Сообщение на тему «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог?»
Наверняка вы не раз слышали от педагогов, что современные дети не умеют играть и что игры у них бестолковые и шумные. С этим можно согласиться только отчасти. Проблема не всегда в детях. Часто сами педагоги мешают детской игре, меняют сюжет, который придумали дошкольники, и вносят свои правила. Выясним, кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог и в чем проявляется неумение играть у детей и взрослых.
Неумение играть, можно одинаково наблюдать как у детей, так и у взрослых. Например, когда ребенок не может придумать сюжет игры, а взрослый не знает, как оборудовать игровое пространство. Но если дошкольники не умеют этого в силу возраста, то взрослые часто не понимают особенностей детской игры и на свое усмотрение указывают ребенку, что и как ему делать, во что и с кем играть. В чем еще проявляется это неумение у детей и взрослых, давайте рассмотрим более подробно.
При этапе запуска игровой деятельности ребенок не умеет придумывать сюжет игры, инициировать игру, принимать на себя какую-то роль ,соблюдать правила. Взрослый на этом этапе не умеет организовывать насыщенное игровое пространство, выделять время на игру, давать образцы для создания сюжета.
На этапе развития игры ребенок не умеет находить разнообразные способы, как применить игрушку, не умеет находить и использовать предметы-заместители(н-р, палочку в качестве ружья, вилки, подзорной трубы).Ему сложно расширить репертуар игровых действий и сюжетных ходов.
Взрослый на этом этапе не умеет :правильно выбирать игрушки с учетом сюжета игры; показывать ,как символически использовать игрушки(одна из причин-игрушки очень реалистичны, и ребенок использует их буквально); не умеет вносить детали, которые помогут ребенку развивать игру.
На этапе взаимодействия в игре ребенок не умеет контактировать в игре с ровесниками или взрослыми; играть без взрослого рядом; избегать агрессии, застенчивости.
Взрослый не умеет давать возможность ребенку играть
одному и вмешиваться в игру умеренно; ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ НЕАДЕКВАТНЫХ СПОСОБОВ
КОНТАКТА: принуждения, критики, насмешки.
Этап выбора игры с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Ребенок не умеет играть в игру не по возрасту; играть только в «развивающие игры»; играть в игры по сюжетам неинтересных ему историй или с неинтересными ему персонажами. Все это ребенок и не должен уметь.
Взрослый не умеет: давать возможность ребенку самому выбирать, во что играть; принимать в игре современные сюжеты и персонажи.
Но взрослый и не должен уметь долго играть в предметно-манипулятивные игры, любить игру,как ребенок.
На этапе осознания цели игры ребенок не умеет :играть и оставаться тихим; сохранять порядок во время игры; делиться игрушками с каждым желающим; принимать в игру каждого желающего; не плакать ,если грустно, не сердиться. если испытывает гнев. Взрослый не умеет :оценивать игру с точки зрения ее самоценности для ребенка, поэтому ставит в приоритет послушание ;давать возможность ребенку шуметь и не поддерживать порядок в игре; давать ребенку возможность не делиться игрушками и не играть с другими детьми; принимать негативные переживания ребенка ,которые он выражает в игре.
А теперь обсудим, когда действия педагога мешают игре детей, а когда помогают.
Умения играть самостоятельно, с другими детьми, придумывать и развивать сюжет, брать на себя определенную роль не появляются сами по себе. Ребенка нужно этому учить. Чтобы учить детей играть, педагог должен сам уметь это делать и понимать, в какой момент он может включиться в игровую деятельность, чтобы не нарушить ее.
По мере того как развивается ребенок, развивается и его игра. На каждом возрастном этапе ведущим будет конкретный вид игры. н-р,в раннем возрасте (1-3 г) ведущая деятельность –предметно-манипулятивная игра ,в дошкольном возрасте (3-6 лет)-сюжетно-ролевая. Поэтому, когда ребенок просто катает машинку, педагог должен понимать ,что это и ест ь его игра, которую он может помочь развить-предложить новый способ действия с игрушкой.
А сейчас давайте рассмотрим типичны ситуации в дет.саду, когда действия и слова педагога мешают игре детей.
Литература
Справочник старшего воспитателя № 3 март 2020 г.
«Работаем с воспитателями» Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог. Шесть игровых ситуаций»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.