Кружок "Весёлые пальчики"
Оценка 4.6

Кружок "Весёлые пальчики"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
чистописание
Детсад
13.06.2017
Кружок "Весёлые пальчики"
Кружок направлен на подготовку руки к письму детей 5-6 лет. Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.План работы кружка "Весёлые пальчики"
кружковая работа веселые пальчики.docx
Администрация Верещагинского муниципального района Пермского края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Утверждаю Заведующий  МБДОУ «Детский сад №4» ___________Е.В.Шлякова (Подготовка руки к письму) Возраст детей 5-6лет ) (срок реализации учебный год (октябрь 2016- май 2017) Количество детей-15человек Руководитель кружка: воспитатель МБДОУ «Детский сад №4» Панина Елена Васильевна Г.Верещагино, 2016г. Пояснительная записка                                                                                                       "Истоки способностей и дарований детей –                                                                                                                                                  В.А. Сухомлинский                                                                        на кончиках их пальцев." Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем  дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга,  обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие  усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие  ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие  занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками  изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика,  работа в прописях  для  дошкольников. Актуальность      Письмо­это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных  движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей  руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.         Вопрос  подготовки  дошкольников  к овладению письмом является частью  проблемы подготовки к обучению в школе, которая  с каждым годом, в свете изменения  содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов  волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте,  как правильно подготовить его к школе.         Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у  первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических  упражнений. Причины этого: во­первых, отсутствие интереса к освоению письма и  выполнению графических упражнений; во­вторых, недостаточная «зрелость» мелкой  мускулатуры кистей рук; в­третьих, недостаток опыта выполнения графических  упражнений.           В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на  занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе  конструирования и при выполнении трудовых действий.           Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого не  достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система  специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не  только в дошкольном учреждении, но и дома. Эти проблемы стали причиной для  разработки и реализации данного кружка. Цель: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и  сформировать определённые графические навыки для овладения базовыми навыками  каллиграфии в школе.  Формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение  нарушений и трудностей в овладении письмом.  Задачи: Обучающие: Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной  чувствительности, упражнять в координации движений с речью. Формировать нажим  руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и  рисования предметов по клеткам. Развивающие: Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки,  умение выполнять задания по словесной инструкции. Способствовать развитию  зрительно­пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического  слуха. Воспитательная: Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Количество занятий в месяц – 4 Количество занятий в год     ­ 32 Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут. Время проведения: Вторая половина дня. Формы обучения: ­ совместная работа воспитателя с детьми вне занятий; ­ совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи. Формы работы:  ­ игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль. Структура занятий: 1 часть ­ Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками. 2 часть ­ Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия:  штриховка, дорисовка. 3 часть ­ Упражнения на развитие зрительно­ моторной координации и ориентировке на  листе: работа в тетради, графические диктанты. Предполагаемые результаты: К концу года дети должны знать и уметь:  знать гигиенические правила письма Знать Знать правильное расположение тетради и ручки  при письме. Уметь Уметь сохранять правильную посадку и  положение рук при письме. Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки. Знать правила работы с тетрадью.   Уметь ориентироваться на листе бумаги в  клеточку. Уметь ориентироваться в тетради на строке.  Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила. Уметь самостоятельно рисовать простые  элементы, фигуры.                                  Рисование по клеточкам по слуховому восприятию. Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая  возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного  восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие  возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков  письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также  развивает умения ориентироваться в пространстве. На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем  учится выполнять задания в ограниченном пространстве­клетке. В последующем задания  усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у  детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они  свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в  неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после  выполнения ­ упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным  материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами. Все знания и умения полученные на занятиях кружка "Волшебные пальчики" дети  закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены  тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий из книжек  издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в  клеточку " и другие. Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные  свои фигуры. Подготовка руки к письму. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на столе и умение  держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для  развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров,  соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным  движением руки. Овладение строчкой. Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной  длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с  закруглением вверху и внизу, полуовала и овала. Пальчиковая гимнастика. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под  влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.  Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития  мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие  речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и  подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую  подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит  приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны.  Они как бы отображают реальность окружающего мира ­ предметы, животных, людей, их  деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения  взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение  управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" ­ это инсценировка каких­либо рифмованных историй, сказок при  помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям  ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую­нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую  инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом ­  домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по  подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики,  активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных  графических упражнений. Время проведения 3 ­ 7 минут. Графические упражнения. Штриховка. Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к  письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой  изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть  скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать  плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок  должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании  прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение  свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.  Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании  почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными  действиями также способствуют графические упражнения. Штриховка ­ одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети  вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях,  у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см. Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны  постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до  автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем  преодолеть трудности технической стороны письма. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА Тема Программное содержание Материал Ручка или карандаш,  тетрадь в крупную  клеточку. № 1  занятие Пальчиковая игра  "Прогулка" Знакомство с клеткой  (тетрадь) «КАПЕЛЬКИ» Капельки упали на листок тетради. Точечками стали на бумажной глади. Уголки у клеточек заняли неспешно,­ Острый карандашик им помог, конечно. № 2 занятие Пальчиковая игра "Лодочка" Штриховка (раскраска) «ДОРОЖКА» (тетрадь) Слева направо протянем дорожку: От детского сада – к родному порожку. Не будет дорожка петлять, загибаться, — Мы не хотим на ней потеряться! № 3 занятие Пальчиковая игра "Четыре  братца" Штриховка (раскраска) Продолжи узор (тетрадь) «ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ!» Ветер подул, и забор повалился! Но не упал, лишь слегка ­Познакомить детей с тетрадным листом в  крупную клеточку; учить ориентироваться в  клеточке (нахождение правого верхнего угла,  середины клеточки, и т.д. ­ Развивать правильную постановку руки,  координацию движений; ­ Развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ Воспитывать самостоятельность,  усидчивость, аккуратность при работе в  тетрадях. Ручка или карандаш,  пропись, тетрадь в  клеточку. ­ Познакомить детей с правилами штриховки ­Формирование умения входить в клеточку,  обводить её, вести прямые линии слева —  направо по разлиновке.  ­ Развивать мелкую моторику, речь; развивать психические процессы: внимание, память,  мышление, воображение; ­ Воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях. Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку. ­Формировать умения соединять углы  клеточек по диагонали.  ­ Закрепить правила штриховки; ­ Развивать правильную постановку руки,  координацию движений; ­ Развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ Развивать мелкую моторику, речь; развивать  психические процессы: внимание, память, наклонился. № 4 занятие Пальчиковая игра "Братцы" Штриховка (раскраска) Рисование в клеточках  (тетрадь) «КОЛЕЧКИ» Колечки, колечки нашли возле речки. Обронили колечки белые овечки: Шли мимо осинки, зацепились шерстинки, Повисли на ветке, соберём их, детки! Тема № 5  занятие Пальчиковая игра «Пошли  пальчики гулять»  Штриховка (раскраска) Работа в тетрадях в клетку:  «ЗУБЦЫ» Стена крепостная в тетрадке растет. По ней карандаш наш неспешно идет. Зубцы появляются сразу меж строчек, Бойцы за них спрячутся без проволочек. № 6  занятие Пальчиковая игра «Лодочка" Выкладывание узоров из  счётных палочек. Продолжи узор (пропись) «ВОЛНЫ» Гонит ветер волны, волны. Хватит ветер. Полно! Полно! Успокойся, стань потише! Волны сразу станут ниже! № 7  занятие Изображение животных  ладошками  Штриховка (раскраска) Упражнение в прописи. мышление, воображение; ­ Воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях. ­ Формирование умения размещать внутри  клеточки круг. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; развивать мелкую  моторику, речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях. Программное содержание ­ Учить соединять углы клеточек по  диагонали. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях. ­ Учить вести волнообразные линии, не  отрывая карандаша от листа бумаги и не  выходя за горизонтальные строчки  разлиновки. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать конструктивные навыки;  сенсорные способности; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Учить детей, не отрывая руки, продолжать  рисунок, не выезжая из строки. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку. Материал  Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку, трафареты. Ручка или карандаш,  пропись, счетные  палочки.  Ручка или карандаш,  раскраска, пропись. № 8  занятие Массаж карандашом Выкладывание узоров из  спичек Графическое упражнение  (тетрадь) «ПИРОЖКИ» «Вот так славный пирожок! Ты не ешь меня дружок! Не в печи я подымался, — из тетради показался». Полукруг рисуют детки на своих листочках в клетки. Тема № 9  занятие Пальчиковая игра «Строим  дом" Графическое упражнение  «Дорожки» (пропись) Рисование по клеточкам  (тетрадь) «ВИШНИ» Вишни зреют между строк: Раз кружок и два кружок. Между ними – галочка, — Разломилась палочка. № 10 занятие Пальчиковая игра «Четыре  братца» Графическое упражнение  «Дождик» (пропись) Штриховка (раскраска) № 11 занятие Пальчиковая игра «Пять  пальцев» Продолжи узор (тетрадь)  Игра «Волшебный мешочек» ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Продолжать закреплять умение входить в  клеточку, обводить её дугообразной линией. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику; ­ развивать сенсорные способности;  конструктивные навыки; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. Карандаш, счётные  палочки, тетрадь в  клеточку. Материал  Ручка или карандаш,  пропись, тетрадь в  клеточку. Ручка или карандаш,  раскраска.  Ручка или карандаш,  тетрадь в клеточку,  мелкие игрушки,  мешочек. Программное содержание ­ Учить зарисовывать внутри клеточек  контуры простейших предметов. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Формировать умение правильно держать  ручку (карандаш); ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Закрепляем умения, используя в качестве  опоры клеточки. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в № 12 занятие  Пальчиковая игра «Братцы»  Рисование по клеточкам  (графический диктант)  (тетрадь) Штриховка (раскраска) Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку. тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от  поставленной точки. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. Тема № 13 занятие Пальчиковая игра  «Сосчитаем пальчики» Рисование по клеточкам  (графический диктант)  Штриховка № 14 занятие Пальчиковая игра «Гости» Работа в прописях. Штриховка (раскраска) № 15 занятие Пальчиковая игра по выбору  детей Рисование по клеточкам  (графический диктант)  (тетрадь) Штриховка (раскраска) Программное содержание ­Продолжать учить, не отрывая руки,  изображать рисунок по словесной  инструкции, начиная от поставленной точки. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Учить штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Закреплять графические навыки, правила  штриховки. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; Материал  Ручка или карандаш,  тетрадь в клеточку. Ручка или карандаш,  раскраска, пропись.  Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку. ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Познакомить детей с разными видами  штриховки. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. Программное содержание ­ Формировать умение закрашивать  изображение, используя разные виды  штриховки.  ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Продолжать учить детей слушать взрослого  и выполнять его указания. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Продолжать учить детей слушать взрослого  и выполнять его указания. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать конструктивные навыки;  сенсорные способности; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Учить правильно держать карандаш,  Ручка или карандаш,  раскраска, пропись. Материал  Ручка или карандаш,  раскраска, пропись. Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку.  Ручка или карандаш,  раскраска, счётные  палочки. Ручка или карандаш,  № 16 занятие Пальчиковая игра  «Помощники» Работа в прописях. Штриховка (раскраска) Тема № 17 занятие Пальчиковая игра «Моя  семья" Работа в прописях. Штриховка (раскраска) № 18 занятие Пальчиковая игра «На  блины» Рисование по клеточкам  (графический диктант)  (тетрадь) Штриховка (раскраска) № 19 занятие Пальчиковая игра "Баба  Фрося". Выкладывание узоров из  счётные палочки. Штриховка (раскраска) № 20 занятие Пальчиковая игра "Пришли  солдаты на постой". Рисование по клеточкам  (графический диктант) Штриховка (раскраска) Тема № 21 занятие Пальчиковая игра "Мои  веселые пальчики" Выкладывание узора из  счетных палочек. Рисование по клеточкам  (графический диктант) № 22 занятие Пальчиковая игра «Гости» Работа в прописях. Штриховка (раскраска) № 23 занятие Пальчиковая игра «Моя  семья» Работа в прописях. Штриховка (раскраска) № 24 занятие Пальчиковая игра "Братцы" 2.Штриховка (раскраска) 3.Рисование по клеточкам  (графический диктант) соотносить образец с собственным рисунком. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. Программное содержание ­  Продолжать учить, не отрывая руки,  изображать рисунок по словесной  инструкции, начиная от поставленной точки. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать конструктивные навыки,  сенсорные способности; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Формировать начальные каллиграфические  навыки. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Закрепить правила работы в прописях,  правила штриховки. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­  Продолжать учить, не отрывая руки,  изображать рисунок по словесной  инструкции, начиная от поставленной точки. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  раскраска, тетрадь в  клеточку. Материал  Ручка или карандаш,  счётные палочки,  тетрадь в клеточку. Ручка или карандаш,  раскраска, пропись.  Ручка или карандаш,  раскраска, пропись. Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку. Тема № 25 занятие Изображение животных  ладошками  Штриховка (раскраска) Упражнение в прописи № 26 занятие Пальчиковая игра  «Помощники» Работа в прописях. Штриховка (раскраска) № 27 занятие Пальчиковая игра по выбору  детей Рисование по клеточкам  (графический диктант)    Штриховка (раскраска) № 28 занятие  Пальчиковая игра «Строим  дом" Графическое упражнение  «Допиши» (пропись) Рисование по клеточкам  (графический диктант в  тетради) координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. Программное содержание ­Продолжать  учить детей изображать  рисунок, не выезжая из строки. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Продолжать учить детей выполнять  действия по инструкции взрослого. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Формировать умение продолжать рисунок от точки по словесной инструкции взрослого. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Формирование интереса к выполнению  графических упражнений. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. Материал  Ручка или карандаш,  раскраска, пропись. Ручка или карандаш,  раскраска, пропись.  Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку. Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку. Тема Программное содержание Материал № 29 занятие Пальчиковая игра  «Помощники» Работа в прописях. Штриховка (раскраска) № 30 занятие Пальчиковая игра "Братцы" 2.Штриховка (раскраска) 3.Дорисуй узор"  (пропись) № 31 занятие Пальчиковая игра "Пришли  солдаты на постой". Рисование по клеточкам  ракеты. Штриховка (раскраска) № 32 занятие Пальчиковая игра "Братцы" Штриховка (раскраска) Рисование по клеточкам   (графический диктант в  тетради)  Ручка или карандаш,  раскраска, пропись. Ручка или карандаш,  раскраска, пропись.  Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку. Ручка или карандаш,  раскраска, тетрадь в  клеточку. ­ Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной  чувствительности, упражнять в координации  движений с речью. ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Продолжать работать над развитием мелкой  моторики, тактильной чувствительности,  упражнять в координации движений с речью,  совершенствовать графические умения и  навыки в заданиях на штриховку. ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­ Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на  штриховку и рисования предметов по  клеткам. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать правильную постановку руки,  координацию движений; мелкую моторику,  речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. ­Продолжать формировать нажим руки,  совершенствовать графические умения и  навыки в заданиях на штриховку и рисования  предметов по клеткам. ­ развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клеточку; ­ развивать координацию движений; мелкую  моторику, речь; ­ развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение; ­ воспитывать аккуратность при работе в  тетрадях, усидчивость, самостоятельность в  работе. Список использованной литературы: 1.С.А.Козлова «Я хочу в школу»­2007г 2. Журнал «Д/В» №1­8 2012. 3.Интернет ресурсы Список детей, посещающих кружок «Весёлые пальчики» № Фамилия, имя ребенка Дата рождения 1. Буликашкина Саша 2. Жигалов Игорь 3. 4. Зырянова Василиса Зорин Кирилл 17.05.2011 07.09.2011 08.12.2010 16.12.2010 5. Имполитов Матвей 6. Лобанкова Маша 7. Макаров Мирон 8. Носкова Катя 9. Ознобихина Даша 10. Пинаева Алексия 11. Тюлькин Ростислав 12. Ушаков Илия 13. Чудинова Настя 14. Шадрин Иван 15. Шафранова Вероника 10.12.2010 29.07.2011 21.11.2011 19.06.2011 04.03.2011 05.01.2011 11.04.2011 15.01.2011 14.05.2011 06.02.2011 14.10.2011 Диагностическая карта № Ф.И ребёнка Умеет четко  выполнять  пальчиковую  гимнастику  Умеет правильно держать  карандаш (ручку) Умеет  выполнять  штриховку,  соблюдая  правила. с м с м с м 1. Буликашкина  Саша Умеет  ориентироваться  на листе бумаги в  клеточку,  правильно  выполняет  звуковой диктант м с Итог Умеет  самостоятельн о рисовать  простые  элементы,  фигуры. с м с м 2. Жигалов  3. Игорь Зырянова  Василиса Зорин Кирилл 4. 5. Имполитов  Матвей 6. Лобанкова  Маша 7. Макаров  Мирон 8. Носкова Катя 9. Ознобихина  Даша 10. Пинаева  Алексия 11. Тюлькин  Ростислав 12. Ушаков Илия 13. Чудинова  Настя 14. Шадрин Иван 15. Шафранова  Вероника С – сентябрь, М – май Способы проверки знаний, умений, навыков: 3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что  деятельность ДОУ соответствует данному критерию). 2 балла ­ частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что  деятельность ДОУ соответствует данному критерию); 1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность  ДОУ соответствует данному критерию) Итоговый показатель: 13­15 баллов – высокий показатель – ребёнок овладел всеми умениями. 10­13 баллов – средний показатель – ребёнок владеет навыками, но требуются дополнительные занятия. 0­10 баллов – низкий показатель – ребёнок не может самостоятельно выполнить задания, не владеет  графическими навыками. Основные правила штриховки: ­ штриховать только в заданном направлении ­ не выходить за контуры рисунков  ­ соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами) ­ соблюдать параллельность линий; Виды штриховок:  Штриховка слева направо.  Штриховка сверху вниз.  Штриховка петлями и полуовалами.  Штриховка крючками. Семинар­практикум для родителей «Учимся штриховать» Цель: ознакомить с понятием штриховка и правилами ее выполнения. Задачи • Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника. • Ознакомить с приемом «штриховка»: целью, выполнением и правилами. • Способствовать активному включению родителей в воспитательно­образовательный процесс детского  сада. • Просвещать родителей с целью повышения педагогической культуры. Оборудование Образцы детских работ и различных видов штриховки, магнитные полоски­заменители, рисунок совы,  карточка с нарисованными геометрическими фигурами, сова — печатка. Каждому родителю: счетные палочки, листочки в крупную клетку, простой карандаш, цветные  карандаши, альбомный лист с рисунком для штрихования. ­ Наши дети подросли и перешли в старшую группу. Начинается время активной подготовки к обучению  в школе. Раньше уже много говорилось о том, что такое мелкая моторика, о ее значении в развитии  детей. Сегодня нужно познакомить вас с тем, что предстоит освоить детям в этом году и какими  методами этого лучше добиться. Давайте вспомним, какие задачи по развитию мелкой моторики решались на прошлых занятиях? Ответы родителей. В этом году задачи усложняются. Надо отметить, что дети уже сами пытаются завязать себе шапку,  шарф, пояс на платье. У кого­то это получается очень хорошо, кто­то еще только учится и ему  приходится помогать. Но постарайтесь не заглушить в ребенке эту самостоятельность, не обрывайте его  словами «давай я лучше сама завяжу, у тебя не получится» или «некогда мне, давай я завяжу».  Найдите время подождать, чтобы ребенок сделал это сам, а помощь предложите при неудаче. В прошлом учебном году дети приносили домой работы, выполненные из крупы или веревочек. И в этом  году они продолжат выкладывать узоры крупой и веревочками, что прекрасно развивает захват  пальчиками и зрительно­двигательную координацию. Также в этом году продолжится обучение складыванию из бумаги различных фигурок и созданию  композиции. Вы все с интересом разглядывали работы детей по оригами. Для вновь прибывших поясню:  оригами — японское искусство складывания бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее  обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой,  такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них  совершенствуются мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Показ образцов детских работ. Еще раз необходимо напомнить о пользе раскрашивания и штриховки в одном направлении, т. е. не  выходить за линию контура. Кроме того, следует убедить детей, что лучше закрашивать цветными  карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребенку приходится прилагать  определенные усилия, разную силу нажима, и все это в свою очередь помогает развивать мелкую  моторику, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе. Особое внимание нужно обратить  на поворот листа при закрашивании. Если ребенок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о  том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. В этом году начинается работа в тетрадях с клеткой. Но так как движения пальцев у детей еще  недостаточно сформированы, необходимы тетради с крупной клеткой. В магазинах продаются самые  различные варианты прописей. Но мне бы хотелось уточнить, по каким признакам вы их приобретаете? Ответы родителей. Хочу обратить ваше внимание на основной принцип обучения детей мелкой моторике «от простого к  сложному» и познакомить с опытом автора методики ознакомления детей письму Е. Н. Потаповой. Она  так раскрывает вопрос «Что такое письмо?»: «Письмо – это способ передать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т. е. творить красоту. Из чего  складывается красивое письмо? Наверно, из “сыпкого дождика” Паустовского, из стихотворений  Пушкина и Васильева, из музыки Чайковского и Шопена, из картин Васнецова и Василевского. И детям  тоже надо дать глоток этой живительной воды. Наблюдая с детьми природу и обращая внимание на ее  красоту, я часто говорю: видите, как красиво вокруг, и то, что будет выходить из­ под ваших рук,  должно быть тоже красивым». Метод Потаповой позволяет значительно снизить перегрузку и утомляемость детей при обучении работе  с прописями. Основной принцип метода — игровые ситуации через ощущения с активным включением  зрительного и слухового анализаторов, позволяющих сформировать не только понятие о букве и ее  графическом начертании, но и развивающих синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и  внешнюю речь, память, творческие способности детей. Е. Н. Потапова обращает особое внимание на то,  что нельзя сразу«бросаться» учить детей писать, непременно требуя, чтобы они делали так, как  в«Прописях». Главное – заставить их полюбить сам процесс, зародить в их души понятие«красота» и  научить применять его к своей работе. Однако одного умения видеть красивое недостаточно. Важно  помочь ребенку, научить его созидать. По мне­нию автора, существуют две опорные точки в этом  трудном деле. Основное — это развитие воображения и творческих способностей. По мнению Е. Н. Потаповой, обучение письму условно можно разделить на три связанных между  собой этапа: 1) развитие мускульной памяти; 2) развитие тактильной памяти; 3) закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв. Рассмотрим подробнее работу со штриховкой, развивающей мускульную память. По утверждению В. А.  Сухомлинского, истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше  мастерства в детской руке, тем он умнее. Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. И штриховка в этом деле — незаменимый  помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кисти рук, но и способствует  развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей. Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, альбомы для раскрашивания. Правила работы запомнить несложно: штриховать только в заданном направлении, не заходить за  контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями(штрихами). Дети принимают  условия быстро, легко, как в игре. В какой последовательности надо проводить работу по штриховке? Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными  отрезками, затем составляют из них различные композиции. Наши дети уже умеют пользоваться  трафаретами. (Показывает образцы детских работ.) Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо, надо  переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми  и круговыми линиями, полуовалами, петлями. (Показывает образцы детских работ.) При первых выполнениях штриховки обязательно указывается ее направление. Для этого на предмете  рисуется стрелочка. (Показывает образцы.) Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают  создавать различные композиции из нескольких предметов. Например, из прямоугольников и кругов  получается грузовик. Он едет по дороге, вокруг которой растут елочки, полученные при помощи  треугольников. А в лесу спрятался зайчик. (Использование овалов.) И вот уже получается сюжетная  картинка. По ней мы с детьми составляем рассказ. Таким образом развиваются не только мелкая  мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется  словарный запас. Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е.  развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с  цветными пастами, альбомы для раскрашивания. Таким образом, такое простое, казалось бы, упражнение, а сколько задач обучения и развития оно  помогает решать. А самое главное, оно не вызывает у детей чувства«внутренней усталости», оно им  очень нравится и не надоедает. Когда ваш ребенок придет в первый класс и начнет учиться писать в  тетрадях, у него будет намного меньше проблем, чем у тех детей, которые часами сидели дома и  прорисовывали закорючки в своих прописях, купленных для них родителями. Составляя занятия по развитию мелкой моторики, не следует забывать и о развитии  психических процессов: памяти, мышления, внимания и т. д. Для более точного представления о  проводимой работе с детьми выполним одно из занятий, которое начнем с пальчиковой  гимнастики «Домик». Родители выполняют задание. Какие ваши пальчики молодцы! А еще они любят играть с палочками. Мои пальчики сделают сейчас  уголки. На доске выкладываются уголки из полосок­заменителей. А ваши пальчики смогут сделать такие же? Давайте проверим. Выполнение упражнения из счетных палочек. Что у вас получилось? Уголки можно нарисовать и в тетради. Но так как тетрадей сейчас у вас нет,  пододвиньте к себе листочки в клетку и представьте, что это тетрадь вашего ребенка. Что вы видите? Родители читают ответы. Правильно, в тетради тоже нарисованы уголки. Проведите глазами от верхней точки к нижней, а потом  от нижней к правой. Получился у вас уголок? Нарисуйте такие же уголки по точкам, какие уже  нарисованы у вас в тетради. С заданием вы успешно справились. Глаза наши тоже хотят поиграть. Проводится упражнение для глаз «Стрельба». На доске выставляется рисунок с изображением совы. Дети знают, что при появлении совы нужно быть внимательным, смотреть на рисунок и запоминать. Так  проводится зрительный диктант. Попробуйте запомнить фигуры, их размер и расположение и нарисовать точно такую же карточку. А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Выставляет образец.)Нарисовано правильно?  Значит, можно взять печатку и поставить рядом оттиск совы. Это обозначает, что с заданием вы  справились. Одновременно дети учатся самостоятельно и правильно оценивать свою работу. Теперь надо немного отдохнуть и расслабиться. Физкультминутка «Строим дом» (импровизация движений в такт стихотворения) Молотком и топором Строим, строим новый дом. В доме много этажей, Много взрослых и детей. Отдохнули? Теперь откройте альбомы и дорисуйте предметы, заштриховав их по образцу, не  забывая правила: штрихи не должны выходить за контур, должны быть параллельны и выполняться на  одинаковом расстоянии друг от друга. В ходе выполнения задания педагог напоминает родителям, как правильно держать карандаш, об осанке, правильных расположении листа и захвате карандаша. Затем все работы выставляются на доску и рассматриваются. На этом занятие заканчивается. Итак, сегодня вы наглядно увидели, как проводятся у нас упражнения, в ходе которых реализуются  разные задачи воспитания и обучения. Отчет работы кружка в старшей группе «А» «Весёлые пальчики» Воспитатель старшей группы «А» Панина Е.В.   «Рука ­ это выдвинувшийся вперед человеческий мозг».    (Кант)       В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.    Уровень развития мелкой моторики ­ один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.      Но, оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас родители покупают детям обувь на липучках, а одежду на кнопочках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников  в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.  Причины этого: во­первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению  графических упражнений; во­вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры  кистей рук; в­третьих, недостаток опыта выполнения графических упражнений. В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на  занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе  конструирования и при выполнении трудовых действий.           Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого не  достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система  специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не  только в дошкольном учреждении, но и дома. Эти проблемы стали причиной для  разработки и реализации данного кружка.  В начале учебного года я выявила, что дети старшей группы не умеют ориентироваться на листе бумаги, не могут провести прямую линию, большинство детей не владеют навыками штриховки. На основе полученных данных я составила план кружка на учебный год. В  каждое занятие входили пальчиковые игры, штриховка, ориентировка на листе бумаги в  клетку. Занятия начинались от простого к сложному. Каковы же результаты работы кружка? Дети знают правильное расположение тетради и ручки при письме, знают правила  штриховки, знают правила работы с тетрадью, умеют ориентироваться на листе бумаги в  клеточку, умеют ориентироваться в тетради на строке, умеют выполнять штриховку,  соблюдая правила, умеют самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры. У детей  появилось желание самостоятельно писать графические диктанты. Выводы:  На формирующем этапе были использованы специально подобранные упражнения для  развития мелкой моторики у детей. Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными  все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости,  достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям. Сравнивая результаты   на начало проведения кружка и конец, мы увидели, что они дети  становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Пальчиковые  игры помогали подготовить руку к письму, развивать координацию движений. Все  задания, которые давались детям, к концу кружка выполнялись гораздо быстрее и без  всяких усилий. Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в  тесном контакте с родителями. Это поможет быстрее достичь желаемых результатов. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"

Кружок "Весёлые пальчики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017