ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ №________
начальных классов МКОУ «Покоснинская от
МКОУ «Покоснинская СОШ» «___» _________2019г.
СОШ» Протокол № _____ Директор МКОУ
Протокол «1 от «___» августа 2019г. «Покоснинская СОШ»
от «__» августа 2019г. Зам.директора по УВР МО «Братский район»
Руководитель МО Кузьмина Г.В. ________ Хрипач Ю.Н._________
Россало Е.Н.__________
Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
для учащихся 1 класса
на 2019-2020 учебный год
Образовательная область: «филология»
Количество часов 40
Разработала:
учитель начальных классов
1 категории
Ковалева М.И.
2019г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 КЛАСС
№ |
Тематическое планирование |
Кол-во час |
|
|
|
Дата проведения (плановая) |
Дата проведения (фактическая) |
||||
|
Литературное чтение (20ч) |
|
|
|
|
1
|
Вводный урок Знакомство с содержание учебника. Словарь. В. Данько «Загадочные буквы» |
1
|
|
|
|
2 |
И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А». С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» |
1
|
|
|
|
3 |
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» С. Маршак «Автобус номер 26» И. Гамазкова Е. Григорьевой «Живая азбука». |
1
|
|
|
|
4 |
Из старинных книг Урок – обобщение по разделу «Жили – были буквы. Проверим себя и оценим свои достижения Проектная деятельность. «Создаём город букв» |
1
|
|
|
|
5 |
Е. Чарушин «Теремок» Рус.нар. сказка «Рукавичка» |
1
|
|
|
|
6 |
Загадки, песенки. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». |
1
|
|
|
|
7 |
А.Пушкин. Отрывки из сказки. Русская народная сказка «Петух и собака» |
1
|
|
|
|
8 |
Из старинных книг. Урок – обобщение. Проверим себя и оценим свои достижения А. Плещеев «Сельская песенка» , А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» |
1
|
|
|
|
9 |
Т. Белозеров «Подснежники» С. Маршак «Апрель» Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Е. Трутневой Л. Ульяницкой, Л.Яхниной. |
1
|
|
|
|
10 |
Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. Проект: «Составляем сборник загадок». Урок – обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…». Проверим себя и оценим свои достижения |
1
|
|
|
|
11 |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» ,Я. Тайц «Волк»,Г. Кружков «РРРЫ!» |
1 |
|
|
|
|
Н. Артюхова «Саша – дразнилка» |
|
|
|
|
12 |
К. Чуковский «Федотка» ,О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук». И.Токмакова «Разговор Лютика…» , И. Пивоварова «Кулинаки – пулинаки» К. Чуковский «Телефон» |
1
|
|
|
|
13 |
М. Пляцковский «Помощник» Из старинных книг |
1
|
|
|
|
14 |
Урок – обобщение «И в шутку и всерьез». Проверим себя и оценим свои достижения Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» |
1
|
|
|
|
15 |
В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет» В. Берестов «В магазине игрушек»,И. Пивоварова «Вежливый ослик» Я. Аким «Моя родня» |
1
|
|
|
|
16 |
С. Маршак «Хороший день». Проект: «Наш класс — дружная семья» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу» |
1
|
|
|
|
17 |
Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» Урок – обобщение «Я и мои друзья». Проверим себя и оценим свои достижения |
1
|
|
|
|
18 |
С. Михалков «Трезор» Р. Сеф «Кто любит собак» В. Осеева «Собака яростно лаяла», И Токмакова «Купите собаку» |
1
|
|
|
|
19 |
М. Пляцковский «Цап – Царапыч» Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата», С. Михалков «Важный совет», В Лунин «Никого не обижай» |
1
|
|
|
|
20 |
Д. Хармс «Храбрый еж» Н. Сладков «Лисица и Еж», С.Аксаков «Гнездо» Урок – обобщение «О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения |
1
|
|
|
|
Приложение №1.
Вариант 1 Жили-были буквы
А1. Укажи, что умеют делать гласные буквы.
1) свистеть
2) жужжать
3) рычать
4) петь
А2. Закончи строчки из стихотворения «Живая азбука»
Жарким летом по горам
В шубе бегает …
1) варан
2) баран
3) катамаран
4) козёл
А3. Укажи, какие звуки издают пчёлы.
1) ж-ж
2) з-з
3) ш-ш
4) р-р
В 1. Отметь, какая буква у слова сыр посерёдке.
1) э 2) а
3) ы 4) у
С1. Укажи, чему учит детей стихотворение С Маршака «Автобус номер двадцать шесть»
1) не быть ужом 2) не быть удавом
3) не быть медведем 4) быть вежливым
Вариант 2 Жили-были буквы
А1. Укажи, что не умеют делать согласные буквы.
