Склонную ко всем крайностям массу и возбуждает лишь чрезмерное раздражение. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.
Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу, добротой же, которая представляется ей всего лишь разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере. От своего героя-вожака она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина
Кто правит миром. К вопросу о вожаках.
Склонную ко всем крайностям массу и возбуждает лишь чрезмерное
раздражение. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической
проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими
красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.
Так как масса в истинности или ложности чеголибо не сомневается и
при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и
подвластна авторитету. Она уважает силу, добротой же, которая
представляется ей всего лишь разновидностью слабости, руководствуется
лишь в незначительной мере. От своего героявожака она требует силы, даже
насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего
господина.[5]
Хотя потребность массы идет вождю навстречу, он все же должен
соответствовать этой потребности своими личными качествами. Он должен
быть сам захвачен глубокой верой (в идею), чтобы пробудить эту веру в
массе; он должен обладать сильной импонирующей волей, которую переймет
от него безвольная масса. Вожди становятся влиятельными благодаря тем
идеям, к которым они сами относятся фанатически. Этим идеям, как и
вождям, Ле Бон приписывает помимо этого таинственную, неотразимую
власть, называемую им «престижем». Престиж есть своего рода господство,
которое возымел над нами индивид, деяние или идея. Оно парализует всю
нашу способность к критике и исполняет нас удивлением и уважением. Оно
вызывает, очевидно, чувство, похожее на завороженность гипноза.[5]
Притягательность вожака имеет индивидуальный характер и держится
не именем и не славой. Толпа тот час перестала бы быть толпой, если бы
приняла во внимание заслуги вожаков перед отечеством или перед партиями.
Толпа повинуется лишь притягательности вожака: чувства интереса или
благодарности тут не при чем.[3]
Масса попадает под поистине магическую власть слов, которые
способны вызывать в массовой душе страшнейшие бури или же эти бури
укрощать. «Разумом и доказательствами против определенных слов и формул
борьбы не поведешь. Стоит их произнести с благоговением, как физиономии
тот час выражают почтение, и головы склоняются. Многие усматривают в них
стихийные силы или силы сверхъестественные. Вспомним также о табу имен у
примитивных народов, о магических силах, которые заключаются для них в
именах и словах.[5]
Парламентский вожак может быть умным и образованным человеком,
но эти качества скорее вредны, нежели полезны для него. Речи самого
знаменитого из них, Робеспьера, сплошь и рядом поражают своей
бессвязностью. Читая их, невозможно объяснить причину загадочного
всемогущества диктатора. Страшно подумать о той власти, которую даетнаделенному притягательностью человеку твердое убеждение, соединенное с
крайней узостью ума.[3]
Успех речи в парламенте зависит почти целиком от обаяния оператора,
а совсем не от выдвигаемых им доводов.
Неизвестный оратор, поднявшийся на трибуну только с разумными
доводами, не имеет ни малейшего шанса быть хотя бы выслушанным.
Средства убеждения, которые используют вожаки, в сущности те же,
что и в любой иной толпе. В интересах вожаков позволять себе самые
невероятные преувеличения. На толпу они действуют тем сильнее, чем больше
ярости и угроз в речи оратора. Нет лучшего средства усмирить слушателей, не
способных на протест из опасения прослыть изменниками или сообщниками.
[3]