Для каждого ученика, на каждом уроке важно знать родное слово, чувствовать и понимать его. Ведь именно через слова, через родной язык мы учимся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ничто так не помогает нам в этом, как народное творчество: пословицы, поговорки и загадки. Девиз «На каждую загадку найдется отгадка» убеждает, что окружающий мир познаваемый. В дидактическом материале "Физика в загадках" использованы загадки с физическим содержанием, представленные в форме кроссворда. В успешной учебной деятельности формируются познавательный интерес и мотивация образовательной деятельности на основе личностноориентированного подхода, формируются умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах. Надеюсь, что ребятам доставит удовольствие отгадывание загадок на уроке физики, и они сами захотят придумать загадки о физических явлениях.
кроссворды по физике.doc
Кроссворды «морской бой».
Предлагаю один из способов работы с кроссвордами. Он легко воспринимается учениками и
прост для учителя. Учащимся предлагается квадрат со стороной равной десяти клеткам. Вверху по
горизонтали над квадратом записаны буквы от а до к, (кроме ё и й), а слева от квадрата по
вертикали сверху вниз записаны числа от 1 до 10 . Такой квадрат известен вам по игре «морской
бой». Ответы записывайте сверху вниз. Ключевое слово записывается по горизонтали. Начало слова
в клетке с первой координатой, а конец слова в клетке со второй координатой. Наглядное
представление о квадрате можно получить, посмотрев на первый рисунок <Рисунок1>.
На нём представлены ответы на литературнофизический кроссворд (он приводится
последним в моей статье).
Я считаю, что подобные кроссворды удобны, так как для них не нужно рисовать
замысловатые сетки, а вопросы можно раздать каждому ученику или записать на доске. Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу первой четверти.
а1а9. Прибор для наблюдения за мелкими предметами./ б5б8. Как называют любой предмет в
физике./ в3в10. Один из способов познания физики./ г2г9. Явление самопроизвольного
перемешивания веществ./ д1д8. Учёный который догадался, что планеты вращаются вокруг
Солнца./ е4е6. Твёрдое состояние воды./ ж1ж10. Древнегреческий физик, философ, теоретик./
з1з9. Сотая часть метра./ и3и10. Мельчайшая частица вещества./ к3к10. Быстрота движения
Ключевое слово в строке а6к6. Прибор для измерения времени.
Ответы: МИКРОСКОП, ТЕЛО, ПРАКТИКА, ДИФФУЗИЯ, КОПЕРНИК, ЛЁД, АРИСТОТЕЛЬ,
САНТИМЕТР, МОЛЕКУЛА, СКОРОСТЬ. Ключевое слово: СЕКУНДОМЕР.
Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу второй четверти.
а2а7 Смесь газов, составляющая атмосферу./ б4б7 Мера взаимодействия тел./ в5в10 Единица
измерения силы./ г4г8 Величина, измеряемая взвешиванием./ д2д6 Тысячная часть килограмма./
е1е8 Мелкая гиря для весов./ ж1ж5 Величина, измеряемая в литрах./ з4з6 Сила, действующая на
опору./ и2и10 Величина, равная массе одного кубического метра вещества./ к4к10 Упругое тело
согнутое спиралью.
Ключевое слово в строке а5к5. Прибор для измерения силы.
Ответы: ВОЗДУХ, СИЛА, НЬЮТОН, МАССА, ГРАММ, РАЗНОВЕС, ОБЪЁМ, ВЕС,
ПЛОТНОСТЬ, ПРУЖИНА. Ключевое слово: ДИНАМОМЕТР.
Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу третьей четверти.
а3а10 Отношение силы к площади./ б4б10 Единица измерения давления./ в1в10 Огромный
воздушный шар./ г3г7 Машина для сильного сжатия./ д2д8 Прибор для измерения атмосферного
давления./ е3е9 Груз для регулирования высоты полёта аэростата.
ж2ж8 В его честь названа выталкивающая сила./ з3з10 Прибор для измерения давления жидкостей
и газов./ и1и9 Может быть и шариковый и роликовый./ к1к5 Трение …
Ключевое слово в строке а5к5. Прибор для измерения силы.
Ответы: ДАВЛЕНИЕ, ПАСКАЛЬ, СТРАТОСТАТ, ПРЕСС, АНЕРОИД, БАЛЛАСТ, АРХИМЕД,
МАНОМЕТР, ПОДШИПНИК, ПОКОЯ. Ключевое слово: ВАТЕРЛИНИЯ.
