КТП по ОДНКНиР - 5 класс

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ктп однкнр.docx

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

(ОДНКНР) 5  класс

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема урока

(тип урока)

Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

В мире культуры (4 часа)

1-2

 Величие многонациональной            российской культуры

Ученые,             деятели литературы и искусства России       в       разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад       в       мировую культуру.   В   культуре России        представлен труд и усилия разных народов. Многонацио-нальная культура         укрепляла дружбу                         и добрососедство народов

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста   учебника.   Рассматривание   и анализ    иллюстративного    материала «Что мы можем сказать о профессии этих   людей?   Чем   они   прославили Россию?».     Восприятие     и     оценка информации,        представленной        в видеофильме.      Выделение      главной мысли  рассказа  учителя  о  жизни  и творчестве                 Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося       деятеля       культуры России».

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Подобрать посло-вицы и поговорки на темы: «Чест-ность», «Доброта», «Справедливость»

 

Стр17

 

 

3-4

Человек – творец и носитель культуры

В процессе своей жизни человек           усваивает культуру и сам вносит вклад    в    нее.    Вклад человека    в    культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы  нравственности –       часть       культуры общества.

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек     –     творец     и     носитель культуры».    Конструирование    схем: «Человек     –     носитель     культуры», «Человек   –   творец   культуры»   (на основе иллюстративного материала). Восприятие  и     оценка  информации, представленной   в   рассказе   учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах:       «Объяснение       значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек»   и   «Для   любознательных» (составление плана пересказа текстов).

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Подготовить сообщение об од-ном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России

 

Задание с.23

 

 

Нравственные ценности российского народа (14 часов)

5-6

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

Древние          предания, священные           книги, пословицы и поговорки разных народов России о      защите      Родины. Примеры    героизма    и патриотизма, представленные           в эпических образах.

Объяснение    значения    пословиц    и поговорок о Родине и патриотических чувствах.    Чтение    текста    «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного   портрета   героя.  Оценка образца         словесного         портрета, представленного учителем. Совместная деятельность    в    парах:    чтение    и обсуждение  башкирской   легенды  об Урал-батыре.                Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных      средств.      Учебный диалог  «Обсудим  вместе»:  сравнение эпических героев.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Ответить на вопросы.

 

Стр 19-24 (темы проектов с.35)

 

 

7-8

Жизнь ратными подвигами полна

Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных   войн. Примеры         героизма. Участие      церкви      и церковнослужителей    в организации       защиты Отечества.

Работа с информацией, представленной  в  тексте.  Выделение  главной  мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой        «Картинная        галерея»: описание   героя   картины.   Чтение   и оценка   информации   из   текстов   об участии      в   Великой   Отечественной войне представителей разных народов России.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Ответить на вопросы

 

Стр 35

 

 

9-10

В труде – красота человека

Трудолюбие              как нравственное    качество человека,             основа трудовой  деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок).                       Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста   татарской   сказки   «Звёздочка Зухра».    Чтение    и    анализ    текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович   стал   героем   народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два    плуга?»,    выделение    главной мысли.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Объяснить значение пословиц

задание с.40

 

 

11-12

«Плод добрых трудов славен»

Буддизм,              ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Учебный         диалог:         обсуждение высказывания     буддийского     монаха Шантидевы.      Определение      главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде

 

Темы проектов с 48

 

 

13-14

Люди труда

В любую историческую эпоху, у любого народа есть     люди,     славные трудовые       дела       и подвиги которых внесли вклад       в       развитие культуры общества

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение  проблемы:   «Как   может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика,     чтобы     его     труд     был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Готовить проекты

 

Стр 43-48

 

 

15-16

Бережное отношение к природе

С давних времен люди с уважением относились к природе.   Не   зная   ее законов,                    они одушевляли предметы и явления    окружающего мира.                  Почему современный     человек должен    относиться    к природе       бережно   и рационально.

Оживление          и          использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как   древние   люди   относились   к природе?».       Анализ       информации, представленной в рассказе-обобщении учителя.     Совместная     работа     в группах:         анализ         информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка          видеофильма.          Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53).

Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Ответить на вопрос стр 51,

 

 

сообщение о заповеднике стр 55

 

 

17-18

Семья – хранитель духовных ценностей

Семья        –        первая «школа»,   где   ребенок получает               уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог       интереса       к культурным   традициям российского народа

Учебный        диалог        на        основе иллюстративного                   материала. Коммуникативная        деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения   «Бабушкины   сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах       рубрики       «Картинная галерея». Составление описательного рассказа    по    картине.    Совместная деятельность   в   группах:   чтение   и анализ народной сказки. Учебный   диалог:   обсуждение   темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение   текстов   и   анализ   главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации

Подобрать примеры произведений УНТ своего народа о нравственных качествах человека с.68

 

Задание с.73, 81

 

 

Религия и культура (10 часов)

19-20

Роль религии в развитии культуры

Роль религии в развитии культуры    человека    и общества. Использование религиозных образов и сюжетов   в   искусстве, литературе.

Религиозные праздники, культовые   сооружения (оживление имеющихся представлений).

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности с.73

 

 

21-22

Культурное наследие христиан-ской Руси.

Принятие  христианства на Руси. Древняя Русь после               принятия христианства.   Влияние церкви на образование, культуру             народа.Исторические личности,ока-завшиевлияние   на   развитиекультуры Руси.

Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Сообщение-презентация о царь-колоколе

 

 

Задание с.98

 

 

23-24

Культура ислама

Возникнове-ние  ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии           мировой культуры.      Искусство, литература,                  и архитектура ислама.

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Сообщение-презентация об исламе

С.99-108

 

 

25-26

Иудаизм и культура

Возникновение иудаизма.       Тора       и Ветхий                   Завет христианской     Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога.      Священная история    иудеев         в сюжетах            мировой живописи.

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток»Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях   живописи»   (учебник,

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Сообщение-презентация об иудаизме

 

С. 109-119

 

 

27-28

Культурные традиции буддизма

Возникновение буддизма.   Буддизм   в России.   Народы   Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый       буддийский храм     в     российской столице.        Культовые сооружения  буддистов: ступа,                 пагода. Архитектура буддийских        храмов. Влияние      буддийских монастырей и монахов на  развитие  культуры. Искусство танка.

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Сообщение-презентация о буддизме

С.120-128

 

 

Как сохранить духовные ценности (4 часа)

29-30

Забота

государства о сохранении духовных ценностей

Государство заботится о сохранении     духовной культуры и ее развитии. Взаимная    помощь    и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление          на территории          России памятников религиозной культуры

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах Ленинградской области

С.135

 

С.129-135

 

 

31-32

Хранить память предков

Без        памяти        нет нравственности, совести.     Беспамятный человек                         – неблагодарный, безответственный. Уважение     к     труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как                   духовно-нравственная ценность

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить    благо».    Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять                  участие                  в благотворительности? Составление          портрета          героя художественного  полотна  (И.  Репин. Портрет   С.И.   Мамонтова).   Учебный диалог    (обсудим    вместе):    оценим жизненные истории.

Осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

 

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

 

Подготовить ответы на вопросы с.141

 

 

Твой духовный мир (2 час)

33-34

Что составляет твой духовный мир

Что    составляет    твой духовный мир. Культура поведения современного человека.           Правила хорошего тона – этикет. Твоя                 культура поведения.

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем    он    нужен?».    Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный    диалог:    обсудим    вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер».

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

 

Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога ; стремление к развитию, нравственных, эстетических потребностей.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

Стр 143-154

 

 

 

 

 

 

 

Не задано

 

 

 

 

Практическая часть программы

Темы индивидуальных учебных проектов:

  1. «Традиции моей семьи»
  2. «История семейной реликвии»
  3. «Мое родословное древо»
  4. «Значение религии в жизни человека и общества»
  5. «Памятники религиозной культуры в моем городе»
  6. «Памятники в моем городе»
  7. «Мое отношение к России»
  8. «С чего начинается Родина»
  9. «Герои России»
  10. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
  11. «Мой дедушка – защитник Родины»
  12. «Профессиональное древо моей семьи»
  13. «Профессиональная династия»
  14. «Спасти и сохранить»
  15. «Христианские святыни Югры»
  16. «Христианские святыни России»
  17. «Мечеть Нефтеюганска»
  18. «Мечети в России»
  19. «Иудаизм в России»
  20. «Буддийские монастыри»
  21. «Религия и искусство» электронный альбом
  22. «Библия – Книга Книг»