ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ситне-Щелкановская СОШ», учебного плана МБОУ «Ситне-Щелкановская СОШ» на Дата по фактуучебный год и авторской программы «Математика» Моро М.И.; Бантовой М.А.; Бельтюковой Г.В.; Волковой С.И.; Степановой С.В. Изд.М.: «Просвещение», 2011. Преподавание курса ведётся по учебнику Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюклова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. «Математика» 1 класс в 2-х частях – М.Просвещение, 2017. Авторская программа взята без изменений. Основное содержание курса и требования к уровню подготовки учащихся соответствует авторской программе. Выбор данной программы обусловлен тем, что она является компонентом УМС «Школа России», а концепция УМС «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС НОО.
На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, 132 ч в год (33 учебные недели).
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике.
Планируемые результаты освоения предмета «Математика».
Личностные результаты:
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России;
- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
- 1 -
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
- овладение способами выполнения заданий творческого характера;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её управления, определять наиболее эффективные достижения результата;
- способность использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практических задач;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, анализа, обработки, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, говорить своё выступление и выступать с ауди-, видео- и графическим сопровождением;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей целей и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметами и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки
- 2 -
их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач;
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать тестовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
К концу обучения в первом классе учащийся научится:
- называть числа от 0 до 20; называть и обозначать обозначения действия сложения и вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
- оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчётом в пределах 20;
- вести счёт в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 20 (без скобок);
- решать задача в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины.
К концу обучения в первом классе учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать и упорядочивать объекты по различным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- решать задача, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и д.р.);
- оценивать величины предметов «на глаз»;
- использовать модели (моделировать учебную ситуацию).
- 3 -
Содержание учебного предмета.
Числа и величины.
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 20. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы(грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр); времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.) Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия.
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения, вычитания: переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий).
Работа с текстовыми задачами.
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в) …». Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, краткой записи, в таблице.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше и др)
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.)
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
- 4 -
Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно – неверно, что…», «если…, то…», «все», «Каждый» и др.
Тематическое планирование.
Раздел обучения |
Количество часов |
Контрольные работы |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. |
8 |
|
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. |
28 |
|
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. |
56 |
|
Числа от 1 до 20. Нумерация. |
12 |
1 |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. |
22 |
|
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» |
5 |
|
Проверка знаний. |
1 |
1 |
Итого |
132 |
2 |
- 5 -
Календарно – тематическое планирование по математике 1 «А» класс.
№ |
Тема урока. |
Дата |
Дата по факту |
|
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. |
|
|
1. |
Подготовка к изучению чисел. |
|
|
2. |
Один, два, три... |
|
|
3. |
Первый, второй, третий... |
|
|
4. |
Вверху. Внизу. Слева. Справа. |
|
|
5. |
Сравнение групп предметов. Отношения «Столько же». «Больше». «Меньше». |
|
|
6. |
Сравнение групп предметов. «На столько больше?». «На сколько меньше?». |
|
|
7. |
Закрепление знаний по теме Сравнение групп предметов. «На столько больше (меньше)?». Пространственные и временные представления . |
|
|
8. |
Закрепление знаний по теме Сравнение групп предметов. Пространственные и временные представления. |
|
|
|
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. (28ч) Цифры и числа от 1 до 5. |
|
|
9. |
Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1 |
|
|
10. |
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. |
|
|
11. |
Число 3. Письмо цифры 3. |
|
|
12. |
Знаки: +, -, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». Числа 1,2,3. |
|
|
13. |
Число 4. Письмо цифры 4. |
|
|
14. |
Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». |
|
|
15. |
Число 5. Письмо цифры 5. |
|
|
16. |
Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. |
|
|
17. |
Странички для любознательных. (самостоятельная работа) |
|
|
|
Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число10. |
|
|
18. |
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. |
