Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
«Рассмотрено» Руководитель МО Куюкова З.С. /___________/ Протокол заседания МО №1от31.08. 2020 г. |
Приложение № 3 к ООП НОО МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово Приказ № 131-О от 31.08.2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 3 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
ЗАХАРОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: ВСЕГО 136, В НЕДЕЛЮ -4.
2020 – 2021 учебный год
с. Елизарово
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»
Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26 января 2016 год);
Учебным планом МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово на 2019-2020 учебный год
Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметные
Регулятивные УУД
-Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. -Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
-Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
-Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
-Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
-Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
-Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.
-Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника.
-Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников.
-Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
-Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
-Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
-Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
-Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
-Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
-Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
-Осознавать цель своего высказывания.
-Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией.
- Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
-Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме.
-Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
-Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
-Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
-Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
-Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
-Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
-Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.).
-Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные УУД
-Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
-Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
-Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
-Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
-Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
-Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
-Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
-Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
-Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
-Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
-Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
-Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
-Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
-Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
-Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
-Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
-Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
-Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
-Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
-Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
-Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
-Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
-Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
-Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
-Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
-Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
-Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.
-Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
-Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
-Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
-Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
-Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Предметные
Обучающиеся научатся:
-осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
-понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
-пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
-осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
-находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения, пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам;
-эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
-участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
-формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
-делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
-домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
-находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
-готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
-писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
-пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
-сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать
текст;
-пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
-писать отзыв на прочитанную книгу.
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
-соотносить с пословицами и поговорками;
-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
-осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
-находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
-определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета
1.)Вводный урок (часов:1)
Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.
2.)Самое великое чудо на свете (часов:4)
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
О первопечатнике Иване Фёдорове.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Самое великое чудо на свете».
3.)Устное народное творчество (часов:11)
Русские народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Русская народная сказка «Сивка-бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество».
4.)Поэтическая тетрадь (часов:11)
Проект: «Как научиться читать стихи». Статья Я. Смоленского.
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».
«Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».
«Зреет рожь над жаркой нивой…».
И.С. Никитин «Полно, степь моя…». «Встреча зимы».
И.З. Суриков «Детство».«Зима».
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь ».
Урок – утренник. Первый снег.
5.)Великие русские писатели (часов:27)
А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». «Уж небо осенью дышало…». «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». «Зимнее утро». Проверка техники чтения. «Зимний вечер». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
И.А. Крылов. Басни. «Мартышка и очки». «Зеркало и обезьяна». «Ворона и Лисица».
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». «Утёс».) «Осень».
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).
Л.Н. Толстой «Акула».)«Прыжок». «Лев и собачка». «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели».
6.)Поэтическая тетрадь (часов:6)
Н.А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором». «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово»
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь ».
7.)Литературные сказки (7часов)
Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».
Были-небылицы (часов:10)
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
А.И. Куприн «Слон».
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Были-небылицы».
8.)Поэтическая тетрадь (6часов)
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» «Воробей», «Слон».
А.А. Блок «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона».
С.А. Есенин «Черёмуха».
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь ».
9.)Люби живое (16часов)
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В.И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».
В.В. Бианки «Мышонок Пик», «Про обезьянку». «Про обезьянку».
В.Л. Дуров «Наша Жучка».
В.П. Астафьев «Капалуха».
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
10.)Поэтическая тетрадь (8часов)
С.Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…».
А.Л. Барто «Разлука». «В театре».
С.В. Михалков «Если».
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Проект: «Праздник поэзии»
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь ».
11.)Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (12 часов)
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле».
А.П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама».
М.М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники».
Н.Н. Носов «Федина задача». «Телефон».
В.Ю. Драгунский «Друг детства».
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
12.) По страницам детских журналов (8 часов)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю.И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели».
Г.Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды.
Р. Сеф «Весёлые стихи». Создание сборника добрых советов.
Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».
