Круглый стол "Наши бабушки в семье"

Круглый стол "Наши бабушки в семье"

docx
03.12.2019
Методическая разработка.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

 

 

 

 

 

 

 

 Методическая разработка

 

Сценарий Круглого стола

« Наши бабушки в семье»

(мероприятие с бабушками опекаемых детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили

Педагог-психолог Тухова Е.В.

Социальный педагог Бибарсова Г.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол « Наши бабушки в семье»

 

Цели: расширение контакта между педагогами и семьями воспитанников; воспитание уважения к людям старшего поколения.

Задачи: выразить признательность старшему поколению; содействовать в установлении контактов между молодыми родителями и представителями старшего поколения по вопросам воспитания внуков.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители, бабушки опекаемых детей социальный педагог, педагог-психолог.

I. Подготовительный этап

1.  Изготовление наглядного и раздаточного материала (приглашения на собрание, памятки)

2. Запись интервью с детьми на видео.

II. Организационный этап

В помещении вывешены плакаты с указанием темы собрания и цитатами, оформлена выставка, столы расставлены по кругу, конверты с советами-секретами для бабушек, оформленные детьми, цветы.

III. Вступительная часть

Звучит песня «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина).

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие бабушки ! Мы рады видеть вас!

Вы вместе с ребенком проходите золотую пору его жизни, наполняете ее заботой, любовью, мудростью. Вы — источник терпения, доброты, нравственной опоры и защиты своих внуков. Подумать только, наших детей опекают ... бабушек, ... прабабушек. Это целая армия добрых, чутких, мудрых людей.

С детьми вы проживаете как бы вторую жизнь, а с внуками — третью. Недаром пословица гласит: «Дети до венца, а внуки — до конца». Вы согреваете теплом дом, помогаете растить внуков, вы отдаете все силы и тепло своих сердец близким и родным, и они благодарят вас за это.

IV . «Будем знакомы»

Педагог:  Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте сначала познакомимся.

Вариант 1. Пожалуйста, коротко расскажите о себе: ваше имя, отчество, чем вы занимаетесь в свободное время, ваши увлечения.  (Рассказ бабушек о себе)

V.  Дискуссия

Педагог: Мы собрались сегодня за нашим круглым столом, чтобы не только познакомиться, но и услышать ваше мнение по вопросам воспитания детей, поделиться опытом и выслушать советы. Бабушки — надежное убежище от не всегда справедливого родительского гнева. Дети верят в преданность своих бабушек и потому мало боятся их, не всегда слушаются. Но когда вы сердитесь, они готовы на все, лишь бы вы простили их и улыбнулись. Какое участие вы принимаете в воспитании внуков? Есть ли трудности в воспитании? (Дискуссия,  вопросы о ответы  бабушек )

VI. Мудрые советы бабушек и дедушек

 Сегодня у нас есть возможность коснуться некоторых проблем воспитания внуков. А они, конечно, есть. Анализ ситуаций

Ситуация 1

Как-то пришла бабушка за внуком в детский сад. В этот день погода выдалась по-летнему теплой, особенно к вечеру, и мальчику разрешили не надевать курточку, шапку. Все это он сложил в бабушкину сумку.

- На, бабушка, неси! А я пойду налегке... Хорошо-то как! - радостно воскликнул мальчик.

- А я-то думала, что ты, Антон, не только мой помощник, но и бабушкин, - сказала воспитательница. Мальчик смутился, поняв намек, и сказал:

- Давай, бабушка, я сам сумку понесу!

- Ладно уж, - говорит с иронией бабушка, поднимая сумку вверх так, чтобы внук не смог до нее дотянуться.

- Ну как же, он в детском саду и мне помогает, и малышам тоже, - продолжает воспитательница, - ведь он уже большой, сильный.

Бабушка недовольно махнула рукой: - Какой он сейчас помощник! Вот подрастет и станет помощником. А пока он еще совсем маленький! Мальчик растерянно смотрит то на воспитательницу, то на бабушку: как поступить? Но он так и не успевает принять нужное решение: бабушкина рука решительно подталкивает его в спину навстречу к раскрытой двери. И вдруг, словно спохватившись, мальчик стремительно выбегает в дверь. Не оглядываясь, он выкрикивает: - А я еще совсем маленький!

Вопросы: — Есть ли ошибки в словах и поступках бабушки по отношению к ребенку?

— Всем нам хочется знать, почему одни дети избалованны, а другие нет. Где корни избалованности, откуда они идут?

Ситуация 2

В вагон вошла бабушка с внуком. Пассажиры, потеснившись, освободили место, и мальчуган тут же сел. Бабушка, поставив сумку ему на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику: «Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала». «Ты уже большой», - добавил кто-то. «Ничего, я постою, - сказала пожилая женщина. - Какой же он большой, это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет». «Конечно, большой, должен уступить место, и не только своей бабушке. В вагоне народу немного, и мальчик может постоять», - возразила женщина.

Бабушка недовольно поджимает губы, обращаясь к внуку, который намеревается встать: «Сиди, сиди, всем не науступаешься».

Вопрос : — Ваше мнение о данной ситуации.

VII.  «Видеотека»

Педагог: Нашим детям мы задали несколько вопросов.

