«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
окружающий мир +1
Взрослым
15.12.2017
Исследовательская работа по необходимости ведения кружка "Юный краевед" во внеурочной деятельности с целью повышения духовно - нравственного и патриотического воспитания учащихся начальных классов. Задачей школьного краеведческого курса в начальном звене является
- создание образного представления о семейно-национальном микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью;
- создание условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам;
- инициирование процесса национальной и личностной самоидентификации как единого целого.доклад
«Кружок «Юный краевед».doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области
Доклад
«Кружок «Юный краевед» в системе
духовно – нравственного и
патриотического воспитания учащихся
начальной школы»
Ерофеева Р. Л.,
учитель начальных
классов 2017 2018 учебный год
К теме духовнонравственного воспитания я обратилась не случайно.
Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных
связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою
деятельность с другими членами общества; подчиняться определенным нормам,
правилам, требованиям. Каждое общество вырабатывает свои правила и нормы,
регулирующие поведение человека в семье, в труде, в обществе, в отношении к
природе и окружающему миру. «В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы
целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного
счастья».
Поэтому нравственное и патриотическое воспитание является важнейшей
стороной формирования и развития личности ребенка.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для
духовно нравственного и патриотического воспитания школьников в процессе
внеурочной деятельности. В связи с этим, целью исследования является
теоретическое обоснование возможности духовно нравственного и
патриотического воспитания в процессе кружковой деятельности.
Объект
исследования – кружковая (внеурочная) деятельность
школьников.
Предмет исследования духовно нравственное и патриотическое
воспитание школьников во внеурочной и воспитательной деятельности.
Приступая к исследованию, я выдвигаю следующую гипотезу: духовно
нравственное и патриотическое воспитание школьников будет осуществлено во
внеурочной деятельности в том случае, если:
а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении поставленных
заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения поставленных учителем
задач.
Новизна исследования и практическая значимость заключаются в том, что
педагогические условия обеспечивают эффективность внеурочной деятельности
школьников, способствуют раскрытию и развитию духовнонравственных
качеств школьников, а именно, ответственность, доброжелательность,
Необходимость
самостоятельность, любовь к близким и родному краю. приобщения школьников к культуре родного края и страны стала очень
значимой.
читателя,
слушателя,
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы
духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности
восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно
формирование будущего зрителя,
собеседника
посредством включения ребенка в деятельность по освоению культурных
ценностей. Именно в период обучения в начальной школе происходит
формирование личности, которая учится жить в мире и согласии с
окружающими людьми и с самим собой. Поэтому проблема поведения в
обществе является актуальной для современных школьников. Это тем более
важно, что в наше время зачастую нравственное развитие отстает от
интеллектуального.
Дети и взрослые страдают от эмоциональной
неустойчивости, от неумения понимать окружающих, правильно выстраивать
взаимоотношения.
Научить детей нравственно – эстетическим отношениям между собой,
дать навыки нравственноэстетического поведения, учить строить добрые
отношения с окружающими людьми: сверстниками, родителями, соседями,
учителями – цель моей педагогической деятельности на данном этапе.
Духовнонравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с
окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим
социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к
культуре родного края. С этой целью мной была разработана программа кружка
«Юный краевед».
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» является
актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных
патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах
ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь
нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на
судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и
с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и
будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои
истоки, историю, культуру своего края.
Интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют
целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем
происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее
экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей
учеников.
В курсе краеведения реализуются идеи формирования патриотического
сознания младшего школьника через образ малой родины, на основе
познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую
основу курса составляет личностно деятельностный подход, который является
главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании
гражданина и патриота.
Задача школьного краеведческого курса в начальном звене – создать
образное представление о семейнонациональном микромире как части
большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью.
Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам.
Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как
единого целого в многообразии. Важно, что разнообразные факты жизни малой
родины введены в общий культурный багаж ребёнка и могут служить
фундаментом для дальнейшей работы в средней школе.
В процессе обучения ребята изучают историю своей семьи, семейные
традиции, семейные реликвии, историю малой родины, района, области. Важно
начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше
становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их
притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети ещё готовы
обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и
дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам.
Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений,
бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Появляется чувство общей
гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные
участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.
Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию,
я стараюсь показать учащимся связь родного края, города с Родиной, помогаю
уяснить неразрывную связь: единства города с историей и жизнью нашей
страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим
долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Работа в краеведческом кружке позволяет органично, естественно и
ненасильственно достигать указанных целей социального развития младших
школьников. Занятия в кружке по краеведению, вопервых, дают детям массу
знаний об окружающем их социальном мире, который является, собственно,
объектом познавательной деятельности детей.
познание
Вовторых, исторических взаимосвязей в жизни людей и общества позволяет детям
получить представление о структуре, принципах существования и развития
общества, формирования норм этики и морали, базовых общественных
ценностей в истории человеческого общества, знакомит детей с памятниками
культуры,
особенностями межнациональных и межконфессиональных
отношений в истории и современности.
