Программа кружка по экспериментированию "Юный исследователь" для детей средней группы
Рабочая программа составлена для детей средней группы в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени, только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развивать системное видение мира, интеллектуальные и творческие способности.
Задачи :
- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- вызывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы; развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;
- навыки диалектического мышления, любознательность, творческий потенциал, фантазию, воображение;
- обучать решению прогнозных исследовательских задач.
Содержанием работы кружка «Юный исследователь» - является опытническая работа с предметами и явлениями живой и неживой природы. С детьми проводятся несложные опыты с различными объектами окружающего мира.
Через опыты можно ярко продемонстрировать свойства, качества явлений, их взаимосвязи. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.
Организация занятий кружка
Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут, всего 36 занятия в год. К занятиям допускаются все желающие дети.
Возраст детей: 4-5 лет.
Срок реализации кружка – 1 год,
Методы и формы работы.
Методы :
1.Словесный метод.
2. Практический метод.
3. Наглядный метод.
Виды детской деятельности и соответствующие им формы работы.
- Познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение, опытно-исследовательская работа, занимательный эксперимент).
- Коммуникативная деятельность (взаимодействие и речевое общение детей в совместной исследовательской деятельности; беседы)
- Игровая деятельность (дидактические игры экологического содержания).
- Восприятие художественной литературы (разгадывание загадок, чтение сказок, рассказов о явлениях и предметах окружающего мира)
Правила по технике безопасности
- Правила поведения в группе.
- Правила поведения при проведении эксперимента.
Работа с родителями
Цель работы: расширение и укрепление связей родителей с детским садом.
Ожидаемые результаты реализации Программы
К концу обучения дети должны знать:
- О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);
- О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками);
- О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.);
- О свойствах и функциях воды и воздуха.
К концу года дети должны уметь:
- Самостоятельно вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);
- Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
- Классифицировать предметы по признакам;
- Делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями;
- Быстро включаться в активный познавательный процесс.
К концу обучения дети должны иметь представление:
- О магнитах и их свойствах;
- О строении человека и его органах (глаза, нос, уши, рот и язык).
К концу обучения дети должны иметь навыки:
- Работать с различными материалами;
- Работать с различными инструментами;
- Самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.
Тематическое планирование работы кружка
Месяц/неделя |
Тема, литература |
Цель |
Материалы и оборудование |
Сентябрь 2 неделя |
"Мы – фокусники"
|
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. |
Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластинкой внутри. |
3 неделя |
"Горячо-тепло" |
Научить детей определять температурные качества веществ и предметов. |
Ёмкости с водой разной температуры, ванночка, кукла. |
4 неделя |
"Воздух и его свойства" |
Продолжать знакомить детей со свойствам воздуха заполнять все окружающее пространство |
Пластиковые стаканчики, емкости с водой, бумажные кораблики, трубочки по количеству детей. |
Октябрь 1 неделя |
"Свет вокруг нас" |
Определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру. |
Картинки с изображениями источников света(солнце, луна, фонарик, костер, звезды, светлячок и несколько предметов, которые не дают свет. |
2 неделя
|
"Волшебная рукавичка" . |
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. |
Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. |
3 неделя |
"Органы чувств" |
Уточнить представления детей о назначении отдельных органов чувств. Развивать слуховое внимание, тактильные ощущения. Активизировать словарь детей: нос, уши, глаза. |
Зеркала по количеству детей, "чудесный мешочек" с различными предметами, лист бумаги, ножницы, карандаши. |
4 неделя |
"Язычок-помощник" |
Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. |
Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами. |
Ноябрь 1 неделя |
"Зачем зайчику другая шубка?" |
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
2 неделя |
"Растворимость веществ в воде" |
Выделить свойства воды - она растворяет некоторые вещества. |
Стаканчики с водой, сахар, соль, краски, песок, ложки, кисти. |
3 неделя |
"Мыльные пузыри" |
Закрепить представления о свойствах воды, мыла. Познакомить со способ изготовления мыльных пузырей |
Ёмкость с водой, жидкое и твердое мыло, стаканчики, трубочки по количеству детей. |
