Кто является родоначальником бразильской музыки? Был ли он действительно схвачен каннибалами и едва избежал участи быть съеденным — никто достоверно не знает. Многие его рассказы о бурной скитальческой юности вызывают некоторое недоверие. Но абсолютным фактом является то, что Бразилию он пересек вдоль и поперек, заглядывая в самые дикие уголки. Эйтор Вилла- ЛобосФото: Источник Цель (по крайней мере, заявленная) была достойная: записать все песни и запомнить все звуки джунглей. А Бразилия — страна большая, самая большая в Южной Америке. На скитания ушли несколько лет. Часто связи не было. Вернувшись, он с изумлением узнал, что родная мать уже отслужила мессу за упокой его души. Но факт, что он позже опубликовал более 1000 услышанных в разных уголках страны мелодий и напевов. 5 марта — небольшой юбилей у большого бразильского композитора. Самого крупного, самого известного, называемого часто родоначальником бразильской национальной музыки. Конечно же, музыка в Бразилии была всегда. И музыка индейцев (самой ныне малочисленной группы), и музыка чернокожих рабов, и привезенные традиции португальской музыки — духовной и светской, и общий диктат итальянской музыки — к тому времени, когда родился будущий основатель национальной школы. И свои композиторы уже тоже были. Эйтор Вилла- Лобос (до сих пор в научном обиходе существует несколько правомерных написаний имени, я буду пользоваться самым распространенным) появился на свет 5 марта 1887 в провинциальном тогда городке Рио-де-Жанейро. В следующем году, кстати, в Бразилии отменили рабство. Родители были испанского происхождения, отец работал в библиотеке и был большим любителем астрономии и музыки. Дома еженедельно были домашние концерты, в которых принимал участие все музыканты-любители города. Свои первые (и последние) систематические уроки Эйтор получил именно от родственников, научившись играть на виолончели, гитаре, кларнете и фортепиано. Но отец рано умер. Матери — доне Ноэмии — пришлось выходить на работу, чтобы обеспечить детей. Эйтор тоже выходит на подработки, чтобы помочь семье. Он работает тапером, играет в уличных оркестрах. Даже некоторое время работает «музыкальным негром» — пишет церковную музыку для одного священника, а тот платит ему вдвойне, но авторство ставит свое. А потом Эйтор отправляется в путь по всей Бразилии, в самые «темные» ее уголки, чтобы проникнуться народных духом. А что еще остается делать музыкантам (писателям, художникам) формирующейся национальной школы? Догнать и перегнать. Только не Америку, а Европу. Поэтому всегда главная задача в таких случаях — полное овладение многовековой музыкальной культурой Запада (включая, естественно, Россию XIX—XX вв.ека, а некоторые интересуются и более ранними традициями). Далее — полное овладение собственным фольклором, его изучение и «включение» во все жанры. Все это в сочетании с собственным стилем и масштабом таланта часто дает основание остаться в истории и как основателю или крупнейшему представителю национальной школы. Так происходило всегда и везде, так происходит и сейчас — в странах Латинской Америки (и Азии), в попытках создать органичный синтез всех традиций. Избежав всех опасностей (а какие-то, безусловно, на длительном пути встречались), Эйтор возвращается и сразу приступает к сочинению. Он и печатается (имеются в виду ноты, конечно), и исполняется. Ему удается заручиться поддержкой европейских и американских знаменитостей (особенно американского пианиста Артура Рубинштейна). Тот его исполняет в мировых гастролях — а это уже известность, это уже большой шанс. Эйтор Вилла-Лобос оказывается в Париже. Париж в первой половине ХХ века — мировой культурный центр. Там и учатся, и общаются, варятся в котле всех самых новомодных стилей и тенденций. Эйтор Вилла-Лобос знакомится со всеми крупнейшими деятелями того времени. Часто встречается с Сергеем Прокофьевым (который тогда еще не вернулся в СССР). Сам Прокофьев с юмором писал: «Нас в Париже двое варваров — я и Вила Лобос». Естественно, имеется в виду не вопрос цивилизационный, а оригинальность поиска собственных стилей. Там же Эйтор встречает Сергея Дягилева, который немедленно собирается ставить балет на свежую музыку пока еще неизвестного композитора. Но Дягилев скоро умирает, и знаменитые «Русские сезоны» остаются без бразильского «вкрапления». В дальнейшем Эйтор Вилла-Лобос возвращается на родину, занимается творчеством и разнообразной организационной работой. Он очень много пишет — огромное количество работ во всех жанрах, организует и руководит новыми музыкальными заведениями в Бразилии. Кто-нибудь еще пробовал собрать хор из 40000 детей (то есть стадион)? Где-нибудь еще человек без образования, чистый самоучка, руководил несколькими высшими учебными заведениями? А еще непрерывные мировые гастроли. И сочинение, сочинение, сочинение… Так что же «мастрид» у Вилла-Лобоса? Как ни странно, найдется на любой вкус — при желании. Есть мелодичные, чисто романтические гитарные пьесы, есть сложные симфонические произведения с диссонансными звучаниями, оперы, балеты, музыка к голливудскому кино. Но совершенно очевидно, что нужно послушать что-то из Бахиан. Хотя бы самую знаменитую Арию из Пятой Бразильской Бахианы.
Кто является родоначальником бразильской музыки?