1) свистеть
2) жужжать
3) рычать
4) петь
А2. Закончи строчки из стихотворения «Живая азбука»
Куда ведёт подземный ход
Об этом знает только…
1) крот
2) грот
3) народ
4) огород
А3. Укажи, какие звуки издают тигры
1) ж-ж
2) з-з
3) ш-ш
4) р-р
В 1. Отметь, какая буква усердно чистит зубы
1) ш 2) щ
3) ч 4) ц
С1. Укажи, чему учит детей стихотворение С Маршака «Автобус номер двадцать шесть»
1) не быть ежом 2) не быть удавом
3) не быть медведем 4) быть воспитанным
Вариант 1 Сказки, загадки, небылицы
А1. Укажи, какие произведения не придуманы народом
1) сказки
2) загадки
3) потешки
4) стихи
А2. Укажи, какого героя не было в сказке Е.Чарушина «Теремок»
1) лягушки
2) зайца
3) лисы
4) волка
А3. Укажи сказку, которую рассказал автор
1) «Репка»
2) «Петух и собака»
3) «Теремок»
4) «Гуси-лебеди»
В 1. Укажи произведение К.Ушинского
1) «Рукавичка» 2) «Теремок»
3) «Зайцы и лягушки» 4) «Гусь и журавль»
С1. Прочитай загадку, выбери отгадку.
По синему небу тарелка плывёт
1) месяц 2) солнце
3) облако 4) туча
Вариант 2 Сказки, загадки, небылицы
А1. Укажи, какие произведения не придуманы народом
1) небылицы
2) песенки
3) рассказы
4) загадки
А2. Укажи, какого героя не было в сказке Е.Чарушина «Теремок»
1) мыши
2) лягушки
3) лисы
4) медведя
А3. Укажи сказку, которую рассказал автор
1) «Репка»
2) «Рукавичка»
3) «Теремок»
4) «Гуси-лебеди»
В 1. Укажи произведение Л.Толстого
1) «Рукавичка» 2) «Теремок»
3) «Зайцы и лягушки» 4) «Гусь и журавль»
С1. Прочитай загадку, выбери отгадку.
Летом шубу надевает, а зимой снимает
1) заяц 2) собака
3) дерево 4) белка
Вариант 1 Апрель, апрель. Звенит капель!
А1. Укажи, про какую птицу пели поэты в стихах о весне
1) скворец 2) соловей
3) ласточка 4) жаворонок
А2. Укажи, о каком цветке не было загадки в разделе «Апрель, апрель. Звенит капель!»
1) о ромашке 2) о подснежнике
3) об одуванчике 4) о васильке
А3. Найди слово, которым заканчивается четверостишие Е.Трутневой
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой …
1) муравьи 2) воробьи
3) снегири 4) соловьи
В 1. Укажи концовку пословицы о весне.
Увидел грача, …
1) не будешь голодный 2) весна на дворе
3) весну встречай 4) к счастливому году
С1. Прочитай загадку, выбери отгадку.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
1) подснежник 2) одуванчик
3) ландыш 4) мать –и- мачеха
Вариант 2 Апрель, апрель. Звенит капель!
А1. Укажи, про какую птицу пели поэты в стихах о весне
1) стриж 2) грач
3) ласточка 4) жаворонок
А2. Укажи, о каком цветке не было загадки в разделе «Апрель, апрель. Звенит капель!»
1) о ромашке 2) о подснежнике
3) об одуванчике 4) о колокольчике
А3. Найди слово, которым заканчивается четверостишие Е.Трутневой
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов цветок –
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой …
1) цветок 2) дружок
3) медок 4) бережок
В 1. Укажи концовку пословицы о весне.
Март с водой, …
1) а кончается при зелени 2) апрель с травой
3) весна на дворе 4) много воды
С1. Прочитай загадку, выбери отгадку.
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
1) зима 2) зима и весна
3) весна 4) берёза
Вариант 1 И в шутку и всерьёз
А1. Укажи, каких произведений не встретишь в разделе « И в шутку и всерьёз»?
1) смешных
2) весёлых
3) интересных
4) грустных
А2. Отметь, чего не мог найти мальчик в стихотворении О.Дриза
1) варежки
2) шарф
3) привет
4) печенье
А3. Укажи стихотворение И.Пивоваровой
1) «Кулинаки - пулинаки»
2) «Ёрики - торики»
3) «Пуляки - муляки»
4) «Бубзики - мубзики»
В 1. Отметь слова, которые не составляют пару в стихотворении К.Чуковского «Телефон»
1) слон - шоколад 2) бегемот - самолёт
3) зайчатки - перчатки 4) крокодил - калоши
С1. Укажи, какая пословица подходит к рассказу Н.Артюховой «Саша-дразнилка»
1) Любишь шутки над Фомой, люби и шутки над собой.
