Представьте себе золотоискателя, работающего в русле пересохшего ручья. Он роет лопатой землю и натыкается на твердую глыбу. Он в возбуждении замачивает глыбу в ведре с водой. Когда грязь стекает, его глазам открывается золотой самородок. Процедура проста. Чтобы обнаружить золото, нужно удалить все «незолото».
КРИТИКА И УСТРАНЕНИЕ НЕИСТИНЫ
редставьте себе золотоискателя, работающего в русле пересохшего ручья.
Он роет лопатой землю и натыкается на твердую глыбу. Он в возбуждении
замачивает глыбу в ведре с водой. Когда грязь стекает, его глазам
открывается золотой самородок. Процедура проста. Чтобы обнаружить
золото, нужно удалить все «незолото».
Так же и мы в сфере мышления приучены верить, что нам нужно лишь
удалить всякую «неистину», указав на ее неверную природу, и тогда нам во
всем блеске откроется истина.
У вас безукоризненно чистая, сверкающая ванная комната. Ребенок
оставляет на стене отпечаток вымазанной джемом руки. Чтобы вернуть
чистоту, вам нужно лишь удалить грязное пятно, несовершенство.
«Ты сделал все неправильно».
«Все было по-другому».
«Это попросту не так».
«Спрашивал вовсе не Джеральд».
«Киви не летают».
«Это из того не следует».
«Лебеди не всегда белые».
«Повышение цен не всегда ведет к снижению продаж».
«Иностранная помощь — не метод развития местной экономики».
Слово «критика» в переводе с греческого означает «умение судить». Почему
же тогда это слово имеет у нас такой негативный подтекст и подразумевает
скорее нападки, нежели объективное рассмотрение? Потому что критика
почти всегда используется в негативном смысле. Если вы можете указать на
«неистины», ложные утверждения, ошибочные предположения, вам откроется
истина, или, по крайней мере, вы приблизитесь к ней.
Откуда пришла эта одержимость западного стиля мышления критикой и
нападками? Прямо от Сократа. В свое время Сократ имел репутацию человека,
способного разгромить любую идею или определение, но неспособного или не
желающего предложить что- то лучшее. По-видимому, Сократ считал
негативную критику самодостаточной. По крайней мере, так это казалось
жертвам его нападок и некоторым другим его современникам.
Обычно считалось, что суть сократовского метода заключалась скорее в
устранении ошибок, противоречий и ложных предположений, нежели ввыработке лучших идей. Это сродни очищению запущенного сада от сорняков,
что порой бывает первым этапом, необходимым для его благоустройства.
Сократ наслаждался, опровергая других. Если кто- то предлагал идею —
даже вполне разумную, — Сократ спешил привести контрпример, даже если
этот пример был правомерен лишь в весьма специфических обстоятельствах
(как, например, история с возвращением ножа сумасшедшему,
упоминавшаяся выше). Его контрпримеры сильно затрудняли продвижение
хоть к какому-нибудь выводу. В некотором смысле можно похвалить Сократа
за честность, которая не позволяла ему «придумать» возможное решение, но
принуждала ждать, когда истина явится сама попреки всем усилиям
воспрепятствовать этому. Истина, если она настоящая, должна быть способна
преодолеть любые препятствия, воздвигаемые Сократом к форме
контрпримеров.
Суть сократовского метода заключалась скорее в устранении ошибок,
противоречий и ложных предположений, нежели в выработке лучших идей.
Этот аспект сократовского подхода, связанный с тем, что истина
подвергалась всяческим испытаниям, мог быть необходимым в его время и
может оставаться необходимым сегодня в некоторых областях, но в
большинстве случаев все-таки приносит больше вреда, чем пользы. Развелось
слишком много садовников, которые твердо верят, что для успешного
садоводства достаточно одной прополки.
В западной культуре критическое мышление всегда ценилось очень высоко,
даже слишком высоко. И сегодня находятся люди, считающие критическое
мышление высшим проявлением человеческого разума. Это все равно что
сказать: «последнее звено в цепи самое важное».
Лично я гораздо выше ставлю мышление конструктивное, а есть люди,
которые еще больше ценят мышление творческое.
Представьте себе шестерых критически мыслящих людей, которые
собрались за круглым столом обсудить строительство нового моста. Никакого
разговора у них не получится, пока кто-нибудь не внесет конкретное
предложение или проект.
Откуда эта вера в важность и самодостаточность критического мышления?
Есть несколько возможных объяснений.
Практические потребности образования
Образование обычно ассоциируется у нас с учениками, сидящими в классе
или в библиотеке. Иными словами, учебные материалы выкладываются передучениками, и от тех требуется «реагировать» на то, что им представлено. Эта
реакция обычно принимает форму критических комментариев. А самая
простая форма критического комментария — негативная.
Желание внести свой вклад
Если человек хочет принимать активное участие в обсуждении чего-либо, он
должен что-то сказать, внести свой вклад в разговор. И самая простая форма
такого вклада — негативная:
«Да, но...»
«А как насчет такой опасности?»
«В наших условиях это не сработает».
Легче сосредоточиться на пяти процентах идей, которые могут не
сработать, чем на 95 процентах, которые сработают. Сократ внушил нам веру
в то, что даже самые надуманные возражения правомерны.
Эмоциональное удовлетворение
Нет сомнений в том, что критика приносит эмоциональное удовлетворение.
Когда вы подвергаете нападкам какую-то идею, вы ставите себя выше ее.
Вандал, кладущий камень на рельсы, ощущает свое превосходство над
инженерами, создавшими скоростной поезд, или над строителями,
проложившими железную дорогу. Критика является законным и полезным
прикрытием ревности и зависти, как это часто имеет место в ученой среде.
Под плащом искренней критики могут скрываться личная неприязнь и
интриги.
Достижение успехаДля людей, лишенных творческих способностей, кри- 1 ика — один из
немногих способов достичь какого-то успеха и влияния. Многие критики
имеют больший нес в театральной среде, чем сами драматурги и режиссеры.
То же самое относится и к изобразительному искусству.
Это очень легко
( ледует признать, что критиковать очень легко, — это обычно не требует
больших интеллектуальных усилий. ( казанное относится, конечно, не ко
всякой критике, по в большинстве случаев справедливо. Если вы настроены на
критический лад, вам обычно нетрудно найти, что покритиковать, или
предложить собственную интерпретацию того, что было сказано, написано
или нарисовано. Выбирая систему оценки, отличную от той, которой
придерживался архитектор, строивший здание, вы легко можете критиковать
расхождения, возникающие между тем, что построено, и вашим «идеалом».
Если здание простое, вы можете на- зпать его скучной «коробкой». Если,
напротив, здание іамысловатое, вы можете критиковать его как вуль- і лрное,
кичливое, нарочитое и т. д. Если даже вы не шаете, что сказать, вы всегда
можете покритиковать его за неоригинальность (то есть подражание чему-то
другому) или повторяемость (то есть архитектор копирует сам себя).
Существует целый репертуар подобных ремарок, которые очень легко
применять к чему угодно, и выглядеть при этом очень умным.