Отличительные признаки критического мышления
- Самостоятельное и носит индивидуальный характер;
- Информация – отправной, а не конечный путь мышления;
- Убедительная аргументация утверждений;
- Существует в ситуации полилога или дискуссии;
- Осуществляется в реально значимой для человека ситуации.
- Самостоятельное и носит индивидуальный характер;
- Информация – отправной, а не конечный путь мышления;
- Убедительная аргументация утверждений;
- Существует в ситуации полилога или дискуссии;
- Осуществляется в реально значимой для человека ситуации.
Критическое мышление
это точка опоры
для мышления человека .
АВТОРЫ
• Дженни Л. Стил
• Кертис С. Мередит
• Чарльз Темпл
• Скотт Уолтер
Отличительные признаки
критического мышления
• Самостоятельное и носит
индивидуальный характер;
• Информация – отправной, а не
конечный путь мышления;
• Убедительная аргументация
• Существует в ситуации полилога
утверждений;
или дискуссии;
• Осуществляется в реально значимой
для человека ситуации.
3 фазы ТРКМ
1. Стадия вызова.
Деятельность
учителя. Задачи
данной фазы.
Деятельность
учащихся.
Возможные приемы и
методы.
Вызов уже
Ученик
Составление списка
имеющихся
знаний по
изучаемому
вопросу,
активизация
учащихся,
мотивация для
дальнейшей
работы.
"вспоминает", что
ему известно по
изучаемому
вопросу (делает
предположения),
систематизирует
информацию до ее
изучения, задает
вопросы, на
которые хотел бы
получить ответ.
"известной информации",
рассказ
предположение по
ключевым словам;
систематизация
материала (графическая):
кластеры, таблицы;
верные и неверные
утверждения;
перепутанные
логические цепочки и т.д.
2. Стадия осмысления.
Деятельность
учителя. Задачи
данной фазы.
Сохранение
интереса к теме при
непосредственной
работе с новой
информацией,
постепенное
продвижение от
знания "старого" к
"новому".
Деятельность
учащихся.
Ученик читает
(слушает) текст,
используя
предложенные
учителем активные
методы чтения,
делает пометки на
полях или ведет
записи по мере
осмысления новой
информации.
Возможные приемы и методы.
Методы активного чтения:
маркировка с
использованием значков "v",
"+", "", "?" (по мере чтения
ставятся на полях справа);
ведение различных записей
типа двойных дневников,
бортовых журналов;
поиск ответов на
поставленные в первой части
урока вопросы и т.д.
3. Стадия рефлексии.
Деятельность учителя.
Задачи данной фазы.
Вернуть учащихся к
первоначальным
записям
предположениям,
внести изменения,
дополнения, дать
творческие,
исследовательские или
практические задания
на основе изученной
информации.
Деятельность
учащихся.
Учащиеся
соотносят
"новую"
информацию со
"старой",
используя знания,
полученные на
стадии
осмысления.
Возможные приемы и методы.
Заполнение кластеров, таблиц,
установление причинно
следственных связей между блоками
информации;
возврат к ключевым словам,
верным и неверным утверждениям;
ответы на поставленные вопросы;
организация устных и письменных
столов;
организация различных видов
дискуссий;
написание творческих работ
(пятистишия синквейны, эссе);
исследования по отдельным
вопросам темы и т.д.
Приёмы технологии РКМ.
1. «Ключевые слова»
• 1) Озвучивание темы;
• 2) Предложение нескольких терминов,
которым необходимо дать определения;
• 3) Составление предложения или мини
рассказа из предлагаемых терминов.
Учащиеся должны использовать свои
знания, чтобы определить цель своей
работы и спрогнозировать её результаты.
2. Приём «Что я знаю».
• 1) Озвучивание темы;
• 2) В течение 3 минут записывать на листке
ответы на вопрос:
• Что я знаю по теме урока или мне кажется,
• 3) Обсуждение с партнёром или с группой
что я знаю?;
своих знаний;
• 4) Все идеи записываются учителем на доске
• 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие
или листе ватмана;
в ходе обсуждения.
3. Приём «Свободное письмо»
• 1) Озвучивание темы;
• 2) В течение 3 минут записывать на листке
всё, что приходит в голову по данной теме в
любой форме (связный текст, опорные
словосочетания, рисунки);
• 3) Обсуждение с партнёром или с группой в
течение 23 минут, фиксация идей и
выделение предположений, в которых не
совсем уверены;
• 4) Все идеи записываются учителем на доске
• 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие
или листе ватмана;
в ходе обсуждения.
