ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ситне-Щелкановская СОШ», учебного плана МБОУ «Ситне- Щелкановская СОШ» на Дата по фактуучебный год и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 класс.в 2 ч. Изд. М: просвещение, 2017. Авторская программа взята без изменений. Основное содержание курса и требования к уровню подготовки обучающихся соответствуют авторской программе. Выбор данной программы обусловлен тем, что она является компонентом УМС «Школа России», а концепция УМС «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС НОО.
На изучение курса «Окружающий мир» в соответствии с учебным планом в 1 классе отводится 2 часа в неделю: 66 час в год ( 33 учебные недели).
Изучение курса «Окружающий мир : Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1(Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
2)Осознание ребенком ценности, целости и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
3)Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4)Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир»
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- 1 -
- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования,
таких, как:
1)Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления;
2)Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 4)определять наиболее эффективные способы достижения результата;
5)Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
6) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
7)Использование знаково- символических средств представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8)Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - 2 -
9)Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
10)Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности ( природных,
социальных, культурных, технических и др), в соответствии с
содержанием учебного предмета «Окружающий мир»
14) Овладение базовыми предметными и метапредметным понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
15) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны. Ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - 3 -
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира первоклассник научится:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарник, травы; животных диких и домашних, насекомых, рыб, птиц;
- распознавать основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений ( дикорастущих и культурных), хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных; характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки,
- описывая особенности внешнего вида( по плану, предложенному учителем);
- характеризовать признаки времен года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
-понимать правила поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своем населенном пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
-называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
К концу обучения в первом классе учащиеся получит возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;
- различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных ( по несколько представителей каждой группы); вест наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города ( села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир».
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает
- 4 –
обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Введение (1ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.Правила и безопасность дорожного движения ( в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 час)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие( форма, размер,
цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника ( по выбору учителя).
Что за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером,
домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы
светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России ( на примерахпо выбору учителя). Знакомство с государственными символами России:флагом, гербом, гимном. Наш город ( село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениям. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных
- 5 -
растений?. Знакомство с глобусом. Моделирование. Работа с атласом – определителем.
Как, откуда и куда? – (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи ( по усмотрению учителя).
Изучение свойства снега и льда. Откуда берется снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и
условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мед и др. ( по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Где и когда? ( 11 ч)
· Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
· Холодные и жаркие районы Земли.
· Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
· Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого.Как ученые изучают динозавров.
· Одежда людей в прошлом и теперь.
· История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом..
· Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Практическая работа: Работа с глобусом.
Почему и зачем?( 21 ч)
· Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
· Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
· Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
- 6 -
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жук – носорог и др. ( по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины, Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
· Назначение самолетов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
· Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их
назначение. Космические станции.
· Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практические работы: Исследование распространения звука. Простейшие правила гигиены. Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.
Заключение ( 1 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Количество часов |
Контрольные, практические, лабораторные работы |
1 |
Задавайте вопросы! |
|
1 |
2 |
Что и кто? |
20 |
5 |
3 |
Как, откуда и куда? |
12 |
5 |
4 |
Где и когда? |
11 |
|
5 |
Почему и зачем? |
22 |
|
|
Итого |
66 |
11 |
- 7 -
Перечень практических работ.
