КТП 1 класс "Школа России"
Оценка 4.7

КТП 1 класс "Школа России"

Оценка 4.7
docx
05.01.2021
КТП 1 класс "Школа России"
окружающий мир.docx

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ситне-Щелкановская СОШ», учебного плана МБОУ «Ситне- Щелкановская СОШ» на Дата по фактуучебный год и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 класс.в 2 ч. Изд. М: просвещение, 2017. Авторская программа взята без изменений. Основное содержание курса и требования к уровню подготовки обучающихся соответствуют авторской программе. Выбор данной программы обусловлен тем, что она является компонентом УМС «Школа России», а концепция УМС «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС НОО.

      На изучение курса «Окружающий мир» в соответствии с учебным планом в 1 классе отводится 2 часа в неделю: 66 час в год ( 33 учебные недели).

        Изучение курса «Окружающий мир : Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1(Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

2)Осознание ребенком ценности, целости и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

3)Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 4)Формирование психологической культуры  и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

  Планируемые результаты освоения учебного предмета

                                          «Окружающий мир»

                                                       

    Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

                                                         - 1 -

- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-  развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в  достижении метапредметных результатов начального образования,  

 таких, как:

1)Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления;                                                           

2)Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 4)определять наиболее эффективные способы достижения результата;

5)Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

6) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

7)Использование знаково- символических средств  представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

8)Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;              - 2 -

9)Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

10)Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях

объектов, процессов и явлений действительности ( природных,

социальных, культурных, технических и др), в соответствии с

содержанием учебного предмета «Окружающий мир»

14)  Овладение базовыми предметными и метапредметным понятиями,  

отражающими существенные связи и отношения между объектами и

процессами;

15)  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования( в том числе с учебными моделями)  в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие  предметные результаты:

 

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны. Ее современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);   - 3 -

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

 

В результате изучения окружающего мира первоклассник научится:

 

- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарник, травы; животных диких и домашних, насекомых, рыб, птиц;

- распознавать основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

 - приводить примеры представителей разных групп растений ( дикорастущих и культурных), хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных; характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки,

- описывая особенности внешнего вида( по плану, предложенному учителем);

- характеризовать признаки времен года;

- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

         -находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

 -понимать правила поведения в природе;

- называть свой адрес в мире и в своем населенном пункте;

 - называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

- называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

 -называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;  знать о культуре поведения в общественных местах.

 

             К концу обучения в первом классе учащиеся получит возможность научиться:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;

- различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных ( по несколько представителей каждой группы); вест наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города ( села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД.

 

Содержание учебного предмета «Окружающий мир».

      Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает

                                                         - 4 –

обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Введение (1ч)

 Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.Правила и безопасность дорожного движения ( в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)

 

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

 

 Что и кто? (20 час)

  Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

   Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие( форма, размер,

цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

    Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника ( по выбору учителя).

 Что за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

 Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

 

 Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером,

домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы

светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России ( на примерахпо выбору учителя). Знакомство с государственными символами России:флагом, гербом, гимном. Наш город ( село) – часть большой страны.

 Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

 

Практические работы:

Знакомство с комнатными растениям. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев  различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных

                                                       - 5 -

растений?. Знакомство  с глобусом. Моделирование. Работа с атласом – определителем.

 

Как, откуда и куда? – (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

       Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи ( по усмотрению учителя).

      Изучение свойства снега и льда. Откуда берется снег и лед.

        Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и

 условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

       Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мед и др. ( по усмотрению учителя).

     Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

 

 Где и когда? ( 11 ч)

·                 Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

·                 Холодные и жаркие районы Земли.

·                   Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

·              Представление о  далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого.Как ученые изучают динозавров.

·         Одежда людей в прошлом и теперь.

·                История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения  с велосипедом..

·        Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть  окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

 

                  Практическая работа:  Работа с глобусом.

Почему и зачем?( 21 ч)

·           Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

·         Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

·                      Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

                                                        - 6 -

             Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

               Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жук – носорог и др. ( по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

         Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

        Разнообразие овощей и фруктов. Витамины, Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

        Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

          Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

        Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

·        Назначение самолетов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

·            Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их

назначение. Космические станции.

·        Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

 

Практические работы: Исследование распространения звука. Простейшие правила гигиены. Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

 

Заключение ( 1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

                                               Тематическое планирование.

 

                     Тема

Количество

    часов

Контрольные,

практические,

лабораторные работы

1

Задавайте вопросы!

 

  1

2

Что и кто?

  20

  5

3

Как, откуда и куда?

   12

  5

4

 Где и когда?

    11

 

5

Почему и зачем?

     22

 

 

Итого

     66

11

 

 

 

                                                      - 7 -

                                            Перечень практических работ.

 

урока

            Тема

         Виды работ

1

7

Что у нас под ногами?

Определение образцов по фотографиям, рисункам атласа -определителя

2

8

Что общего у разных растений?

Нахождение у растений их частей, показ и называние

3

9

Что растет на подоконнике?

Определение комнатных растений с помощью атласа -определителя

4

11

 Что это за листья?

Определение деревьев по листьям

5

15

Кто такие птицы?

Исследование строения пера птицы

6

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?

Опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку

7

27

Откуда берутся снег и лед?

Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов

8

28

Как живут растения?

Наблюдение за ростом и развитием растений

9

30

Как зимой помочь птицам?

Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма

10

32

Откуда в снежках и сосульках грязь?