Кроссворд для учащихся 7 класса по материалу четвёртой четверти
а2а8 Мера движения и взаимодействия./ б1б10 Что свойственно энергии./ в5в8 Один из простых
механизмов./ г2г9 Быстрота выполнения работы./ д2д7 Что совершается при движении тела под
действием силы./ е5е8 Единица измерения мощности./ ж2ж7 Произведение силы на плечо силы./
з1з6 Диск или обод, вращающийся на оси./
и3и10 Изменение положения тела в пространстве./ к1к7 Сотая часть числа, использующаяся при
записи КПД.
Ключевое слово в строке а5к5. Положение плеч рычага.
Ответы: ЭНЕРГИЯ, СОХРАНЕНИЕ, ВИНТ, МОЩНОСТЬ, РАБОТА, ВАТТ, МОМЕНТ, КОЛЕСО,
ДВИЖЕНИЕ, ПРОЦЕНТ. Ключевое слово: РАВНОВЕСИЕ.
Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу первой четверти.
а1а7 Парообразование, идущее из жидкости./ б4б10 Единица измерения количества теплоты./ в2
в10 Устройство, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию./
г2г9 Удельная теплота …/ д1д9 Перенос энергии потоками вещества./ е2е10 Процесс превращения твердого тела в жидкость./ ж2ж5 Конденсация водяного пара на растениях./ з1з9
Характеристика содержания водяного пара в воздухе./ и1и7 Вид теплового двигателя./ к1к7
Деталь двигателя внутреннего сгорания.
Ключевое слово в строке а5к5. Процесс увеличения температуры.
Ответы: КИПЕНИЕ, КАЛОРИЯ, ДВИГАТЕЛЬ, СГОРАНИЯ, КОНВЕКЦИЯ, ПЛАВЛЕНИЕ, РОСА,
ВЛАЖНОСТЬ, ТУРБИНА, ПОРШЕНЬ. Ключевое слово: НАГРЕВАНИЕ.
Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу второй четверти.
а1а7 Физик, занимавшийся изучением взаимодействия электрических зарядов./ б5б9 Ученый,
проводивший опыты по делению зарядов./ в5в10 Материал, который используется в опытах по
электризации./ г3г7 Единица измерения электрического заряда./ д3д7 Чертеж соединения
электрических приборов в цепь./ е3е5 Упорядоченное движение заряженных частиц./ ж3ж10
Прибор, создающий и поддерживающий электрическое поле./ з1з9 Прибор для измерения силы
тока./ и1и9 Одно из действий электрического тока./ к2к9 Угольный стержень, как контакт в
гальваническом элементе.
Ключевое слово в строке а5к5. Другое название непроводника.
Ответы: ФАРАДЕЙ, ИОФФЕ, ЭБОНИТ, КУЛОН, СХЕМА, ТОК, ИСТОЧНИК, АМПЕРМЕТР,
МАГНИТНОЕ, ЭЛЕКТРОД. Ключевое слово: ДИЭЛЕКТРИК.
Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу третьей четверти.
а1а9 Короткое .../ б5б6 Ученый, в честь которого назван закон для участка цепи./ в3в6 Ученый,
рассчитавший количество теплоты выделяемое проводником с током./ г2г7 Изобретатель,
усовершенствовавший электрическую лампу./ д1д7 Прибор для регулирования силы тока./ е4
е8 Прибор, который используется для освещения./ ж2ж9 Величина равная работе, совершенной
в единицу времени./ з3з10 Прибор для измерения мощности./ и1и7 Деталь
электронагревательных приборов./ к2к6 Одна из величин, от которых зависит удельное
сопротивление проводника.
Ключевое слово в строке а5к5. Вещество, использующиеся в электроприборах.
Ответы: ЗАМЫКАНИЕ, ОМ, ЛЕНЦ, ЭДИСОН, РЕОСТАТ, ЛАМПА, МОЩНОСТЬ, ВАТТМЕТР,
СПИРАЛЬ, ДЛИНА. Ключевое слово: КОНСТАНТАН.
Кроссворд для учащихся 8 класса по материалу четвёртой четверти
а1а8 Единица измерения оптической силы линзы./ б4б9 Ученый, обнаруживший взаимодействие
проводника с током и магнитной стрелки./ в4в9 Прибор с магнитной стрелкой./ г5г9 Прозрачное
тело ограниченное сферическими поверхностями./ д3д10 Неполное перекрывание светового
потока./ е1е9 Часть электромагнита./ ж1ж6 Прибор с северным и южным полюсом./ з1з10 На
ней печатаются фотографии./ и2и8 Несколько витков изолированного проводника./ к1к5
Точка пересечения лучей у линзы.
Ключевое слово в строке а5к5. Вид транспорта.