2) У ленивого Емели семь воскресений на неделе.
3) Нет лучше дружка, чем родная матушка.
4) Любишь кататься, люби и саночки возить.
Вариант 2 И в шутку и всерьёз
А1. Укажи, каких произведений не встретишь в разделе « И в шутку и всерьёз»?
1) смешных
2) печальных
3) интересных
4) весёлых
А2. Отметь, чего не мог найти мальчик в стихотворении Щ.Дриза
1) варежки
2) шарф
3) печенье
4) привет
А3. Укажи стихотворение Г Кружкова
1) «Жжж»
2) «Мяу»
3) «Му»
4) «Ррры»
В 1. Отметь слова, которые не составляют пару в стихотворении К.Чуковского «Телефон»
1) цапли - капли 2) мартышки -книжки
3) зайчатки - перчатки 4) газели - конфеты
С1. Укажи, какая пословица подходит к рассказу М Пляцковского «Помощник»
1) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
2) Один - задериха, другой - неуступиха
3) Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
4) Любишь кататься, люби и саночки возить.
Вариант 1 Я и мои друзья
А1. Укажи вежливое слово, которое поможет помириться с товарищем
1) здравствуй
2) спасибо
3) извини
4) спокойной ночи
А2. Укажи, кого не видели в зоопарке папа с сыном в стихотворении С Маршака «Хороший день»
1) крокодила
2) гиппопотама
3) волка
4) антилопу
А3. Укажи высказывание, которое не подходит к теме «Я и мои друзья»
1) не разлить водой
2) как кошка с собакой
3) закадычный друг
4) победила дружба
В 1. Отметь концовку пословицы о дружбе
Новых друзей наживай, …
1) а нашёл - береги 2) а старых не теряй
3) а врозь скучно 4) можете ничего не бояться
С1. Укажи произведение, к которому подходит пословица «Ссора да упрямство до добра не доведут»
1) «Совет» 2) «Бараны»
3) «Кто первый» 4) «Про дружбу»
Вариант 2 Я и мои друзья
А1. Укажи вежливое слово, которое поможет помириться с товарищем
1) до свидания
2) привет
3) прости
4) доброе утро
А2. Укажи, кого не видели в зоопарке папа с сыном в стихотворении С Маршака «Хороший день»
1) моржа
2) медведя
3) слона
4) цесарку
А3. Укажи высказывание, которое не подходит к теме «Я и мои друзья»
1) заклятые враги
2) не разлить водой
3) протянуть руку помощи
4) победила дружба
В 1. Отметь концовку пословицы о дружбе
Крепкую дружбу …
1) и волк не страшен 2) не обидит никого
3товарища выручай 4) и топором не разрубишь
С1. Укажи произведение, к которому подходит пословица «О себе заботься, а о товарище не забывай»
1) «Подарок» 2) «В магазине игрушек»
3) «Вежливый ослик» 4) «Про дружбу»
Вариант 1 О братьях наших меньших
А1. Укажи, какого качества характера нет у человека, который любит животных
1) доброты
2) понимания
3) злости
4) заботы
А2. Укажи, почему щенок в стихотворении С Михалкова перепортил все в доме
1) был глупый
2) был вредный
3) был злой
4) был маленький
А3. Укажи, какое качество собаки по отношению к хозяину является главным
1) ответственность
2) доброта
3) верность
4) дружелюбие
В 1. Отметь, какой этап лягушка не проходит по пути к взрослению
1) малёк 2) икринка
3) головастик 4) лягушонок
С1. Продолжи пословицу о животных
Птичка невеличка, да …
1) умница 2) коготок остёр
3) она жалит 4) за хвост не удержишь
Вариант 2 О братьях наших меньших
А1. Укажи, какого качества характера нет у человека, который любит животных
1) доброты
2) понимания
3) грубости
4) заботы
А2. Укажи, о чём мечтал мальчик из стихотворения И Токмаковой
1) о велосипеде
2) о собаке
3) о сладостях
4) о путешествиях
А3. Укажи, чего не любят домашние кошки
1) ловить мышей
2) сидеть на месте
3) ловить птиц
4) охотиться
В 1. Отметь, какой этап не проходит бабочка по пути к взрослению
1) яйцо 2) гусеница
3) головастик 4) куколка
С1. Продолжи пословицу о животных
Не велика птица – синица,…
1) да умница 2) сама с воза тащит
3) а громко поёт 4) за хвост не удержишь
Приложение №2
ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА
1 класс
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Сова
8 |
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова |
||
15 |
старику, но перестала у него на лугу |
|
|
20 |
мышей ловить. Старик это поначалу |
||
26 |
не заметил, а мыши обнаглели. Стали |
||
31 |
они гнезда шмелей разорять. Улетели |
||
35 |
шмели, перестали клевер опылять. |
||
47 |
Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на |
||
56 |
лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко. |
||
63 |
|
Вот как все в природе связано между |
|
69 |
собой! Теперь понял это старик и |
||
75 |
пошел скорее к сове прощение просить. |
||
Задание 2. Найди и спиши предпоследнее предложение. Проверь. Если надо, исправь.
