Круг идей, тем, образов в творчестве А.П.Гайдара
Оценка 4.9

Круг идей, тем, образов в творчестве А.П.Гайдара

Оценка 4.9
docx
16.11.2019
Круг идей, тем, образов в творчестве А.П.Гайдара
Документ Microsoft Office Word (5).docx

Лекция 4

А.П. Гайдар. Общая характеристика творчества писателя.

А.П. Гайдар – боец, писатель, гражданин. Круг идей, тем, образов.

Содержание лекции

Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. Отец его - школьный учитель, мать работала сначала учительницей, позже фельдшером. В 1912 переехали в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Гайдар называл своей родиной, потому что здесь прошло детство, здесь была учёба в реальном училище. Многие впечатления от “арзамасской жизни” потом нашли отражение в его произведениях.

В августе 1914 г его отца забрали в армию. Мать Аркадия осталась одна с четырьмя детьми. В больнице, где она работала, было много забот. На десятилетнего Аркадия легла дополнительная ответственность за сестренок. Учился Аркадий не очень прилежно. Правда, чаще других получал пятерки по литературе. Очень любил Гайдар читать.

В декабре 1918-го Аркадий Голиков уходит в Красную Армию. Так заканчивается детство Аркадия Голикова и начинается военная деятельность. Вот так с войны, в неполные пятнадцать лет началась взрослая жизнь Аркадия Гайдара. В декабре 1919 года на Польском фронте, где он командовал взводом, получает ранение в ногу и потому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии – командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией. Осенью 1932 года Аркадий Гайдар решил поселиться в Москве. В 1938 г Аркадий Гайдар приехал в Клину. Свою знаменитую повесть “Тимур и его команда” Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940г.  Еще в Клину написаны “Чук и Гек”, “Судьба барабанщика”, “Дым в лесу”, “Комендант снежной крепости”, “Зимой 41-го” и “Клятва Тимура”. Гайдар мог написать ещё много книг, но со всей страной случилась огромное несчастье – на СССР напала фашистская Германия. И Гайдар не мог остаться в стороне. Через день Аркадий Гайдар уехал на Юго-Западный фронт в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой.

Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал.

К.Паустовский вспоминал: “Мы жили Аркадием Петровичем Гайдаром на одной улице, и надо признаться, что не было случая, когда он, выйдя из дому, не был бы остановлен каким-нибудь мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Это было не просто знакомство, это была какая-то душевная связь, добровольное подчинение младшего старшему и в то же время нечто похожее на игру, в которой царствовал дух дисциплины и уважения…

- А все-таки ты с ними играешь, - говорил я Гайдару.

- Живу, а не играю, - отвечал он. – Ты не прав”.

Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзья попадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь.

Мысль написать “Тимур и его команду” подсказали ему сами дети. Он только подметил её, подхватил и облек в художественную форму.                      

А.Гайдар очень бережно работал над словом. Он помнил наизусть все, только что им написанное. Его слова, вроде бы и обыденные, светятся внутри огнем поэзии, хитро укрытой. Читатель доверчиво тянется на этот огонек, невидимо согревающий сердце и тихо зовущий к строгим и славным делам. Вот в чем секрет гайдаровского языка. Простые слова у него становятся крылатыми, ибо в них была мысль высокого полета. Потому что писал он всегда с горячим сердцем и, разговаривая с читателем напрямик, очень уважал своего собеседника.

Сказка «Горячий камень» - художественное завещание писателя детям. Главная мысль сказки сводится к тому, что всякий человек - в ранние или зрелые годы - однажды непременно обожжется о «горячий камень», символизирующий поиск смысла жизни, и потому важно прожить свою единственную жизнь так, чтобы не стыдно было потом о ней рассказывать.

 «Военная тайна» — емкое и многоплановое произведение. В нем раскрываются мысли об интернациональном единстве людей, показано формирование ребенка в коллективе. Героев повести — детей разных национальностей — объединяет дружба и любовь к Советской стране. Это отражается в их играх и мечтах; им хочется «сторожить» всю страну, стоять с винтовкой на самой высокой горе, смотреть в подзорную трубу, сидеть возле передатчика, чтобы подать сигнал во время опасности.

Чувствуется перекличка героев повести со сказочным Мальчишем-Кибалъчишем, который «примчался на подмогу» отцам и братьям. Мальчиш вместе с товарищами вступает в борьбу с буржуинами и погибает, не открыв Военной тайны врагам. Создавая эту героическую сказку, Гайдар творчески осваивал художественные традиции устного народного творчества.

 «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» символически раскрывает перед юным читателем смысл важнейших социальных и политических понятий. Не отступая от правды жизни, Гайдар вводит в повествование трагическое, показывая гибель Мальчиша-Кибальчиша.                                                                                          

Рассказ  «Чук и Гек» (1939).

Чук и Гек — два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока это мысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».

И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь — вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

«Чук и Гек» — рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Замысел Гайдара написать «светлый, как жемчужина» рассказ осуществился в полной мере.

Повесть «Тимур и его команда» в 1941 г. трижды выходила отдельным изданием. Книга эта написана в тревожное, предвоенное время.

Образ Жени — один из центральных в повести. С каждой новой сценой все отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки, выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее, но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понять маленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар дает читателям возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами: Ольга заботится о Жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, что обижает сестру своим недоверием. Один из конфликтов повести - между взрослыми и детьми.

Второй конфликт повести — между друзьями Тимура и шайкой Квакина.

В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгий Тимуру. Но мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые «зажжены» им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Гайдар синтезировал в одном герое все наиболее характерное для подростка социалистического общества и сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью.

Иначе создаются в повести образы отрицательных персонажей, например хулигана по кличке Фигура. Автор подчеркивает в нем черты озлобленности, жестокости, тупости. Квакина в какой-то мере писатель наделяет способностью шутить, чувством юмора. У Фигуры же нет этой способности, в обрисовке его характера не проскальзывает ничего юмористического, а следовательно, и ничего человеческого.

Круг идей, тем, образов в творчестве А.П.Гайдара

Круг идей, тем, образов в творчестве А.П.Гайдара

Круг идей, тем, образов в творчестве А.П.Гайдара

Круг идей, тем, образов в творчестве А.П.Гайдара

Круг идей, тем, образов в творчестве А.П.Гайдара

Круг идей, тем, образов в творчестве А.П.Гайдара
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2019