В процессе познавательной работы постепенно складывается и
эмоциональноценностное отношение ребенка к изучаемым объектам и
явлениям, закладываются основы морального самосознания, принимаются
социальные нормы и правила как исторически складывающаяся необходимость
для нормального существования и развития общества. Воздействие на
эмоциональноценностный компонент социального развития младшего
школьника достигается на занятиях кружка по краеведению организацией
работы школьников с определенной воспитывающей информацией, ее анализом
и обсуждением, побуждением к высказыванию своего мнения, дискуссиям при
появлении спорных и неоднозначных мнений. Это может быть информация о
нравственных и безнравственных поступках людей в истории и современности,
героизме и малодушии, культурных ценностях. Всегда необходимо проводить
параллели между историей и современностью, показывать причины и
последствия тех или иных исторических фактов с тем, чтобы связать в сознании
ребенка побуждение и действия человека, показать ответственность каждого
человека за свои социальные действия.
«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце,
тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой
род, своих древних предков», вот лейтмотив краеведческой линии в духовно
нравственном воспитании обучающихся.
Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам –
значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам
истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне
культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому,
надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а
не потребителем.
Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет
учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить
познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие
способности, выработать навыки самообразования. Краеведение способствует
решению задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, районе, крае, участвовать в
развитии, социальноэкономическом и культурном обновлении своего региона и
страны в целом. Это одна из актуальных социальнопедагогических задач нашего
времени. Таким образом, изучение краеведческого материала является важным
средством духовнонравственного воспитания.
Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную
среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно
нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить
духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Поставленные цели достигаются через использование активных форм
организации учебнопознавательной деятельности. Этому способствует освоение
исследовательской и проектной деятельности. Применение технологий метода
проектов и исследований в урочной и внеурочной деятельности позволяет
приобщить учащихся к самостоятельному поиску и отбору информации из
различных источников, анализу и прогнозу, принятию нестандартных решений.
Занятия проводятся в различных формах: исследование, экскурсии,
работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с
интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих
объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные
технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения,
здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
Творческие работы, исследования, игры, проектная деятельность
способствуют воспитанию чувства коллективизма, повышают культуру
общения, познавательный интерес, помогают усваивать общепринятые нормы
поведения.
В течении года дети создавали творческие проекты, которые потом
представляли в классе: «Суходол в числах», «Архитектурные памятники
Самарской области», «Церкви и храмы Самарской области». Захарова Ангелина
и Корчина Дарья приняли участие в школьном туре Научнопрактической
конференции, заняв 3 и 2 место, представив свои работы «Голубое озеро –
жемчужина Самарской области» и «Вторая жизнь пластиковой бутылки», в
которых рассмотрели экологические проблемы, возникающие по вине человека.
Активную помощь в сборе и представлении материала оказывали родители, а
так же бабушки и дедушки. Таким образом, изучение истории родного края способствует
формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный
материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое
собственное открытие или узнать чтото новое, т.е. почувствовать себя
причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую
инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Организация краеведческого кружка также позволяет решать целый ряд
важных задач по патриотическому воспитанию младших школьников. Это
обусловлено особенностями кружковой работы.
Вопервых, в краеведческом кружке создаются условия для добровольной
активной поисковой деятельности ребят.
Направленность на связь
исследовательской и познавательной деятельности с реальной жизнью,
знакомыми местами, известными в прошлом и настоящем земляками создает в
сознании ребенка понимание своей сопричастности родным местам, формирует
любовное отношение к ним.
Вовторых, кружковая форма работы предполагает разнообразную
деятельность обучающихся. В процессе работы мы старались в занятия по
каждому познавательному блоку включить самую разнообразную деятельность.
Помимо познавательной деятельности, работы с дополнительной литературой,
бесед и дискуссий, развивающих вербальное и логическое мышление учащихся,
мы включили в программу работы изобразительную, творческую деятельность
учащихся, практические действия по подготовке и представлению презентаций,
организации выставки книг, коммуникативные действия, связанные с общением
со сверстниками и взрослыми. Для достижения поставленных задач и целей
работы детям приходилось самостоятельно решать ряд организационных,
коммуникативных и познавательных задач.
Все это воспитывает
ответственность, дисциплину, уверенность в своей нужности коллективу.
Лейтмотивом всех занятий кружка было эмоциональноценностное отношение к
городу, родине, стране, человеку, живущему рядом. В связи с положительными
результатами кружковой работы я разработала программу кружка «Юный
краевед» на 4 года обучения (с 1 по 4 классы).
Таким образом, внеурочная деятельность в форме организации работы
краеведческого кружка является эффективным средством духовно –
нравственного и патриотического воспитания
младших школьников при
условии систематической организации разнообразной (познавательной,
практической,
творческой) коллективной деятельности учащихся с
соблюдением выделенного комплекса педагогических условий, что приводит к более интенсивному развитию патриотической воспитанности младших
школьников в сравнении с традиционными формами и методами работы.
Список использованной литературы
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А.
Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,1998–
479с.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных
классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.:
Просвещение,1979. 289 с.
5. Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников:
теория, диагностика, эксперимент, технология и методы: учеб.метод. пособие /
под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Планета, 2010. – 280с.
6. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной
Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
20012005 годы» / Авт.сост.: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина и др. – М.: АРКТИ,
2005. – 166 с.
7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и
опыт формирования / В.А. Караковский. – М.: Педагогика, 1991. – 116 с.
8. Кондаков А.М. духовнонравственное воспитание в структуре Федеральных
государственных стандартов общего образования/А.М. Кондаков//Педагогика.
2008.№9.
9. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.
Российская академия образования. – М.: Просвещение, 2009.
«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
«Кружок «Юный краевед» в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся начальной школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.