«Утверждено»
Замдиректором ГСОШ № 307
Литт М.П. ________________
ЗАНЯТИЕ В КРУЖКЕ «В МИРЕ ГРАММАТИКИ» НА ТЕМУ :
«Что мы знаем о тексте ?»
Подготовила классный руководитель 5 « И » класса
Ражабова С.М.
Ташкент 2020
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ТЕКСТЕ?
Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.
Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать).
Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.
Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение).
Признаки текста.
Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.
Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.
Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль.
Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.
Пятым признаком текста является смысловая и грамматическая связь предложений в тексте.
Шестым признаком текста является стилевое единство, т.е. текст всегда оформляется в рамках определенного стиля речи.
Теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст? Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.
Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
Существует пять стилей текста – это знает ребёнок 4 класса, но не каждый взрослый их вспомнит. Поэтому повторяем в экспресс-режиме. 1. Разговорный стиль . Он применяется при неформальном общении и написании статей в разговорном стиле – банально, но честно. В нём могут использовать жаргонизмы, профессиональный сленг и резкие выражения. Когда он применим? Если ваша целевая аудитория – это пацаны с района, а вы продаёте биты и алкогольные коктейли, то лучше писать на языке пацанов с района. Ваша ЦА учёные? Я не знаю, как разговаривают учёные…
Разговорным стилем можно аккуратно разбавлять статьи – это полезно. 2. Художественный стиль . Цветаева, Стивен Кинг и копирайтер, решивший стать писателем. Я не знаю, где используется художественный стиль в рекламных и продающих текстах. Шучу, знаю, это истории и диалоги, но использовать эти приёмы нужно в меру. Ведь 90% художественного стиля – это свежая, чистая вода, которая струится из родников Алтайских гор прямо в ваш текст. 3. Публицистический стиль . Вот это основной стиль копирайтера. Для него характерна: лаконичность, информационная насыщенность и доходчивость изложения. Это рубленая проза с риторическими вопросами, общением с читателем и лёгкой эмоциональной окраской. Он создан, чтобы давать информацию и, внимание, воздействовать на массы людей и призывать их к действию. Это продающий или рекламный текст. Вы так не считаете? Отправляйтесь читать Крылова. 4. Научный стиль . Определения и сухие термины. Научный стиль – это враг «уникального» текста. Но его можно умело использовать. Ведь для научного стиля характерна точность описания, логичность повествования, примеры с цифрами и фактами . 5. Официально-деловой стиль . Сухой, как савана в засуху. Деловой стиль – это точная и конкретно поданная информация. В таком стиле пишутся коммерческие предложения (КП) для руководителей отделов продаж и компаний. Копирайтеры наверняка это знают: зачем вы мне пишите, кто вы, что предлагаете, какая моя выгода и так далее. Лучше уместить всё на одной странице и оформить графически.
Три основных типа текста: 1.Повествование (вам рассказывают о чём-либо); 2.Описание (тут главное: описать предмет, действие, услугу всеми возможными способами – мир прилагательных); 3.Рассуждение (причинно-следственные отношения предложений и личное мнение – это признак рассуждения).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.