Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Малоголовская основная общеобразовательная школа
Круглый стол
«Здоровьесберегающие аспекты» на уроках»
Учитель начальных классов: Бернаева Елена Юрьевна
2024 г.
Круглый стол
Тема: Здоровьесберегающие аспекты на уроках.
Цель круглого стола – показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с мероприятиями, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся;
2. Обучить педагогов элементам технологий здоровьесбережения;
3. Организовать пропаганду здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса;
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Ход круглого стола:
(В классе звучит музыка)
-Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте все встанем в большой круг и поприветствуем друг-друга! На хлопок-здороваемся за руку и произносим»Здравствуйте!», на свисток-здороваемся плечиками и произносим «Добрый день!», на звук колокольчика обнимаемся и произносим «Привет!»
(все рассаживаются за круглый стол)
-Перед нами воздушный шар, на котором мы с вами сегодня совершим путешествие в город Здоровьелэнд. Перед вами на столах лежат смайлы, нарисуйте на них с каким настроением вы готовы отправиться в полёт.
-Замечательно! Вижу все с хорошим настроением. Сейчас нам необходимо собраться. Каждый из вас должен взять с собой 5 ценностей важных именно для вас настолько, что вы должны их взять в путешествие. (на листочках в виде мешков пишут- деньги, любовь, работа, семья, здоровье и т. д.)
-Вот мы и готовы! Рада приветствовать всех на нашем воздушном шаре. На протяжении всего полёта вам будет предложена продуктивная программа и хорошее настроение. Время полёта 60 минут. Возьмёмся за руки. Передаем друг другу свои рукопожатия, чтобы в полёте было комфортно.
Приглашаем полетать
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
-Что-то наш шар не отрывается от земли, видимо слишком тяжёл балласт. Чтобы сбросить его, необходимо убрать мешки с ценностями менее важными. (обсуждение, остаются здоровье, семья и т.д.)
-Вот мы и летим. Погода солнечная, настроение отличное. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразу:
-Педагог для сохранения здоровья должен обладать……(называют качества человека, обсуждаются и если все согласны, то данное качество записывается на облачке, которое крепится на небе рядом с воздушным шаром)
-Забота о воспитании здорового ребёнка является одной из главных задач нашей школы. Что же мы можем сделать, для того чтобы приобщить детей к ЗОЖ? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашего полёта.
-Что же такое здоровье? Сформулируйте своё определение понятия «здоровье» (ответы)
-Здоровье-широко применяемый термин. Ежедневно мы говорим: «Здравствуйте!», «Как ваше здоровье?», «Будьте здоровы!». Однако на вопрос «Что такое здоровье?» многие затрудняются ответить. Народная мудрость гласит: если люди не болели бы, то и не знали бы, что такое здоровье. Парадокс состоит в том, что ценность здоровья осознаётся лишь тогда, когда оно почти или совсем утрачено.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
Сегодня мы собрались не только для того, чтобы подчеркнуть важность здоровья для ребёнка, но и рассмотреть здоровьесберегающие аспекты и возможность их применения в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики- одно из самых перспективных систем 21 века. И как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье обучающихся и педагогов.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в школе ребёнок, как правило, не здоров.
-Сейчас я назову несколько причин школьных болезней. Хлопаем в ладоши, если эта причина решена в вашем классе, топаем ногами- если она есть.
-недостаточная освещённость воздуха
-воздух, с низким содержанием кислорода
-неправильная форма и величина школьных столов и стульев
-несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями
-Ваши действия позволяют сделать вывод, что эти проблемы в ваших классах решены! И это очень хорошо! Значит мы уже ближе к нашей конечной точке.
Однако в современной школе добавилось много других недостатков. Усилилась роль «внутришкольных факторов»
-Интенсификация обучения (Гареева Э.Я. «Найди слово»)
-Увеличение простудных заболеваний (Горбунова Н.А.-«Массаж и дыхательные упражнения для профилактики простудных заболеваний»)
-Ухудшение нервно-психического здоровья (Гаврилова Т.Н.расскажет как она на своих уроках борется с этой проблемой)
-Нарушение зрения, осанки (Бернаева Е.Ю. «Метод Бейтса»)
-Снижение двигательной активности (Проведение физминуток)
-Ну а сейчас мы совершим посадку на мысе «Разминочном»
«Чёрный ящик»
Достаём по одному предмету и придумываем комплекс упражнений (скакалка, карандаши, цифры, геом.фигуры)
Прошу занять места на шаре, наш полет продолжается и мы набираем высоту. Уважаемые пассажиры мы продолжаем следовать курсу в город Здоровьелэнд.
