Кружковая работа в средней группе
Оценка 4.9

Кружковая работа в средней группе

Оценка 4.9
docx
25.09.2023
Кружковая работа в средней группе
Комплекс коммуникативно-лингвистических игр, направленных на развитие речевой культуры детей старшего дошкольного возраста.
кружковая работа средняя группа.docx

Программа кружка по экспериментированию "Юный исследователь" для детей средней группы

Рабочая программа составлена для детей средней группы в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени, только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развивать системное видение мира, интеллектуальные и творческие способности.

Задачи :

- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;

- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

- вызывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы; развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;

- навыки диалектического мышления, любознательность, творческий потенциал, фантазию, воображение;

- обучать решению прогнозных исследовательских задач.

Содержанием работы кружка «Юный исследователь» -  является опытническая работа с предметами и явлениями живой и неживой природы. С детьми проводятся несложные опыты с различными объектами окружающего мира.

Через опыты можно ярко продемонстрировать свойства, качества явлений, их взаимосвязи. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Организация занятий кружка

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут, всего 36 занятия в год. К занятиям допускаются все желающие дети.

Возраст детей: 4-5 лет.

Срок реализации кружка – 1 год,

Методы и формы работы.

Методы :

1.Словесный метод.

2. Практический метод.

3. Наглядный метод.

Виды детской деятельности и соответствующие им формы работы.

-  Познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение, опытно-исследовательская работа, занимательный эксперимент).

-  Коммуникативная деятельность (взаимодействие и речевое общение детей в совместной исследовательской деятельности; беседы)

- Игровая деятельность (дидактические игры экологического содержания).

- Восприятие  художественной литературы (разгадывание загадок, чтение сказок, рассказов о явлениях и предметах окружающего мира)

Правила по технике безопасности

- Правила поведения в группе.

- Правила поведения при проведении эксперимента.

Работа с родителями

Цель работы: расширение и укрепление связей родителей с детским садом.

Ожидаемые результаты  реализации Программы

К концу обучения дети должны знать:

- О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

- О  природных  явлениях (времена  года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками);

- О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.);

- О свойствах и функциях воды и воздуха.

К концу года дети должны уметь:

- Самостоятельно вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

- Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

- Классифицировать предметы по признакам;

- Делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями;

-  Быстро включаться в активный познавательный процесс.

К концу обучения дети должны иметь представление:

- О магнитах и их свойствах;

- О строении человека и его органах (глаза, нос, уши, рот и язык).

К концу обучения дети должны иметь навыки:

- Работать с различными материалами;

- Работать с различными инструментами;

- Самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.

 

Тематическое планирование работы кружка

Месяц/неделя

Тема, литература

Цель

Материалы и оборудование

Сентябрь

2 неделя

"Мы – фокусники"

 

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластинкой внутри.

3 неделя

"Горячо-тепло"

Научить детей определять температурные качества веществ и предметов.

Ёмкости с водой разной температуры, ванночка, кукла.

4 неделя

"Воздух и его свойства"

Продолжать знакомить детей со свойствам воздуха заполнять все окружающее пространство

Пластиковые стаканчики, емкости с водой,  бумажные кораблики, трубочки по количеству детей.

Октябрь

1 неделя

"Свет вокруг нас"

Определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру.

Картинки с изображениями источников света(солнце, луна, фонарик, костер, звезды, светлячок и несколько предметов, которые не дают свет.

2 неделя

 

 

 

"Волшебная рукавичка"

.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

3 неделя

"Органы чувств"

Уточнить представления детей о назначении отдельных органов чувств. Развивать слуховое внимание, тактильные ощущения. Активизировать словарь детей: нос, уши, глаза.

Зеркала по количеству детей, "чудесный мешочек" с различными предметами, лист бумаги, ножницы, карандаши.

4 неделя

"Язычок-помощник"

Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.

Ноябрь

1 неделя

"Зачем зайчику другая шубка?"

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

2 неделя

"Растворимость веществ в воде"

Выделить свойства воды - она растворяет некоторые вещества.

Стаканчики с водой, сахар, соль, краски, песок, ложки, кисти.

3 неделя

"Мыльные пузыри"

Закрепить представления о свойствах воды, мыла. Познакомить со способ изготовления мыльных пузырей

Ёмкость с водой, жидкое и твердое мыло, стаканчики, трубочки по количеству детей.