13.)Зарубежная литература (9 часов)
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверим и оценим свои достижения по теме «Зарубежная литература». Итоговая диагностическая работа. Тест. Итоговая диагностическая работа. Тест. Проверим и оценим свои достижения «По страницам прочитанных произведений»
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения урока по плану |
Дата проведения урока по факту |
Вводный урок-1 час |
||||
1 |
Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. |
1 |
01.09 |
|
Самое великое чудо на свете- 4 часа |
||||
2 |
Рукописные книги Древней Руси. |
1 |
04.09 |
|
3 |
Первопечатник Иван Фёдоров. |
1 |
05.09 |
|
4 |
О первопечатнике Иване Фёдорове. |
1 |
07.09 |
|
5 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Самое великое чудо на свете». |
1 |
08.09 |
|
Устное народное творчество-11 часов |
||||
6 |
Русские народные песни. |
1 |
11.09 |
|
7 |
Шуточные народные песни. |
1 |
12.09 |
|
8 |
Докучные сказки. |
1 |
14.09 |
|
9 |
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. |
1 |
15.09 |
|
10 |
Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. |
1 |
18.09 |
|
11 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
1 |
19.09 |
|
12 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». |
1 |
21.09 |
|
13 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
1 |
22.09 |
|
14 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
1 |
25.09 |
|
15 |
Проект: «Сочиняем волшебную сказку». |
1 |
26.09 |
|
16 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество». |
1 |
28.09 |
|
Поэтическая тетрадь-11 часов |
||||
17 |
Проект: «Как научиться читать стихи». Статья Я. Смоленского. |
1 |
29.09 |
|
18 |
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». |
1 |
02.10 |
|
19 |
Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». |
1 |
03.10 |
|
20 |
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». |
1 |
05.10 |
|
21 |
А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». |
1 |
06.10 |
|
22 |
И.С. Никитин «Полно, степь моя…». |
1 |
07.10 |
|
23 |
И.С. Никитин «Встреча зимы». |
1 |
09.10 |
|
24 |
И.З. Суриков «Детство». |
1 |
12.10 |
|
25 |
И.З. Суриков «Зима». |
1 |
13.10 |
|
26 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь ». |
1 |
14.10 |
|
27 |
Урок – утренник. Первый снег. |
1 |
16.10 |
|
Великие русские писатели-27 часов |
||||
28 |
А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». |
1 |
19.10 |
|
29 |
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». |
1 |
20.10 |
|
30 |
А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», |
1 |
21.10 |
|
31 |
А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета». |
1 |
23.10 |
|
32 |
А.С. Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. |
1 |
26.10 |
|
33 |
А.С. Пушкин «Зимний вечер». |
1 |
27.10 |
|
34 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
1 |
28.10 |
|
35 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
1 |
30.10 |
|
36 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
1 |
09.11 |
|
37 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
1 |
10.11 |
|
38 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
1 |
11.11 |
|
39 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
1 |
13.11 |
|
40 |
И.А. Крылов.Басни. |
1 |
16.11 |
|
41 |
И.А. Крылов «Мартышка и очки». |
1 |
17.11 |
|
42 |
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». |
1 |
18.11 |
|
43 |
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». |
1 |
20.11 |
|
44 |
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. |
1 |
23.11 |
|
45 |
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». |
1 |
24.11 |
|
46 |
М.Ю. Лермонтов «Утёс». |
1 |
25.11 |
|
47 |
М.Ю. Лермонтов «Осень». |
1 |
27.11 |
|
48 |
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). |
1 |
30.11 |
|
49 |
Л.Н. Толстой «Акула». |
1 |
01.12 |
|
50 |
Л.Н. Толстой «Акула». |
1 |
02.12 |
|
51 |
Л.Н. Толстой «Прыжок». |
1 |
04.12 |
|
52 |
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». |
1 |
07.12 |
|
53 |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» |
1 |
08.12 |
|
54 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели». |
1 |
09.12 |
|
Поэтическая тетрадь- 6 часов |
||||
55 |
Н.А. Некрасов «Славная осень!» |
1 |
11.12 |
|
56 |
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». |
1 |
14.12 |
|
57 |
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
1 |
15.12 |
|
58 |
К.Д. Бальмонт «Золотое слово» |
1 |
16.12 |
|
59 |
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». |
1 |
18.12 |
|
60 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь ». |
1 |
21.12 |
|
Литературные сказки-7 часов |
||||
61 |
Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. |
1 |
22.12 |
|
62 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». |
1 |
23.12 |
|
63 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
1 |
25.12 |
|
64 |
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
|
11.01 |
|
65 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». |
1 |
12.01 |
|
66 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». |
1 |
13.01 |
|
67 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки». |
1 |
15.01 |
|
Были-небылицы-10 часов |
||||
68 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
1 |
18.01 |
|
69 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
1 |
19.01 |
|
70 |
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
1 |
20.01 |
|
71 |
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
1 |
22.01 |
|
72 |
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
1 |
25.01 |
|
73 |
А.И. Куприн «Слон». |
1 |
26.01 |
|
74 |
А.И. Куприн «Слон». |
1 |
27.01 |
|
75 |
А.И. Куприн «Слон». |
1 |
29.01 |
|
76 |
А.И. Куприн «Слон». |
1 |
01.02 |
|
77 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Были-небылицы». |
