменений. Большие трудности вызывают особенности
перестроения методики обучения: учителю необходимо использовать новые стратегии,
формирующие у учащихся положительную мотивацию, влияющие на понимание учеником
того, как необходимо учиться, развивающие навык критического мышления.
Актуальность исследования заключается в том, что общество предъявляет запрос на
ученика новой формации – человека, способного к постоянному самообразованию, мыслящего
креативно и нестандартно, но нынешнее содержание образования не дает ребенку
возможности отойти от устоявшихся норм (конвергентного мышления, постоянного
заучивания и зубрежки), заставляя таким образом идти назад, а не прогрессировать.
Цель исследования: показать плюсы и минусы применения технологии критического
мышления в образовательной и воспитательной деятельности.
Ключевые слова: критическое мышление, образование, креативность, рефлексия,
плюсы и минусы.
В настоящее время в связи с запросами общества государственный образовательный
стандарт претерпевает огромные изменения. Необходимо обучать и воспитывать ученика
новой формации: способного к постоянному самообразованию, умеющего мыслить
дивергентно и критически, а главное, понимающего цели своего обучения.
Создать новый образ ученика 21 века может лишь учитель, который идет в ногу со
временем и сам постоянно приобретает необходимые навыки в области преподавания. В
инструктивнометодическом письме 2016 года, являющемся рекомендацией для педагогов и
администрации школы можно найти следующее: «С целью повышения конкурентоспособности
образования, развития человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного
образования для устойчивого роста экономики в рамках реализации ГПРОН педагоги активно
вовлекаются в обучение по уровневым программам. Концептуальные основы и уровневый
принцип реализации программ позволяют сертифицированным педагогическим кадрам
преобразовать практику преподавания посредством процесса коучинга и менторинга,
создать необходимую образовательную среду, способствующую формированию у учащихся
готовности к активному и успешному функционированию в ХХІ веке, привитию навыков
критического мышления, самомотивации, саморегулирования, умения учиться» [1,с.13].
Таким образом, можно сделать вывод, что приоритет в современном образовании
отдается развитию навыков критического мышления как ученика, так и учителя. Мы очень
часто говорим о таком понятии, как «критическое мышление», прекрасно понимаем
структуру урока с применением элементов данной технологии, но, к сожалению, не все наши
учащиеся умеют критически мыслить. Чтобы ответить на вопрос, почему так происходит, на
наш взгляд, необходимо разобраться в плюсах и минусах данной технологии.
Применение технологии критического мышления способствует повышению уровня
восприятия материала учащимися, пробуждает интерес к процессу обучения и к изучаемому
материалу, развивает умение критически мыслить, умение работать в сотрудничестве с
другими, повышает качество знаний учащихся. Технология критического мышления
способствует созданию учителем сотрудничества с учащимися, анализу продуктивности своей
профессиональной деятельности. Если посмотреть на традиционные уроки, то в них
присутствует также трехступенчатая модель урока: повторение, объяснение нового
материала, закрепление. Они всегда присутствуют на уроках РКМЧП, только называются
иначе. Цель: актуализация знаний учащихся, пробуждение интереса к новым знаниям,
В чем же различия?
Это совместный поиск знаний (учителя и ученика), это равные партнерские отношения в
процессе обучения. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного
подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей.
При планировании серии последовательных уроков учителя использовали методы и
приемы критического мышления, которые присутствовали на каждом этапе урока.
Ведущим на первых уроках был модуль «Обучение критическому мышлению». Такие
уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют четкий
технологический алгоритм, содержащий набор приемов и методов ведения урока, который
состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
Стадия вызова
постановка учеником собственных целей обучения.
Методы и приемы: Составление списка "известной информации", систематизация
материала (графическая): кластеры, таблицы.
Учитель: применяет приемы и методы, обеспечивающие у учащихся вызов имеющихся
знаний по теме и мотивацию к дальнейшему изучению темы.
Ученик: систематизирует имеющиеся знания и составляет круг вопросов, на которые ему
нужно найти ответы в ходе изучения новой темы.
Обсуждение информации, полученной на стадии вызова, может проводиться
индивидуально, в парах или группах.