«Заморочки из бочки»
(каждый выходит, вытягивает вопрос и отвечает на него)
-Какова разрешённая продолжительность использования компьютера на уроке в соответствии с установленными Роспотребнадзором нормами?
-От чего зависит здоровье детей?
-Назовите формы работы, направленные на физическое развитие детей.
-Передвижение самого себя, это что? (ходьба)
-Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу)
-Как называется наука, занимающаяся изучением ЗОЖ? (валеология)
-Наш полёт продолжается и для следующего задания нам необходимо разделиться парами.( раздаются кусочки сердца разрезанного пополам, каждый должен найти свою половинку)
Найди продолжение пословицы о здоровье:
В здоровом теле……. (здоровый дух)
Здоровье всему……(голова)
Кто спортом занимается….(то силы набирается)
Забота о здоровье лучшее…(лекарство)
Двигайся больше, проживёшь…(дольше)
Здоровье в порядке…..(спасибо зарядке)
Болен –лечись, а здоров-…..(берегись)
Здоровье сгубишь, новое……(не купишь)
-Наш шар поднимается выше, но здесь профессионалы и высота нам не страшна, так же как и практические ситуации. Решение педагогических задач.
Ситуация 1
На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».
Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка, почему он не выспался. Возможно, он помогал родителям по хозяйству или был на похоронах родственника, поэтому поздно лёг спать.
Мне необходимо сохранить с учеником доверительные отношения и создать условия для дальнейшей плодотворной работы на уроке.
Возможно, другие ученики будут недовольны, что мальчик не работает, а беседует (вне стен кабинета) с учителем, но я объясню им после урока, почему это было необходимо.
Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем".
Ситуация 2
На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.
Причина ясна – усталость детей.
Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.
Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.
Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.
Ситуация 3.
Весь 3 класс идет в столовую и перед едой дружно моют руки. Один ученик, не помыв руки, бегом садится за стол. Учитель спрашивает:
- Петя, почему ты не помыл руки перед едой?
- А я никогда не мою руки перед едой, - говорит Петя.
-Почему?- спрашивает учитель.
- А зачем? Они же все равно станут грязные, - сказал Петя.
Анализ педагогической ситуации
Участниками данной педагогической ситуации является ученик Петя и учитель. В основе сложившейся педагогической ситуации лежит конфликт по характеру это не соблюдение правил гигиены в школе. Такая проблема могла возникнуть из ряда причин:
- Ребенку не привили нормы гигиены в семье;
- Не хотел стоять в очереди, чтобы помыть руки;
- Возможно, Петя пытается привлечь внимание таким поведением (не достаточное внимание со стороны взрослых);
- Петя, хочет стать лидером в группе сверстников, где поощряется вызывающее поведение.
В основе педагогической ситуации лежит такая проблема, как разногласия возникающее, в результате нарушения норм гигиены в школе.
Я как будущий педагог сформулировала для себя следующие задачи:
1. Провести беседу с учеником с целью выяснения причин не соблюдения правил гигиены в школе.
2. Помочь ребенку осознать свою неправоту, чтобы в будущем он так не делал.
3.Организовать беседу с родителями ученика с целью выяснения причин и путей решения данной проблемы.
4. Донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как чистоплотность: ребенок должен бережливо относиться к своему здоровью.
5.Проведение беседы с родителями класса.
6.Организовать беседу с детьми в классе с целью профилактической беседы о правилах личной гигиены в школе.
При выборе способов решения, первым делом я бы поговорила с ребенком индивидуально. Для выяснения причины такого поведения задала бы следующие вопросы:
- Почему ты никогда не моешь руки?
- Моют ли руки у тебя в семье?
- Ты знаешь, что бывает, если кушать грязными руками?
Так же постараюсь объяснить Пете, что привлечь внимание и заслужить уважение можно другими способами.
