Кружок "Юный конструктор"
Оценка 4.6

Кружок "Юный конструктор"

Оценка 4.6
docx
24.10.2022
Кружок "Юный конструктор"
работчая программ оригенал.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 комбинированного вида»

 

«Рассмотрено»                                                                  «Утверждено

На Педагогическом совете №                                          Заведующей

Протокол №___ от «__»___2022 год                               МДОУ «Детский сад  №      »

                                                                                              ____________ФИО  руководителя

                                                                                              Приказ № ___ от «____»____2022 г

                                                   

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа –

по конструктивно – модельному направлению

«Юный конструктор»

для детей 5 - 6 лет

 

 

                                                                            Разработала:

                                                                                            Воспитатель I кв. кат.

                                                                                      ФИО воспитателя

 

 

Саранск, 2022 год

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.  Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Направленность программы Содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей. Игры с пальчиками и конструктором Лего создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Новизна программы Данная программа составлена на основе: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева.,  А.Г. Гогоберидзе., О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352с.

Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 С.

Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. – М.: ИД «Цветной мир», 2018. – 200с., 3-е издание, перераб.  и доп.

 Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы: 1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт).  По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для  дошкольника мир техники. ЛЕГО - конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.  ЛЕГО – конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение,  фантазирование служат для достижения этого.

Практическая значимость:  Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Цель и задачи программы:

Цель: Познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно, выполнять инструкцию, и грамотно организовывать процесс конструирования.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей с основными компонентами конструкторов: LEGO DUPLO (большая коробка с кубиками);   Конструктор Mag-Building Carnival GB-W36; конструктор: «Томик».

Развивающие: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

-        учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;

-        развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек;

-        закрепить знания детей об окружающем мире;

-        выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностям в конструктивной деятельности.

Воспитательная: воспитывать ответственность, коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей.

Принципы и методы обучения:

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

-        личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);

-        природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

-        сотрудничества;

-        систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

-        «от простого - к сложному».

Основные приемы обучения:

Конструирование по образцу: Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).

Конструирование по модели: В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.

Конструирование по заданным условиям: Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа

приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:  На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.

Конструирование по замыслу: Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.

Формы и методы, используемые для реализации программы:

-        Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых);

-        Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)

-        Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, Физминутка).

В реализации данной образовательной программы участвуют дети 5-6 лет.

Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы: в течение 2022 – 2023 учебных годов.

Реализация данной дополнительной образовательной программы рассчитана на три этапа:

Этапы реализации программы:

Первый этап: подготовительный этап

1. Разработка процедур реализации рабочей программы.

2. Подбор учебно-дидактического и методического материала по сопровождению Программы.

3. Составление перспективного плана со структурой этапов, сроков и распределением задач.

4. Входящий мониторинг уровня знаний дошкольников.

Второй этап: Практическая реализация программы

1. Внедрение авторского проекта.

2. Разработка консультаций, памяток для родителей, обеспечивающих эффективность реализации Программы.

Третий этап: Аналитика эффективности реализации программы в реальной социально-образовательной практике

1. Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами.

2. Обобщение опыта работы по Программе и его презентация на родительском собрании.

Формы и режим занятий: Форма занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию.

Данная программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения с октября по май. Познавательный материал в объеме 61 часа в год Программа предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и       нормами»: 25 минут в старшей  группе. Занятия проводятся в помещении группы № 7, во второй половине дня.

Ожидаемый результат: - Дети умеют действовать по простому алгоритму, схеме, образцу.

- У детей сформирована познавательная и исследовательская активность, стремление к умственной деятельности, они проявляют творчество, инициативу.

- У детей развита мелкая моторика рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

- У детей развита внимание, память, образное и пространственное мышление.

- У дошкольников развит интерес к моделированию и конструированию, творчеству.

- Усовершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое оснащение, оборудование: Совместная деятельность проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда: столы, стулья (по росту и количеству детей); интерактивная доска; демонстрационный столик; технические средства обучения (ТСО) - компьютер; презентации и учебные фильмы (по темам занятий); игрушки для обыгрывания; технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи; картотека игр.  Оборудование:

  • комплект столов и стульев для дошкольников;
  • доска;
  • стол для педагога;
  • комплекты аудиозаписей;
  • компьютер;
  • фольга;
  • пластилин;
  • карандаши;
  • леска; веревочки;
  • цветные бусины

LEGO DUPLO (большая коробка с кубиками);  Конструктор Mag-Building Carnival GB-W36; конструктор: «Томик».

Экранно-звуковые пособия:

         CD-диски;

мультимедийные презентации.

 

                   

 

 

 

 

 

                                               Литература:

1.     Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева., А.Г. Гогоберидзе., О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352с.

2.     Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 С.

3.     Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. – М.: ИД «Цветной мир», 2018. – 200с., 3-е издание, перераб.  и доп.

        4.  Интернет ресурсы: https://fanclastic.ru/; http://фгос-игра.рф/

       5. Материалы из программы курсов повышения квалификации по данной теме. https://xtern.ru/. Центр дополнительного профессионального образования «Экстерн».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 комбинированного вида» «Рассмотрено» «Утверждено

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 комбинированного вида» «Рассмотрено» «Утверждено

Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев

Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев

Направленность программы Содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей

Направленность программы Содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей

Использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности

Использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности

Воспитательная: воспитывать ответственность, коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей

Воспитательная: воспитывать ответственность, коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей

При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление

При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление

Формы и методы, используемые для реализации программы: -

Формы и методы, используемые для реализации программы: -

Данная программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения с октября по май

Данная программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения с октября по май

Материально-техническое оснащение, оборудование:

Материально-техническое оснащение, оборудование:

Литература: 1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/

Литература: 1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022