Об элементах интегрирования говорил ещё Константин Дмитриевич Ушинский (правда, не называя данного термина), разрабатывая свои уроки, в которых часто прослеживалась проникающая связь между различными предметами, которые были связаны какой-либо одной темой или каким-нибудь одним видом деятельности.
Историю человеческого общества необходимо рассматривать, как последовательную смену поколений и каждое поколение вынуждено совершать расширенное воспроизводство сознания, общества и природы. С каждым новым витком времени увеличивается не только познание человечества, но, иногда, закрепляются в сознании и ошибки людей. Поэтому, одной из важных черт развивающего обучения ( и интегрированного в том числе) является то, что дети постоянно выступают в роли активных искателей информации, исследователей, изобретателей, докладчиков, собеседников и так далее.
Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителю начальных классов просто необходимо использовать различные инновационные технологии. ФГОС предполагает не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), но и требует от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования. Без такой обширной теоретической базы у ученика трудно развить познавательский, исследовательский потенциал к учебной деятельности.
Одной из технологий обучения, которая помогает ребятам лучше раскрыться, и является интегрированное обучение. Здесь нет чётких границ между предметами. Нет страха ответить «не то и не так».В этой технологии «спрятаны» различные виды обучения и воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, дифференцированное, программное, развивающее. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь педагогам и учащимся видеть окружающий мир во всём его разнообразии, принимать его такой, какой он есть, осуществлять объединение отдельных элементов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.
В интегрированном подходе к обучению меня привлекает то, что не нужно специально готовить детей смотреть на мир глазами художников, писателей, музыкантов, математиков, физиков и так далее. Они уже видят его. В то же время, для ребят раскрываются основы целостного представления об окружающем мире, обществе.
При планировании интегрированных уроков нужно обязательно обратить внимание на санитарно-гигиенические требования к данным урокам: непрерывные занятия длятся не более 60 минут с 1 – 2 физминутками и 1 минипеременой.
Класс: 4 УМК «Начальная школа 21 века»
Урок: Окружающий мир
Тип урока: интегрированный (окружающий мир, математика, литературное чтение)
Форма урока: заочная экскурсия
Цель урока:
- создать условия для осознания представлений о значимости природы и ее ценности для человека;
- применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через разнообразные формы организации познавательной деятельности;
- создать условия для формирования умений устного и письменного счета, умений решать задачи на движение;
Задачи:
-развивать эмоционально-чувственное восприятие природы;
-формировать навык решения задач различными способами с использованием жизненных ситуаций, закрепить знания о значении, использовании и охране леса;
-воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к природе,
стремление беречь и охранять природу.
Методы обучения:
- словесный (беседа, рассказ, объяснения);
- наглядный;
- практический (работа с пособием, карточки);
- частично-поисковый.
Форма работы:
- Фронтальная;
- Индивидуальная;
- Групповая.
Место проведения: классная комната.
Участники: учащиеся 4 класса.
Ресурсы: фломастеры, ручки и листы бумаги, задания игрового и творческого характера, мультимедиа, презентация, П.И.Чайковский «Вальс цветов», мультфильм и песня «Да здравствует природа».
Ход урока.
1. Приветствие.
Круг радости.
Как прекрасно, что мы все сегодня собрались, нам приятно видеть вас.
Давайте встанем в круг и возьмемся за руки и поприветствуем друг друга словами с улыбкой.
...Давайте пройдемся медленно по лесу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
2. Беседа.
Ребята, закройте глаза. Сейчас мы с вами перенесемся…
( Заставка- лес, слышатся голоса лесных обитателей )
- Откройте глаза.
- Что вы увидели?( Лес.) Сегодня мы совершим увлекательную экскурсию на природу, в лес.
- Что вы знаете о лесе? (Обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами)
- Как ученые называют лес? (природным сообществом)
- Как вы это понимаете? (Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой)
- Каково значение леса? ( Дом для растений, животных, грибов; защитник воздуха, водоемов и почв; источник ягод, грибов, лекарственных растений;
место для отдыха человека; источник древесины…
А сегодня мы посмотрим на лес другими глазами.