Стадия осмысления
Цель: получение новой информации, осмысление и корректировка учеником
поставленных целей обучения.
Методы и приемы: поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части
урока( «Инсерт», «Бортовой журнал», идр.).
Учитель: применяет приемы и методы, обеспечивающие сохранение интереса к теме в
процессе изучения новой информации, а также осуществляет последовательный переход от
старого знания к новому.
Ученик: читает (слушает) текст, используя активные методы чтения.
Стадия осмысления – это изучение новой информации индивидуально или в парах (сначала
идет личный поиск, затем – обмен мнениями).
Стадия рефлексии
Цель: размышление, получение новых знаний.
Методы и приемы: заполнение кластеров и таблиц, возврат к ключевым словам, «верным и
неверным утверждениям», ответы на поставленные вопросы, организация различных видов
дискуссий, написание творческих работ, и т.д.
Учитель: возвращает учащихся к первоначальным записям, предлагает внести изменения,
дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной
информации.
Ученик: сравнивает «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на
стадии осмысления.
Стадия рефлексии это анализ работы (учителя и учеников), которую проделали в
течение
интерпретация изученной информации
индивидуально, в парах или в группах.
Что принципиально новое несет технология критического мышления?
Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение
доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение
соответствующих критериев для принятия решений.
урока, творческая переработка, Перед началом проведения наблюдения каждым учителем были заполнены таблицы,
при помощи которых можно проследить, как учащиеся воспринимают различные виды работ
на уроке и как эти виды работ способствуют дальнейшему развитию учащихся.
Проанализировав итоги первого года работы, мы пришли к выводу, что применение
технологии РКЧМП на уроках несет в себе как плюсы, так и минусы.
Плюсы данной технологии:
— поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения;
— поиск обоснований;
— стремление к разносторонней осведомлённости учителя и учащихся;
— использование надёжных источников и ссылка на них;
— целостное рассмотрение ситуации учителем;
— стремление придерживаться основной темы;
— удержание учителем в поле зрения исходной (основной) задачи;
— поиск альтернатив;
— открытость;
— выбор точки зрения, позиции (равно как и её изменение при наличии достаточных
оснований);
— стремление учителя и учащихся к максимально возможной для данного предмета
точности;
— последовательное, поочерёдное рассмотрение частей сложного целого;
— проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам,
уровню познаний и глубины суждений.
Минусы данной технологии:
неполноценная отработка полученных на уроке умений и навыков;
восприятие учащимися всего происходящего на уроке в качестве игры;
непонимание некоторых форм и видов работы, а соответственно – нежелание их
выполнять;
отсутствие возможности получить оценку за проделанную работу (иногда учитель не
ставит задачу оценить детей на данном уроке);
нежелание открываться перед одноклассниками и учителем при рефлексии;
отсутствие глубоких знаний по изучаемому предмету (невозможно охватить весь
необходимый материал, иногда только лишь его одну сторону);
невозможность ее использования на всех уроках (теория и практика);
нехватка времени.
Таким образом, можно заключить, что регулярное применение технологии РКМЧП
несет в себе как положительные, так и отрицательные аспекты.
Учителям необходимо:
вдумчиво подходить к отбору материала для уроков;
выбирать такие элементы критического мышления, которые не повлияют на
полноценное усвоение знаний учащимися;
способствовать формированию открытости учащихся, их восприимчивости и
понимания по отношению к чужим чувствам;
удерживать в поле зрения исходную задачу одного урока или учебного предмета в
целом;
грамотно распределять время урока;
отдыхать для того, чтобы набираться сил при подготовке к урокам, так как написание
плана урока в рамках РКМЧП занимает много времени.
1. Инструктивнометодическое письмо. – Астана: Национальная академия образования
им. И. Алтынсарина, 2016. 277 – с.
Список литературы: 2. Руководство для учителя «Эффективное обучение»,
Интеллектуальные школы», 2016.
3. Дайана Халперн «Психология критического мышления». Питер, 2000.
4. ЗаирБек С. И., Муштавинская И. В. «Развитие критического мышления на уроке».
Просвещение, 2011.
ЦПМ «Назарбаев
Критическое мышление
Критическое мышление
Критическое мышление
Критическое мышление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.