Кризисные ситуации и пути их преодоления

  • docx
  • 19.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кризисные ситуации и пути их преодоления.docx

Кризисные ситуации и пути их преодоления

         Понятие «кризис» часто ассоциируется со словами «катастрофа», «стресс», «трудная жизненная ситуация» и т.д. В любом случае общим смыслом всех этих ассоциаций является душевный кризис, как неумение справиться с жизненными сложностями. Под кризисными ситуациями психологи понимают не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека. Кризис может наступить после катастрофы, физического насилия, разлуки с дорогим человеком, ухода из жизни близких людей, развода родителей и т.п. Часто к душевному кризису приводит участие в боевых действиях. Не всякий стресс выливается в кризис, но психоэмоциональный стресс может привести к кризису.

При кризисе может наблюдаться несколько реакций (какая-то одна или в сочетаниях): тревога, снижение ясности мышления из-за рассеянности и потери способности к концентрации внимания, страх, депрессия, гнев, чувство вины, стыд. Кризис затрагивает не только эмоциональную сферу, но и привычный уклад жизни, вносит неопределенность в будущее. Поэтому для преодоления душевного кризиса нужно действовать: 

1)           преодолевать негативные чувства;
2)    преодолевать проблемы, к которым он привел. 

Существуют два вида способов поведения в кризисных ситуациях: конструктивные и неконструктивные. При использовании неконструктивных способов сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и новые негативные последствия. Использование конструктивных способов помогает разрешить кризисную ситуацию, нормализовать эмоциональное и физическое состояние.

         Главное в преодолении эмоционального беспокойства - не сдерживать чувства, которые возникли по поводу случившегося. Это могут быть: грусть, печаль, повторяющиеся, насильственно внедряющиеся в сознание, воспоминания о событии, вспышки воспоминаний, кошмарные сны, избегание напоминаний о событии, равнодушие, утомляемость. Эти чувства — обязательная проработка вашим сознанием и бессознательным того, что с вами произошло, адаптация к ним. Это все естественно, но, к сожалению, не значит безболезненно. Главное в преодолении чувств — проговаривание с кем-либо, кому вы симпатизируете или доверяете, того, что с вами произошло. Если вы — интроверт (человек, обращенный внутрь себя) и рассказать кому-либо для вас представляет трудность, напишите то, что вы пережили. Особенно это касается кризиса, связанного с разрывом отношений с близкими людьми. Написанное потом можно уничтожить, но можно и не уничтожать. Так, после того как девушка отказалась выйти за него замуж, Ганс Христиан Андерсен написал сказки «Гадкий утенок» и «Снежная королева». Когда пик отрицательных переживаний начнет спадать, преодолению чувств поможет более спокойный взгляд на себя со стороны. Находясь в проблемной ситуации, человек испытывает стресс. Даже если негативные эмоции выплеснулись, все равно он может чувствовать себя не вполне комфортно. Не до конца удовлетворена потребность в безопасности, сложно достичь успокоения и гармонии. В таком случае можно использовать определенные техники, открывающие каждому человеку его внутренний ресурс устойчивости к стрессу и напряженной ситуации, позволяющий найти силы для решения проблемы.

 Для разрешения проблемы, которая сложилась в результате кризиса, психологами разработан алгоритм действий:

1.            нужно сориентироваться в проблеме, точно её сформулировать,

2.            осознать и принять положение о том, что проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление,

3.            сформировать уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы,

4.            сформировать понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, которая может нести в себе положительное изменение,

5.            начать поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную и субъективную, достоверную и недостоверную,

6.            определить обстоятельства, которые делают ситуацию проблемной,

7.            сформулировать реалистичные цели решения проблемы с описанием конкретных деталей желательного исхода,

8.            сформулировать различные варианты решения проблемы — важно сформулировать как можно больше альтернативных вариантов,

9.            принять решение, выбрать наиболее эффективные, приводящие к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным — долговременным, направленным на себя — направленным на окружающих),

10.        выбрать способы решения проблемы

11.        оценить эффективность своего решения.

Преодоление проблем, порожденных кризисом, возможно только с активной позиции, с изменения собственного поведения. Это трудно сделать, т.к. все время прокручивается одно и то же, т.е. проблема видится очень узко, как будто вы смотрите на нее из туннеля. Этот «туннельный эффект» надо преодолеть с помощью «расширения его границ». Для этого найдите информацию о том, как выходили из таких кризисов другие люди, имеющие подобные проблемы, вспомните о том, как вы сами раньше выходили из подобных ситуаций. Сбор информации поможет найти новые способы решения проблемы, о которых вы, возможно, даже и не подозревали. Кроме того, составьте план в письменном виде, что нужно сделать, чтобы выйти из кризиса. Сбор информации и планирование дают ощущение контроля над ситуацией и уменьшают неопределенность.