Круглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"
Оценка 4.9

Круглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"

Оценка 4.9
Лекции
docx
Междисциплинарный 4
9 кл—11 кл +1
06.10.2017
Круглый стол: "Живая связь времен:  современные аспекты краеведения"
Предоставлены материалы к круглому столу «Живая связь времен: современные аспекты краеведения» на тему: «ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ», в котором освещены краеведческие аспекты в контексте государственной политики в области воспитания в Донецкой Народной РеспубликеКруглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"
Шулак В.Л. Доклад.docx
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА» КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему: «Живая связь времен:  современные аспекты краеведения» ДОКЛАД на тему: «ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»                                            по воспитательной работе          Шулак В.Л., заместитель директора    МОУ «Школа №1 города Докучаевска» г. ДОКУЧАЕВСК – 2017  Вопрос   воспитания   является   очень   важным   в   развитии   любого государства. Но актуальность для Донецкой Народной Республики эта задача несет   первоочередной   характер.   Об   этом   было   сказано   и   Главой   ДНР А.В.Захарченко:   «Основная   задача   нашего   государства   воспитать   такое поколение, которое с гордостью и честью возьмет наше знамя, если потребуется, оружие в руки и отстоит родную землю и отчий дом. И это зависит от всех нас! Невозможно привить чувство патриотизма в школе, если этого нет в семье». Система   образования   формируется   государством.   Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики.   Именно   они   регламентируют   деятельность   всех   образовательных учреждений   и   органов   управления   образованием   в   стране.   Кроме   того,   все образовательные программы строятся с учетом этих принципов. Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе ДНР «Об образовании». Регулирование отношений в сфере образования в Донецкой Народной Республике основывается на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) доступность для каждого гражданина всех форм и типов образования, которые предоставляются Донецкой Народной Республикой; 4) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, патриотизма, ответственности,   правовой   культуры,   бережного   отношения   к   природе   и окружающей среде, рационального природопользования; гражданственности,   трудолюбия,     5)   единство   образовательного   пространства   на   территории   Донецкой Народной   Республики,   защита   и   развитие   этнокультурных   особенностей   и традиций народа Донецкой Народной Республики;  6) связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями; 7) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Донецкой Народной Республики с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 8)   светский   характер   образования   в   государственных,   муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 9)   независимость   образования   от   деятельности   политических   партий   и общественных организаций и др. Приоритетной задачей нового десятилетия XXI века является разработка и реализация национальной стратегии развития воспитания детей как системы деятельности,   ориентированной   на   качественно   новый   общественный   статус социального   института   воспитания,   обновление   воспитательного   процесса   на основе   оптимального   сочетания   отечественных   педагогических   традиций   и современного   опыта,   создание   и   укрепление   новых   механизмов   воспитания. Неотъемлемой составляющей образования является воспитание ­ деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно­нравственных ценностей и принятых в обществе прав и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также нашло своё отражение в ГОС ОО и актуализировано   введением   в   действие     «Концепции   развития   непрерывного воспитания   детей   и   учащейся   молодежи   Донецкой   Народной   Республики», утвержденной  Приказом   Министерства   образования   и   науки   Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832 Приоритеты государственной политики в области воспитания:  ­воспитание   детей   в   духе   уважения   к   человеческому   достоинству, национальным традициям и общечеловеческим ценностям;  ­поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;  ­защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;  обеспечение   соответствия   воспитания   в   системе   образования традиционным   для   Донецкой   Народной   Республики   культурным,   духовно­ нравственным и семейным ценностям;  ­обеспечение   условий   для   физического,   психического,   социального, духовно­   нравственного   развития   детей,   в   том   числе   детей,   находящихся   в трудной   жизненной   ситуации   (детей,   оставшихся   без   попечения   родителей; детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   детей,   оказавшихся   в экстремальных   условиях,   детей­жертв   вооруженных   и   межнациональных конфликтов,   экологических   и   техногенных   катастроф,   стихийных   бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.);  ­формирование   социально­активной   позиции   личности   по   отношению   к окружающей действительности;  ­воспитание языковой культуры детей;  ­развитие   сотрудничества   субъектов   системы   воспитания   (семьи, общества,   государства,   образовательных,   научных,   иных   общественных организаций,   организаций   культуры   и   спорта,   СМИ,   бизнес­сообществ)   в совершенствовании   содержания   и   условий   воспитания   подрастающего поколения граждан Донецкой Народной Республики. С   учетом   указанных   приоритетов   государственной   политики,   место исторического   краеведения   в   современном   школьном   образовании   занимает одно из ведущих направлений. Когда   речь   идет   о   краеведении   в   школе,   следует   различать   уровни познавательной   краеведческой   работы   учащихся.   Условно   можно   говорить   о трех   уровнях   (в   реальной   школьной   практике   они,   естественно,   тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников). Во­первых,   получение   учащимися   «готовых»   знаний   о   крае   со   слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во­вторых,   это   самостоятельное   приобретение   знаний,   обеспечивающее условия   для   более   активной   познавательной   работы   учащихся   (когда   они   в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают   уже   известные   факты   и   события   прошлого,   явления   и закономерности  окружающей жизни).  