4. Приём «Ассоциация»
• 1) Озвучивание темы;
• 2) Ответы на вопросы:
• О чём может пойти речь на уроке?
• Какая ассоциация у вас возникает
когда вы слышите словосочетание:
«»?;
• 3) Все ассоциации учитель записывает
на доске или листе ватмана.
5. «Верные и неверные утверждения»
или «верите ли вы»
• 1) На доске написаны верные и не
верные утверждения по новой теме;
• 2) Учащиеся ставят знак «+» там где
они считают утверждение правильным
и знак «» там где по их мнению оно не
верно.
6. Кластеры, автор Гудлат.
• Выписывается ключевое слово;
• Записываются слова и предложения по
• Происходит разделение материала на
отдельные блоки;
теме;
• Устанавливаются и выражаются
графически логические связи между
блоками
• (используется как средство для подведения
итогов, как стимул для возникновения новых
ассоциаций и графических изображений
новых знаний)
Приём «Кластер»
Строение корня
Виды корней
Корень
Типы корневых систем
Функции корня
Видоизменения корней
1. Строение корня
2. Виды корней
Корень
главный,
боковые,
придаточные
3. Типы корневых систем
4. Функции корня
стержневая,
мочковатая
почвенное питание
укрепление в почве
запасание веществ
5. Видоизменения корней
корнеплоды, дыхательные корни
корни подпорки, корни прицепки
7. Приём инсерт.
• I interactive
N noting
S system
E effective
R reading and
T thinking
Самоактивизирующая системная
разметка для эффективного чтения и
размышления.
Приём инсерт.
• " V " уже знал
" + " новое
" " думал иначе
" ? " не понял, есть вопросы
Приём «Пометки на полях»
• Учащиеся работают с текстом и делают
пометки на полях:
• «+» если считают, что это им известно;
• «» если считают, что это противоречит тем
знаниям которые у них есть;
• «v» если то, что прочитали является новым;
• «?» если то, что прочитали оказалось
непонятным и требует разъяснений.
Приём «Маркировочная таблица»
или таблица «Инсерт»
ЗНАЮ
«+»
«V»
ХОЧУ
УЗНАТЬ
«»
ВОПРОСЫ
«?»
УЗНАЛ
НОВОЕ
«V»
«+»
8. Приём «Эффективная лекция»
Бортовой журнал.
Предположения
Новая
информация
9. Приём «Дневники и бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал
из текста?
10. Приём «Двухчастный дневник»
Цитата
Комментарии
Приём «Двойной дневник»
«Внутреннее строение млекопитающих».
пометки
вопросы
Зубы
дифференцированы
выполняемым функциям
млекопитающих
по
Какие функции выполняют резцы,
клыки и коренные зубы зверей?
Лёгкие
альвеолярные
млекопитающих
Какие мышцы участвуют в акте
вдоха и выдоха?
У
млекопитающих
Какой
круг
кровообращения
четырёхкамерное сердце
называется лёгочным?
Приём «Трёхчастные дневники»
Цитата
Комментарии.
Почему эта
цитата
привлекла
ваше
внимание?
Вопросы к
учителю
Трехчастный дневник может
быть оформлен иначе:
Цитата
Комментарии.
Почему эта
цитата
привлекла
ваше
внимание?
(вопросы)
Комментарии
по
прошествии
некоторого
времени
(ответы)
11. Приём «Дерево предсказаний».
• Этот прием помогает строить
предположения по поводу развития
сюжетной линии в рассказе, повести.
12. Приём «Тонкие и толстые вопросы».
Толстые ?
Тонкие ?
Дайте 3 объяснения,
почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что
будет, если... ?
Что, если ... ?
Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?
13. Приём «Таблицы»
Концептуальная таблица:
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Категория
Сравнения
Персоналии
факты
Персоналии
факты
Персоналии
факты
Урок географии по теме
«Открытие южного полюса».
Линии сравнения
Роберт Фалкон
Рауль Амундсен
Команда
Снаряжение
Опыт
Погода
Удача
Скотт
Приём «Сводная таблица»
(описана Дж. Беллансом)
Тема 1
Тема 2
Линия
сравнения
Тема 3
Тема 4
Сводная таблица урока
по теме "Развитие городского транспорта"
Извозчик
Конка
Омнибус
Линия
Сравне
ния
Марш
руты
Популя
рность
Внеш
ий вид
Трамвай Автобус Таксомот
ор
Приём «Таблица – синтез».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)
/до прочтения/
ВЫПИСКИ ИЗ
ТЕКСТА
( СВЯЗАННЫЕ С
КЛЮЧ. СЛОВАМИ)
1…………….
