Кружок Занимательный русский. Программа + КТП

  • doc
  • 28.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занимательный русский язык 15-16.doc

 

Рассмотрена и принята на педагогическом совете

        № ____ от «___»  ____ 201_ г.

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 


Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

Направление: общеинтеллектуальное.

Возраст обучающихся: 1-4 класс.

 

 

 

Оглавление

1.Пояснительная записка. 3

1.1.Назначение, актуальность и особенности курса. 3

1.2.Цель и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся. 4

1.3.Организация образовательного процесса. 4

1.4. Виды, формы и методы деятельности. 5

1.5. Описание ценностных ориентиров содержания курса. 6

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 7

2.1. Содержание программы 1 года обучения. 7

2.2. Содержание программы 2 года обучения. 10

2.3. Содержание программы 3 года обучения. 13

2.4. Содержание программы 4 года обучения. 15

3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 20

4. Тематическое планирование. 23

4.1. Учебно-тематический план первого года обучения. 23

4.2. Учебно-тематический план второго года обучения. 23

4.3. Учебно-тематический план третьего года обучения. 24

4.2. Учебно-тематический план четвертого года обучения. 24

7.1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения. 24

7.2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения. 26

7.3. Календарно-тематическое планирование 3 года обучения. 27

7.4. Календарно-тематическое планирование 4 года обучения. 28

5.Мониторинговая карта отслеживания результатов освоения курса. 30

6.Описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 31

6.1. Методическое обеспечение образовательной деятельности. 31

6.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. 33

7. Приложения. 34

 

 

 

1.Пояснительная записка

1.1.Назначение, актуальность и особенности курса

       Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходят индивидуально – групповые занятия  “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Содержательные линии программы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и «Школа России» предоставляют настолько богатый материал для развития теоретического мышления, что требуют организации внеурочной деятельности интеллектуального направления.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “занимательной грамматике” побуждает учащихся расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

 

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому система занимательных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, создает условия для реализации воспитательных возможностей русского языка, усвоения этических норм речевого поведения. Таким образом, данная программа имеет ярко выраженную культурологическую направленность.

 

Включение элементов занимательности, широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по данной программе. В отборе материала к занятиям предполагается ориентация на связи с программным материалом по русскому языку,  учитывая необходимость осуществления преемственности между ступенями обучения.

Для воспитания этики общения целесообразно использовать ролевые игры. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Поскольку основным содержанием деятельности учащихся является освоение такого социального опыта, как лингвистические способы ориентации в действительности (понятия способы действия, модели и пр.), позволяющие выполнять занимательные (нестандартные) задания, участвовать в различного рода олимпиадах, программа относится к общеинтеллектуальному направлению.

1.2.Цель и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

·                   развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·                   приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·                   пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·                   развитие мотивации к изучению русского языка;

·                   развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·                   совершенствование общего языкового развития учащихся;

·                   углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·                   воспитание культуры обращения с книгой;

·                    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·                   развивать  смекалку и сообразительность;

·                   приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·                   развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·                   учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

1.3.Организация образовательного процесса

Программа предназначена для работы с учащимися 2-4 классов. Срок реализации программы – 3 года.

Нормативный часовой объем программы представлен в следующей таблице:

Год обучения

Продолжительность занятия

Периодичность, в неделю

Часов в неделю

Часов в год

1 год

30 минут

1 раз

1 час

33

2 год

35-40 минут

1 раз

1 час

34

3 год

40-45 минут

1 раз

1 час

34

4 год

45 минут

1 раз

1 час

34

Итого

 

135 часов

      

1.4. Виды, формы и методы деятельности

Особенностью МБОУ прогимназии № 133 является преподавание учебных предметов в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, как наиболее подходящее для развития, обучения и воспитания детей с высоким интеллектуальным потенциалом. Педагогический инструментарий системы развивающего обучения таков, что уроки нацелены не на формирование ЗУН, а на воспитание и развитие личности. Необходимость создания единого технологического поля в образовательном пространстве МБОУ подразумевает определенные методические требования и к занятиям в системе дополнительного образования.

