Пояснительная записка
Характеристика элективного курса
Роль и значимость предмета
Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Преемственность курса
В соответствии с содержанием настоящей Программы, рекомендуется в 9 классе изучение теоретического материала, выявление круга вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении и повторении. ».
Акценты в осуществлении связи теоретического материала с практикой и актуальными проблемами современности
Программа занятий состоит из трёх разделов:
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Данный элективный кур будет реализован за счет часов школьного компонента, в 9а,б,в классах, для учащихся, мотивированных на выбор профессии в социально- гуманитарной сфере, а соответственно и на сдачу государственной итоговой аттестации по предмету обществознание. Данный кур не является обязательным, реализуется во внеурочное время, рассчитан на 35 учебных часов, т.е. 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры предмета
Описание важности учебного курса.
Данный курс способствует определению места в обществе и выработке жизненной стратегии, формированию отношения к себе как к Гражданину Российской Федерации и достойному представителю мировой цивилизации. Изучение курса призвано создать условия для успешного выполнения выпускником экзаменационных заданий, способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Ценностными ориентирами при изучении курса являются:
1. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
2. Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, а так же умение противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.
3. Открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых решениях.
Особенности обучающихся.
Данная программа будет реализована с обучающимися 9 классов. Основная масса учеников обладает средними учебными возможностями, достаточно мотивированна на освоение программного материала и подготовку к успешной сдаче итоговой аттестации по окончанию 9 класса по предмету обществознание. Все обучающиеся обладают достаточными мыслительными и коммуникативными способностями, владеют навыками работы с текстом, статистическими данными, графической информацией и информационными ресурсами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса в контексте ФГОС второго поколения
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.
- Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.
- Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
- Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважению к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия, отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, признании равноправия народов, единства разнообразных культур, убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций, осознании своей ответственности а страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса:
коммуникативные, регулятивные, познавательные.
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, планировать работу в перспективе, ставить долгосрочные и краткосрочные цели.
- Умение анализировать социальные явления и процессы с научной позиции, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, устанавливать причинно-следственные связи и видеть альтернативы развития современных событий.
- Способности на основе аналитической деятельности и понимании социальной ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных выпускнику средней школы.
- Овладение различными видами публичных выступлений (доклад, высказывание, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
- Умение работать с информацией (переводить из одной знаковой системы в другую), извлекать и анализировать необходимую
информацию из различных источников (научно - популярные и научные тексты, статистические данные, религиозные тексты, иллюстративный материал, справочная литература и ресурсы сети Интернет).
- Умение давать объективную оценку своих учебных достижений, своего поведения в окружающей среде, проводить корректировку своего поведения с учетом этических и правовых норм и экологических требований общества.
- Умение определять собственную позицию и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы:
основы системы научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию, применению нового знания, предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
- Целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности человека.
- Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах, умение объяснить с опорой на данные понятия явления социальной действительности.
- Знания, умения, ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими школьниками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
- Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовать в соответствии с решаемой задачей, давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развития общества.
- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм, правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм, гражданственность.
- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность.
- Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
- Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания.
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.
- Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности.
-Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска, обработки необходимой социальной информации.
- Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющие осознанно воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
- Понимание значение коммуникации в межличностном общении.
- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
- Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программы элективного курса.
№ |
Раздел, тема |
Теория |
Практика |
|
Введение |
|
Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приёмы работы с различными документами. « Понятие источник по обществознанию». Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА |
||
1 |
Общество и человек |
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. |
Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек |
|
2 |
Экономика |
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. |
практикум: Экономика (задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
|
|
3 |
Социальная сфера |
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. |
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения |
|
4 |
Политика |
Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление |
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика (задание на обращение к социальным реалиям) Политика |
|
5 |
Право |
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы |
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Работа с нормативными документами задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух |
|
6 |
Культура |
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы |
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура (задание на анализ двух суждений) |
|
7 |
Итоговый контроль |
Итоговый контроль и анализ результатов. |
Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач |
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
Уметь
Использовать приобретённые знания и умения для:
Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Входной контроль |
2 |
1 |
3 |
2 |
Раздел 1. Общество и человек |
3 |
3 |
6 |
3 |
Раздел 2. Человек, личность |
1 |
3 |
4 |
4 |
Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества |
2 |
3 |
5 |
5 |
Раздел 4. Социальные отношения |
2 |
3 |
5 |
6 |
Раздел 5. Политика |
1 |
3 |
4 |
7 |
Раздел 6. Право |
1 |
1 |
2 |
8 |
Раздел 7. Культура |
1 |
3 |
4 |
9 |
Итоговый контроль |
- |
1 |
1 |
10 |
Анализ результатов. |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
13 |
22 |
35 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
1 |
Введение курс |
|
|
2 |
Общество и человек - общие понятия темы |
|
|
3 |
Экономика- общие понятия темы |
|
|
4 |
Социальная сфера - общие понятия темы |
|
|
5 |
Политика - общие понятия темы |
|
|
6 |
Культура - общие понятия темы |
|
|
7 |
Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА |
|
|
8 |
Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы, |
|
|
9 |
Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) |
|
|
10 |
Глобальные проблемы человечества |
|
|
11 |
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А» |
|
|
12 |
Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В» |
|
|
13 |
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С» |
|
|
14 |
Промежуточный контроль |
|
|
15 |
Деятельность человека, её основные виды |
|
|
16 |
Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В» |
|
|
17 |
Решение заданий по теме «Человек» часть «С» |
|
|
18 |
Тестирование по теме «Человек» |
|
|
19 |
Экономика, её роль в жизни общества |
|
|
20 |
Рыночная экономика |
|
|
21 |
Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В» |
|
|
22 |
Решение заданий части «С» по теме «Экономика» |
|
|
23 |
Тестирование по теме «Экономика» |
|
|
24 |
Социальная структура. Социальные отношения |
|
|
25 |
Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака |
|
|
26 |
Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В» |
|
|
27 |
Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера» |
|
|
28 |
Тестирование по теме «Социальная сфера» |
|
|
29 |
Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления. |
|
|
30 |
Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В» |
|
|
31 |
Решение заданий части «С» по теме «Политика» |
|
|
32 |
Тестирование по теме «Политика» |
|
|
33 |
Понятие «право». Нормы права. Отрасли права |
|
|
34 |
Тестирование по теме |
|
|
35 |
Подведение итогов и анализ полученных результатов |
|
|
ИТОГО: |
|
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2007
2.Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права.
М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово»,
2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
7. Словари и справочники по обществознанию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл
http://hist.reshuege.ru/?redir=1- интернет портал «Решу ЕГЭ. Дмитрия Гущина»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.