Одна из задач родителей — показать ребенку, подростку разнообразие окружающего мира, разнообразие населяющих этот мир людей. Если это не сделано, то сектор круга, из которого ребенку придется впоследствии выбирать, окажется очень узким.
Есть люди и целые структуры, которые могут помочь в этом родителям и самому ребенку.
Кто и что может помочь еще подростку?
Одна из задач родителей — показать ребенку, подростку разнообразие
окружающего мира, разнообразие населяющих этот мир людей. Если это не
сделано, то сектор круга, из которого ребенку придется впоследствии выбирать,
окажется очень узким.
Есть люди и целые структуры, которые могут помочь в этом родителям и самому
ребенку. Вопервых, это разнообразные кружки, секции, клубы, семинары и
факультативы. Совершенно неверно думать, что раз уж ребенок пошел в кружок,
допустим, кройки и шитья, то там он и обязан заниматься вплоть до
совершеннолетия. То, что ребенок меняет кружки, секции, посещает в этом году
клуб журналистов, а на следующий год — театральную студию, вполне
нормально. Возможно (и даже скорее всего), он не станет театральным актером
или журналистом, но его представления о мире и о самом себе за эти два года
существенно расширятся.
Кроме того, практическая психология также может помочь семье в этом вопросе.
Существуют тесты, позволяющие определить склонности и возможности
вступающего в жизнь человека. Не стоит слепо доверять их результатам (как и
результатам всех других тестов), но коекакие сведения, почерпнутые из них,
могут оказаться совсем нелишними при совершении выбора. Кроме того,
психологконсультант может оказать практическую помощь семье и в
составлении «психологического портрета» и стратегического плана, описанных в
предыдущей подглавке. Он же поможет выделить главные трудности, которые
могут встретиться подростку на пути реализации его планов, наметить способы
их преодоления.
Существуют и групповые методы для анализа и решения подобных проблем.
Наиболее адекватными из них автору представляются различным образом
ориентированные тренинги личностного роста, которые позволяют подростку
лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны, оценить с помощью обратной
связи, как его воспринимают окружающие, научиться самому лучше понимать
других людей, правильнее реагировать на их вербальные и невербальные
послания. Здесь же подросток может точнее сформулировать для себя свои
цели, понять, чего же он действительно хочет от жизни и что готов и способен
дать ей сам.