1 |
02.02 |
|
Поэтическая тетрадь- 6 часов |
||||
78 |
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» |
1 |
03.02 |
|
79 |
С. Чёрный «Воробей», «Слон». |
1 |
05.02 |
|
80 |
А.А. Блок «Ветхая избушка». |
1 |
08.02 |
|
81 |
А.А. Блок «Сны», «Ворона». |
1 |
09.02 |
|
82 |
С.А. Есенин «Черёмуха». |
1 |
10.02 |
|
83 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь ». |
1 |
12.02 |
|
Люби живое-16 часов |
||||
84 |
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). |
1 |
15.02 |
|
85 |
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
1 |
16.02 |
|
86 |
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
1 |
17.02 |
|
87 |
В.И. Белов «Малька провинилась». |
1 |
19.02 |
|
88 |
В.И. Белов «Ещё про Мальку». |
1 |
24.02 |
|
89 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
1 |
26.02 |
|
90 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
1 |
29.02 |
|
91 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
1 |
01.03 |
|
92 |
Б.С. Житков «Про обезьянку» |
1 |
02.03 |
|
93 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
1 |
04.03 |
|
94 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
1 |
09.03 |
|
95 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
1 |
11.03 |
|
96 |
В.Л. Дуров «Наша Жучка». |
1 |
14.03 |
|
97 |
В.П. Астафьев «Капалуха». |
1 |
15.03 |
|
98 |
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». |
1 |
16.03 |
|
99 |
Обобщающий урок по разделу «Люби живое». |
1 |
18.03 |
|
Поэтическая тетрадь- 8 часов |
||||
100 |
С.Я. Маршак «Гроза днём». |
1 |
30.03 |
|
101 |
С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». |
1 |
01.04 |
|
102 |
А.Л. Барто «Разлука». |
1 |
04.04 |
|
103 |
А.Л. Барто «В театре». |
1 |
05.04 |
|
104 |
С.В. Михалков «Если». |
1 |
06.04 |
|
105 |
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». |
1 |
08.04 |
|
106 |
Проект: «Праздник поэзии» |
1 |
11.04 |
|
107 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь ». |
1 |
12.04 |
|
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок-12 часов |
||||
108 |
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
1 |
13.04 |
|
109 |
А.П. Платонов «Цветок на земле». |
1 |
15.04 |
|
110 |
А.П. Платонов «Цветок на земле». |
1 |
18.04 |
|
111 |
А.П. Платонов «Ещё мама». |
1 |
19.04 |
|
112 |
А.П. Платонов «Ещё мама». |
1 |
20.04 |
|
113 |
М.М. Зощенко «Золотые слова». |
1 |
22.04 |
|
114 |
М.М. Зощенко «Великие путешественники». |
1 |
25.04 |
|
115 |
М.М. Зощенко «Великие путешественники». |
1 |
26.04 |
|
116 |
Н.Н. Носов «Федина задача». |
1 |
27.04 |
|
117 |
Н.Н. Носов «Телефон». |
1 |
29.04 |
|
118 |
В.Ю. Драгунский «Друг детства». |
1 |
03.05 |
|
119 |
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
1 |
04.05 |
|
По страницам детских журналов-8 часов |
||||
120 |
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. |
1 |
06.05 |
|
121 |
Ю.И. Ермолаев «Проговорился». |
1 |
10.05 |
|
122 |
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». |
1 |
11.05 |
|
123 |
Г.Б. Остер «Вредные советы». |
1 |
13.05 |
|
124 |
Г.Б. Остер «Как получаются легенды». |
1 |
16.05 |
|
125 |
Р. Сеф «Весёлые стихи». |
1 |
17.05 |
|
126 |
Создание сборника добрых советов. |
1 |
18.05 |
|
127 |
Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». |
1 |
20.05 |
|
Зарубежная литература- 9 часов |
||||
128 |
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
1 |
23.05 |
|
129 |
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
1 |
24.05 |
|
130 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
1 |
25.05 |
|
131 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
1 |
27.05 |
|
132 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
1 |
30.05 |
|
133 |
Проверим и оценим свои достижения по теме «Зарубежная литература». |
1 |
31.05 |
|
134 |
Итоговая диагностическая работа. Тест. |
1 |
|
|
135 |
Итоговая диагностическая работа. Тест. |
1 |
|
|
136 |
Проверим и оценим свои достижения «По страницам прочитанных произведений» |
1 |
|
|
Приложение 1
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок «Дидактика»
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедеопроектор
Интерактивная доска
Индивидуальные компьютеры.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособии.
Для обучающихся
1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2015.
2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2014.
3. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2014.
4. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
5. Литературное чтение. Методичекие рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 2014.БИБЛИОТЕКА ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ
Для учителя
1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2015.
2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2015.
3. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2014.
4. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
5. Литературное чтение. Методичекие рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 2014.
6. БИБЛИОТЕКА ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ
7. Школьная библиотека» – вся школьная программа по литературе
Интернет ресурсы:
http://www.proshkolu.ru/user/zaxarova1968/folder/
http://lk.videouroki.net/results
http://konkurs.infourok.ru/userpanel/listbids.php
http://pedsovet.org/forum/member179439.htmlft
https://my.1september.ru/digital/participant/
http://viki.rdf.ru/
http://www.online.ya-geniy.ru/office.php - тестирование
http://www.nachalka.com/test
http://www.uchportal.ru/load/288.
Олимпиадные задания для учеников начальных классов по различным предметам
IgraZa.ru. Игры, ребусы, загадки
Сайт детского издательства "Розовый жираф"
http://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки.. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.