 На занятиях по программе «Занимательный русский язык» используются, наряду с репродуктивным,  такие методы работы, как проблемный и частично-поисковый, как творческий в сочетании с алгоритмическим, индуктивный в сочетании с дедуктивным и практический в сочетании со словесным. Кроме того, как и на учебных занятиях в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова используются такие методы и приемы, как создание ситуации успеха, проблемной ситуации, проблемного диалога с детьми, организация поиска недостающего способа действий и моделирование способа действия. Используются на уроках задания-ловушки и некорректные задачи (с недостающими или лишними данными), позволяющие  формировать самоконтроль и самооценку учащихся. Используется на занятиях и работа в парах и группах различного состава, которая позволяет учащимся выполнять с помощью товарищей задания, которые они не смогли бы выполнить самостоятельно, т.е. работать в зоне ближайшего развития.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·                   занимательность;

·                   научность;

·                   сознательность и активность;

·                   наглядность;

·                   доступность;

·                   связь теории с практикой;

·                   индивидуальный подход к учащимся.

Дополнительная образовательная программа позволяет успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

·                  лекции;

·                  практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

·                  анализ и просмотр текстов;

·                  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

                       игровая;

                       теоретическая;

                       практическая.

 

Основные методы и технологии

·                   технология  разноуровневого обучения;

·                   развивающее обучение;

·                   технология  обучения в сотрудничестве;

·                   коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

1.5. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Содержание программы направлено на воспитание положительного отношения к основным общечеловеческим ценностям, таким как:

·        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. 

·        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

·        Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

·        Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для нравственной ориентации человека.

·        Ценность природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

·        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

·        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

·        Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

·        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

·        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

·        Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

·        Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

2.1. Содержание программы 1 года обучения.

Тема

Теория (узловые моменты, ключевые понятия) и практика (формы деятельности)

Виды деятельности

Формы организации

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Игровая

 

 

 

Познавательная

 

 

 

Проблемно-ценностное общение

 

 

 

Познавательные и этические беседы

 

Развлекательные, интеллектуальные и ролевые игры

 

Детские исследовательские проекты

 

Олимпиады

 

 

Конкурсы, фестивали

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р»

Тема 10. К тайнам звуков и букв. 

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.    

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток»

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка

Тема 21-22. На карнавале слов

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками

Тема 23.  В театре близнецов

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами

Тема 25. Новое представление

       Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей»

Тема 26. Необычный урок

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

 

Тема 27. Следопыты развлекают детей

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. . Почему их так назвали?    

 

Тема 29-30. К словам – родственникам

  Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

 

Тема 31. Экскурсия в прошлое

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

 

Тема 32. Полёт в будущее

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 33. Итоговое занятие.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

 

                                                                  

 

 

2.2. Содержание программы 2 года обучения.

Тема

Теория (узловые моменты, ключевые понятия) и практика (формы деятельности)

Виды деятельности

Формы организации

Тема 1. Как обходились без письма?

    

 Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Игровая

 

 

 

Познавательная

 

 

 

Проблемно-ценностное общение

 

 

 

Познавательные и этические беседы

 

Развлекательные, интеллектуальные и ролевые игры

 

Детские исследовательские проекты

 

Олимпиады

 

 

Конкурсы, фестивали

Тема 2. Древние письмена.

    

 Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность?

 

  Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.

 

   Звуки - смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?

   

 Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. 

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места.

    

 «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.

      

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные.

        

 Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные.

   

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».

     

 Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

      

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.

    

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».

     

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.

              

 

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.

      

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?

 

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо  всех приставках сразу.

 

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

 

Тема 27. Слова – «родственники».

 

 

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями?

 

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!».

 

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.

 

 

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

 

Тема 34. Итоговое занятие.

Олимпиада.

 

2.3. Содержание программы 3 года обучения.

Тема

Теория (узловые моменты, ключевые понятия) и практика (формы деятельности)

Виды деятельности

Формы организации

Тема 1.  Сказочное царство слов.

 

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Игровая

 

 

 

Познавательная

 

 

 

Проблемно-ценностное общение

 

 

 

Познавательные и этические беседы

 

Развлекательные, интеллектуальные и ролевые игры

 

Детские исследовательские проекты

 

Олимпиады

 

 

Конкурсы, фестивали

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов. 

 

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово». 

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.

 

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников.

 

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое .

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

 

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.

 

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13Встреча с зарубежными друзьями.

 

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке .

 

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы.

 

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова- омонимы .

 

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова .

 

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок.

 

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.

 

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24.  Искусство красноречия.

  

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25Праздник творчества и игры.

 

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова.

 

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29Анаграммы и метаграммы. 

 

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы.

       

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.  Откуда пришли наши имена.

 

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование.

 

 

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

 

Тема 34.  КВН по русскому языку.

 

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

 

2.4. Содержание программы 4 года обучения.

