«Утверждено»
Замдиректором ГСОШ № 307
Литт М.П. ________________
ЗАНЯТИЕ В КРУЖКЕ «В МИРЕ ГРАММАТИКИ» НА ТЕМУ :
«Занимательный синтаксис»
Подготовила классный руководитель 5 « И » класса
Ражабова С.М.
Ташкент 2020
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС .
Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый? Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.
Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи. Что касается текста, то некоторые современные лингвисты рассматривают его в синтаксисе, а другие – в специальном разделе лингвистики – текстоведении.
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание – это первая и самая маленькая синтаксическая единица.
Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств. Предложение – это вторая синтаксическая единица.
Текст – это сочетание нескольких тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, представляющих более полное по сравнению с отдельным предложением развитие мысли. Текст – это третья и самая большая синтаксическая единица.
Синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает построение словосочетаний, предложений и текста.
Словосочетание, предложение, текст – основные единицы синтаксиса. Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая.
Но синтаксис тесно связан с пунктуацией.
Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой /лат. «пунктум» – точка, греч. «грамма» – знак, буква. Значит, делаем вывод, что пунктуация /лат. «пунктум» – точка/ - раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки.
Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме. Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации. Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка). Русский лингвист Ф. И. Буслаев сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».
Функции знаков в препинания
Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.
Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.
Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.
Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.
Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст. Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении. Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.
А теперь самое время попрактиковаться.
I. Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «прилаг.+сущ.»
1. В небе раздавались тревожные крики птиц.
2. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката.
3. Тонким льдом покрылась река, как в сказке.
4. Ночью на небе поблескивала яркая звезда.
5. Мальчик внимательно следил за ныряющими в воде утками.
II . Расставьте нужные знаки препинания в предложениях в соответствии с условием.
1. Запятая ставится между частями сложного предложения.
Прошло жаркое лето и наступила осень.
Стояли ясные дни птицы готовились к перелету.
С утра был туман но к завтраку погода разгулялась.
Приближался конец сентября а холода еще не наступали.
Начался ливень и мы побежали к сторожке.
Я взяла банку и увидела что вся она полна муравьями.
Когда я уходила из кладовой я посмотрела еще раз на банку.
Учитель объявил что нас класс пойдет в поход.
2. Запятая ставится между однородными членами предложения при бессоюзной связи и при повторяющихся союзах.
Ласточки грачи дрозды жаворонки соловьи осенью улетают в теплые края.
Перед отлетом они волнуются кричат суетятся.
Перелетные птицы направляются на Кавказ в Крым в Египет.
Искры летели налево направо вверх.
Кузнечики сверчки и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку.
Туча прошла а дождя не принесла.
Месяц светит но не греет.
Щеки румяны и полны и смуглы.
Их и поит и кормит и ответ держать велит.
3. Запятая ставится для выделения обращений.
О чем ты девочка плачешь?
Что царевич ты не весел?
Здравствуйте Иван Федорович!
Ребята не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку!
Не уходи Игорь помоги мне пожалуйста решить задачу.
Где ты был Сережа?
Мама разреши мне сегодня пойти в кино.
Вероника где ты отдыхала?
4. Запятая ставится при оформлении прямой речи.
И сказала скалка Мне Федору жалко.
И заплакали блюдца Не лучше ль вернуться?
И зарыдало корыто Увы, я разбито!
И чайник шепнул утюгу Я дальше идти не могу.
Стой братцы стой кричит Мартышка.
Ах ты обжора Ах злодей тут Ваську Повар укоряет.
Здравствуй сестрица что ты кушаешь спрашивает волк.
5. Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
В тайге водятся хищные животные волки рыси.
На столе лежали инструменты молоток долото пила клещи.
Летом ребята приносили разные цветы ромашки васильки колокольчики.
В вазе лежали фрукты яблоки груши сливы.
6. Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью.
А рыженькая учит Ты братец ступай на реку опусти хвост в прорубь.
Мы попросили лесника Проводи нас дедушка!
Он пригласил Ступайте ребята за мной!
Девочка протянула руку и спросила Это у вас есть слепой мальчик?
Маршал поднял голову и недовольно спросил Кто вы сударь?
III. Перепиши текст, вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.
Белые фонарики.
Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой.
Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят…ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.
(Н.А. Надеждина)
IV. Выполни задания к тексту.
1. Синтаксический разбор последнего предложения (подчеркнуть все слова как члены предложения, над каждым словом указать часть речи, дать характеристику предложения).
2. Морфемный разбор следующих слов:
Г…ловками, б…льшими, славят…ся
3. Выпиши этикетное слово из текста. Какова его роль?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.