Исследование снежков и сосулек на наличие загрязнений

11

38

Где живут белые медведи?

Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика

 

                                                                                  Проекты

                   № урока

                     Название

                      № 5

1. Проект «Моя малая Родина»

                      №22

2. Проект «Моя семья»

                      №35

3. Проект «Мой класс и моя школа»

                      №51

4. Проект «Мои домашние питомцы»

                                         

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс

п/п

                         Тема урока

дата

Дата по факту

    1.

Задавайте вопросы.

 

 

    2.

Наши помощники.

 

 

    3.

Что такое Родина?

 

 

    4.

Что мы знаем о народах России?

 

 

    5.

Что мы знаем о Москве?

 

 

    6.

Проект «Моя малая Родина».

 

 

    7.

Что у нас над головой?

 

 

    8.

Что у нас под ногами?

 

 

    9.

Что общего у разных растений?

 

 

   10.

Что растет на подоконнике?

 

 

   11.

 Что растет на клумбе?

 

 

   12.

Что это за листья?

 

 

   13.

Что такое хвоинки?

 

 

   14.

Кто такие насекомые?

 

 

   15.

Кто такие рыбы?

 

 

   16.

Кто такие птицы?

 

 

   17.

Кто такие звери?

 

 

   18.

Что нас окружает дома?

 

 

   19.

Что вокруг нас может быть опасным?

 

 

   20.

 На что похожа наша планета?

 

 

   21.

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что  и кто?». (Контроль и коррекция знаний)

 

 

   22.

Как живет семья?  Проект «Моя семья». (Постановка и решение учебной задачи)

 

 

   23.

 Откуда  в наш дом приходит  вода и куда она уходит?  (Конструирование способа действия)

 

 

   24.

 Откуда  в наш дом приходит электричество? (Конструирование способа действия)

 

 

   25.

 Как путешествует письмо? (Решение частных задач)

 

 

   26.

 Куда текут реки?  (Решение частных задач)

 

 

   27.

 Откуда берутся снег и лёд? (Решение частных задач)

 

 

   28.

 Как живут растения? (Решение частных задач

 

 

   29.

Как живут животные? Как зимой помочь птицам? (Решение частных задач)

 

 

   30.

Куда девается мусор  и откуда  в снежках грязь? (Решение частных задач)

 

 

   31.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».  (Контроль  и коррекция знаний)

 

 

   32.

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс  и моя школа». (Конструирование способа действия)

 

 

   33.

Когда придет суббота? (Решение частных задач)

 

 

   34.

 Когда наступит лето? (Решение частных задач)

 

 

   35.

Где живут белые медведи? (Решение частных задач)

 

 

   36.

 Где живут слоны? (Решение частных задач)

 

 

   37.

Где зимуют птицы? (Решение частных задач)

 

 

   38.

Когда появилась одежда? (Решение частных задач)

 

 

   39.

Когда изобрели велосипед? (Решение частных задач)

 

 

   40.

Когда мы станем взрослыми? (Решение частных задач)

 

 

   41.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

 

 

   42.

Почему Солнце светит днем,  а звезды ночью?  (Решение частных задач)

 

 

   43.

 Почему Луна бывает разной? (Решение частных задач)

 

 

   44.

Почему идет дождь и дует ветер? (Решение частных задач)

 

 

  45.

Почему звенит звонок? (Решение частных задач)

 

 

  46.

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». (Решение частных задач) Почему радуга разноцветная? (Решение частных задач)

 

 

   47.

 Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». (Решение частных задач)

 

 

   48.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (Решение частных задач)

 

 

   49.

Почему  в лесу мы будем соблюдать тишину? (Решение частных задач)

 

 

   50.

Зачем мы спим ночью? (Решение частных задач)

 

 

   51.

Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Решение частных задач)

 

 

   52.

Зачем нужны автомобили? (Решение частных задач)

 

 

   53.

 Зачем нужны поезда? (Решение частных задач)

 

 

   54.

 Зачем строят корабли? (Решение частных задач)

 

 

   55.

 Зачем строят самолеты? (Решение частных задач)

 

 

   56.

Почему  в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач)

 

 

   57.

 Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач)

 

 

   58.

Зачем люди осваивают космос? (Решение частных задач)

 

 

  59.

Почему мы часто слышим слово «экология»? (Решение частных задач)

 

 

  60.

Проверим себя и оценим свои достижения. (Рефлексия.Контроль и коррекция знаний)

 

 

   61.

Проверим себя и оценим свои достижения. (Рефлексия.Контроль и коррекция знаний)

 

 

62 - 66

Резервные уроки

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как: 1)Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,…

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как: 1)Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,…

Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

В результате изучения окружающего мира первоклассник научится: - распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарник, травы; животных диких и домашних, насекомых,…

В результате изучения окружающего мира первоклассник научится: - распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарник, травы; животных диких и домашних, насекомых,…

Введение (1ч) Мир вокруг нас, его многообразие

Введение (1ч) Мир вокруг нас, его многообразие

Знакомство с глобусом. Моделирование

Знакомство с глобусом. Моделирование

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная

Перечень практических работ. № № урока

Перечень практических работ. № № урока

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс № п/п

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс № п/п

Как живут животные? Как зимой помочь птицам? (Решение частных задач) 30

Как живут животные? Как зимой помочь птицам? (Решение частных задач) 30

Почему мы любим кошек и собак?

Почему мы любим кошек и собак?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2021