Если в ходе разговора выясняется, что ребёнку небыли привиты правила гигиены родителями, то: проведу индивидуальную беседу с родителями и постараюсь выяснить их точку зрения по поводу такого поведения. После индивидуальной беседы с родителями я бы провела ближайшее родительское собрание по теме:
-«Правила и нормы личной гигиены в школе»
-«Здоровье и гигиена»
-«Несоблюдение правил личной гигиены и их последствия»
Чтобы в классе не возникало подобных ситуаций, я бы провела следующую работу: проведение классного часа на тему «Личная гигиена школьника»; «Как важно соблюдать нормы (правила) личной гигиены»
Я как будущий молодой специалист, могу обраться за помощью к своему педагогу-наставнику, возможно он даст совет по решению данной ситуации. Так же я могу обраться к дополнительной литературе для углубления знаний по этой теме.
Ситуация 4.
Ученик 4 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Участниками данной педагогической ситуацией являются ученик 4 класса, классный руководитель, классный коллектив и администрация школы.
В основе пед. Ситуации сложилась проблема грубое нарушение дисциплины.
Такая проблема могла возникнуть по ряду мотивов:
1. У мальчика гиперактивность
2. Мальчик не знает правил поведения в школе
3. Отсутствие должного воспитания со стороны родителей
4. Учитель и администрация не являются авторитетом для ребенка
5. Ребенок отвержен классным коллективом
Я как будущий педагог сформулировала перед собой следующие задачи:
1. Провести индив. Беседу с мальчиком, с целью выяснить причину такого поведения
2. Донести до понимания родителей, для причины данной ситуации
3. Проведение бесед с родителями класса
4. Провести беседу с классным коллективом, с целью предотвращения подобного поведения с другими учениками
5. Вынести на обсуждения МО учителей нач. классов, проблему « несоблюдение дисциплины класса»
При выборе способов решения первым делом я бы поговорила с мальчиком индивидуально для выяснения причин такого поведения. Для это задала бы след. Вопросы:
1. Почему у тебя такое поведение?
2. К чему это может привести?
3. А ты знаешь последствия такого поведения?
Во время беседы привела бы такой пример из …
Если ходе беседы выявляется, что в семье не принято соблюдать хорошее поведение, тогда я бы провела беседу индив. с родителями ребенка отдельно. После проведения индив. беседы с родителями. Провожу ближайшее род собрание по теме «нарушение школьных правил» С целью ознакомления правил поведения школьников в школе.
Если причиной является не приязнь классного коллектива к мальчику, то провожу тренинг с классом, организовав доверительные беседы с психологом школы.
Если мотивом является гиперактивность ребенка, то провожу тренинг с ребенком, организовав доверительные беседы с психологом школы.
Я как молодой специалист могу обратиться к своему наставнику, а также к дополнительной литературе к углублению.
-Сейчас мы пролетаем над мысом «Поэтический».
К началу предложений нужно придумать рифму: (раздаются карточки и под музыку пары выполняют работу)
Чтобы детям хорошо учиться…
Чтобы часто не болеть…
Чтобы кашлем не страдать…
Чтоб здоровым быть всегда….
Чтобы детям сладко спать…..
(зачитывают получившиеся строки)
-Уважаемые пассажиры! Напоминаем, наш шар вскоре совершит посадку в городе Здровьелэнд. Приготовимся к посадке и выполним физминутку с нашим гостем.(Видеофизминутка с пандой)
-Уважаемые коллеги,предлагаю принять решение по итогам нашего путешествия.
Решение:
1.Продолжать решение годовой задачи через использование здоровьесберегающих технологий.
2.Обогащать опыт работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
3.Наладить взаимодействие семьи и школы по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ через совместные мероприятия и проекты.
Рефлексия.
У каждого из вас перед полётом были свои ожидания, оправдались ли они? Полезно ли было данное мероприятие, чем? Пожелания.(каждый записывает на цветочке и прикрепляет на траве возле шара)
Главное, чтоб дети не болели.
Чтобы вы сегодня не хотели
И куда бы реки не текли,
Главное, чтоб дети не болели,
Чтобы быть здоровыми могли…
И совсем не важен день недели,
Имена и постановка фраз,
Главное, чтоб дети не болели
Ни вчера, ни завтра, ни сейчас…
Ничего, что далеко до цели,
Что подорожала жизнь в сто раз,
Главное, чтоб дети не болели
Ни вчера, ни завтра, ни сейчас…
И важней всего на самом деле,
Чтобы мы детишек берегли.
Главное, чтоб дети не болели
Их здоровье-счастье всей земли!
Будьте здоровы! И.Самарина
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.