Ответы: ДИОПТРИЯ, ЭРСТЕД, КОМПАС, ЛИНЗА, ПОЛУТЕНЬ, СЕРДЕЧНИК, МАГНИТ,
ФОТОБУМАГА, КАТУШКА, ФОКУС. Ключевое слово: ТРОЛЛЕЙБУС.
Кроссворд для 9 класса по материалу темы "Законы движения тел".
а5а8. Единица измерения перемещения./ б6б10. Величина, измеряемая в секундах./
в1в7. … отсчета./ г2г10. Быстрота изменения скорости./ д4д8. Тело, размерами которого
можно пренебречь./ е5е8. Длина траектории./ ж3ж10. Быстрота движения./ з3з10. Автор
гелиоцентрической модели./ и4и10. Итальянский ученый, изучавший равноускоренное движение и оспоривший многие утверждения Аристотеля./ к1к7. Явление прямолинейного, равномерного,
свободного движения.
Ключевое слово в строке а7к7. Линия, по которой движется тело.
Ответы: МЕТР, ВРЕМЯ, СИСТЕМА, УСКОРЕНИЕ, ТОЧКА, ПУТЬ, СКОРОСТЬ, КОПЕРНИК,
ГАЛИЛЕЙ, ИНЕРЦИЯ. Ключевое слово: ТРАЕКТОРИЯ.
Кроссворд для учащихся 9 класса по материалу темы "Законы
взаимодействия тел".
а2а10. … тяготение./ б1б6. Автор трех законов механики./ в3в8. Средство передвижения в
космосе./ г2г8. Первый космонавт./ д1д10. Притяжение тел друг к другу./ е2е8. Свободное …
тел./ ж3ж9. Ученый, руководивший созданием первой ракеты./ з6з10. Часть ракеты.
/и3и8. Самая большая планета Солнечной системы./ к1к7. Произведение массы и скорости.
Ключевое слово в строке а6к6. Свойство тел сохранять свою скорость.
Ответы: ВСЕМИРНОЕ, НЬЮТОН, РАКЕТА, ГАГАРИН, ГРАВИТАЦИЯ, ПАДЕНИЕ, КОРОЛЁВ,
СОПЛО, ЮПИТЕР, ИМПУЛЬС. Ключевое слово: ИНЕРТНОСТЬ.
Кроссворд для учащихся 9 класса
по материалу темы "Механические колебания и волны".
а1а10. Колебания с частотой больше 20000 раз в секунду./ б4б10. Твердое тело, совершающее
колебания около неподвижной точки./ в5в9. Колебания, распространяющиеся в пространстве./ г1
г8. Явление совпадения собственной частоты и частоты вынуждающей силы./ д3д5. Никто его не
видывал, а слышать – всякий слыхивал, без тела, а живет оно, без языка – кричит./ е5е10.
Одна из характеристик звука./ ж4ж9. Время одного колебания./ з3з9. Число колебаний в
единицу времени./ и1и9.Наибольшее отклонение от положения равновесия./ к4к7. Величина,
равная одному колебанию в секунду.
Ключевое слово в строке а5к5. Устойчивое положение маятника.
Ответы: УЛЬТРАЗВУК, МАЯТНИК, ВОЛНА, РЕЗОНАНС, ЭХО, ВЫСОТА, ПЕРИОД,
ЧАСТОТА, АМПЛИТУДА, ГЕРЦ. Ключевое слово: РАВНОВЕСИЕ.
Кроссворд для учащихся 9 класса
по материалу темы "Электромагнитное поле".
а3а10.Автор теории электромагнитного поля./ б4б8. Величина, которая обозначается буквой Ф./
в1в5. Единица магнитного потока./ г3г7. Единица силы тока./ д2д9. Характеристика
магнитного поля./ е3е7. Единица магнитной индукции./ ж5ж9. Частица света./ з2
з8. Несколько витков изолированного проводника./ и5и8. Русский ученый, принимавший участие
в разработке генераторов электрический энергии./ к2к8. Ученый, открывший явление
электромагнитной индукции.
Ключевое слово в строке а5к5. Название молекулы в работах Ломоносова.
Ответы: МАКСВЕЛЛ, ПОТОК, ВЕБЕР, АМПЕР, ИНДУКЦИЯ, ТЕСЛА, КВАНТ, КАТУШКА,
ЛЕНЦ, ФАРАДЕЙ. Ключевое слово: КОРПУСКУЛА.
Кроссворд для учащихся 9 класса
по материалу темы "Строение атома и атомного ядра".