3. Притча «Великая школа природы» (заставка «Природа»)
Чтение притчи.
Однажды пришел человек к учителю и, поклонившись, сказал:
- С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я уже не молод и не богат, прошу, возьмите меня в ученики.
- Хорошо, - ответил учитель, - можешь учиться бесплатно, но будешь делать всю работу по дому и в школе.
Небольшая школа находилась рядом с домом учителя. Каждое утро он приходил в школу за час до занятий, чтобы приготовить все необходимое.
Но новый ученик пришел ещё раньше и вымыл школу до блеска.
- Когда ты всё успел?! – удивился учитель.
- Солнце научило меня вставать с первым лучом, поэтому времени было достаточно, - ответил ученик.
Грамота давалась новичку тяжело, но он упрямо говорил:
- Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня упорству.
(чтение с остановкой)
А теперь вы - ученики выполните задание. Класс делится на 4 группы и каждая группа выбирает что-либо из мира природы: лес, море, солнце, землю. Группа обдумывает 1 мин, рассказывает, чему оно учит.
- Спасибо! Послушайте продолжение притчи.
- Младшие ученики часто подшучивали над новичком. Сначала он не обращал внимания на шалости. Но потом решил поговорить с одним озорником. Тот испугался и залез на высокое дерево. Ветка под юношей хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик мгновенно подставил под падающее тело свои сомкнутые кольцом руки. Раздался глухой удар, и оба покатились кубарем по траве. К счастью, они отделались только ушибами.
- Прости меня, товарищ , -- попросил юноша. – Я не сержусь. Моя мать велела мне учиться прощению у земли. Земля всегда прощает людей, - ласково ответил новичок.
- А чему ты еще научился у земли? – поинтересовался учитель.
- Много чему, - улыбнулся ученик. – У цветов я научился любви, у воды – чистоте, у полей – щедрости.
- Оказывается, ты много и успешно учился. Великая школа природы – главная школа жизни, - одобрительно заметил учитель.
Вывод: Сегодня на уроке мы тоже будем учиться у природы. В добрый путь.
4. Работа в группах.
А) Игра «Разминка». Начинаем наше путешествие, но прежде давайте посчитаем.
. От школы до леса 54 км. Сколько потребуется времени на дорогу, если мы будем двигаться пешком со средней скоростью 3км/ч? (18ч)
. Во сколько мы окажемся в лесу, если выйдем в 10 ч утра? (4 ч ночи) Нам это подходит? Почему?
. Тогда поедем на велосипеде. Сколько времени мы затратим теперь? (6 ч) Как узнали? Как можно вычислить по- другому? (Скорость велосипедиста в 3 раза больше, значит времени потребуется в 3 раза меньше. Достаточно 18:3)
. Каким способом добраться быстрее? (На машине)
С какой скоростью должен ехать наш автомобиль, чтобы на дорогу затратить 1 ч? (54 км/ч)
Проблемный вопрос: Какой способ более удобный? А экологичный ? А какой способ выберем мы?
Вывод: Учимся наблюдать.
Дальше идти не можем. Стоп. Заказник «Тюменский».
- Для чего создают заказники? ( наблюдать. изучать, не нанести вреда, сохранить для следующих поколений)
Б) Заочное путешествие по заказнику Творческое задание. Класс делится на 3 группы. Рассказывают об обитателях заказника и помещают их на своей карте.
Игра «Перевоплощение» (сосна, береза, липа …) Монолог.
Задача. Из 40 видов подорожника только 2 лекарственных. Сколько видов собираются напрасно? (38)
III группа Братья наши меньшие. В числе охраняемых видов: черный аист, большой подорлик, беркут, орлан-белохвост, кречет, сапсан, кулик-сорока, филин. В границах заказника есть меньшие по площади ООПТ (памятники природы): озерно-болотный комплекс «Ишимбай», Липняк Шайтанский, Урочище Орлы. Массив реликтовой липы на берегу озера Шайтанское получил статус регионального памятника природы в 1998 году.
С) Экологические задачи. Дифференцированное задание.
Выбери задачу по уровню сложности.