___________________________________________________
___________________________________________________
Ответь на вопросы и выполни задания по тексту.
Если нужно, перечитай текст еще раз.
Задание 3. В каком порядке лучше разложить картинки, чтобы было легче восстановить последовательность событий? Поставь в квадратиках под картинками цифры 1, 2, 3, 4, 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. У кого в этой сказке больше всего “ног” – у совы, у старика или у коровы?
Ответ: Больше всего ног у _______________________
Задание 5.
Найди и спиши слово, выделенное в тексте жирным шрифтом.
Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов, звуков и букв.
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Если хочешь, выполни и эти задания.
Задание 6. Отметь ответ значком ü, какой из названных объектов природы может двигаться, но не умеет бегать или летать?
|
А. |
Мышь. |
|
|
В. |
Сова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б. |
Клевер. |
|
|
Г. |
Шмель. |
Задание 7. Найди на рисунках объекты живой природы и соедини их стрелками с соответствующим словом-понятием.
свое слово |
|
|
|
Муравей |
|
|
Растение |
|
|
Скалы |
|
|
|
Напиши свое слово |
|
|
Животное |
|
|
Ель |
|
|
|
Клевер |
Задание 8. Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши.
Ребята составили две разные задачи, которые решаются одинаково: 4 + 4 = ?. Какие задачи составили ребята? Отметь их значком ü. Запиши решение.
|
А. |
Сколько мышей поймают за ночь две совы? |
|
Ответ: ____ мышей. |
|
|
|
|
|
|
Б. |
Сколько мышей поймает одна сова за две ночи? |
|
Ответ: ____ мышей. |
|
|
|
|
|
|
В. |
Сколько всего мышей поймают совы? |
|
Ответ: ____ мышей. |
Задание 9. Помоги старику попросить прощения у Совы. Запиши одно – два предложения.
Я думаю, что старику надо сказать: __________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 10. Перечитай сказку о Сове. Подчеркни незнакомые тебе слова. Подсчитай их. Запиши в квадрате цифрой, сколько незнакомых слов в тексте тебе встретилось.
![]() |
Выпиши одно какое-нибудь незнакомое слово. Попробуй определить значение этого слова.
Незнакомое слово |
|
Значение незнакомого слова |
|
|
|
Приложение №3.
Упражнения для мышц шеи.
1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены.
3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
4. Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевал сопротивление рук.
Физические упражнения и игры
для формирования правильной осанки.
1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытянув носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
Дыхательные упражнения.
Скороговорки
Комплексы упражнений для глаз
Вариант 1.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем рас-
крыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить
4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости
глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повто-
рить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на
счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом
проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повто-
рить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз,
потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2.
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко
раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые
движения глазами вверх – вправо – вниз - влево и в обратную сторону: вверх
– влево – вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4
вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо,
вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и
другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3.
(после каждого упражнения закрывай глаза для отдыха, считай до 5)
o Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 10 см под прямым углом.
Смотри на ладонь и медленно удаляй ее от себя до полного распрямления
локтя, так же медленно вернись в исходное положение (4 раза)
o Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 15-20 см, делай ею кре-
стообразные движения, следи за движениями глазами (4 раза)
o Поставь ладонь перед глазами на R 20-25 см, делай ее круговые спира-
левидные движения туда и обратно по 4 раза. Следи за движениями гла-
зами.
o Найди глазами точку на R не менее 10 метров (например: ветка за
окном).
o Повтори упражнения 1, 2, 3 на этом расстоянии, выполняй дви-
жения глазами в радиусе 2-х метров.