— Чем любите заниматься вместе с бабушками и дедушками?

— За что вы их любите, за что хотите сказать спасибо?

— Любят ли вас бабушки и дедушки?

— Почему вы так думаете?

— Как вы думаете, какое сердце у бабушки?

Вот что они ответили. Включается  видеозапись с ответами детей. Бабушки  высказываются по поводу услышанного.

Включается запись. Бабушки и дедушки высказываются по поводу услышанного.

VIII.  Советы-секреты бабушкам и дедушкам

Педагог: Уважаемые бабушки и дедушки! На ваших столах лежат конверты, приготовленные любимыми внуками. Откройте, пожалуйста, их. Там вы увидите советы-секреты. Прочитайте их.

— Какие из советов вы считаете нужными и полезными?

— Какие вы уже взяли на вооружение в общении с внуками? Почему?

— С какими советами вы не согласны? Почему?

— Какими советами, по-вашему, необходимо дополнить памятку?

I X. «Острое блюдо»

Педагог: А сейчас мы с вами немного поиграем. Прошу всех принять участие в игре. Для вас мы приготовили «острое блюдо», т. е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице находятся бумажки с вопросами.)

Примерные вопросы

— Что лучше: читать или рассказывать детям сказки?

— Нужно ли защищать внука (внучку) в его присутствии, если родители наказали его?

— Как часто говорить внучатам «нельзя»?

— О чем спросить ребенка, пришедшего из детского сада?

— Рассказывать ли детям о плохих поступках их родителей в детстве?

— Можно ли рассказывать страшные истории или сказки на ночь?

— Можно ли втайне от родителей разрешить внуку то, что они запретили?

Педагог: Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если вы не хотите высказывать свое мнение, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ.

Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.

X. Заключительная часть

В завершение нашего разговора хочется выразить вам благодарность за участие в собрании, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.

Пусть будут счастливыми и долгими годы вашей жизни, полной любви к внукам. Вы очень им нужны. Если человек провел свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми — дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, увлекательных прогулок, радостей от исполнения желаний, мудрых наставлений.

Приложение 1. Анкета для бабушек и дедушек

Уважаемый(ая)... (имя, отчество бабушки, дедушки)!

Ваш жизненный опыт нужен молодым, Ваше мнение интересно и полезно знать всем, поэтому очень просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Хорошо ли быть бабушкой (дедушкой)?

2. Были ли Вы готовы к появлению внуков?

3. Живете ли Вы вместе с детьми и внуками?

4. Какова Ваша роль в семье?

5. Есть ли трудности в воспитании внуков?

6. Чем Вы любите заниматься в свободное время?

7. Как проводите время с внуками? Чем занимаетесь: играете, читаете, рассказываете о своем детстве, учите чему-то?

8. Какими приемами воспитания внуков чаще пользуетесь: хвалите или ругаете внука (внучку)?

9. Слушаются ли Ваших советов родители внука (внучки)? Как Вы считаете, почему?

10. Поделитесь, пожалуйста, Вашими советами с молодым поколением: каким надо быть в старости?

Приложение 2. Приглашение на собрание

Уважаемый(ая)... (имя, отчество бабушки, дедушки)!

Приглашаем и очень ждем Вас на встречу бабушек  нашего детского сада  « ___ » ______________ в 16.30ч. Будем рады посоветоваться с Вами, обменяться мнениями по проблемам воспитания внуков.

С уважением педагог-психолог, социальный педагог

Приложение 3. Памятка для бабушек и дедушек «Советы по воспитанию внуков и внучек»

1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.

2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания.

3. Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия.

4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

5. Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.

6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.

7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.

8. Показывайте им примеры доверия, отзывчивости, трудолюбия.

9. Давайте им трудиться рядом и вместе с вами.

10. Говорите с ними, как со взрослыми.

11. Не напоминайте им о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.

12. Будьте, пожалуйста, вежливы, последовательны в общении с внуками.

Приложение 4. Варианты конкурсов для семейных развлечений

«Узнай себя». На стене развешены портреты, нарисованные детьми. Бабушки и дедушки узнают себя.

«Узнай внука». Бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука (внучку).

«Старая сказка на новый лад». Дети вместе с бабушками и дедушками переделывают сказку «Колобок» (другую) на новый лад.

«Угадай мелодию». Бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения.

«Пословицы». Нужно правильно соединить начало пословицы с ее окончанием.

«Чудо-угощение». Все гости пробуют угощение, приготовленное бабушками и внуками, оценивают домашнее задание.

«Нарисуй портрет бабушки».

«Расскажите стихи». Внуки рассказывают стихи о своих любимых бабушках и дедушках.

«Успокой внучку (внучка)». Бабушки поют колыбельные, рассказывают потешки, прибаутки и т. п. (используется кукла).

«Одень малыша на улицу». Внуки вместе с бабушками одевают куклу.

«Конкурс детской песни». По жеребьевке исполняют детскую песню.

«Быстрые руки». Нужно сделать одновременно несколько дел.

«Карнавал». Из лоскутков ткани, атрибутов, прищепок делают костюм.

«Танцевальный». По жеребьевке исполняют танец.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)