1 уровень. Кукушка может уничтожить за день 75 насекомых. Сколько насекомых может уничтожить эта кукушка за 2 недели? (1050)
2 уровень. Кукушка съедает 40 гусениц. Личинок майского жука в 8 раз меньше, а также 50 личинок других насекомых. Сколько всего насекомых уничтожает кукушка? ( 40+40:8+50=95)
Проблемный вопрос. Какова роль кукушки в природном сообществе? Кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда. Почему?
5.Просмотр эпизодов мультфильма «Да здравствует природа!»
- Как не навредить природе?
Вывод. Природа-это дом, в котором мы живем.( мирно, дружно…)
Береги природу!
Стихотворение «Чему нас учит природа
Нас солнце учит не жалеть,
Форма: «Познавательно-деловая игра»
Цель: расширить представление о воде как источнике жизни и здоровья.
Задачи:
-раскрыть значение и целебные свойства воды для жизни и благополучия человека, животных и растений;
-развивать творческое воображение, фантазию;
-воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к воде, стремление беречь и охранять природу.
Место проведения: классная комната.
Участники: учащиеся 4 класса.
Ресурсы: фломастеры, ручки и листы бумаги, предметы для проведения опытов; видеоматериалы фильма «Великая тайна воды», задания игрового и творческого характера, «Детская энциклопедия», «Аргументы и факты- детям» №5, 99г., №10-2000г. Россия.
3. Приветствие:
Как прекрасно, что мы все сегодня собрались, нам приятно видеть вас.
4. Круг радости.
–Встанем в круг и поздороваемся:
Здравствуй, капля голубая:
Здравствуй, быстрый ручеёк! Здравствуй шумная река!
Здравствуй, море, океан!
Мы вас любим и храним.
Мы вас всех при-вет-ству-ем!
(Движения руками в такт словами)
Просмотр эпизода фильма В.Анисимова, А.Усманова «Великая тайна воды»
Сообщение темы, цели, задач урока.
3. Беседа. (Заставка- вода, падающая капля.)
« Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь»
А.Сент-Экзюпери (работа над эпиграфом)
Жизнь на Земле зародилась в воде. Единая в трех лицах: текущая в реке и бушующая в море, летающая в небе в виде облаков и сверкающая льдом на горных вершинах – она сопровождает нас повсюду. Человек на 2/3 сам состоит из воды, 35% воды в мозге, 77% - в мускулах, в легких и почках – до 80%. Нашему организму каждый день требуется не меньше 2,5л. воды + 1,5 литра впитывается через кожу. Если человек потеряет 20% своего веса из-за недостатка воды, он попросту умрет. Пресной воды, природной для питья, на Земле не так много: всего 2.5% от общего количества природных вод. Но жажда угрожает человеку даже не из-за недостатка питьевой воды в природе. Гораздо страшнее, что на Земле остается все меньше и меньше чистой воды. Ведь мы пользуемся водой постоянно и везде. А вот всегда это пользование рационально?
4. Проверка знаний изученного материала.
1гр. Что вы знаете о загрязнении воды в природе? Составить кластер.
2гр. Какие пословицы, поговорки, традиции, обряды , связанные с водой вы знаете? . (заставка на ТВ – обряд омовения водой младенца).
Казахский обряд «Шiлде cу». Объяснение целебных свойств «серебряной воды».
3гр. Как помочь реке? Р. Бернс «Жалобы реки», представление проекта.
5. «Я – исследователь»
Практическая работа. Цель: - научиться рационально пользоваться водой,
- составить рекомендации.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание и проводит опыты и исследование, составляет рекомендации.
I группа. Какая вода самая чистая? Фильтрование загрязненной воды через бумажный или многослойный тканевый фильтр. Это очистит от механических примесей, мусора, песка, мелкой пыли. Затем кипячение профильтрованной воды (или добавить кристаллик марганцовки), чтобы очистить от болезнетворных микроорганизмов.
II группа. Как помыть посуду и не нанести природе значительный вред.
Опыт: Пробирки с растворами мыла, стирального порошка (хим. средством) добавить раствор перманганата калия. Раствор обесцветился. Остался осадок грязно-коричневого цвета. Это из-за получившегося окисла марганца. Это в природе найдет применение.