|
|
19. |
Ломаная линия. |
|
|
20. |
Ломаная линия.получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. |
|
|
21. |
Знаки: «>» больше, «<» меньше, «=» равно. |
|
|
22. |
Равенство. Неравенство. |
|
|
23. |
Многоугольник. |
|
|
24. |
Числа 6,7. Письмо цифры 6. |
|
|
25. |
Числа 6,7. Письмо цифры 7. |
|
|
26. |
Числа 8,9 Письмо цифры 8. |
|
|
27. |
Числа 8,9 Письмо цифры 9. |
|
|
28. |
Число 10. Письмо числа 10. |
|
|
29. |
Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. |
|
|
30. |
Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». |
|
|
31. |
Сантиметр. |
|
|
32. |
Увеличить на..Уменьшить на… |
|
|
33. |
Число 0. |
|
|
34. |
Сложение и вычитание с числом 0. Закрепление изученного материала. |
|
|
35. |
Закрепление по теме «Числа о 1 до 10 и число 0». |
|
|
36. |
Что узнали. Чему научились. Проверка знаний учащихся№3. |
|
|
|
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. |
|
|
37. |
Работа над ошибками. Итоговый контроль. |
|
|
38. |
Защита проектов. |
|
|
39. |
Сложение и вычитание вида:□± 1 |
|
|
40. |
Сложение и вычитание вида: □ +1-1, |
|
|
41. |
Сложение и вычитание вида:□± 2 |
|
|
42. |
Слагаемые. Сумма. |
|
|
43. |
Задача (условие, вопрос). |
|
|
44. |
Составление и решение задач на сложение, и вычитание по одному рисунку. |
|
|
45. |
Прибавит и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. |
|
|
46. |
Присчитывание и отсчитывания по 2. |
|
|
47. |
Задачи на увеличение (уменьшение ) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). |
|
|
48. |
Что узнали. Чему научились. Проверка знаний учащихся № 4 |
|
|
49. |
Сложение и вычитание вида:□±3 |
|
|
50. |
Сложение и вычитание вида: □ +3-3. |
|
|
51. |
Сложение и вычитание числа 3. |
|
|
52. |
Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание числа 3». Решение текстовых задач (сравнение отрезков). |
|
|
53. |
Прибавит и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. |
|
|
54. |
Сложение и соответствующие случаи состава чисел. Присчитывание и отсчитывания по 3. |
|
|
55. |
Решение задач. |
|
|
56. |
Решение задач. Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». |
|
|
57. |
Странички для любознательных. |
|
|
58. |
Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного материала. |
|
|
59. |
Закрепление изученного материала. Проверка знаний № 5. |
|
|
60. |
Работа над ошибками. Обобщение. |
|
|
61. |
Поверим себя и свои достижения. ТЕСТ № 1 |
|
|
62. |
Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. |
|
|
63. |
Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). |
|
|
64. |
Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
|
|
65. |
Сложение и вычитание вида: □ +4 -4. |
|
|
66. |
Закрепление изученного материала. |
|
|
67. |
Задачи на разностное сравнение чисел. На сколько больше? На сколько меньше? |
|
|
68. |
Решение задач. |
|
|
69. |
Таблицы сложения и вычитания с числом 4. |
|
|
70. |
Решение задач. Закрепление пройденного материала. |
|
|
71. |
Перестановка слагаемых. |
|
|
72. |
Перестановка слагаемых и ее применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. |
|
|
73. |
Составление таблицы сложения + 5, 6, 7, 8, 9. |
|
|
74. |
Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. |
|
|
75. |
Состав чисел в пределах 10. Решение задач. |
|
|
76. |
Состав чисел в пределах 10. Решение задач. |
|
|
77. |
Что узнали. Чему научились? |
|
|
78. |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|
|
79. |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|
|
80. |
Решение задач. |
|
|
81. |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
|
|
82. |
Вычитание из чисел вида: 6- □,7- □. |
|
|
83. |
Вычитание из чисел вида: 6- □,7- □. Связь сложения и вычитания. Решение задач. |
|
|
84. |
Вычитание из чисел вида: 8- □,9- □. |
|
|
85. |
Вычитание из чисел вида: 8- □,9-□. Решение задач. |
|
|
86. |
Вычитание из чисел вида: 10- □. |
|
|
87. |
Закрепление изученного материала. |
|
|
88. |
Килограмм. |
|
|
89. |
Литр. |
|
|
90. |
Что узнали? Чему научились? Контроль и учет знаний.Тест № 2 |
|
|
91. |
Работа над ошибками. Обобщение. |
|
|
|
Числа от 1 до 20. Нумерация. |
|
|
92. |
Названия и последовательность чисел от 10 до 20. |
|
|
93. |
Образование чисел второго десятка из десятка и нескольких единиц. |
|
|
94. |
Чтение и запись чисел второго десятка от 11 до 20. |
|
|
95. |
Дециметр. |
|
|
96. |
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. |
|
|
97. |
Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. |
|
|
98. |
Задачи творческого и поискового характера. |
|
|
99. |
Закрепление пройденного материала. Что узнали? Чему научились? |
|
|
100. |
Контрольная работа №2 |
|
|
101. |
Решение задач в два действия. |
|
|
102. |
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
|
|
103. |
Сложение вида: □ +2, □ +3. |
|
|
104. |
Сложение вида: □ +4. |
|
|
105. |
Сложение вида: □ +5. |
|
|
106. |
Сложение вида: □ +6. |
|
|
107. |
Сложение вида: □ +7. |
|
|
108. |
Сложение вида: □ +8, □ +9. |
|
|
109. |
Таблица сложения. |
|
|
110. |
Решение текстовых задач, числовых выражений. |
|
|
111. |
Закрепление изученного материала. Задания творческого и поискового характера. |
|
|
112. |
Что узнали? Чему научились? Контрольная работа № 3 |
|
|
113. |
Приемы вычитания с переходом через десяток. |
|
|
114. |
Вычитание вида: 11- □. |
|
|
115. |
Вычитание вида: 12- □. |
|
|
116. |
Вычитание вида: 13- □. |
|
|
117. |
Вычитание вида: 14- □. |
|
|
118. |
Вычитание вида: 15- □. |
|
|
119. |
Вычитание вида: 16- □. |
|
|
120. |
Вычитание вида: 17- □, 18- □ |
|
|
121. |
Закрепление пройденного материала по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Задачи творческого и поискового характера |
|
|
122-132. |
Контроль и учет знаний. Проверим себя и свои достижения. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.