«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
Оценка 4.9

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
окружающий мир +1
Взрослым
15.12.2017
«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»
Исследовательская работа по необходимости ведения кружка "Юный краевед" во внеурочной деятельности с целью повышения духовно - нравственного и патриотического воспитания учащихся начальных классов. Задачей школьного краеведческого курса в начальном звене является - создание образного представления о семейно-национальном микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью; - создание условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам; - инициирование процесса национальной и личностной самоидентификации как единого целого.доклад
«Кружок «Юный краевед».doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Доклад  «Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы» Ерофеева Р. Л.,       учитель начальных  классов 2017 ­ 2018 учебный год К   теме   духовно­нравственного   воспитания   я   обратилась   не   случайно. Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей   между   собой   и   другими   людьми.   Он   должен   согласовывать   свою деятельность с другими членами общества; подчиняться определенным нормам, правилам, требованиям. Каждое общество вырабатывает свои правила и нормы, регулирующие поведение человека в семье, в труде, в обществе, в отношении к природе   и   окружающему   миру.   «В   воспитании   человека   важно   добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».                                       Поэтому нравственное и патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно ­ нравственного и патриотического воспитания школьников в процессе внеурочной     деятельности.   В   связи   с   этим,  целью  исследования   является теоретическое   обоснование   возможности   духовно   ­   нравственного   и патриотического воспитания в процессе кружковой деятельности.  Объект  исследования   –   кружковая   (внеурочная)   деятельность школьников. Предмет  исследования   ­   духовно   ­   нравственное   и   патриотическое воспитание школьников во внеурочной и воспитательной деятельности. Приступая  к   исследованию,  я  выдвигаю   следующую  гипотезу:   духовно нравственное и патриотическое воспитание школьников будет осуществлено во внеурочной деятельности в том случае, если: а)   учащиеся   действуют   целенаправленно   при   выполнении   поставленных заданий; б) их действия приобретают осознанный характер; в) используют приобретенный опыт для решения поставленных учителем задач. Новизна исследования и практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность внеурочной деятельности школьников,   способствуют   раскрытию   и   развитию   духовно­нравственных качеств   школьников,   а   именно,   ответственность,   доброжелательность,  Необходимость самостоятельность,   любовь   к   близким   и   родному   краю. приобщения   школьников   к   культуре   родного   края   и   страны   стала   очень значимой.   читателя,   слушателя, Младший   школьный   возраст   –   время,   когда   закладываются   основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование   будущего   зрителя,   собеседника посредством   включения   ребенка   в   деятельность   по   освоению   культурных ценностей.   Именно   в   период   обучения   в   начальной   школе   происходит формирование   личности,   которая   учится   жить   в   мире   и   согласии   с окружающими   людьми   и   с   самим   собой.   Поэтому   проблема   поведения   в обществе   является   актуальной   для   современных   школьников.   Это   тем   более важно,   что   в   наше   время   зачастую   нравственное   развитие   отстает   от интеллектуального.   Дети   и   взрослые   страдают   от   эмоциональной неустойчивости,   от   неумения   понимать   окружающих,   правильно   выстраивать взаимоотношения. Научить   детей   нравственно   –   эстетическим   отношениям   между   собой, дать   навыки   нравственно­эстетического   поведения,   учить   строить   добрые отношения   с   окружающими   людьми:   сверстниками,   родителями,   соседями, учителями – цель моей педагогической деятельности на данном этапе. Духовно­нравственное   воспитание   помогает   расширять   связи   ребёнка   с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом   и   природой,   проникновения   в   мир   других   людей,   приобщение   к культуре родного края. С этой целью мной была разработана программа кружка «Юный краевед». Программа   внеурочной   деятельности   «Юный   краевед»   является актуальной  т.к.  занимается  решением   данной   проблемы  –  воспитанием   юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Интеграция   природоведческих   и   социальных   знаний,   формируют целостный   взгляд   на   природу,   общество,   место   человека   в   них,   причем происходит   это   во   взаимосвязи   с   изучением   красоты   родной   природы,   ее экологических   особенностей,   истории   края   и   истории   своей   семьи.   Все   это предполагает   расширение   краеведческого   кругозора,   развитие   способностей учеников. В курсе краеведения реализуются идеи формирования патриотического сознания   младшего   школьника   через   образ   малой   родины,   на   основе познавательного   интереса   к   изучению   своей   местности.   