Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.
Тема: «Волшебница вода»
Форма проведения: беседа, экспериментальная деятельность.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Цель: знакомство со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды:отсутствие собственной формы;
Текучесть, пар тоже вода; вода может растворять предметы.
2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
3. Формировать навыки проведения лабораторных опытов:
закрепить умение работать с посудой: стеклянной и прозрачной,закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
4. Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники...)
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов.
2. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение товарищей.
3. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру.
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
1.Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Оборудование и материалы:
Глобус, чайные ложки, воронка, вата, салфетки, прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, вещества для растворения в воде: соль, сахар, любое растительное масло, предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка, иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ, чайник.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
4. Чтение художественной литературы.
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
6. Чтение познавательных рассказов о реках, озерах
7. Чтение детской художественной литературы: Э. Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце", Е. А. Баратынский "Весна", сказка народов Сибири "Живая вода"
Ход занятия:
(Звучит фонограмма "Шум ручья")
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о воде: самой обыкновенной, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без нее мы просто не смогли бы жить. (Показываю детям глобус)
- Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Синим, голубым...)
- Кто из вас может показать все, что выделено этим цветом? (Это - реки, озера)
- Вы обратили внимание на то, что на Земном шаре воды больше, чем суши? - А вот это океаны и моря.
- А главное вода в них не такая как в реках.
- В реках, озерах – вода… (Пресная)
- А в морях, океанах – вода… (Соленая)
- Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета.
- Как вы думаете, это тоже вода или нет? Кто как думает?
Вывод воспитателя: Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.
- Что происходит со льдом в тепле? (Тает, превращается в воду)
- Значит лед - это тоже вода. Но лед - твердый. Значит, вода может быть твердой!
О других свойствах воды я вам предлагаю узнать в нашей лаборатории.
1 часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами (ответы детей).
Воспитатель переливает воду из стакана в стакан
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
2 часть. «Вода - жидкость, не имеет собственной формы».
Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим.
Я возьму бутылочку с водой и вылью немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Воспитатель спрашивает детей, почему она смогла перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Вода жидкая.
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.
Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?» Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?»
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
3 часть: «Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей»
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель.
Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это чайник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.
Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?
Дети: Да, она очень горячая.
Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, в батареях.
Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.
4.«Пар - это тоже вода»
Воспитатель: Сейчас я выключу чайник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?
Высказывания детей.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая».
Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли».
5.«Вода - растворитель»
Воспитатель: Ребята, у вас на столах стоят два стаканчика с номерами 1,2 накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает (сахар)
Дети поднимают салфетку, проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(соль)
Убираем салфетку со второго стакана.
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворилась в воде.
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло)
Воспитатель капает в воду масло.
Воспитатель: Растворилось ли масло в воде?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
6.«Очистка воды»
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку).
Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Воспитатель: Я аккуратно уберу фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии(рефлексия)
Дети:Вода - это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Вода - добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле. Что должен делать человек с водными ресурсами планеты (беречь, охранять, не загрязнять).
А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.