Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса разработана для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
· Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
· формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи « Мир природы и человека»:
· уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
· на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
· выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
· сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе
Основные направления коррекционной работы:
· Развитие зрительного восприятия и узнавания;
· Развитие основных мыслительных операций;
· Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
· Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
· Обогащение словаря;
· Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Курс "Мир природы и человека" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины “Мир природы и человека” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
· словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
· наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
· практический метод (упражнения, практическая работа);
· репродуктивный метод (работа по алгоритму);
· коллективный, индивидуальный;
· творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
Межпредметные связи:
Чтение и развитие речи:
1.Показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками.
2.Выполнять задания по словесной инструкции.
Математика:
1.Правильно понимать и употреблять слова: каждый, все, кроме, остальные.
2.Выделять из группы предметов один или несколько предметов, обладающих определёнными свойствами (одним или несколько): цвет, величина, форма, назначение
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
1) осознание себя как гражданина России;
2) овладение начальными навыками адаптации;
3) владение навыками коммуникации;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
-относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное); -называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); -знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; -знать основные правила личной гигиены; -иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. |
-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; -относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса); -знать правила гигиены органов чувств; -проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира. |
Основное содержание рабочей программы.
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Сезонные изменения Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето
|
15 5 4 4 2 |
2 |
Неживая природа |
4 |
3 |
Живая природа. Растения. Животные. Человек. Безопасное поведение |
15 5 5 4 1 |
|
Итого: |
34 часов (1 час в неделю) |
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( 34 часов)
№ |
Название раздела и темы |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
I четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы осенью. |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Сезонные изменения.Экскурсия в природу. Осень |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Растения осенью: яблоки, шиповник, грибы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Животные осенью: лягушки, мыши, змеи. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Занятия людей осенью. Работа в саду, огороде. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Живая природа. Растения |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6(1) |
Сравнение растений |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7(2) |
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8(3) |
Растения сада.Плоды и семена |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9(4) |
Лес. Лесные ягоды |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10(5) |
Грибы: несъедобные и ядовитые. Правила поведения при отравлении |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Живая природа. Животные |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11(1) |
Дикие животные: лось, кабан, заяц. Животные нашего края. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12(2) |
Домашние животные: корова, свинья, кролики. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13(3) |
Птицы. Части тела. Хищные птицы |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14(4) |
Перелётные птицы. Зимующие птицы |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15(5) |
Певчие птицы. Птицы нашего края. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения. Зима. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы зимой |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16(1 |
Экскурсия в природу. Зима.Занятия людей зимой. Детские игры, предупреждение травм. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17(2 |
Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. |
1 |
29.12.2020 |
|
|
|
|
|
|
|
|
18(3 |
Растения зимой |
1 |
12.01.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
19(4 |
Животные зимой |
1 |
19.01.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неживая природа |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20(1 |
Солнце в разные времена года.Восход и закат солнца. |
1 |
26.01.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
21(2 |
Термометр.Календарь |
1 |
02.02.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
22(3 |
Воздух. Значение воздуха |
1 |
09.02.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
23(4 |
Ветер. Направление ветра |
1 |
16.02.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы весной. |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24(1 |
Экскурсия в природу. Весна.Животные весной |
1 |
02.03.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
25(2 |
Весенние месяцы: март, апрель, май. |
1 |
09.03.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
263 |
Растения весной: подснежник, мать и мачеха, ландыши и медуница |
1 |
16.03.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
27(4 |
Растения весной: верба, акация, берёза и тополь.Насекомые весной. |
1 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Человек. Безопасное поведение |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28(1 |
Дыхание человека. Органы дыхания. Правила поведения при простудных заболеваниях |
1 |
06 |
|
|
|
|
|
|
|
|
29(2 |
Кровь. Значение крови для человека. Оказание помощи при порезах |
1 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
30(3 |
Сердце. Значение сердца для человека |
1 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
31(4 |
Питание человека. Профилактика отравления |
|
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы летом. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32(1 |
Лето. Летние месяцы |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33(2 |
Растения летом. Животные летом |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34(3 |
Занятия людей летом |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.