а3а9. Устройство для осуществления управляемой ядерной реакции./ б5б10. Общее название для
протона и нейтрона./ в1в9. Ученый, открывший радиоактивность./ г2г10. Альфа, бета, гамма .../
д5д10. Самопроизвольное превращение одного химического элемента в другой./ е2е9. Ученый, открывший закон о взаимосвязи массы и энергии./ ж4ж10. Разновидности химического элемента,
которые отличаются массой атомных ядер./ з5з9. Элементарная частица, имеющая дробный
заряд./ и3и9. Город, в котором была построена первая атомная электростанция./ к3к6.
Единица поглощенной дозы излучения.
Ключевое слово в строке а6к6. Химический элемент.
Ответы: РЕАКТОР, НУКЛОН, БЕККЕРЕЛЬ, ИЗЛУЧЕНИЕ, РАСПАД, ЭЙНШТЕЙН, ИЗОТОПЫ,
КВАРК, ОБНИНСК, ГРЕЙ. Ключевое слово: КУРЧАТОВИЙ.
Кроссворд по загадкам.
а4а9 Раскрашенное коромысло // Через реку повисло.
б4б7 Зимой греет, весной тлеет, // Летом умирает, осенью оживает.
в3в7 Без рук, без ног по полю рыщет // Поет да свищет,
Деревья ломает, // К земле траву преклоняет.
г1г6 Летит огневая стрелка, // Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица, // Ни красна девица.
д3д7 Вокруг носа вьется, // А в руки не дается.
е5е8 Вечером наземь слетает, // Ночь на земле пребывает, // Утром опять улетает.
ж4ж10 День и ночь кричит, // А голос не устает.
з5з8
и3и5
к2к7 Голубой платок, красный колобок, // По платку катается, морям улыбается.
Прочтите ключевое слово в строке а5к5.
Ответы: РАДУГА, СНЕГ, ВЕТЕР, МОЛНИЯ, ЗАПАХ, РОСА, ВОДОПАД, ТЕНЬ, ЭХО, СОЛНЦЕ.
Ключевое слово: АНТИПРОТОН.
Попутчица за мною ходит вслед, // Мне от нее ни зла ни пользы нет.
На всякий зов дает ответ, // А ни души ни тела нет.
Физикопоэтический кроссворд.
а5а10. В.Я.Брюсов. Смерть рыцаря Ланцелота.
Хватают рыцари мечи и рубятся сплеча.
Как искры от ночной свечи, так искры от меча.
Какое явление приводит к появлению искр от мечей?
б1б6. Ф.И.Тютчев. Как неожиданно и ярко.
Как неожиданно и ярко, на влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила, другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила и в высоте изнемогла.
Какое явление описано в стихотворении?
в6в9. Э.Ростан. Певец зари, ода Солнцу.
О Солнце!.. Там, где тень от лип густа и ароматна,
Кидаешь ты такие пятна, что жалко мне ступать по ним.
Что является источником упомянутых пятен?
г1г6. Угадайте название стихотворения И.А.Бунина.
Но откуда б, в ветре и тумане, ни швыряло пеной через борт,
Верю – он опять поймает Nord, крепко сплю, мотаясь на диване.
д3д8. Закон этого ученого правит в былине О Святогоре–Богатыре.
Слезает Святогор с добра коня. Ухватил он сумочку обемя рукама,
Поднял сумочку повыше колен, и по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор угряз, тут и встать не мог.
е4е6. Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно, без языка – кричит. О каком явлении идет речь?
ж1ж6. Ф.И.Тютчев. Успокоение.
Гроза прошла – еще курясь, лежал высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал по зелени, грозою освеженной.
Какое явление сразило дуб?
з2з6. И.А.Бунин. Бушует полая вода…
Дымятся черные бугры, и утром в воздухе нагретом
Густые белые пары напоены теплом и светом.
О каком явлении идет речь?
и3и7. Угадайте название стихотворения И.А.Бунина.
В кипящей пене валуны, волна, блистая, заходила –
Ее уж тянет, тянет Сила всходящей за морем луны.
Во тьме кокосовых лесов горят стволы, дробятся тени –
Луна глядит – и, в блеске, в пене, спешит волна на тайный зов.
к3к7. Проведите аналогию к стихотворению А.Ахматовой.
Молюсь оконному лучу – он бледен, тонок, прям.
Какой прибор дает тонкий, прямой луч?
а6к6. В данной строке находится ключевое слово. Это физическая величина, заданная в
сказке П.П.Ершова "КонекГорбунок".
Нус, так едет наш Иван за кольцом за окиян
Горбунок летит, как ветер, и в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал и нигде не отдыхал.