Тема

Теория (узловые моменты, ключевые понятия) и практика (формы деятельности)

Виды деятельности

Формы организации

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

 

 

 

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

 

Игровая

 

 

 

Познавательная

 

 

 

Проблемно-ценностное общение

 

 

 

Познавательные и этические беседы

 

Развлекательные, интеллектуальные и ролевые игры

 

Детские исследовательские проекты

 

Олимпиады

 

 

Конкурсы, фестивали

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

 

 

 

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

 

Тема  3.  Звуки не буквы! (1ч.)

 

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

 

Тема  4.  Звучащая строка. (1ч.)

 

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

 

 

. Тема  5. Банты и шарфы. (1ч.)

 

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.  «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

 

 

 

 

 

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

 

Тема  7.  Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

 

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

 

Лексикология (27 часов)

 

Тема  8.              Имена вещей. (1ч.)

 

 

 

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

 

Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

 

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

 

Тема 10.             В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

 

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 11.             Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

 

 

 

 

 

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

 

Тема 12.             Многозначность слова. (1ч.)

 

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

 

Тема 13.             «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

 

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

 

 Тема 14.            Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

 

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

 

Тема 15.             Как возникают названия. (1ч.)

 

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.             Слова – антиподы. (1ч.)

 

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.             Фразеологические обороты. (1ч.)

 

 

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

 Тема 18.            Словари «чужих» слов. (1ч.)

 

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

 

Тема 19.             Капитан и капуста. (1ч.)

 

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20.              «Он весь свободы торжество». (1ч.)

 

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.              Мы говорим его стихами. (1ч.)

 

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.)

 

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.)

 

 

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

 

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

Тема 25Смуглая Чернавка. (1ч.)

 

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.)

 

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

 

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.             Словарь- грамотей. (1ч.)

 

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

 

Тема 30.             Научная этимология. (1ч.)

 

 

 

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.             Какие бывают имена? (1ч.)

 

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32.              Древнерусские имена. (1ч.)

 

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

 

Тема33.              Отчество и фамилия. (1ч.)

 

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34.   Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

 

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

 

 

 

3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

            Достигаемые уровни воспитательного результата, характеристика их проявления, параметры  достижения (личностные и метапредметные результаты, позиционирование себя по отношению к деятельности, организуемой в соответствии с программой).

 

Уровень ВР

Характеристика уровня воспитательного результата

Параметры определения уровня воспитательного результата (ВР)

Позиционирование себя по отношению к деятельности, организуемой в соответствии с программой

Личностные и метапредметные результаты, позволяющие обучающемуся достичь данного уровня

Личностные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Первый

(1)

Приобретение обучающимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Приобретение ребенком знаний о законах устройства, загадках и развитии русского языка

 

Отношение к деятельности, как к общей ориентировочной  или досуговой.     На этом этапе ученик выступает в роли «слушателя», «зрителя», который соприкасается, знакомится с данной сферой деятельности, не заинтересован в том, чтобы каким-то образом принимать в ней участие.

 

·               учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

·               знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

·               установка на здоровый образ жизни;

·               чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

 

·          учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·          выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

 

·               строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·               строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·               устанавливать аналогии;

 

·               использовать речь для регуляции своего действия;

·               строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

·               задавать вопросы;

 

Второй

(2)

Формирование  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Приобретение ребенком опыта позитивного отношения к такой социальной ценности, как знание русской грамматики и стремления научиться ею пользоваться

 

Отношение к деятельности, как к жизненно необходимой, без которой невозможна реализация способностей. На этом уровне обучающийся выступает в роли «исполнителя», «ученика», стремится к формированию под руководством педагогов и с помощью родителей умений и навыков, без которых невозможна реализация в данной сфере деятельности.

 

·               ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

·               развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 

·          принимать и сохранять учебную задачу;

·          учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

·          адекватно воспринимать оценку учителя;

·          оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

·          вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

 

·               осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·               осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

·               использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

·               основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·               осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·               осуществлять синтез как составление целого из частей;

·               проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 

·               учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·               формулировать собственное мнение и позицию;

·               договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 

Третий (3)

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Приобретение ребенком опыта самостоятельного социального действия в сфере применения знания законов русского языка.

 

Отношение к деятельности, как к сфере выбранного интереса и самореализации. На этом уровне ребенок выступает в роли «исследователя», «творца», «организатора своих побед», сам (насколько это позволяют возрастные особенности) ставит перед собой задачи и (опираясь на помощь педагогов и родителей) успешно их решает.