Источниками таких  знаний  могут  быть, кроме учебных пособий, научно­популярная и научная литература, публикации в местной   и   центральной   периодической   печати,   материалы   школьных   и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий   уровень   ­   изучение   школьниками   истории   родного   края   в   ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом   случае   ученики   фактически   выступают   в   роли   юных   ученых­ исследователей.   Обычно   это   члены   краеведческих   кружков   и   ученических научных обществ, слушатели факультативов. Из организационных форм историко­краеведческой работы в школе можно выделить: 1.   Изучение   материалов   краеведения   на   уроках   основного   курса отечественной   истории.   Учитель   включает   элементы   краеведения   в   рамки учебных часов по курсу отечественной истории. 2.   Специальные   учебные   курсы   в   обычных   классах   и   школах   с углубленным   изучением   предметов   гуманитарного   цикла,   лицеях,   гимназиях, главным образом в полной средней школе. 3. Факультативные курсы. 4. Внеклассные занятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов и лекториев. В   педагогической   литературе   и   школьной   практике   историческое краеведение   нередко   делят   на   три   направления   (организационные   формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков   и   групп,   ученических   клубов   и   обществ   в   школах)   и   внешкольное (проводимое   под   руководством   учреждений   дополнительного   образования. Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм ­ условие успешной организации   и   функционирования   системы   школьного   исторического краеведения. Историческое   краеведение   является   одним   из   источников   обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции ученика. Значение краеведческой работы   трудно   переоценить,   так   как   она   дает   возможность   учащимся приобщиться   к   общественно­полезной   деятельности,   связанной   со   сбором исторического   материала,   в   самых   увлекательных   для   детей   формах   ­ экскурсиях, походах, играх и т.д. Историко­краеведческий   материал   раскрывает   учащимся   связи   родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города,   села   с   историей   нашей   страны,   почувствовать   причастность   к   ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Следует помнить, что школа также призвана прививать учащимся чувство патриотизма,   коллективизм.   Само   понятие   «Родина»   в   детском   возрасте ассоциируется с тем местом, где находится родной дом, то есть с конкретным городом или поселком. От того, насколько школьники знают и любят историю своего края, зависит и глубина их патриотического чувства. Задачи исторического краеведения чрезвычайно многообразны: 1. Формирование системы знаний о природе региона, его истории, быте и культуре. 2. Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края, сохранение традиций. 3.   Формирование   творческой   индивидуальности   личности,   усвоившей духовные   ценности   и   традиции   малой   родины,   способной   проектировать   и строить свою жизнь на основе ценностей родного края. 4. Побуждение интереса учащихся к своему прошлому. 5. Развитие умения получать информацию о родном крае из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней. 6. Становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона.  В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свои   познания,   что   служит   основой   для   реализации   личностью   своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае ­ существенная часть интеллектуального, культурного потенциала человека. Привлечение   краеведческого   материала   на   уроках   истории   служит решению   общих   задач   обучения   и   воспитания   учащихся,   стоящих   перед российской   школой   на   современном   этапе.   Краеведческий   принцип   изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально­экономического,   политического   и   культурного   развития   страны. Однако,   краеведческим   такой   подход   будет   только   тогда,   когда   изучение истории Отечества будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории. Историческое   краеведение   активизирует   мыслительную   деятельность учащихся,  позволяет   разнообразить   методику   уроков,  вносит  в  преподавание истории   конкретность   и   убедительность,   участвует   в   патриотическом воспитании школьников. Использование   краеведческого   материала   в   учебных   целях   обостряет внимание   учащихся   к   фактам   и   явлениям   окружающей   действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое   как   бы   приближается   к   сознанию   учащихся,   становится   для   них реальной   действительностью   и,   когда   на   уроке   истории   они   сталкиваются   с материалом   и   событиями   им   уже   знакомыми,   усвоение   знаний   происходит значительно   лучше   потому,   что   исторический   материал   ложиться   на   уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от   близких,   доступных   непосредственному   наблюдению   фактов   и   явлений   к глубоким   выводам   и   обобщениям   исторической   науки,   т.е.   организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем. Местный   материал   очень   важен   при   установлении   связи   исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики   и   культуры.   Краеведение   создает   благоприятные   условия   для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе   разнообразных   элементов   поиска   и   исследования,   широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Благодаря   краеведению   ученик   имеет   возможность   глубже   уяснить положения: история ­ это история людей; каждый человек ­ соучастник бытия прошлого,  настоящего  и  будущего;  корни человека  ­  в истории  и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны; в ходе исторического процесса передаются   из   поколения   в   поколение   вечные,   непреходящие   ценности личности:   трудолюбие,   честность,   справедливость,   совестливость,   чувство национального   достоинства,   дружбы   между   народами,   уважения   к   старшим поколениям,   долга   и   милосердия;   труд   ­   основной   источник   духовного   и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. В   конечном   итога,   реализация   основных   приоритетов   государственной политики,   в   ее   краеведческом   аспекте,   позволит   реализовать   главное   – воспитание достойного гражданина Донецкой Народной Республики.

Круглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен:  современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен:  современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен:  современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен:  современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен:  современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"

Круглый стол: "Живая связь времен:  современные аспекты краеведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2017