Ответы ВЕЧЕР, РАДУГА, СВЕТ, КОМПАС, ОТЛИВ, ЭХО, МАЯТНИК, ТУМАН, МОЛНИЯ,
ОТРАЖЕНИЕ. Ключевое слово: РАССТОЯНИЕ.
Литературнофизический кроссворд.
а2а9. Ж.Верн. Опыт доктора Окса.
По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа –
доблесть, остроумие, воображение – обусловлены воздействием особого газа, который он умел
получать "в больших количествах и без особых затрат, причём он не пользовался
марганцевокислым натрием … а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью
изобретённой им батареи".
Какой газ хотел использовать доктор Окс?
б4б9. Ж.Верн. РобурЗавоеватель.
"Окружённое серебристой бахромою, оно походило на гигантский раскрытый веер,
занимавший половину небосвода. Во все стороны от него расходились яркие электрические
лучи; некоторые из них, постепенно угасая, достигали зенита… То было поистине
величественное зрелище!"
Назовите явление. Оно бывает и южным и северным.
в3в10. Г.Р.Хаггард. Копи царя Соломона.
"С каждой минутой… тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные
кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и стал ещё больше. Луна
приобрела медный оттенок, а затем та часть её поверхности, которая не была ещё охвачена
мраком, стала пепельносерой… Кольцо тени всё больше и больше закрывало луну – оно теперь
уже заволокло более половины её кровавокрасного диска… а багровая мгла сгущалась всё
больше и больше."
Какое явление вы узнаёте в отрывке?
г1г9. А.М.Волков. Волшебник Изумрудного города.
"Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака
усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и
усыпляющий аромат… Веки её отяжелели, и ей ужасно захотелось спать". Какое явление усыпляло Элли?
д3д9. И.С.Лесков. Соборяне.
"Реяли молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит пред
собою тёмный ствол дуба, и к нему плывёт светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная искра
посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе
грянуло страшное бббах!.. Дерево было как ножом срезано у самого корня и лежало на
земле…"
Как называют молнию, описанную в эпизоде?
е2е10. А.Р.Беляев. Последний человек из Атлантиды.
"У самого берега возвышался знаменитый Посейдонский маяк – одно из мировых
чудес. Он имел форму конуса, усечённая вершина которого, казалось, упиралась в небесный свод.
Маяк был сложен из громадных каменных кубов красного, чёрного и белого цвета,
расположенных красивым узором… Бронзовые зеркала собирали свет и бросали в океан на
много десятков миль".
На каком явлении основано действие подобного маяка?
ж1ж8. К.Г.Паустовский. Подарок.
Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи используют
электрический ток. Он спросил о нём у Рувима: "А ты этот электрический ток видал? Как же
ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?"
Назовите частицу, движение которых образуют электрический ток?
з4з8. Г.Х.Андерсен. Снежная королева.
"Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас
же превращалось в густой …".
Во что превращалось дыхание Герды?
и4и10. А.П.Чехов. Степь.
"Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе
дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какаято сила, холодная и приятная
на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул… Опять та
же сила, не давая ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх".
Вспомните учёного, в честь которого названа сила, помешавшая Егорушке?
к4к9. Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.
Негоро положил под компас железный брусок. "Железо притянуло к себе стрелку
компаса… стрелка сместилась на четыре румба… после того, как изпод нактоуза был убран
железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала своим
остриём прямо на магнитный полюс".
Как называется тело, к которому притягивается железо?
а5к5. В данной строке находится ключевое слово. Оно обозначает письменную форму искусства.
Ответы КИСЛОРОД, СИЯНИЕ, ЗАТМЕНИЕ, КОНВЕКЦИЯ, ШАРОВАЯ, ОТРАЖЕНИЕ,
ЭЛЕКТРОН, ТУМАН, АРХИМЕД, МАГНИТ. Ключевое слово: ЛИТЕРАТУРА.
Последние три кроссворда я использую на внеклассных мероприятиях, а первые тринадцать
являются тематическими и рассчитаны на 1015 минут работы на уроке без использования
дополнительной литературы. В крайнем случае ответы можно искать в учебнике. Буду рад
получить отзывы и узнать о подобной работе других учителей. Например, я использую кроссворды
в виде, который показан в таблице. Нужно угадать формулы, соответствующие числам в таблице.
v
ρ
5
4
t
s
m
V
FА
1
8
3
6
N
A
F
g
ρж
7
2
S
p
h
Кроссворды по физике
Кроссворды по физике
Кроссворды по физике
Кроссворды по физике
Кроссворды по физике
Кроссворды по физике
Кроссворды по физике
Кроссворды по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.