Методологическую основу курса составляет личностно ­ деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. Задача   школьного   краеведческого   курса   в   начальном   звене   –   создать образное   представление   о   семейно­национальном   микромире   как   части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать   процесс   национальной   и   личностной   самоидентификации   как единого целого в многообразии. Важно, что разнообразные факты жизни малой родины   введены   в   общий   культурный   багаж   ребёнка   и   могут   служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе. В   процессе   обучения   ребята   изучают   историю   своей   семьи,   семейные традиции, семейные реликвии, историю малой родины, района, области. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся   дети,   тем   больше   они   отдаляются   от   семьи,   тем   больше   их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети ещё готовы обращаться   за   помощью   к   своим   близким   людям,   родителям,   бабушкам   и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит   укрепление   семейных   отношений,   укрепляется   связь   поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Появляется чувство общей гордости   за   членов   своего   рода.   Родители,   бабушки   и   дедушки   –   активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога. Воспитывая любовь к  малой Родине  и, формируя гражданскую позицию, я стараюсь показать учащимся связь родного края, города с Родиной, помогаю  уяснить   неразрывную   связь:   единства   города   с   историей   и   жизнью   нашей страны,   почувствовать   причастность   к   ней   каждой   семьи   и   принять   своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Работа   в   краеведческом   кружке   позволяет   органично,   естественно   и ненасильственно   достигать   указанных   целей   социального   развития   младших школьников. Занятия в кружке по краеведению, во­первых, дают детям массу знаний   об   окружающем   их   социальном   мире,   который   является,   собственно, объектом   познавательной   деятельности   детей.   познание   Во­вторых, исторических   взаимосвязей   в   жизни   людей   и   общества   позволяет   детям получить   представление   о   структуре,   принципах   существования   и   развития общества,   формирования   норм   этики   и   морали,   базовых   общественных ценностей в истории человеческого общества, знакомит детей с памятниками культуры,   особенностями   межнациональных   и   межконфессиональных отношений в истории и современности. В   процессе   познавательной   работы   постепенно   складывается   и эмоционально­ценностное   отношение   ребенка   к   изучаемым   объектам   и явлениям,   закладываются   основы   морального   самосознания,   принимаются социальные нормы и правила как исторически складывающаяся необходимость для   нормального   существования   и   развития   общества.   Воздействие   на эмоционально­ценностный   компонент   социального   развития   младшего школьника   достигается   на   занятиях   кружка   по   краеведению   организацией работы школьников с определенной воспитывающей информацией, ее анализом и обсуждением, побуждением к высказыванию своего мнения, дискуссиям при появлении спорных и неоднозначных мнений. Это может быть информация о нравственных и безнравственных поступках людей в истории и современности, героизме и малодушии, культурных ценностях. Всегда необходимо проводить параллели   между   историей   и   современностью,   показывать   причины   и последствия тех или иных исторических фактов с тем, чтобы связать в сознании ребенка   побуждение   и  действия   человека,   показать   ответственность   каждого человека за свои социальные действия. «Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», ­ вот лейтмотив краеведческой линии в духовно­ нравственном воспитании обучающихся. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории   своей   страны   –   он,   как   правило,   равнодушен   к   своей   стране.   Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому, надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Ценность   краеведческой   работы  состоит   в   том,   что   она   позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную   сферу,   развить   исследовательские   навыки   и   творческие способности,  выработать   навыки   самообразования.  Краеведение   способствует решению   задач   социальной   адаптации   школьников,   формированию   у   них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, районе, крае, участвовать в развитии, социально­экономическом и культурном обновлении своего региона и страны в целом. Это одна из актуальных социально­педагогических задач нашего времени. Таким образом, изучение краеведческого материала является  важным средством духовно­нравственного воспитания. Я   убеждена,   что   создавая   единую   образовательную   и   воспитательную среду   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности,   решая   вопросы   духовно­ нравственного   и   патриотического   воспитания,   все   мы   сможем   сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. Поставленные   цели   достигаются   через   использование   активных   форм организации учебно­познавательной деятельности. Этому способствует освоение исследовательской и проектной деятельности. Применение технологий метода проектов   и   исследований   в   урочной   и   внеурочной   деятельности   позволяет приобщить   учащихся   к   самостоятельному   поиску   и   отбору   информации   из различных источников, анализу и прогнозу, принятию нестандартных решений. Занятия   проводятся   в   различных   формах:   исследование,   экскурсии, работа   в   группах,   дискуссии,   путешествия,   беседы,   викторины,   встречи   с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Наряду   с   традиционными,   в   программе   используются   современные технологии   и   методики:   технология   развивающего   воспитания   и   обучения, здоровье   сберегающие   технологии,   игровые   технологии,   компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии. Творческие   работы,   исследования,   игры,   проектная   деятельность способствуют   воспитанию   чувства   коллективизма,   повышают   культуру общения,   познавательный   интерес,   помогают   усваивать   общепринятые   нормы поведения.  