4 неделя

"Поиск воздуха"

Обнаружить воздух.

Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкости с водой.

5 неделя

"Как согреть руки?"

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

Декабрь

1 неделя

"Что в пакете?"

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха(воздух легче воды).

Два целлофановых пакета(один с водой, другой с воздухом)алгоритм описания свойств воздуха и воды.

2 неделя

"Лед-твердая вода"

Доказать , что лед тоже вода

Прозрачные стаканчики или миска, сосулька.

3 неделя

"Окрашивание воды"

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может меня свою окраску, запах, когда в ней растворяют окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой(холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

4 неделя

"Изготовление цветных льдинок"

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды- жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед(замерзать на холоде, принимать форму емкости, в  которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная)

Емкости с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Январь

2 неделя

"Загадочные пузырьки"

Обнаружить воздух в других предметах.

Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

3 неделя

"Надувание мыльных пузырей"

Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

4 неделя

"Взаимодействие воды и снега"

Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть –хрупкость, твёрдость

Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки.

Февраль

1 неделя

"Что создала природа? Что создал человек?"

Знакомить с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга.

Предметы, сделанные руками человека (ткань, пластиковые и резиновые предметы) , предметы, созданные природой (камни, песок, ветки)

2 неделя

"Когда это бывает?"

Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

3 неделя

"Волшебная кисточка"

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитры, красная, синяя, белая краски, по 4 контурных изображения воздушных шаров на каждого ребенка.

4 неделя

"Металл, его качества и свойства"

Учить детей узнавать предметы из металла

Шурупы, гайки, магниты, емкости с водой,  картинка с изображением кузнеца.

Март

1 неделя

"Почему тает снег?"

Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Емкости для снега.

2 неделя

"Что звучит?"

Научить определять предмет по издаваемому звуку.

Бумага, карандаш, дощечка, стакан, металлический предмет.

3 неделя

"Угадай-ка"

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, и тд., мешочек, непрозрачные коробки одного размера.

4 неделя

"Пузырьки - спасатели"

Выявить, что воздух легче воды.

Стакан с водой, кусочки пластилина, размером с рисовые зернышки.

5 неделя

"Почему все звучит?"

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда.

Апрель

1 неделя

"Стекло, его качества и свойства"

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять     его качества (структуру поверхности, толщина, прозрачность) и свойства

(хрупкость, плавление, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки,

Окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

2 неделя

"Ветер по морю гуляет"

Учиться обнаруживать воздух.

Таз с водой, бумажный кораблик.

3 неделя

"Резина, ее качества и свойства"

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

4 неделя

"Пластмасса, ее качества и свойства"

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Май

1 неделя

"Почему песок хорошо сыплется?"

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

2 неделя

"Знакомство с микроскопом"

Познакомить детей с микроскопом, выявить интерес к рассматриванию предметов через микроскоп.

Микроскоп, лупа, предметные стекла, игрушка, листочек.

3 неделя

"Ветер"

 

Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

4 неделя

"Где вода?"

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Методическое  пособие О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой - «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: Т Ц  Сфера, 2013. – 192с. ( Ребенок в мире поиска),

2. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование.–М., 2005 Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г.,

3. Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г.,

4. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2,

5. Рыжова Н. Игры с водой и песком. //


 

Программа кружка по экспериментированию "Юный исследователь" для детей средней группы

Программа кружка по экспериментированию "Юный исследователь" для детей средней группы

Организация занятий кружка Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут, всего 36 занятия в год

Организация занятий кружка Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут, всего 36 занятия в год

Самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования

Самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования

Активизировать словарь детей: нос, уши, глаза

Активизировать словарь детей: нос, уши, глаза

Два целлофановых пакета(один с водой, другой с воздухом)алгоритм описания свойств воздуха и воды

Два целлофановых пакета(один с водой, другой с воздухом)алгоритм описания свойств воздуха и воды

Взаимодействие воды и снега"

Взаимодействие воды и снега"

Бумага, карандаш, дощечка, стакан, металлический предмет

Бумага, карандаш, дощечка, стакан, металлический предмет

Резина, ее качества и свойства"

Резина, ее качества и свойства"

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Методическое пособие

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Методическое пособие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2023