 

·               внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·               широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·               основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·               ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

·               эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

·          планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·          - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·          различать способ и результат действия;

 

·               ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·               устанавливать причинно-следственные связи;

·               обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·               владеть общим приемом решения задач.

 

·               допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·               контролировать действия партнера;

·               адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

 

 

  4. Тематическое планирование

4.1. Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

К истокам слова

 

23 ч

 

6

17

2

Звуки и буквы

10

 

2

8

Всего часов:

33часов

8

25

 

 

 

4.2. Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Фонетика

 

21 часов

 

5

16

2

Морфемика. Секреты орфографии

13

 

3

10

Всего часов:

34 часов

8

26

 

 

 

 

4.3. Учебно-тематический план третьего года обучения

Тема

Часов

Теория

Практика

1

Лексика

 

18 часа

 

4

14

2

Занимательное словообразование

16

 

4

12

 

Всего часов

34 часов

8

26

 

 

4.2. Учебно-тематический план четвертого года обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Фонетика и орфэпия

7 часов

 

2

5

2

Лексикология. Занимательная лингвистика

27 часов

 

7

20

 

Всего часов

34

9

25

 

7.1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

Тема

Кол-во часов

Даты занятий в группах

 

 

 

 

 

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

 

 

 

 

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи

1

 

 

 

 

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов

2

 

 

 

 

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов

1

 

 

 

 

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов

1

 

 

 

 

Тема7. Чудесные превращения слов

1

 

 

 

 

Тема 8-9. В гости к Алфавиту

2

 

 

 

 

Тема 10. К тайнам звуков и букв. 

1

 

 

 

 

Тема 11. Встреча с Радугой

1

 

 

 

 

Тема 12. В Страну Говорящих Скал

1

 

 

 

 

Тема13. В глубь веков на Машине времени

1

 

 

 

 

Тема 14. В Королевстве Ошибок

1

 

 

 

 

Тема 15. В Страну Слогов

1

 

 

 

 

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.    

1

 

 

 

 

Тема 17. В удивительном городе Неслове

1

 

 

 

 

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов.

2

 

 

 

 

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным

1

 

 

 

 

Тема 21-22. На карнавале слов

2

 

 

 

 

Тема 23.  В театре близнецов

1

 

 

 

 

Тема 24. Конкурс знающих

1

 

 

 

 

Тема 25. Новое представление

1

 

 

 

 

Тема 26. Необычный урок

1

 

 

 

 

Тема 27. Следопыты развлекают детей

1

 

 

 

 

Тема 28. В Клубе весёлых человечков

1

 

 

 

 

Тема 29-30. К словам – родственникам

2

 

 

 

 

Тема 31. Экскурсия в прошлое

1

 

 

 

 

Тема 32. Полёт в будущее

1

 

 

 

 

Тема 33. Итоговое занятие.

1

 

 

 

 

 

7.2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

п/п

Тема курса

 

Кол-во часов

Даты занятий в группах

 

 

 

 

1

Как обходились без письма?

1

 

 

 

 

2

Древние письмена.

1

 

 

 

 

3

Как возникла наша письменность?

1

 

 

 

 

4

Меня зовут Фонема.

2

 

 

 

 

 

5

Для всех ли фонем есть буквы?

 

3

 

 

 

 

6

«Ошибкоопасные» места

1

 

 

 

 

7

Тайны фонемы

1

 

 

 

 

 

8

Опасные согласные

 

2

 

 

 

 

9

На сцене гласные

1

 

 

 

 

10

«Фонемы повелевают буквами»

1

 

 

 

 

11

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

 

 

 

 

 

12

Ваши старые знакомые.

 

1

 

 

 

 

13

Правила о непроизносимых согласных

2

 

 

 

 

14

Волшебное средство - «самоинструкция».

2

 

 

 

 

15

Строительная работа морфем.

1

 

 

 

 

16

Где же хранятся слова?

2

 

 

 

 

17

Поговорим о всех приставках сразу

2

 

 

 

 

18

Слова – «родственники».

2

 

 

 

 

19

Кто командует корнями?

3

 

 

 

 

20

«Не лезьте за словом в карман!»

2

 

 

 

 

21

«Пересаженные» корни.

1

 

 

 

 

22

Итоговое занятие.

1

 

 

 

 

 

7.3. Календарно-тематическое планирование 3 года обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

Даты занятий в группах

 

 

 

 

1

Сказочное царство слов .  

1

 

 

 

 

2

Путешествие в страну Слов.

2

 

 

 

 

3

Чудесные превращения слов.