4 неделя |
"Поиск воздуха" |
Обнаружить воздух. |
Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкости с водой. |
5 неделя |
"Как согреть руки?" |
Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). |
Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка. |
Декабрь 1 неделя |
"Что в пакете?" |
Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха(воздух легче воды). |
Два целлофановых пакета(один с водой, другой с воздухом)алгоритм описания свойств воздуха и воды. |
2 неделя |
"Лед-твердая вода" |
Доказать , что лед тоже вода |
Прозрачные стаканчики или миска, сосулька. |
3 неделя |
"Окрашивание воды" |
Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может меня свою окраску, запах, когда в ней растворяют окрашенные пахучие вещества. |
Емкость с водой(холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики. |
4 неделя |
"Изготовление цветных льдинок" |
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды- жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед(замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная) |
Емкости с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. |
Январь 2 неделя |
"Загадочные пузырьки" |
Обнаружить воздух в других предметах. |
Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина. |
3 неделя |
"Надувание мыльных пузырей" |
Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. |
Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор. |
4 неделя |
"Взаимодействие воды и снега" |
Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть –хрупкость, твёрдость |
Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки. |
Февраль 1 неделя |
"Что создала природа? Что создал человек?" |
Знакомить с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга. |
Предметы, сделанные руками человека (ткань, пластиковые и резиновые предметы) , предметы, созданные природой (камни, песок, ветки) |
2 неделя |
"Когда это бывает?" |
Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. |
Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток. |
3 неделя |
"Волшебная кисточка" |
Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. |
Палитры, красная, синяя, белая краски, по 4 контурных изображения воздушных шаров на каждого ребенка. |
4 неделя |
"Металл, его качества и свойства" |
Учить детей узнавать предметы из металла |
Шурупы, гайки, магниты, емкости с водой, картинка с изображением кузнеца. |
Март 1 неделя |
"Почему тает снег?" |
Установить зависимость изменений в природе от сезона. |
Емкости для снега. |
2 неделя |
"Что звучит?" |
Научить определять предмет по издаваемому звуку. |
Бумага, карандаш, дощечка, стакан, металлический предмет. |
3 неделя |
"Угадай-ка" |
Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. |
Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, и тд., мешочек, непрозрачные коробки одного размера. |
4 неделя |
"Пузырьки - спасатели" |
Выявить, что воздух легче воды. |
Стакан с водой, кусочки пластилина, размером с рисовые зернышки. |
5 неделя |
"Почему все звучит?" |
Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. |
Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда. |
Апрель 1 неделя |
"Стекло, его качества и свойства" |
Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структуру поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). |
Стеклянные стаканчики и трубочки, Окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
2 неделя |
"Ветер по морю гуляет" |
Учиться обнаруживать воздух. |
Таз с водой, бумажный кораблик. |
3 неделя |
"Резина, ее качества и свойства" |
Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). |
Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
4 неделя |
"Пластмасса, ее качества и свойства" |
Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). |
Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
Май 1 неделя |
"Почему песок хорошо сыплется?" |
Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. |
Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. |
2 неделя |
"Знакомство с микроскопом" |
Познакомить детей с микроскопом, выявить интерес к рассматриванию предметов через микроскоп. |
Микроскоп, лупа, предметные стекла, игрушка, листочек. |
3 неделя |
"Ветер"
|
Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. |
Емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. |
4 неделя |
"Где вода?" |
Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. |
Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методическое пособие О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой - «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: Т Ц Сфера, 2013. – 192с. ( Ребенок в мире поиска),
2. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование.–М., 2005 Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г.,
3. Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г.,
4. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2,
5. Рыжова Н. Игры с водой и песком. //
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.