Программа
математического кружка
«Юный математик»
для учащихся 5-6 классов
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования. Это математический кружок спланирован для учащихся 7 классов. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по данной программе принимаются все желающие учащиеся седьмых классов.
Каждое занятие проводится 1 раз в неделю. Всего 35 часов.
В век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особенно в начале обучения в основной школе являются математические кружки.
Основная задача обучения
математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися
системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни
и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания
интереса к математике вводится данный курс.
Математический кружок позволяет
ученикам утвердиться в своих способностях. Учебные занятия по данной программе
позволяют желающим развить свои интеллектуальные и творческие способности.
В процессе занятий формируются ууд, развиваются коммуникативные свойства
личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии. В работе кружка используются творческие работы, проектная деятельность и другие инновационные технологии, которые направлены на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы.
При отборе содержания и структурирования программы использованы обще-дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Основными целями проведения кружковых занятий являются:
1. Привитие интереса учащихся к математике.
2. Углубление и расширение знаний по математике.
3. Выработка навыков устного счета.
4. Развитие математического и логического мышления.
5. Воспитание ответственности, усидчивости, целеустремлённости, способности к взаимопомощи и сотрудничеству.
Задачи данного курса:
1. Пробудить желание каждого заниматься изучением математики.
2. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения математики.
3. Создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы.
4. Повышение математической культуры ученика.
Каждое занятие включает себя:
-приемы устного счета;
-рассказ на математическую тему;
-«золотые мысли» математиков и о математике;
-решение логических задач.
-решение задач повышенной трудности;
-игру (играя, проверяем, что умеем и знаем)
- занимательные задачи, стихи;
-биографические миниатюры.
Используемая литература. 1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с. – (Школьные олимпиады). 2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. С.208. 3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003. С.128. 4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. (500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В. Заболотнева - Волгоград: Учитель, 2006. 5. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах / сост. В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
В работе кружка используются материалы сайта http://www.smekalka.pp.ru/
Материально-техническое обеспечение программы:
Компьютер.
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.
Комплект презентаций по математике, истории математики.
Медиатека учителя.
Предполагаемый результат - проведение и успешное участие в математических соревнованиях, олимпиадах, повышение качества обученности учащихся.
№ занятия |
Содержание |
Количество часов |
1. |
Организационное занятие. Из истории математики: Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай), Древняя Греция, Индия, страны Ислама. Выбор тем для творческих и проектных работ. |
1 |
2. |
История развития понятия числа. Числа – карлики. Числа – великаны. Запись цифр и действий у других народов. |
1 |
3. |
Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел на 11. Решение логических задач с помощью таблиц. |
1 |
4. |
Решение логических задач. Знакомство с принципом Дирихле и решение задач на его применение. |
1 |
5. |
Приемы устного счета. Интересный способ умножения. Решение логических задач, решаемых с конца. |
1 |
6. |
Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5». Биографическая миниатюра: Пифагор (презентация). Игра «Буриме» с использованием чисел |
1 |
7. |
Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач. Литературная страничка. Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. |
1 |
8. |
Считаем устно. Лабиринты. Решение логических задач матричным способом. Старинная восточная притча. |
1 |
9. |
Приемы устного счета. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающих на 25. Графы. Круги Эйлера. Решение логических задач с помощью графов. |
1 |
10. |
Приемы устного счета. Простые числа. Решение задач на переливание. |
1 |
11. |
Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Решение задач на взвешивание |
1 |
12. |
Тренировка памяти и внимания. Биографическая миниатюра. Архимед (презентация). Числовые ребусы и головоломки |
1 |
13. |
Приемы устного счета. Задача-сказка «Иван Царевич и Кащей Бессмертный, умевший считать только до 10» Математические мотивы в художественной литературе. Задачи в стихах. |
1 |
14. |
Приемы устного счета. Умножение на 155 и 135. Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части, игры с пентамино. |
1 |
15. |
Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел, близких к 100. Оригами. |
1 |
16. |
Считаем устно. Биографическая миниатюра. И.Ньютон (презентация). Решение олимпиадных задач прошлых лет. |
1 |
17. |
Приемы устного счета. Деление на 5 (50), 25 (250). Составление и решение математических кроссвордов. |
1 |
18. |
Интересные свойства чисел. Биографическая миниатюра. Л.Ф. Магницкий. Задачи на раскраску. |
1 |
19. |
Приемы устного счета. Еще один способ сложения многозначных чисел. Задачи на части и соотношения. |
1 |
20. |
Приемы устного счета. Умножение на 9, 99, 999. Задачи со спичками. |
1 |
21. |
Некоторые особые случаи счета. Решение олимпиадных задач прошлых лет. |
1 |
22. |
Приемы устного счета. Умножение на 111. Биографическая миниатюра. Н.И. Лобачевский. Из истории интересных чисел. Число П. |
1 |
23. |
Приемы устного счета. Биографическая миниатюра. П.Л.Чебышев. Простые числа. Решение олимпиадных задач. Число Шехерезады. Поэтическая страничка. |
1 |
24. |
Приемы устного счета. Мгновенное умножение. Конкурс презентаций по теме: «Математика вокруг нас». |
1 |
25. |
Приемы устного счета. Умножение крестиком. Распространение десятичных дробей. Решение олимпиадных задач. Знакомьтесь, новый знак «!» (факториал) |
1 |
26. |
Приемы счета. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел. |
1 |
27 |
Устный счет. Признаки делимости. Решение задач с использованием признаков делимости. |
1 |
28. |
Биографическая миниатюра. Эйлер. Топология. Построение фигур одним росчерком пера. |
1 |
29. |
Приемы счета. Умножение однозначного или двузначного числа на 37. Решение олимпиадных задач прошлых лет. |
1 |
30. |
Логические задачи. Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. |
1 |
31. |
Считаем устно. Решение логических и нестандартных задач. |
1 |
32 |
Решение логических и нестандартных задач. |
1 |
33 |
Внеклассное мероприятие «Жизнь и деятельность Я.И. Перельмана и его занимательные задачи» |
1 |
34 |
Праздник математики. Конкурс творческих и проектных работ. |
1 |
35 |
Заключительное заседание. Подведение итогов работы кружка. Блицконкурсы на знание проблемного материала, сообразительность, быстроту счета. Награждение самых умных, способных, активных. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.