2

 

 

 

 

4

В гостях у слов- родственников.

2

 

 

 

 

5

Добрые слова.

2

 

 

 

 

6

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

 

 

 

 

7

Новые слова в русском языке.

2

 

 

 

 

8

Встреча с зарубежными друзьями.

1

 

 

 

 

9

Синонимы в русском языке.

2

 

 

 

 

10

Слова- антонимы.

1

 

 

 

 

11

Слова- омонимы.

1

 

 

 

 

12

Крылатые слова.

1

 

 

 

 

13

В королевстве ошибок.

2

 

 

 

 

14

В стране Сочинителей.

2

 

 

 

 

15

Искусство красноречия.

2

 

 

 

 

16

Праздник творчества и игры.

1

 

 

 

 

17

Трудные слова.

2

 

 

 

 

18

Анаграммы и  метаграммы.

2

 

 

 

 

19

Шарады и логогрифы.

2

 

 

 

 

20

Откуда пришли наши имена.

2

 

 

 

 

21

КВН по русскому языку.

1

 

 

 

 

 

7.4. Календарно-тематическое планирование 4 года обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

Даты занятий в группах

 

 

 

 

1

Что такое орфоэпия?

1

 

 

 

 

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

 

 

 

 

3

Звуки не буквы!

1

 

 

 

 

4

Звучащая строка.

1

 

 

 

 

5

Банты и шарфы.

1

 

 

 

 

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

 

 

 

 

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

 

 

 

 

8

Имена вещей.

1

 

 

 

 

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

 

 

 

 

10

В царстве смыслов много дорог.

1

 

 

 

 

11

Как и почему появляются новые слова?

1

 

 

 

 

12

Многозначность слова.

1

 

 

 

 

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

 

 

 

 

14

Об одном и том же - разными словами.

1

 

 

 

 

15

Как возникают названия.

1

 

 

 

 

16

Слова – антиподы.

1

 

 

 

 

17

Фразеологические обороты.

1

 

 

 

 

18

Словари «чужих» слов.

1

 

 

 

 

19

Капитан и капуста.

1

 

 

 

 

20

«Он весь свободы торжество».

1

 

 

 

 

21

Мы говорим его стихами.

1

 

 

 

 

22

Слова, придуманные писателями.

1

 

 

 

 

23

Слова уходящие и слова – новички.

1

 

 

 

 

24

Словарь языка Пушкина.

1

 

 

 

 

25

Смуглая Чернавка.

1

 

 

 

 

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

 

 

 

 

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

 

 

 

 

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

 

 

 

 

29

Словарь- грамотей.

1

 

 

 

 

30

Научная этимология.

1

 

 

 

 

31

Какие бывают имена?

1

 

 

 

 

32

Древнерусские имена.

1

 

 

 

 

33

Отчество и фамилия.

1

 

 

 

 

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

 

 

 

 

 

5.Мониторинговая карта отслеживания результатов освоения курса

Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности отслеживаются методом педагогического наблюдения в соответствии с параметрами, характеристика которых дана в пункте 3 и дважды в течение учебного года фиксируются в мониторинговой карте (смотри таблицу). В соответствующей ячейке таблицы выставляется уровень достигнутого учащимся воспитательного результата (1 – первый, 2 – второй, 3 – третий).

п/п

Фамилия обучающегося

Уровень воспитательного результата обучающегося

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

6.1. Методическое обеспечение образовательной деятельности

Литература для педагога.

1.Л.И. Мищенкова.  Занимательный русский язык: Задания пот развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие, 2 класс.  – М..: Издательство РОСТ, 2012.

2. Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь» : Задания по развитию речи ( 7-8 лет). Методическое пособие, 2 класс. – М..: Издательство РОСТ, 2012.

3. Л.И. Тикунова. Учимся писать изложение и сочинение: Методическое пособие, 2 класс. – М..: Издательство РОСТ, 2010.

4.Л.И. Мищенкова.  Занимательный русский язык: Задания пот развитию познавательных способностей (8-9 лет). Методическое пособие, 3 класс.  – М..: Издательство РОСТ, 2012.

5. Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь» : Задания по развитию речи ( 8-9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М..: Издательство РОСТ, 2012.

6. Л.И. Тикунова. Учимся писать изложение и сочинение: Методическое пособие, 3 класс. – М..: Издательство РОСТ, 2010.

7. Л.И. Мищенкова.  Занимательный русский язык: Задания пот развитию познавательных способностей (9-10 лет). Методическое пособие, 4 класс.  – М..: Издательство РОСТ, 2012.

8. Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь» : Задания по развитию речи ( 9-10 лет). Методическое пособие, 4 класс. – М..: Издательство РОСТ, 2012.

9. Л.И. Тикунова. Учимся писать изложение и сочинение: Методическое пособие, 4 класс. – М..: Издательство РОСТ, 2010.

 

Интернетресурсы и ЭОР

1.Сайт «Всё для учителей начальной школы»  - Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru

2.Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО- Режим доступа: http://www.ipk74.ru

3.айт журнала «Начальная школа» - Режим доступа: http://www.n-shkola.ru

4.Электронные библиотеки  - Режим доступа: http://www.gnpbu.ru.

5.Русская виртуальная библиотека - Режим доступа:  http://www.rvb.ru.

6.«Общий текст» - Режим доступа: http://www.text.net.ru.

7.Олимпиада для младших школьников: русский язык (условия проведения    олимпиады, варианты заданий) - Режим доступа:    h8.ttp://www.prioritet-school.ru/olimp.html

9.ЦОР Русский язык (начальная школа), 2 класс Репкин В.В., Восторгова У.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.

10.ЦОР   Русский язык (начальная школа)

11.4 класс  Репкин В.В., Восторгова У.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.

12.Электронное учебное издание «Начальная школа, 1 - 4 кл.»;

13.«Новая начальная школа» 1 - 4 кл. Русский язык;

14.Интегрированный УМК нач. шк. 1 - 4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык

15.Программно-методический комплекс «Русский язык. Начальная школа. Семейный наставник».

16.Видеофильмы.Из истории русской письменности-(Ф.1, Ф.2)

 

Литература для детей и родителей.

1-2 класс

1. Л.И. Мищенкова.  Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 2 класса.  – М..: Издательство РОСТ, 2012.

2. Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для  детей 7-8 лет.  – М..: Издательство РОСТ, 2012.

3. Л.И. Тикунова. Учимся писать изложение и сочинение. 2 класс : Рабочие тетради. – М..: Издательство РОСТ, 2010.

3 класс

1. Л.И. Мищенкова.  Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 3 класса.  – М..: Издательство РОСТ, 2012.

2. Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для  детей 8-9 лет.  – М..: Издательство РОСТ, 2012.

3. Л.И. Тикунова. Учимся писать изложение и сочинение. 3 класс : Рабочие тетради. – М..: Издательство РОСТ, 2010.

4 класс

1. Л.И. Мищенкова.  Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 4 класса.  – М..: Издательство РОСТ, 2012.

2. Т.Н.Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для  детей 9-10 лет.  – М..: Издательство РОСТ, 2012.

3. Л.И. Тикунова. Учимся писать изложение и сочинение. 4 класс : Рабочие тетради. – М..: Издательство РОСТ, 2010.

 

1.      Математика 3 в 5. Задачи вступительного экзамена по математике в 5-ый класс, под ред. С.Г. Корытова, Челябинск, ФМЛ № 31, 1998

2.      Русанов В.Н., Математические олимпиады младших школьников, М., Просвещение, 1990

3.      Смекалка для малышей. Занимательные задачи, ребусы, головоломки, М., Омега, 1994

4.      Тараканов В.В., Тексты мини-олимпиад по математике для начальных классов, Челябинск, Лицей № 11, 1998

5.      Тексты олимпиад по математике для выпускников начальных школ, Челябинск, 1997/1998 уч . год /Сборник составлен на основе текстов олимпиад районов города

6.      Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н., Наглядная геометрия, М., МИРОС, 1995

7.      Энциклопедия головоломок: Кн. для детей и родителей, АСТ-ПРЕСС, 1998

8.       Ященко И.В., Приглашение на математический праздник, Москва, МЦНМО, ЧеРо, 1998

9.      365 развивающих игр / Сост. Е.А. Беляков, М., Рольф, Айрис-ПРЕСС, 1998

10.   500 задач на сообразительность: Кн. для детей и родителей, М., АСТ-ПРЕСС, 1998

 

6.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

 

1.Набор сюжетных картинок.

2.Словари

3.Портреты писателей.

4.Репродукции картин.

5.Детские книги.

6.Классная доска.

7.Мультимедийный проектор.

8.Компьютер.

9.Экспозиционный экран.

10.Сканер.

11.Принтер.

7. Приложения

Мониторинговая карта отслеживания результатов освоения программы обучающимися _________ класса.

п/п

Фамилия обучающегося

Уровень воспитательного результата обучающегося

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также