В   течении   года   дети   создавали   творческие   проекты,   которые   потом представляли   в   классе:   «Суходол   в   числах»,   «Архитектурные   памятники Самарской области», «Церкви и храмы Самарской области». Захарова Ангелина и   Корчина   Дарья   приняли   участие   в   школьном   туре   Научно­практической конференции,   заняв   3   и   2   место,   представив   свои   работы   «Голубое   озеро   – жемчужина   Самарской   области»   и   «Вторая   жизнь   пластиковой   бутылки»,   в которых рассмотрели экологические проблемы, возникающие по вине человека. Активную помощь в сборе и представлении материала оказывали родители, а так же бабушки и дедушки. Таким   образом,   изучение   истории   родного   края   способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.  Ведь местный материал   доступен   для   ребенка,   а   значит,   каждый   может   сделать   свое собственное   открытие   или   узнать   что­то   новое,   т.е.   почувствовать   себя причастным   к   творению   истории.   Краеведение   воспитывает   творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.  Организация краеведческого кружка также позволяет решать целый  ряд важных   задач  по   патриотическому   воспитанию   младших   школьников.   Это обусловлено особенностями кружковой работы. Во­первых, в краеведческом кружке создаются условия для добровольной активной   поисковой   деятельности   ребят.   Направленность   на   связь исследовательской   и   познавательной   деятельности   с   реальной   жизнью, знакомыми местами, известными в прошлом и настоящем земляками создает в сознании ребенка понимание своей сопричастности родным местам, формирует любовное отношение к ним. Во­вторых,   кружковая   форма   работы   предполагает   разнообразную деятельность   обучающихся.   В   процессе   работы   мы   старались   в   занятия   по каждому познавательному блоку включить самую разнообразную деятельность. Помимо познавательной деятельности, работы с дополнительной литературой, бесед и дискуссий, развивающих вербальное и логическое мышление учащихся, мы включили в программу работы изобразительную, творческую деятельность учащихся, практические действия по подготовке и представлению презентаций, организации выставки книг, коммуникативные действия, связанные с общением со   сверстниками   и   взрослыми.   Для   достижения   поставленных   задач   и   целей работы   детям   приходилось   самостоятельно   решать   ряд   организационных, коммуникативных   и   познавательных   задач.   Все   это   воспитывает ответственность,   дисциплину,   уверенность   в   своей   нужности   коллективу. Лейтмотивом всех занятий кружка было эмоционально­ценностное отношение к городу, родине, стране, человеку, живущему рядом. В связи с положительными результатами   кружковой     работы   я   разработала   программу   кружка   «Юный краевед» на 4 года обучения (с 1 по 4 классы).  Таким   образом,   внеурочная   деятельность   в   форме   организации   работы краеведческого   кружка   является   эффективным   средством   духовно   – нравственного   и   патриотического   воспитания     младших   школьников   при условии   систематической   организации   разнообразной   (познавательной, практической,   творческой)   коллективной   деятельности   учащихся   с соблюдением выделенного комплекса педагогических условий, что приводит к более   интенсивному   развитию   патриотической   воспитанности   младших школьников в сравнении с традиционными формами и методами работы. Список использованной литературы 1. Азбука нравственного воспитания: Пособие  для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.  2.   Бабанский   Ю.К.   Педагогика.   /Ю.К.   Бабанский.–М.:   Просвещение,­1998– 479с.  3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.  4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979.­ 289 с.  5.  Зелинский   К.В.,   Черникова   Т.В. Нравственное   воспитание   школьников: теория, диагностика, эксперимент, технология и методы: учеб.­метод. пособие / под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Планета, 2010. – 280с. 6. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной Программы   «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской   Федерации   на 2001­2005 годы» / Авт.­сост.: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина и др. – М.: АРКТИ, 2005. – 166 с. 7.   Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. – М.: Педагогика, 1991. – 116 с. 8.  Кондаков А.М. духовно­нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования/А.М. Кондаков//Педагогика.­ 2008.­№9. 9.   Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России   [Текст]   /   А.Я.Данилюк,   А.М.Кондаков,   В.А.   Тишков. Российская академия образования. – М.: Просвещение, 2009.

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»

«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»

«Кружок «Юный краевед»  в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся  начальной школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2017