Календарно-тематический план
Предмет _____БИОЛОГИЯ______
Класс______8_______
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по биологии в 8А классе составлено в соответствии со следующими документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения Приказ МО РФ №1897 от 17.12.2010г.
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ ОШ №5, принятая педагогическим советом 26 августа 2015г № 16, утвержденная приказом от 28.08.2015г №60.
- Учебного плана МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год, принятый педагогическим советом протокол от 26.08.2022 №11
- Календарного учебного графика МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год утвержденный приказом от 29.08.2022 №371
- Примерной программы основного общего образования по биологии.
- Биология. 5-9 классы: программа / авт.-сост. И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- учебник Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся ОО. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- методические пособия:
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. – М.: ВАКО, 2005.
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – М.: Эксмо, 2013.
Программа в 2022 – 2023 учебном году реализуется за 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:
Вид контроля |
Количество часов (работ) |
Лабораторные работы |
9 |
Практические работы |
24 |
Обобщающие уроки |
7 |
Тестовый контроль * |
по каждой теме |
Подготовка сообщений |
в каждой теме |
Составление таблиц в тетради |
в каждой теме |
Входная диагностическая работа |
1 (сентябрь) |
Полугодовая диагностическая работа |
1 (декабрь) |
Итоговый контроль (промежуточная аттестация)* |
1 (апрель) |
*Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс / Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2014.
* Гекалюк М.С. Биология. 8 класс. Промежуточный экзамен. – Саратов: Лицей, 2014.
Промежуточная аттестация проводится по графику, в период с 17 по 24 апреля в форме тестирования.
В каждой теме курса «Биология. 8 класс» предусмотрено использование ИКТ - технологий (презентации, интерактивные задания и т.д.).
№ урока |
Дата |
Коррекция даты |
Тема урока (раздела) |
Примечание |
|
|
|
Тема 1. Общий обзор организма человека (6ч) |
|
1 |
02.09 |
|
Биосоциальная сущность человека. Науки об организме человека. |
|
2 |
05.09 |
|
Структура тела. Место человека в живой природе
|
|
3 |
09.09 |
|
Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки ЛР № 1 Действие каталазы на пероксид водорода |
|
4 |
12.09 |
|
Ткани организма человека
|
|
5 |
16.09 |
|
Системы органов в организме. Регуляция работы внутренних органов ПР №1Изучение мигательного рефлекса и его торможения |
|
6 |
19.09 |
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» Входная диагностическая работа |
|
|
|
|
Тема 2. Опорно-двигательная система (9ч) |
|
7
|
23.09 |
|
Скелет. Строение, состав и типы соединения костей ЛР № 3.Строение костной ткани ЛР № 4. Состав костей |
|
8 |
26.09 |
|
Скелет головы и туловища |
|
9 |
30.09 |
|
Скелет конечностей ПР №2 Исследование строения плечевого пояса и предплечья |
|
10 |
03.10 |
|
Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы |
|
11 |
07.10 |
|
Строение, основные типы и группы мышц ПР №3. Изучение расположения мышц головы |
|
12 |
10.10 |
|
Работа мышц |
|
13 |
14.10 |
|
Нарушение осанки и плоскостопие ПР №4-6 4. Проверка правильности осанки 5. Выявление плоскостопия 6. Оценка гибкости позвоночника |
|
14 |
17.10 |
|
Развитие опорно-двигательной системы |
|
15 |
21.10 |
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система» |
|
|
|
|
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (9ч) |
|
16 17
|
24.10 28.10 |
|
Значение крови и её состав ЛР № 5 Сравнение крови человека с кровью лягушки |
|
18 |
31.10 |
|
Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови |
|
19 |
14.11 |
|
Сердце. Круги кровообращения |
|
20 |
18.11 |
|
Движение лимфы. ПР №7 Изучение явления кислородного голодания |
|
21 |
21.11 |
|
Движение крови по сосудам 8.Определение ЧСС, скорости кровотока 9.Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу |
|
22 |
25.11 |
|
Регуляция работы органов кровеносной системы ПР №10 Доказательство вреда табакокурения |
|
23 |
28.11 |
|
Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях ПР№11Функциональная сердечно-сосудистая проба |
|
24 |
02.12 |
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровеносная система. Внутренняя среда организма». Полугодовая диагностическая работа |
|
|
|
|
Тема 4. Дыхательная система (6ч) |
|
25 |
05.12 |
|
Значение дыхательной системы. Органы дыхания |
|
26 |
09.12 |
|
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях ЛР № 6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха |
|
27 |
12.12 |
|
Дыхательные движения ЛР № 7 Дыхательные движения |
|
28 |
16.12 |
|
Регуляция дыхания ПР №12Измерение обхвата грудной клетки |
|
29 |
19.12 |
|
Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при повреждении дыхательных органов ПР №13Определение запылённости воздуха |
|
30 |
23.12 |
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Дыхательная система» |
|
|
|
|
Тема 5. Пищеварительная система (7ч) |
|
31 |
09.01 |
|
Строение пищеварительной системы ПР №14Определение местоположения слюнных желёз |
|
32 |
13.01 |
|
Зубы |
|
33 |
16.01 |
|
Пищеварение в ротовой полости и желудке ЛР № 8 Действие ферментов слюны на крахмал ЛР № 9 Действие ферментов желудочного сока на белки |
|
34 |
20.01 |
|
Пищеварение в кишечнике |
|
35 |
23.01 |
|
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. |
|
36 |
27.01 |
|
Заболевания органов пищеварения |
|
37 |
30.01 |
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» |
|
|
|
|
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3ч) |
|
38 |
03.02 |
|
Обменные процессы в организме |
|
39 |
06.02 |
|
Нормы питания ПР №15Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки |
|
40 |
10.02 |
|
Витамины |
|
|
|
|
Тема 7. Мочевыделительная система (2ч) |
|
41 |
13.02 |
|
Строение и функции почек |
|
42 |
17.02 |
|
Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим |
|
|
|
|
Тема 8. Кожа (3ч) |
|
43 |
20.02 |
|
Значение кожи и её строение |
|
44 |
24.02 |
|
Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов |
|
45 |
27.02 |
|
Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8 |
|
|
|
|
Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5ч) |
|
46 |
03.03 |
|
Железы и роль гормонов в организме |
|
47 |
06.03 |
|
Значение, строение и функция нервной системы ПР №16 Изучение действия прямых и обратных связей |
|
48 |
10.03 |
|
Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция .ПР №17 Штриховое раздражение кожи |
|
49 |
13.03 |
|
Спинной мозг |
|
50 |
17.03 |
|
Головной мозг ПР №18 Изучение функций отделов головного мозга |
|
|
|
|
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6ч) |
|
51 |
20.03 |
|
Принцип работы органов чувств и анализаторов |
|
52 |
24.03 |
|
Орган зрения и зрительный анализатор ПР №19-20 19.Исследование реакции зрачка на освещённость 20.Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна |
|
53 |
03.04 |
|
Заболевания и повреждения органов зрения |
|
54 |
07.04 |
|
Органы слуха, равновесия и их анализаторы ПР №21Оценка состояния вестибулярного аппарата |
|
55 |
10.04 |
|
Органы осязания, обоняния и вкуса ПР №22 Исследование тактильных рецепторов. |
|
56 |
14.04 |
|
Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» |
|
57 |
17.04 |
|
Промежуточная аттестация (тестирование) |
|
|
|
|
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (7ч) |
|
58 |
21.04 |
|
Врождённые и приобретенные формы поведения ПР №23 Перестройка динамического стереотипа |
|
59 |
24.04 |
|
Закономерности работы головного мозга |
|
60 |
28.04 |
|
Биологические ритмы. Сон и его значение |
|
61 |
05.05 |
|
Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы |
|
62 |
08.05 |
|
Воля и эмоции. Внимание Режим дня. Работоспособность. ПР №24 Изучение внимания.. |
|
63 |
12.05 |
|
Психологические особенности личности. |
|
64 |
15.05 |
|
Вред наркогенных веществ. |
|
|
|
|
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (4ч) |
|
65 |
19.05 |
|
Половая система человека. |
|
66 |
22.05 |
|
Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём |
|
67 |
26.05 |
|
Развитие организма человека |
|
68 |
29.05 |
|
Обобщение за курс биологии 8 класса |
|
№ урока |
Тема урока (раздела) |
Количество часов |
раздел |
Тема 1. Общий обзор организма человека (6ч) |
6ч |
1 |
Биосоциальная сущность человека. Науки об организме человека. |
1 |
2 |
Структура тела. Место человека в живой природе
|
1 |
3 |
Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки ЛР № 1 Действие каталазы на пероксид водорода |
1 |
4 |
Ткани организма человека
|
1 |
5 |
Системы органов в организме. Регуляция работы внутренних органов ПР №1Изучение мигательного рефлекса и его торможения |
1 |
6 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» Входная диагностическая работа |
1 |
раздел |
Тема 2. Опорно-двигательная система (9ч) |
9ч |
7
|
Скелет. Строение, состав и типы соединения костей ЛР № 3.Строение костной ткани ЛР № 4. Состав костей |
1 |
8 |
Скелет головы и туловища |
1 |
9 |
Скелет конечностей ПР №2 Исследование строения плечевого пояса и предплечья |
1 |
10 |
Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы |
1 |
11 |
Строение, основные типы и группы мышц ПР №3. Изучение расположения мышц головы |
1 |
12 |
Работа мышц |