2…………….
3…………….
4…………….
5……………..
/во время чтения/
1……………..
2……………..
ПОЧЕМУ ЭТА
ЦИТАТА ВАЖНА
ДЛЯ МЕНЯ
(МЫСЛИ,
РАССУЖДЕНИЯ)
Иной вариант «таблицы – синтез».
КЛЮЧЕВЫЕ
ТОЛКОВАНИЕ
ВЫПИСКИ ИЗ
СЛОВА
ТЕКСТА
Приём «Таблица – З Х У»
З что мы знаем
Х что мы
хотим узнать
У что мы
узнали, и что
нам осталось
узнать
Приём таблица «Что? Где? Когда? Почему?».
Кто?
Что?
Где?
Когда? Почему?
Приём «Таблица аргументов».
Аргумент
Почему «да»
Почему «нет»
Органическая
химия это
химия веществ,
полученных из
живых
организмов
Многие
органические
вещества
образуются в
живых
организмах
Краху «витализма»
способствовало
получение
органических
веществ
искусственным
путём.
14. Приём Чтение с остановками.
• 1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста
по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа
и прогноз его содержания и проблематики.
• 2. Осмысление. Чтение текста небольшими
отрывками с обсуждением содержания каждого и
прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос:
"Что будет дальше и почему?"
• 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять
представляет единое целое. Важно осмыслить этот
текст. Формы работы могут быть различными:
письмо, дискуссия, совместный поиск.
15. Приём: работа в группах
«Обучение сообща».
или "обучение в сотрудничестве"
заключается в организации работы
учащихся вместе: в парах или
небольших группах над одной и той же
проблемой, в процессе которой
выдвигаются новые идеи.
Приём «Взаимообучение».
• В группах из 48 человек по очереди
ученики играют роль учителя:
• Суммируют содержание абзаца;
• Придумывают вопрос и предлагают
других ответить на него;
• Разъясняют, что непонятно;
• Дают задания для чтения следующего
абзаца.
Приём «Взаимоопрос».
• Ученики читают параграф,
останавливаясь после каждого абзаца,
а потом задают друг другу вопросы.
Можно задавать вопросы и учителю.
При этом задача учителя – показать,
что вопросы должны формироваться
по сути излагаемого материала.
Приём «Зигзаг».
• Учащиеся рассчитываются попорядку 14.
• Объединяются в группы (все первые номера,
вторые и т.д.).
• Каждая группа изучает свой вопрос и
готовит вопросы по своей теме
(целесообразно дать каждой группе свой
абзац).
• Садятся на свои места и каждый номер
рассказывает о своей теме.
• Задают друг другу вопросы.
• Учитель выступает в роли консультанта.
16. Приём «Инструкции»
• 1) Учащимся предлагается текст и
инструкция по работе с ним;
• 2) Класс разбивается на группы по
количеству частей в тексте, в каждой
группе назначается эксперт;
• 3) Необходимо изучить вопрос так,
чтобы суметь его объяснить другим и
выполнить это наиболее эффективным
способом
17. Приём «Дискуссии».
• Групповой или двусторонний диалог;
• Цель дискуссии не столько в том,
чтобы разрешить проблему, а скорее в
том, чтобы углубить её.
Приём «Совместный поиск».
• Обязательным этапом работы над любым
(художественным и нехудожественным)
текстом является читательская реакция:
обмен мнениями.
• Что запомнилось больше всего? Как
думаете, почему? Какие мысли возникли в
связи с тем, что больше всего запомнилось?
Какие чувства испытали?
Приём «Перекрёстная дискуссия».
• Включает в себя несколько этапов.
Формулировка вопроса.
Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен
быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного
ответа. Он записывается посередине страницы.
Составление схемы для перекрестной дискуссии.
•
Вопрос проблема?
Да (за) Нет (против)
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что…
Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов
"за" и "против".
18. Приём «Очерк на основе интервью».
• 1. Подумайте о человеке, у которого вам
придется взять интервью.
• 2. Составление списка вопросов.
• 3. Интервью.
• 4. Письмо на время.
