У богатого хана скопилось десять тысяч золотых монет. Тогда велел он взять одну сотую часть монет и накормить всех голодных. Принялись повара готовить вкусный плов, а слуги хана отправились во все стороны разыскивать бедняков и нищих. Встретили они в лесу человека в рваной одежде, рубившего хворост, и велели ему на ханский пир идти.
КТО ЩЕДРЕЕ
У богатого хана скопилось десять тысяч золотых монет. Тогда велел он
взять одну сотую часть монет и накормить всех голодных. Принялись
повара готовить вкусный плов, а слуги хана отправились во все
стороны разыскивать бедняков и нищих. Встретили они в лесу человека
в рваной одежде, рубившего хворост, и велели ему на ханский пир
идти.
— Щедрости нашего хана нет границ, — сказали слуги.
— Только Аллах может определить меру щедрости, а я привык жить
своим трудом, — ответил бедняк.
Рассердились слуги, схватили лесоруба и привели его к хану.
— Я сегодня тысячу человек накормил, а что сделал ты? — грозно
спрашивает правитель бедного лесоруба.
— Моего труда только на пять человек хватило, — сказал лесоруб. — До
обеда я нарубил хворост, продал его, получил пять медных монеток и
накормил жену с ребенком да себя. После обеда нарубил еще вязанку
хвороста и еще заработал пять монеток. На эти деньги накормил двух
больных стариков соседей.
Задумался хан. Кто щедрее? Тот, кто больше людей накормил, или тот,
кто большую часть своих денег на других потратил?
:::
Вопросы и задания к сказке:
• Какую часть своих денег отдал людям хан, а какую — лесоруб?
• Представьте, что у вас с собой шесть бутербродов. Какую часть вы
отдадите голодному другу, голодному брату или сестре, голодной
собаке?
• Приведите примеры из сказок, когда тот, кто считает себя щедрым,
на самом деле способен отдать лишь маленькую часть своего
богатства, и, наоборот, бедный человек способен поделиться всем, что
имеет.
:::
Рисунок «Богатство хана и лесоруба»
Нарисуйте, как хан или лесоруб делились своим богатством с другими.
:::Сценка «Герои сказок и части»
Поделите детей на группы и раздайте им карточки с героями сказок,
например: мужик и медведь, лиса и журавль, мачеха и дочки и т.д.
Попросите детей придумать сценку-задачу, в которой герои сказки
делят что-либо на части.
Например: «Мачеха сварила два яичка и сказала падчерице: «Я возьму
себе одно яичко и тебе дам одно, а родной дочери ничего не дам. Мы с
ней поделимся: каждая из нас даст ей по одной второй части яичка».
Какую часть яичка получили герои сказки? Справедливо ли поступила
мачеха?