Был ли он действительно схвачен каннибалами и едва
избежал участи быть съеденным — никто достоверно не
знает. Многие его рассказы о бурной скитальческой
юности вызывают некоторое недоверие. Но абсолютным
фактом является то, что Бразилию он пересек вдоль и
поперек, заглядывая в самые дикие уголки. Эйтор Вилла
ЛобосФото: Источник Цель (по крайней мере,
заявленная) была достойная: записать все песни и
запомнить все звуки джунглей. А Бразилия — страна
большая, самая большая в Южной Америке. На скитания
ушли несколько лет. Часто связи не было. Вернувшись,
он с изумлением узнал, что родная мать уже отслужиламессу за упокой его души. Но факт, что он позже
опубликовал более 1000 услышанных в разных уголках
страны мелодий и напевов. 5 марта — небольшой юбилей
у большого бразильского композитора. Самого крупного,
самого известного, называемого часто родоначальником
бразильской национальной музыки. Конечно же, музыка в
Бразилии была всегда. И музыка индейцев (самой ныне
малочисленной группы), и музыка чернокожих рабов, и
привезенные традиции португальской музыки —
духовной и светской, и общий диктат итальянской
музыки — к тому времени, когда родился будущий
основатель национальной школы. И свои композиторы
уже тоже были. Эйтор Вилла Лобос (до сих пор внаучном обиходе существует несколько правомерных
написаний имени, я буду пользоваться самым
распространенным) появился на свет 5 марта 1887 в
провинциальном тогда городке РиодеЖанейро. В
следующем году, кстати, в Бразилии отменили рабство.
Родители были испанского происхождения, отец работал
в библиотеке и был большим любителем астрономии и
музыки. Дома еженедельно были домашние концерты, в
которых принимал участие все музыкантылюбители
города. Свои первые (и последние) систематические
уроки Эйтор получил именно от родственников,
научившись играть на виолончели, гитаре, кларнете и
фортепиано. Но отец рано умер. Матери — донеНоэмии — пришлось выходить на работу, чтобы
обеспечить детей. Эйтор тоже выходит на подработки,
чтобы помочь семье. Он работает тапером, играет в
уличных оркестрах. Даже некоторое время работает
«музыкальным негром» — пишет церковную музыку для
одного священника, а тот платит ему вдвойне, но
авторство ставит свое. А потом Эйтор отправляется в
путь по всей Бразилии, в самые «темные» ее уголки,
чтобы проникнуться народных духом. А что еще
остается делать музыкантам (писателям, художникам)
формирующейся национальной школы? Догнать и
перегнать. Только не Америку, а Европу. Поэтому всегда
главная задача в таких случаях — полное овладениемноговековой музыкальной культурой Запада (включая,
естественно, Россию XIX—XX вв.ека, а некоторые
интересуются и более ранними традициями). Далее —
полное овладение собственным фольклором, его
изучение и «включение» во все жанры. Все это в
сочетании с собственным стилем и масштабом таланта
часто дает основание остаться в истории и как
основателю или крупнейшему представителю
национальной школы. Так происходило всегда и везде,
так происходит и сейчас — в странах Латинской
Америки (и Азии), в попытках создать органичный синтез
всех традиций. Избежав всех опасностей (а какието,
безусловно, на длительном пути встречались), Эйторвозвращается и сразу приступает к сочинению. Он и
печатается (имеются в виду ноты, конечно), и
исполняется. Ему удается заручиться поддержкой
европейских и американских знаменитостей (особенно
американского пианиста Артура Рубинштейна). Тот его
исполняет в мировых гастролях — а это уже
известность, это уже большой шанс. Эйтор ВиллаЛобос
оказывается в Париже. Париж в первой половине ХХ
века — мировой культурный центр. Там и учатся, и
общаются, варятся в котле всех самых новомодных
стилей и тенденций. Эйтор ВиллаЛобос знакомится со
всеми крупнейшими деятелями того времени. Часто
встречается с Сергеем Прокофьевым (который тогда ещене вернулся в СССР). Сам Прокофьев с юмором писал:
«Нас в Париже двое варваров — я и Вила Лобос».
Естественно, имеется в виду не вопрос цивилизационный,
а оригинальность поиска собственных стилей. Там же
Эйтор встречает Сергея Дягилева, который немедленно
собирается ставить балет на свежую музыку пока еще
неизвестного композитора. Но Дягилев скоро умирает, и
знаменитые «Русские сезоны» остаются без бразильского
«вкрапления». В дальнейшем Эйтор ВиллаЛобос
возвращается на родину, занимается творчеством и
разнообразной организационной работой. Он очень много
пишет — огромное количество работ во всех жанрах,
организует и руководит новыми музыкальнымизаведениями в Бразилии. Ктонибудь еще пробовал
собрать хор из 40000 детей (то есть стадион)? Где
нибудь еще человек без образования, чистый самоучка,
руководил несколькими высшими учебными
заведениями? А еще непрерывные мировые гастроли. И
сочинение, сочинение, сочинение… Так что же
«мастрид» у ВиллаЛобоса? Как ни странно, найдется на
любой вкус — при желании. Есть мелодичные, чисто
романтические гитарные пьесы, есть сложные
симфонические произведения с диссонансными
звучаниями, оперы, балеты, музыка к голливудскому
кино. Но совершенно очевидно, что нужно послушать
чтото из Бахиан. Хотя бы самую знаменитую Арию изПятой Бразильской Бахианы.