В пробирке с раствором стирального порошка (хим. средства) обесцвечивания не происходит. Природе наносится вред.
III группа. Откуда в кране вода? Может ли домашнее хозяйство влиять на экологию? (Рассказ об экономном расходовании воды на бытовые нужды в семье).
Вывод: Чему может научить человека вода?
6. Минутка тишины. «Звуки моря»
Приглашаю сесть удобно и постараться представить себе бескрайнее синее
море , желтый песок…
- Что вы почувствовали?
- С чем можно сравнить воду?
7. Чтение. Рассказ В. Сухомлинского «Для чего говорят « спасибо»?
- Нужно ли говорить ручью «спасибо»?
- Почему?
8. Просмотр слайдов. (кристаллы воды)
Вывод: Вода способна впитывать, хранить и передавать мысли и эмоции.
Вода – учитель человека.
9. Проверка знаний.
10. Обобщение.
С каждым годом, с каждым веком мы узнаем о воде все больше нового и интересного. Разумеется, тому, что еще несколько тайн воды отгадали. И будем ждать новых открытий. А пока будем беречь воду, как самое большое в мире богатство, учиться слышать ее чистый голос.
Что главное для природы?
Ну, конечно, это воды!
Есть моря и океаны,
Изморось, роса, туманы,
Иней есть, есть облака,
Есть озера, есть река.
Капли есть, и дождь, и град.
Ливень есть, есть водопад,
Лед, снежинки, есть шуга,
Есть пурга, и есть снега,
Есть колодцы, и есть тучи,
Есть источник, и есть ключик,
Есть болота, есть пруды,
Есть каналы для воды,
И поземка тоже есть.
Всей воды не перечесть.
Не о том сейчас здесь речь.
ВОДУ НАДОБНО БЕРЕЧЬ!
В.П. Фомушкин
11. Круг от сердца к сердцу.
1гр. Какими качествами должен обладать человек , чтобы стать другом воды?
(ответственность,…)
2гр. Слушая чистый голос воды я стал(а) … ( добрее,…)
3гр. Доброе слово о воде. (щедрая, волшебная…)
(Дети перечисляют нравственные качества)
С пожеланием здоровья и всего доброго дарим каплю воды друг другу.
(Заставка на ТВ - ручей). Экологическая сказка- «Сказка о ручье». Коллективная работа.
Сказка о ручье».
Жил на свете один лесной ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные: он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он очень любил горы. Сколько раз помогал он им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.
У ручейка было еще 1 хорошее качество: он любил людей, хотя его мать Земля не раз предупреждала, что они коварны. В одно прекрасное утро, когда ручеек играл и плескался со своими подругами-рыбками, он глянул вверх и увидел, что на ветке граба, который рос рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц, и они о чем-то увлеченно рассказывала.
-Что-то случилось? - спросил ручеек, остановившись.
Сойка спустилась вниз и начала стрекотать ручейку о том, что внизу, в долине, людской аул остался без воды - высох источник, обеспечивавший жителей водой.
Призадумался ручей, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем он думал: ведь не мог же он допустить, что где-то рядом люди испытывали жажду. И ручей решился, помириться со своими друзьями, и побежал вниз к людям.
В этот день в ауле был, праздник-люди радовались, воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине закрадывалось сомнение; он вспоминал слова матушки Земли. Прошло несколько дней, самых скучных в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшееся в облаках пыли, семейка свиней, купавшихся в грязи на улице, затем все это ему наскучило. Ручей много наблюдал за людьми, и его все больше удивляло их невежество по отношению к природе, особенно к Земле. Он не понимал, как можно захламлять аул кучами мусора и отходов. Скоро ручеек стал задыхаться, он превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала вонючая жидкость. Ручей из прозрачного превратился в мутный поток. И он заплакал, отчего его вода стала соленой.
Теперь-то он понял, почему ручьи уходят из этих мест.
Ночью наш ручеек вынужден был уйти из аула. По пути, чтобы очиститься, он делал много извилин, всячески изгибался. Ведь на свете нет ни одного ручья и реки, которая бы текла прямо. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.
Хоть сказка ложь, но в ней намек - человечеству урок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.