• Учитель показывает, как усовершенствовать
написанное.
• 6. Правка.
• 7. Редактирование.
• 8. Публикация (издание).
19. Приём «Создание личностного текста».
Ход занятия.
•
1. Создание условий.
2. Предложите учащимся вспомнить какой
либо уголок природы …
3. Учащимся бывает трудно начать сочинение,
подобрать нужные слова. Задача учителя
подсказать эту важную фразу.
4. Когда первая фраза написана, медленно
направляйте воображение ребят.
Художественные формы письменной
рефлексии. Синквейн.
• 1. В первой строчке тема называется одним
словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка это описание темы в двух
словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка это описание действия в
рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка это фраза из четырех
слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка это синоним из одного
слова, который повторяет суть темы.
Синквейн.
Птицы
• Беззубые, пернатые
• Бегают, плавают, летают
• У них забавные птенчики
• Теплокровные животные
Эссе.
Модель написания эссе.
1. Предварительный этап (инвентаризация):
вычленение наиболее важных фактов,
понятий и.т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре в
процессе взаимообмена.
4. Редактирование. Исправление замечаний,
сделанных в ходе правки.
5. Публикация. Чтение на аудиторию.
20. Стратегия "РАФТ"
Социоигровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма)
Т(ема).
Тема Праздник последнего звонка в моей школе.
Ход работы:
•
•
1. Выбор темы, роли, аудитории, формы.
2. Обсуждение в группе, в паре выбранных
параметров.
3. Письмо
4. Правка.
5. Читка в читательском кресле.
6. Работа в группах.
7. На этом этапе можно переформировать группы,
объединив по жанрам, использованным при
написании текста.
21. Приём «Перепутанные логические цепочки»
• 1) На доске или карточках написаны
термины или последовательность
явлений и процессов и некоторые из
них с ошибками.
• 2) Группам предлагается исправить
ошибки или восстановить порядок
записи.
22. Приём: «Шесть шляп мышления».
эмоций).
• 1гр. Белая шляпа – текст, мыслите фактами, цифрами (нет
• 2гр. Жёлтая шляпа – выявите положительные стороны в
рассматриваемом явлении и аргументируйте их (позитивное
мышление).
• 3гр. Чёрная шляпа – отметьте негативные стороны явления:
определите сложности, проблемы, недостатки и причины их
вызывающие (негатив).
• 4гр. Красная шляпа – свяжите свои чувства и эмоции с
рассматриваемом явлением (эмоциональная шляпа).
• 5гр. Зелёная шляпа – как применить метод в новой ситуации,
найти новые стороны в явлении: Могут ли расти яблони на
Марсе? (творческое мышление).
• 6гр. Синяя шляпа – обобщить всё о рассматриваемом явлении
(философское мышление).
23. Приём «Самоанализ»
Содержание
Знаю уверенно Надо повторить
урока
1.
2.
3.
4.
24. Приём «Кубик»
• Дай описание
• Сравни с чемнибудь
• Проассоциируй (на что похоже)
• Проанализируй (из чего состоит)
• Примени это
• Приведи примеры
25. Домашнее задание.
• Учащимся предлагается выполнить
дома работу по своему усмотрению,
выбрать любую форму и способ
выполнения. Дается перечень заданий,
выбрать можно любое.
Приёмы проведения рефлексии.
Устная рефлексия.
• Устная рефлексия имеет своей целью
обнародование собственной позиции,
ее соотнесение с мнениями других
людей.
Двухрядный круглый стол.
• В процессе проведения "Двухрядного
круглого стола" преподаватель формирует
из участников две группы.
• Первая группа образует "внутренний" круг.
Участники этой группы свободно
высказываются по обсуждаемой проблеме.
• Участники второй группы ("внешний круг")
фиксируют высказывания участников
внутреннего круга, готовя свои комментарии
и вопросы.
Письменная рефлексия.
• Эссе
• «Бортовой журнал»
• Различные виды дневников.
• Письменное интервью.
• Стихотворные формы (например,
синквейн пятистишье).
• Различные варианты портфолио.
Технология критического мышления учит:
• 1. Работать самостоятельно.
• 2. Задавать вопросы.
• 3. Выслушивать чужое мнение.
• 4. Иметь своё мнение и защищать его.
• 5. Критически относится к мнению
• 6. Осуществлять рефлексию своей
оппонентов.
деятельности
• 7. Анализировать и классифицировать.