Предметно-практические действия
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи и направления рабочей программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Содержание обучения на коррекционных занятиях предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умственной отсталостью. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие детей осуществляется по разнообразной системе предметно-манипулятивной деятельности и в дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Коррекционный курс «Предметно- практические действия» (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Занятия ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений
подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагают обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.
Основной формой обучения являются занятие.
Типы занятий:
· сообщения новых знаний;
· закрепления полученных знаний и умений;
· упражнение;
· обобщение полученных знаний, умений и навыков;
· проверки и оценки знаний, умений и навыков;
· повторение полученных знаний;
· комбинированный.
Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.
Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех учеников класса. Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом разных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образования. Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения.
Место коррекционного курса в учебном плане
Предмет «Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия».
Кол-во часов на изучение данного предмета в 4 классе:2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов в год.
Личностные, предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
· формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
· овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
· минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
· минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
· формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
· овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
· умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Предметные результаты:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д.;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- раскладывает по блюдцам разный природный материал;
- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играет с конструктивными материалами.
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени;
· от начала до конца;
· с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(2 часа в неделю)
Действия с предметами:
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко; выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.
Захватывание, удержание, отпускание предмета
Узнавание предметов и различение их: по цвету (красный, синий, желтый);
по форме (шар, куб); по размеру (большой, маленький).
Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета (формы, размера) из 5-6 предметов двух контрастных цветов (объемных форм, двух контрастных размеров). Сравнение предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу. Группировка однородных предметов по цвету (форме, размеру). Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета. Размещение в ряд различных по размеру предметов.
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, почтовый ящик, входная дверь и др.).
Вращение предмета Закручивание руками закрывающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с гайками и др.), завод механических игрушек, часов.
Сжимание предмета(задание с прищепками) выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету
Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» - движения рук, кистей. Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости; перекладывание предметов из одной емкости в другую; открывание и закрывание двери, коробок, матрешек; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень.
Конструирование.
Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение. Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу): ворота; дорожки, тропинки; окно, домики; конура; грибок, качели; стульчик.
Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней:
брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие панели. Заполнение панели мозаикой произвольно. Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики - домики, над домиками флажки - второй ряд из красной мозаики); курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики - курочки, второй ряд из желтой - цыплята).
Нанизывание предметов (нанизывание колец на штырь; нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; нанизывание колец пирамидки с учетом цвета).
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы курса
Система оценки достижений обучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи, воспитателей группы.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
· что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
· что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
· насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не выполняет, помощь не принимает;
1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом;
3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;
1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;
2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;
3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;
4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;
5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
0 - отсутствие динамики или регресс.
1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 - минимальная динамика;
3 - средняя динамика;
4 - выраженная динамика;
5 - полное освоение действия.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов
|
1 |
Действия с предметами |
35 |
2 |
Работа с конструктором |
17 |
3 |
Работа с пластилином |
12 |
4 |
Работа с бумагой и фольгой |
4 |
|
Итого: |
68 |
Материально-техническое оснащение коррекционного курса:
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» включает в себя:
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер, большой монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики;
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, один-много, домики, деревья и т.д.).
Освоение коррекционного курса «Предметно-практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
-оборудования, позволяющие выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
- игра рыбалка;
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные - видео физминутки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«Предметно-практические действия»
4 класс-68 ч
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Содержание, виды деятельности |
||
план |
факт |
|||||
1 четверть – 16ч Действия с предметами
|
||||||
1 |
Наблюдение за предметно- манипулятивной деятельностью педагога. |
|
|
1ч |
Фиксация взгляда на предметно – манипулятивной деятельности педагога. |
|
2 |
Наблюдение за движущейся игрушкой |
|
|
1ч |
Фиксация взгляда на движущейся игрушке. |
|
3 |
Прослеживание предмета за экраном |
|
|
1ч |
Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. |
|
4 |
Узнавание знакомых предметов |
|
|
1ч |
Дидактическая игра «Помоги зайчишке». |
|
5 |
Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. |
|
|
1ч |
Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши» |
|
6 |
Выбор своей игрушки среди других. |
|
|
1ч |
Игра «Моя любимая игрушка» |
|
7 8 |
Нахождение игрушек в классе |
|
|
2ч |
Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе. Д/игра «Магазин игрушек» |
|
9 |
Нахождение и отбор парных предметов |
|
|
1ч |
Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Д/игра «Найди пару» |
|
10 |
Соотнесение предмета с его изображением на картинке.
|
|
|
1ч |
Соотнесение предмета с его изображением на картинке. Д/игра «Узнай меня» |
|
11 |
Закручивание крышек
|
|
|
1ч. |
Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: закручивание крышек. Игра «Волшебные крышки»
|
|
12 |
Катание шариков |
|
|
1ч |
Катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости. Игра «Разноцветные шарики» |
|
13 |
Перекладывание предметов из одной емкости в другую |
|
|
1ч |
Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: перекладывание предметов из одной емкости в другую. Игра «Делай, как я» |
|
14 |
Открывание, закрывание
|
|
|
1ч |
Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: открывание и закрывание двери, коробок, матрешек. Игра «Путешествие на поезде»
|
|
15 |
Складывание предметов в коробку. |
|
|
1ч |
Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание предметов в коробку. Игра «Волшебная коробка» |
|
16 |
Нанизывание предметов на стержень
|
|
|
1ч |
Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень. Игра «Пирамидка»
|
|
|
2 четверть-14 ч |
|||||
1 2 3 |
Различение предметов по цвету |
|
|
3ч |
Узнавание предметов и различение: по цвету (красный, синий, желтый). Игра «Забавные цветочки» |
|
4 |
Различение предметов по форме |
|
|
1ч |
Узнавание предметов и различение: по форме (шар, куб). Игра «Различай-ка» |
|
5 |
Различение предметов по размеру |
|
|
1ч |
Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький). Игра «Большой- маленький» |
|
6 |
Выбор предметов по цвету |
|
|
1ч |
Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета из 5—6 предметов двух контрастных цветов. Игра «Цветная радуга» |
|
7 |
Выбор предметов по размеру |
|
|
1ч |
Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного размера из 5—6 предметов двух контрастных размеров Игра «Выбери правильно» |
|
8 |
Выбор предметов по форме |
|
|
1ч |
Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одной формы из 5—6 предметов двух объемных форм. Игра «В мире шаров» |
|
9 |
Сравнение предметов по цвету путем прикладывания |
|
|
1ч |
Сравнение предметов по цвету путем прикладывания их друг к другу. Игра «Забавные игрушки» |
|
10 |
Сравнение предметов по форме путем прикладывания |
|
|
1ч |
Сравнение предметов по форме путем прикладывания их друг к другу. Игра «Построим домики» |
|
11 |
Сравнение предметов по размеру путем прикладывания |
|
|
1ч |
Сравнение предметов по размеру путем прикладывания их друг к другу. Д/игра «Большой-маленький» |
|
12 |
Группировка однородных предметов по цвету,по форме, по размеру |
|
|
1ч |
Группировка однородных предметов по цвету,по форме, по размеру. Д/игры «Веселые бусы», «Волшебные фигурки»,«Машинки» |
|
13 |
Нанизывание предметов определенного цвета на шнур |
|
|
1ч |
Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета. Игры со шнуровками «Ботиночки», «Бабочка» |
|
14 |
Выкладывание цветных предметов на лентах
|
|
|
1ч |
Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета. Игра «Ленточки» |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.