Предоставлены материалы к круглому столу «Живая связь времен: современные аспекты краеведения»
на тему: «ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ», в котором освещены краеведческие аспекты в контексте государственной политики в области воспитания в Донецкой Народной РеспубликеКруглый стол: "Живая связь времен: современные аспекты краеведения"
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
КРУГЛЫЙ СТОЛ
на тему:
«Живая связь времен:
современные аспекты краеведения»
ДОКЛАД
на тему:
«ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»
по воспитательной работе
Шулак В.Л., заместитель директора
МОУ «Школа №1 города Докучаевска»г. ДОКУЧАЕВСК – 2017
Вопрос воспитания является очень важным в развитии любого
государства. Но актуальность для Донецкой Народной Республики эта задача
несет первоочередной характер. Об этом было сказано и Главой ДНР
А.В.Захарченко: «Основная задача нашего государства воспитать такое
поколение, которое с гордостью и честью возьмет наше знамя, если потребуется,
оружие в руки и отстоит родную землю и отчий дом. И это зависит от всех нас!
Невозможно привить чувство патриотизма в школе, если этого нет в семье».
Система образования формируется государством.
Государство
определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и
направления (перспективы) развития.
Ведущую роль в области образования играют принципы государственной
политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных
учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все
образовательные программы строятся с учетом этих принципов.
Принципы государственной политики в области образования отражены в
Законе ДНР «Об образовании».
Регулирование отношений в сфере образования в Донецкой
Народной Республике основывается на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость
дискриминации в сфере образования;
3) доступность для каждого гражданина всех форм и типов образования,
которые предоставляются Донецкой Народной Республикой;
4) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья
человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание
взаимоуважения,
патриотизма,
ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования;
гражданственности,
трудолюбия,
5) единство образовательного пространства на территории Донецкой
Народной Республики, защита и развитие этнокультурных особенностей и
традиций народа Донецкой Народной Республики;
6) связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями;
7) создание благоприятных условий для интеграции системы образования
Донецкой Народной Республики с системами образования других государств на
равноправной и взаимовыгодной основе;
8) светский характер образования в государственных, муниципальных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
9) независимость образования от деятельности политических партий и
общественных организаций и др.
Приоритетной задачей нового десятилетия XXI века является разработка
и реализация национальной стратегии развития воспитания детей как системыдеятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус
социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на
основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и
современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.
Неотъемлемой составляющей образования является воспитание деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных
ценностей и принятых в обществе прав и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также нашло своё отражение в ГОС ОО и
актуализировано введением в действие «Концепции развития непрерывного
воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»,
утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой
Народной Республики 16.08.2017 г. № 832
Приоритеты государственной политики в области воспитания:
воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству,
национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к
авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и
обучение детей перед всеми иными лицами;
защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
обеспечение соответствия воспитания в системе образования
традиционным для Донецкой Народной Республики культурным, духовно
нравственным и семейным ценностям;
обеспечение условий для физического, психического, социального,
духовно нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей;
детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в
экстремальных условиях, детейжертв вооруженных и межнациональных
конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.);
формирование социальноактивной позиции личности по отношению к
окружающей действительности;
воспитание языковой культуры детей;
развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи,
общества, государства, образовательных, научных, иных общественных
организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнессообществ) в
совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего
поколения граждан Донецкой Народной Республики.
С учетом указанных приоритетов государственной политики, место
исторического краеведения в современном школьном образовании занимает
одно из ведущих направлений.Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни
познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о
трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно,
органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной
деятельности школьников).
Вопервых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов
учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Вовторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее
условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в
процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически
переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и
закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть,
кроме учебных пособий, научнопопулярная и научная литература, публикации в
местной и центральной периодической печати, материалы школьных и
государственных музеев, ресурсы Интернета.
Третий уровень изучение школьниками истории родного края в ходе
углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В
этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых
исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических
научных обществ, слушатели факультативов.
Из организационных форм историкокраеведческой работы в школе можно
выделить:
1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса
отечественной истории. Учитель включает элементы краеведения в рамки
учебных часов по курсу отечественной истории.
2. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с
углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях,
главным образом в полной средней школе.
3. Факультативные курсы.
4. Внеклассные занятия: работа кружков, научных ученических обществ,
клубов и лекториев.
В педагогической литературе и школьной практике историческое
краеведение нередко делят на три направления (организационные формы):
учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих
кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) и внешкольное
(проводимое под руководством учреждений дополнительного образования.
Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм условие успешной
организации и функционирования системы школьного исторического
краеведения.
Историческое краеведение является одним из источников обогащения
учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к
нему и формирования гражданской позиции ученика. Значение краеведческойработы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся
приобщиться к общественнополезной деятельности, связанной со сбором
исторического материала, в самых увлекательных для детей формах
экскурсиях, походах, играх и т.д.
Историкокраеведческий материал раскрывает учащимся связи родного
края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого
города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней
каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником
лучших традиций родного края.
Следует помнить, что школа также призвана прививать учащимся чувство
патриотизма, коллективизм. Само понятие «Родина» в детском возрасте
ассоциируется с тем местом, где находится родной дом, то есть с конкретным
городом или поселком. От того, насколько школьники знают и любят историю
своего края, зависит и глубина их патриотического чувства.
Задачи исторического краеведения чрезвычайно многообразны:
1. Формирование системы знаний о природе региона, его истории, быте и
культуре.
2. Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры
родного края, сохранение традиций.
3. Формирование творческой индивидуальности личности, усвоившей
духовные ценности и традиции малой родины, способной проектировать и
строить свою жизнь на основе ценностей родного края.
4. Побуждение интереса учащихся к своему прошлому.
5. Развитие умения получать информацию о родном крае из различных
источников и самостоятельно ориентироваться в ней.
6. Становление социальной ответственности личности через отношение к
конкретным проблемам развития региона.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает
свои познания, что служит основой для реализации личностью своих
гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае существенная
часть интеллектуального, культурного потенциала человека.
Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит
решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед
российской школой на современном этапе. Краеведческий принцип изучения
истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов
социальноэкономического, политического и культурного развития страны.
Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение
истории Отечества будет параллельно рассматриваться с явлениями местного
быта, местной природы, местной истории.
Историческое краеведение активизирует мыслительную деятельность
учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподаваниеистории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом
воспитании школьников.
Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет
внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности,
помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых
убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в
жизни. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся
очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое
прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них
реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с
материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит
значительно лучше потому, что исторический материал ложиться на уже
подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся
от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к
глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать
процесс познания наиболее естественным и доступным путем.
Местный материал очень важен при установлении связи исторического
прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в
раскрытии понятий о народе и его образе жизни, в изучении науки и техники,
экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для
организации различных заданий творческого характера, применение в учебной
работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого
использования местных источников и самостоятельной работы школьников.
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить
положения: история это история людей; каждый человек соучастник бытия
прошлого, настоящего и будущего; корни человека в истории и традициях
семьи, своего народа, в прошлом края и страны; в ходе исторического процесса
передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности
личности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство
национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим
поколениям, долга и милосердия; труд основной источник духовного и
материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития
общества.
В конечном итога, реализация основных приоритетов государственной
политики, в ее краеведческом аспекте, позволит реализовать главное –
воспитание достойного гражданина Донецкой Народной Республики.