Массаж глаз.
o Руки потереть, стряхнуть микробы. Тремя пальцами гладить, массировать лоб, моргание.
o Массаж бровей, погладить, моргание.
o Двумя пальцами массаж висков, погладить, моргание.
o Тремя пальцами массировать скулы у глаз.
o Одним пальцем массировать крылья носа.
o Двумя пальцами массировать переносицу.
o Одним пальцем массировать заднюю поверхность ушной раковины.
o Массаж шеи сзади.
o Потереть руки, массировать верхнее веко двумя пальцами.
o Средним пальцем массировать наружный угол глаза.
o Вибрировать двумя пальцами нижнее веко.
o Средним пальцем вибрировать наружный угол глаза.
o Четырьмя пальцами массировать весь глаз.
o Упражнение "китайские глазки" - средними пальцами растянуть глаза за наружные уголки.
Работа с офтальмотренажерами.
ковые» офтальмотренажеры. Возьми глобус, обведи глазами выбранный
материал в обе стороны по 2-3 раза. Мысленно перенеси этот контур
вдаль (не менее, чем на 20 метров) и начерти его глазами, точно повторяя
его очертания 2-3 раза в обе стороны. Повтори это на других материках,
островах. Скоро ты станешь великим знатоком географии!
на стене, плакате, доске. Медленно следуй глазами по направлению
стрелки 3-4 раза и обратно 3-4 раза.
Зрительный тренажер
Релаксационные упражнения для детей младшего школьного
возраста
«Апельсин»
Дети сидят на стульях в свободной расслабленной позе, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 –10 сек.) «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает…) Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
«Сдвинь камень»
Дети лежат на парте. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теп-лая…мягкая…отдыхает…».Затем то же самое проделывается с левой ногой.
«Черепаха»
Упражнение делается лежа на парте . Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря – по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как б втягивая их под панцирь, - 5 -10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из – под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.).
«Морская звезда»
Упражнение выполняется под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают то, что им хочется. Продолжительность упражнения 1 -2 мин. В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.
«Снежная баба»
Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.
Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею),потом плечи, потом туловище. А ветер дует все сильнее хочет разру-шить снежную баба. Улетел ветер наступило утро выглянуло солнышко и решило баба отогреть. Стало солнышко припекать и начала наша снежная баба таять. Сначала стала таять голова ( свободно опустить голову) затем и остальные части тела.
«Угадай настроение»
Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых или детей), находящихся в различных эмоциональных состояниях.
В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома. Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии. Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком (ребенком), позволяющую понять причины данного эмоциональ-ного состояния, отображенного на фотографии (карточке-рисунке). Лучше, если таких причин будет несколько. Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они, подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Важно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан. Закончить занятие можно рисунком на обсуждаемую тему.
«Фейерверк эмоций»
Упражнение выполняется в группе (парах, тройках). Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств. Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение удовольствие, благодарность, растерянность, отвращение, досада, нетерпение, испуг смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.
Представителю каждой групы предлагается вытащить бумажку с названиями какой – нибудь эмоции. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Дети должны вспомнить ситуацию в которой испытывали подобное чувство. затем изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (позы, мимика, жесты), другие отгадывают.
«Медуза»
Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.
«Роняем руки»
Расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
«Белое облако».
Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый день. Вы смотрите в удивительное чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им, чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное облачко. Вы очарованы его красотой. Вы в ладу с самим собой. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко медленно приближается к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вам всё нравится. Представьте, как вы медленно встаёте и подходите к белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец, вы достигли маленькое облачко и ступаете на него. Вы ступаете и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко в небе.
Точечный массаж для профилактики ОРВИ
(по А.А.Уманской)
Точечный массаж можно применять в начальной стадии простудного заболевания, когда появляется насморк, легкое першение в горле, чихание, а также для профилактики острых респираторных вирусных инфекций. Но прежде посоветуйтесь с врачом – рефлексотерапевтом, узнайте, не противопоказан ли вам точечный массаж.
Массаж проводится 3—4 раза в день. Каждую точку массируют в течение 2—З минут. Несимметричные точки массируют пальцем правой руки, симметричные (если они не на руках) – одновременно пальцами левой и правой руки.
1-я точка, несимметричная — в центре переносицы, между бровями. Массировать указательным пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения.
2-я точка, симметричная — у верхнего края боковой борозды крыла носа. Массировать указательными пальцами, надавливать легко, прерывисто.
3-я точка, несимметричная — в центре подбородка, снизу. Массировать большим пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения в области точки.
4-я точка, симметричная — у заднего края сосцевидного отростка, за ушной раковиной, на 1—2 сантиметра кверху от нижней границы волосистой части головы. Массировать указательными или большими пальцами, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения в области точки.
5-я точка, симметричная — на тыльной поверхности кистью, между большим и указательным пальцами. Массировать большим пальцем, прерывисто, чувствительно надавливая
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.