1 |
13 |
Нарушение осанки и плоскостопие ПР №4-6 4. Проверка правильности осанки 5. Выявление плоскостопия 6. Оценка гибкости позвоночника |
1 |
14 |
Развитие опорно-двигательной системы |
1 |
15 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система» |
1 |
раздел |
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (9ч) |
9ч |
16 17
|
Значение крови и её состав ЛР № 5 Сравнение крови человека с кровью лягушки |
2 |
18 |
Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови |
1 |
19 |
Сердце. Круги кровообращения |
1 |
20 |
Движение лимфы. ПР №7 Изучение явления кислородного голодания |
1 |
21 |
Движение крови по сосудам 8.Определение ЧСС, скорости кровотока 9.Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу |
1 |
22 |
Регуляция работы органов кровеносной системы ПР №10 Доказательство вреда табакокурения |
1 |
23 |
Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях ПР№11Функциональная сердечно-сосудистая проба |
1 |
24 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровеносная система. Внутренняя среда организма». Полугодовая диагностическая работа |
1 |
раздел |
Тема 4. Дыхательная система (6ч) |
6ч |
25 |
Значение дыхательной системы. Органы дыхания |
1 |
26 |
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях ЛР № 6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха |
1 |
27 |
Дыхательные движения ЛР № 7 Дыхательные движения |
1 |
28 |
Регуляция дыхания ПР №12Измерение обхвата грудной клетки |
1 |
29 |
Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при повреждении дыхательных органов ПР №13Определение запылённости воздуха |
1 |
30 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Дыхательная система» |
1 |
раздел |
Тема 5. Пищеварительная система (7ч) |
7ч |
31 |
Строение пищеварительной системы ПР №14Определение местоположения слюнных желёз |
1 |
32 |
Зубы |
1 |
33 |
Пищеварение в ротовой полости и желудке ЛР № 8 Действие ферментов слюны на крахмал ЛР № 9 Действие ферментов желудочного сока на белки |
1 |
34 |
Пищеварение в кишечнике |
1 |
35 |
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. |
1 |
36 |
Заболевания органов пищеварения |
1 |
37 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» |
1 |
раздел |
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3ч) |
3ч |
38 |
Обменные процессы в организме |
1 |
39 |
Нормы питания ПР №15Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки |
1 |
40 |
Витамины |
1 |
раздел |
Тема 7. Мочевыделительная система (2ч) |
2ч |
41 |
Строение и функции почек |
1 |
42 |
Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим |
1 |
раздел |
Тема 8. Кожа (3ч) |
3ч |
43 |
Значение кожи и её строение |
1 |
44 |
Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов |
1 |
45 |
Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8 |
1 |
раздел |
Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5ч) |
5ч |
46 |
Железы и роль гормонов в организме |
1 |
47 |
Значение, строение и функция нервной системы ПР №16 Изучение действия прямых и обратных связей |
1 |
48 |
Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция .ПР №17 Штриховое раздражение кожи |
1 |
49 |
Спинной мозг |
1 |
50 |
Головной мозг ПР №18 Изучение функций отделов головного мозга |
1 |
раздел |
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (7ч) |
7ч |
51 |
Принцип работы органов чувств и анализаторов |
1 |
52 |
Орган зрения и зрительный анализатор ПР №19-20 19.Исследование реакции зрачка на освещённость 20.Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна |
1 |
53 |
Заболевания и повреждения органов зрения |
1 |
54 |
Органы слуха, равновесия и их анализаторы ПР №21Оценка состояния вестибулярного аппарата |
1 |
55 |
Органы осязания, обоняния и вкуса ПР №22 Исследование тактильных рецепторов. |
1 |
56 |
Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» |
1 |
57 |
Промежуточная аттестация (тестирование) |
1 |
раздел |
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (7ч) |
7ч |
58 |
Врождённые и приобретенные формы поведения ПР №23 Перестройка динамического стереотипа |
1 |
59 |
Закономерности работы головного мозга |
1 |
60 |
Биологические ритмы. Сон и его значение |
1 |
61 |
Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы |
1 |
62 |
Воля и эмоции. Внимание Режим дня. Работоспособность. ПР №24 Изучение внимания.. |
1 |
63 |
Психологические особенности личности. |
1 |
64 |
Вред наркогенных веществ. |
1 |
раздел |
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (4ч) |
4ч |
65 |
Половая система человека. |
1 |
66 |
Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём |
1 |
67 |
Развитие организма человека |
1 |
68 |
Обобщение за курс биологии 8 класса |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.