№ |
№ урока |
Тема |
Виды работ |
1 |
7 |
Что у нас под ногами? |
Определение образцов по фотографиям, рисункам атласа -определителя |
2 |
8 |
Что общего у разных растений? |
Нахождение у растений их частей, показ и называние |
3 |
9 |
Что растет на подоконнике? |
Определение комнатных растений с помощью атласа -определителя |
4 |
11 |
Что это за листья? |
Определение деревьев по листьям |
5 |
15 |
Кто такие птицы? |
Исследование строения пера птицы |
6 |
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит? |
Опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку |
7 |
27 |
Откуда берутся снег и лед? |
Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов |
8 |
28 |
Как живут растения? |
Наблюдение за ростом и развитием растений |
9 |
30 |
Как зимой помочь птицам? |
Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма |
10 |
32 |
Откуда в снежках и сосульках грязь? |
Исследование снежков и сосулек на наличие загрязнений |
11 |
38 |
Где живут белые медведи? |
Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика |
Проекты
№ урока |
Название |
№ 5 |
1. Проект «Моя малая Родина» |
№22 |
2. Проект «Моя семья» |
№35 |
3. Проект «Мой класс и моя школа» |
№51 |
4. Проект «Мои домашние питомцы» |
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс
№ п/п |
Тема урока |
дата |
Дата по факту |
1. |
Задавайте вопросы. |
|
|
2. |
Наши помощники. |
|
|
3. |
Что такое Родина? |
|
|
4. |
Что мы знаем о народах России? |
|
|
5. |
Что мы знаем о Москве? |
|
|
6. |
Проект «Моя малая Родина». |
|
|
7. |
Что у нас над головой? |
|
|
8. |
Что у нас под ногами? |
|
|
9. |
Что общего у разных растений? |
|
|
10. |
Что растет на подоконнике? |
|
|
11. |
Что растет на клумбе? |
|
|
12. |
Что это за листья? |
|
|
13. |
Что такое хвоинки? |
|
|
14. |
Кто такие насекомые? |
|
|
15. |
Кто такие рыбы? |
|
|
16. |
Кто такие птицы? |
|
|
17. |
Кто такие звери? |
|
|
18. |
Что нас окружает дома? |
|
|
19. |
Что вокруг нас может быть опасным? |
|
|
20. |
На что похожа наша планета? |
|
|
21. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». (Контроль и коррекция знаний) |
|
|
22. |
Как живет семья? Проект «Моя семья». (Постановка и решение учебной задачи) |
|
|
23. |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Конструирование способа действия) |
|
|
24. |
Откуда в наш дом приходит электричество? (Конструирование способа действия) |
|
|
25. |
Как путешествует письмо? (Решение частных задач) |
|
|
26. |
Куда текут реки? (Решение частных задач) |
|
|
27. |
Откуда берутся снег и лёд? (Решение частных задач) |
|
|
28. |
Как живут растения? (Решение частных задач |
|
|
29. |
Как живут животные? Как зимой помочь птицам? (Решение частных задач) |
|
|
30. |
Куда девается мусор и откуда в снежках грязь? (Решение частных задач) |
|
|
31. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». (Контроль и коррекция знаний) |
|
|
32. |
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». (Конструирование способа действия) |
|
|
33. |
Когда придет суббота? (Решение частных задач) |
|
|
34. |
Когда наступит лето? (Решение частных задач) |
|
|
35. |
Где живут белые медведи? (Решение частных задач) |
|
|
36. |
Где живут слоны? (Решение частных задач) |
|
|
37. |
Где зимуют птицы? (Решение частных задач) |
|
|
38. |
Когда появилась одежда? (Решение частных задач) |
|
|
39. |
Когда изобрели велосипед? (Решение частных задач) |
|
|
40. |
Когда мы станем взрослыми? (Решение частных задач) |
|
|
41. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
|
|
42. |
Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? (Решение частных задач) |
|
|
43. |
Почему Луна бывает разной? (Решение частных задач) |
|
|
44. |
Почему идет дождь и дует ветер? (Решение частных задач) |
|
|
45. |
Почему звенит звонок? (Решение частных задач) |
|
|
46. |
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». (Решение частных задач) Почему радуга разноцветная? (Решение частных задач) |
|
|
47. |
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». (Решение частных задач) |
|
|
48. |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (Решение частных задач) |
|
|
49. |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (Решение частных задач) |
|
|
50. |
Зачем мы спим ночью? (Решение частных задач) |
|
|
51. |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Решение частных задач) |
|
|
52. |
Зачем нужны автомобили? (Решение частных задач) |
|
|
53. |
Зачем нужны поезда? (Решение частных задач) |
|
|
54. |
Зачем строят корабли? (Решение частных задач) |
|
|
55. |
Зачем строят самолеты? (Решение частных задач) |
|
|
56. |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач) |
|
|
57. |
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач) |
|
|
58. |
Зачем люди осваивают космос? (Решение частных задач) |
|
|
59. |
Почему мы часто слышим слово «экология»? (Решение частных задач) |
|
|
60. |
Проверим себя и оценим свои достижения. (Рефлексия.Контроль и коррекция знаний) |
|
|
61. |
Проверим себя и оценим свои достижения. (Рефлексия.Контроль и коррекция знаний) |
|
|
62 - 66 |
Резервные уроки |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.